Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено на развитие любознательности, памяти, внимания, на активизацию мыслительной деятельности, которая способствует формированию наблюдательности, умению размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать соответствующие выводы. Опираясь на всё выше сказанное, поставили перед собой цель: организовать для детей старшего дошкольного возраста самостоятельную исследовательскую деятельность в группе, уделить данному направлению особое внимание.
Расширить кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха и др.) Ø Развить умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Ø Сформировать умственные способности: умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать. Ø Развить коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию. В группе были созданы все необходимые условия для детского экспериментирования. А именно, было определено место для выставок, на котором в зависимости от изучаемой темы представлены различные коллекции, экспонаты, открывались музеи; место для приборов, необходимых для проведения опытов, экспериментальной деятельности; место для хранения разнообразных материалов; место для игр с неструктурированными материалами (песок, вода, опилки, шарики из пенопласта). Перечень оборудования, пособий и приборов: Ø схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; Ø серии картин с изображением природных сообществ; Ø схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; Ø серии картин с изображением природных сообществ; Ø книги познавательного характера, атласы, лепбуки; Ø тематические альбомы; Ø коллекции «Ткани», «Бумага», «Камни»,»Пуговицы», «Ракушки», «Насекомые». Ø природный, бросовый, утилизированный, технический, медицинский материалы; Ø клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки; Ø приборы – помощники: лупы, песочные часы, микроскоп, глобус, компас, безмен, увеличительные стёкла, сито, воронки, пипетки, весы настольные и напольные и т.д. Ø экологические макеты, наглядные пособия (организм и эволюция человека), электронный конструктор. Ø книги познавательного характера, атласы, лепбуки; Ø тематические альбомы; Ø коллекции «Ткани», «Бумага», «Камни»,»Пуговицы», «Ракушки», «Насекомые». Ø природный, бросовый, утилизированный, технический, медицинский материалы; клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки; Ø приборы – помощники: лупы, песочные часы, микроскоп, глобус, компас, безмен, увеличительные стёкла, сито, воронки, пипетки, весы настольные и напольные и т.д. Ø экологические макеты, наглядные пособия (организм и эволюция человека), электронный конструктор. Более подробно остановлюсь лишь на некоторых из них. Макет " Природные зоны" - способствует освоению действия использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в различных природных зонах. Электронный конструктор " Знаток" - увлекательная игра по физике для дошкольников, содержащая сотни схем, в которых используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Все схемы, построенные по книгам - инструкциям позволяют ребёнку увидеть разнообразие электронных технологий. Испытав схему на этом конструкторе можно собрать такую же из своих деталей и применить её в жизни. Многофункциональное пособие " Эволюция человека", способствующее развитию у детей представлений не только об эволюции человека, но и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, за счёт вращающегося барабана со съёмными заламинированными картинками. Лепбуки " Насекомые", " Юный исследователь" или «наколенные книги». Они представляют собой тематические интерактивные небольшого размера книжки с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет. Пособие " Дерево добрых дел" - демонстрирующее правила поведения в природе, а также правила ухода за растениями. Последовательность организации детского экспериментирования. Хотелось бы отметить, что в старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению опытов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. В этот период начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. В своей работе используем несколько вариантов фиксации результатов: зарисовка опытов, оформление технологических карт (последовательность выполнения опыта) и ведение календаря природы. Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения - моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе. Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Цель работы с календарём природы - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством педагога закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели, после рассматривания покрова земли и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются около объектов и изображение размещается в разделе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Недели месяца". В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки "погоды", фотографию с изображением куста и покрова земли - все соответствует конкретному моменту состояния природы. Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаем детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, формируем умение правильно ориентироваться на его плоскости; направляем внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов организуем и направляем ход рассуждений детей, подводим их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей. Рассмотрим методы и приёмы, используемые нами при организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: Ø Разбор и решение проблемных задач Ø Вопросы педагога Ø Схематическое моделирование опыта Ø Наблюдения Ø Проекты Ø Экспериментирование Ø Беседы, познавательная ОД Ø Изучение энциклопедий, научной литературы Ø Игры развивающего и познавательного характера Для поддержания интереса детей к экспериментальной деятельности используем различные способы. Это реальные события (яркие природные явления- гром, молния, град, снегопад, радуга и др, общественные события); события, специально "смоделированные " воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. Стимулом к исследованию служили и события, происходящие в жизни группы, "заразившие" большую часть детей и приведшие к довольно устойчивым интересам. При этом мы стараемся не забывать об особенностях организации экспериментирования, заключающихся в непродолжительности по времени эксперимента, в учёте индивидуальных различий детей, их возрастных особенностей. Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству. Формы взаимодействия с ними: Ø Анкетирование Ø Привлечение к созданию РППС Ø Оформление наглядной информации в родительском уголке Ø Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях, видеотрансляции Ø Участие в конкурсах познавательно-экспериментальной направленности Ø Совместное детско-взрослое творчество Ø Открытые мероприятия для родителей В заключение хотелось бы сказать, что работа по организации исследовательской деятельности детей интересная, насыщенная и очень продуктивная. Она является отличным средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня активности. Библиографический список: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005. 3.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.