ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИНИЦИАТИВЫ
Для того чтобы побудить детей к инициативному участию в самостоятельном экспериментировании, надо создавать мотивацию, за основу которой берется нравственная составляющая (для чего нужен этот эксперимент, где могут быть полезными его результаты, как эксперимент поможет его участникам стать лучше, умнее, больше узнать и т.д.). Например, в ходе образовательной деятельности при изучении условий для жизни растений надо говорить детям о том, что данный эксперимент поможет им выяснить, какие условия надо создавать растениям, чтобы они хорошо росли. Далее дети по желанию выбирали, кто какое условие будет изучать. 1. Солнечный свет. Берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают светонепроницаемым колпаком. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением. 2. Тепло. На прогулке собирают веточки растений и ставят их в воду у батареи и в прохладное место. Наблюдают, что происходит с веточками, делают вывод: где тепло, там появляются листики. 3. Почва. Две одинаковые луковицы растения помещают в разную среду: (воду и почву). Наблюдают за их ростом, и делают вывод, где растение быстрее растет. Далее для организации самостоятельной познавательной деятельности детей мы знакомим детей с моделью последовательности выполнения эксперимента. Это помогало детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя самостоятельными исследователями. Проводились занятия в мини-лабораториях с использованием специального оборудования (микроскопы, измерительные приборы и др.). Проявление детьми инициативы часто начинается с вопроса. Поэтому в ответ на детские вопросы нужно поддерживать инициативу посредством проведения экспериментов- экспромтов, которые не требуют специальной подготовки, организуются в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное, например, в природе. В экспериментах- экспромтах стоит привлекать ребенка, который задал вопрос, самому найти ответ, проведя несложное экспериментальное исследование. Например: «А ты сам положи в кормушку кусочек сала и посмотри, какая птичка прилетит к кормушке!». Для того чтобы способствовать развитию у детей инициативности, как волевого качества личности (эмоционально-волевой компонент) надо стараться вызвать у детей интенсивные побуждения к экспериментированию, желание активно участвовать в нём, ставить перед собой новые задачи и осуществлять их. Одним из часто применяемых в ходе реализации опыта средств стимулирования инициативы являлось использование «Чудесной коробки» с предметами. Здесь учитывались индивидуальные предпочтения и интересы детей. В зависимости от этого менялось содержимое «коробки»: ящик старых вещей для исследования (детали, приборы, часы и прочие вещи взрослых), или разноцветные стеклышки, или магниты и т.д. Для развития поведенческого компонента инициативности надо включать детей в самостоятельную работу обобщающую экспериментальную деятельность. В её ходе дети прослеживают общие закономерности предметов и явлений, изученные ранее в ходе образовательной деятельности. Также при проведении обобщающих самостоятельных экспериментов учитывался личный жизненный опыт ребенка. Например, в ходе экспериментирования со свойствами распространенных объектов для наблюдений (снег, вода и лед) педагог предлагает детям сначала рассмотреть внимательно воду, снег и лед, а затем рассказать, чем они схожи и чем отличаются. Далее детям предлагалось: 1) сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед), придумать, каким образом выполнить сравнение; 2) проверить, что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); 3) придумать способ, как сделать лед непрозрачным? (например, измельчить его). Библиографический список 1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008. - 64 с. 2. Погодина Е.А. Развитие инициативности дошкольников в общественнополезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф.. – Уфа: Лето, 2014. – 123 с. 3. Смирнова Н.В. К вопросу о развитии инициативы у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://rcokio-chel.ru/pics/uploads/materialysoveshchaniy/Semenova%2017.04.14.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.