Тема: «Организация самостоятельной деятельности на уроках в начальной школе»
Тема: «Организация самостоятельной деятельности на уроках в начальной школе»
Цели: определение эффективных форм педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, как средство повышения познавательной активности.
План проведения:
1.Краткое обоснование роль и место самостоятельной работы на уроках в начальной школе .
2.Виды самостоятельной работы
3. Особенности организации и проведения самостоятельной работы.
4.Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия.
5.Обсуждение авторских фрагментов занятий .
6.Рефлексия.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Одной из основных задач преподавания окружающего мира в начальной школе является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной деятельности. Возможные пути ее реализации намечаются авторами современных школьных программ, учебных и методических пособий.
Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Необходимо, также, определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний. (целеполагание) |
Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности. |
Осознание цели пред- стоящей деятельности Представление результатов |
2. «Открытие нового знания» |
Предложение учащим- ся самим составить план своей деятель- ности. Реализация плана. Коррекция деятельности. |
Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности. |
3.Первичное закрепление |
Создание банка заданий по «новому» способу действий |
Проговаривание вслух алгоритма действий |
4. Выполнение заданий на повторение |
Организация самосто- ятельной деятельности учащихся с целью отра ботки нового способа действия |
Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений |
5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка) |
Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика |
Самоконтроль и самооценка полученных результатов |
Развитие самостоятельности ученика может осуществляться различными методами, способами, формами организации учебной деятельности.
Формирования самостоятельности учащихся средствами дидактической игры;
Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.
Тема: Почему радуга разноцветная?
Цель: узнать о возникновении радуги.
Форма организации- фронтальная
Ребята, отгадайте ребус, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Если вы затрудняетесь, то в этом вам поможет загадка:
Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
.ж
Правильно. Радуга!
На что похоже слово-радуга?
Социоконструкция (радуга-чудеса, красота, радость)
И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
По описанию определите Что такое радуга?
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение)
Этап. Закрепление знаний. Форма – работа в парах.
Цель: проверить знания последовательности цветов радуги
Игра «Радуга-дуга» Предлагают разложить полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Сколько цветов составляют радугу?
Какой цвет оказался лишним?
Как запомнить последовательность цветов радуги?
Дуга какого цвета самая длинная? Самопроверка.
Тема : «Лесные новости»
Игра-путешествие по страницам лесной книги.
Цель: проверить наблюдательность, внимание, кругозор учащихся
Третья страница «Следопыт» Послушайте стихотворение и попробуйте определить по его содержанию, какую работу нам предстоит выполнить. Ученик читает стихотворение «Следы на снегу».
На снегу следы- как книжка.
Куропатка, горнастай,
Волк, сохатый, даже мышка-
пишут все. А ты читай!
Посмотрите, сколько следов оставлено на снегу в нашем лесу и на речке Силинке. Как настоящим исследователям природы, нам предстоит прочитать и узнать, чьи это следы, о чём рассказывают нам они? Работа по группам.1 команда - Определить следы животных на речке; 2-команда – определить следы в лесу.
(Дети на магнитной доске сопоставляют фотографии животных и их следов)
Где чаще встречаются следы на речке или в лесу? Почему? (Легче передвигаться, питание для хищников)
Взаимопроверка по группам.
Игра «узнай по описанию? Тема: Многообразие грибов.
Самый опасный гриб. Чаще всего у него зеленоватая и белая ножка.(Бледная поганка)
Красивый гриб. Яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство. А для многих насекомых вредящих лесу и человеку – смертельный яд.
В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках.
Загадки о природе.
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Тема: Что нас окружает?
Могут ли существовать на Земле кроты и водоросли, если исчезнет Солнце? Какой вывод можно сделать?
(Объекты живой и неживой природы тесно связаны между собой. Зависят друг от друга)
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.
Человек |
животные |
|
|
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация, лепка.
У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета время года, вы узнаете, разгадав кроссворд. (1.Заморозок. 2. Дождь. 3. Листопад.4. Роса. 5.Туман 6. Ледостав 7.Стая.
Тема: Млекопитающие. Цель :проверить знания о млекопитающих, их разнообразии. Отличительных признаках.
Разгадайте ребусы и узнайте, какие животные живут в лесу?
(Крот, лось, лиса, белка)
К какой группе животных они относятся?
Почему их называют млекопитающими?
Тестовые задания и графические диктанты.
Формы организации самостоятельной работы:
фронтальные, групповые, парные, индивидуально-дифференцированные.
Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Н.р: Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 6 см."
Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."
1) найдите площадь отрезанной части.
2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".
Виды контроля самостоятельной работы:
Контроль учителя; самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль.
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:
Важно, подбирая задания, свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.