ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.6

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оценка 4.6
doc
06.12.2020
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Павлова Е.Н._ доклад.doc

 

Павлова Елена Николаевна

Учитель-логопед высшей категории

Белгородская область

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Ключевые слова: ранняя диагностика, коррекционно-развивающая работа, индивидуальная программа, сензитивный период.

 

Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Итогом психолого-педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста является вынесение заключения, в котором определен актуальный уровень развития ребенка (то, что он может делать самостоятельно) и потенциальный (то, что выполняет вместе со взрослым), на которое и опираются педагоги коррекционного профиля при разработке индивидуальной программы развития. Она является составной частью адаптированной образовательной программы, при составлении которой необходима консолидированная работа всех специалистов сопровождения и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Особенности развития детей с ОВЗ, выявленные в ходе комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития, служат ориентирами в разработке ИПР.

Индивидуальная программа разрабатывается с учетом следующих принципов:

‒    единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

‒    учета характера и степени первичного нарушения, а также особенностей вторичных отклонений в развитии ребенка;

‒    учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;

‒     учета возрастных и индивидуальных особенностей его развития;

‒    деятельностного подхода к развитию личности ребенка, реализующегося в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с его интересами;

‒    коррекционной направленности воспитательного процесса, а также системного подхода к процессу обучения и воспитания.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ:

‒    организация коррекционно-развивающих занятий

‒    взаимодействие с родителями

Задачи коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ:

-       Формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания.

-       Стимулирование речевой деятельности.

-       Формирование вербальных и невербальных способов общения.

-       Формирование коммуникативной функции речи.

-       Удовлетворение потребности в общении с окружающими.

-       Формирование предметно-практической деятельности.

-       Развитие познавательной деятельности.

-       Обучение простейшим предметным и трудовым действиям

-       Вовлечение ребенка-инвалида и родителей в совместную деятельность.

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с ОВЗ:

Дети с нарушением слуха.

Основные направления коррекционно-педагогической: стимулирование общих движений; развитие движений глаз, зрительной ориентировки; развитие манипулирования, предметных действий; формирование общения; развитие речевого и неречевого слуха; развитие речи; развитие слухового восприятия.

Педагогические  условия  для проведения педагогической работы: создание звуковой среды (усиление источников звука); постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых в семье; обеспечение бинаурального слухопротезирования (подбор индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры).

Дети с нарушением зрения.

Направления психолого-педагогической помощи: развитие вестибулярного аппарата; развитие двигательной сферы; развитие остаточного зрения, формирование зрительного внимания; развитие осязательного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие движений рук.

Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются разнообразные средства: медикаментозные, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо свободное пространство, сухие бассейны, тренажеры. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха и занятий с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специальный педагог и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего, это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы.

Подводя итог выше сказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время в результате принятых на государственном уровне принципиально важных решений сложились благоприятные условия для создания системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                    Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р., Микляева, Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. - М.: Изд-во Парадигма, 2012. - 312с.

2.                    Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Инклюзивная практика в работе структурных подразделений дошкольных образовательных организаций// Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII международного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - 257с. Т. 2. - С.93-99


3.                    Скачано с www.znanio.ru

Павлова Елена Николаевна Учитель-логопед высшей категории

Павлова Елена Николаевна Учитель-логопед высшей категории

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с

Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает…

Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2020