Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка

  • docx
  • 29.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой.docx

Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой

мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка

     В настоящее время ЕГЭ – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но зачастую самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности.

   Или это могут быть дети, которые решили, что можно праздно провести еще 2 года в школе, после чего легко получить аттестат, как это произошло в 9-м классе. Но в этом они сильно заблуждаются. В 11 классе надо учиться, да так, чтобы наверстать упущенное в 10 классе. Именно поэтому мы должны учить и научить всех, кто пришел учиться в зависимости от уровня их знаний и способностей, а также потребностей каждого отдельно

взятого ученика.

   Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

   Ученики отстают в обучении по разным причинам:

1)слабое физическое развитие, хронические заболевания;

2) пропуски занятий в школе по болезни;

3)задержка психического развития;

4)отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за

предыдущие годы обучения;

4)прогулы учебных занятий

5)низкая мотивация к обучению

   Несмотря на то, что основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Уже с 5-го класса рекомендую детям оформлять в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. В результате

логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Именно поэтому разрешаю пользоваться справочными материалами на всех уроках, кроме контрольных и проверочных. Как говорится, если знаешь, где посмотреть, то это уже

половина успеха.

   Как же я добиваюсь положительных результатов сдачи экзаменов:

- Использую реальные задания ЕГЭ на уроках с 5-го класса; (например, выпиши основу предложения, определи орфоэпические нормы или выпиши количество грамматических основ из предложения);

- Структуру сочинения и по русскому языку, и по литературе выстраиваем в соответствии с экзаменационной (5-8 классы ОГЭ, 10-11

ЕГЭ);

- Ежедневно проводится работа по развитию речи в рамках соответствия требованиям итогового собеседования и сочинения;

- При пересказе используем разные способы сжатия текста, сохраняя микротемы каждого абзаца;

- Художественные произведения рассматриваем, учитывая направления итогового сочинения предыдущих лет;

- Особо значима работа на нахождение ошибок: это и найти ошибки в тесте, и в структуре сочинения, и в композиции сочинения, и в тексте и т.д.

- В 10-11 классах ученики регулярно пишут сочинения на проверку, эта работа безоценочная и направлена на вырабатывание навыков написания сочинения. До декабря мы работаем с итоговым сочинением, с января над сочинением ЕГЭ. В декабре проводим пробный экзамен ЕГЭ и даем возможность до января отдохнуть от написаний сочинений.

- Особую роль играет погружение ученика в олимпиадную и конкурсную деятельность, так как если он выбрал сдачу данного предмета, он мотивирован в нем, пусть даже самый слабый ученик. Участвуя в предметном конкурсе, он покажет пусть не слишком высокий, но результат, а сильный ученик – высокий результат. Это позволит почувствовать прилив

сил, повысить мотивацию через ситуацию успеха.

- Проектная деятельность также поможет более почувствовать вкус предмета. Помимо того, что у нас каждое сочинение - это проект, мы готовим еще и проекты на конференцию, это тоже позволяем почувствовать учащемуся себя чуть увереннее в предмете, в своем выборе.

- Рекомендую лекции, видеоуроки по определенным темам, что дает возможность услышать информацию от другого выпускника или современного писателя.

   Такая работа требует от учителя огромных временных затрат, но показывает реальную картину самому учащемуся. Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием

ЕГЭ - ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ- ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

   Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.