Выступление участника районного семинара
«Системно-деятельностный подход на современном уроке»
Майсюк Г.А.
«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии ФГОС» В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. Формировать самооценку младшего школьника мне помогает наш дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.
Данный
дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к
урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных
обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета, нужно
закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы
на уроке). Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором». Зеленый
смайлик с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый смайлик с
улыбкой – получилось, но не всё; красный смайлик – сегодня пока не
получилось, но я буду стараться. Разного размера и цвета они несут единую
смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения
с учителем и одноклассниками. Первое время не всё было понятно, и пока не вникнешь, не изучишь документацию, не апробируешь на практике, результатов не будет. По созданию новой системы оценивания поднимали вопрос на школьном МО. По новым стандартам постепенно, начиная с первого класса, шаг за шагом стала учить детей умению оценивать себя. 1 шаг (на первых уроках) Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок(день).Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. В конце каждого урока происходил приблизительно такой диалог: -Наш урок заканчивается –пусть сейчас каждый из вас вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилась (установка на успех!). И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике. Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй зелёный кружок. Если тебе на уроке было временами непросто. Не всё получалось, то жёлтый кружок. Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй красный .Мы тебе поможем и в следующий раз у тебя всё получится! 2 шаг (через 2-4 недели) Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Дети открывают, проверенные тетради. -Я посмотрела, и мне очень понравилось. Как вы все сделали!(установка на успех! Не даём детям понять, что у кого-то лучше, а у кого-то хуже) -Какое у вас было задание? (дети говорят, какое было задание) - Смотрите, каждый из вас по-своему, но хорошо сделал это задание! (получают учительскую оценку, но не отметку) -Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (коллективная самооценка-обучение 2-му шагу алгоритма самооценки) -Теперь пусть каждый из вас сравнит, как он это делал раньше (посмотрите свои первые работы) – сравнивают, отвечают. -Видите, насколько лучше у каждого стало получаться! (даётся установка на успех и на сравнение с самим собой, а не с другими. Не страшно, если не всегда оценка соответствует действительности) -Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! (Наградить себя должны все, это и есть промежуточная цель-дать каждому почувствовать себя успешным. Если кто-то выполнил работу не очень хорошо, кто-то не полностью- на данном этапе это неважно: самооценка чаще бывает необъективной) 3 шаг (примерно через месяц).Устанавливаем порядок самооценки. К уже известным пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 и 4. 1.Какое было задание? 2.Смог выполнить? 3.правильно или с ошибкой? 4.Сам или с чьей-то помощью? 4 шаг. Учимся признавать свои ошибки. Когда в ходе самооценки ученик отвечал на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?» , необходимо помочь ему увидеть ошибку. Затем нужно обязательно похвалить ученика: «молодец, нашёл у себя ошибку, не постеснялся признать это. Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!» 5 шаг. Используем умение самооценки. Когда все или почти все ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе , учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них ( с опорой на схему) Для оценивания своей работы в тетради ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком. Оценки не совпали: Оценки совпали: Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. «
П П « - предположение.Учащиеся выдвигают предполагаемый уровень своих знаний
и умений о данном понятии, фиксируют параметры оценки на отрезке простым
карандашом. Листы достижений и самооценки по предметам показывают динамику обучения учащегося. Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.
Организация накопительной системы оценки. «Портфель достижений»
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения. Допускается использование материалов «портфеля достижений» ученика при проведении независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
«Портфель достижений» – современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: - поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Компоненты «портфеля достижений» ученика должны быть соотносимы с базовой моделью ученика гимназии. Принципы формирования портфолио: - универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося; - вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации; - технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля; - востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования. В состав «портфеля достижений» могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Структура и содержание портфеля достижений. В портфель достижений учеников начальных классов гимназии, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности. Выборка детских работ может быть представлена формальными и творческими работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной деятельности, реализуемых в рамках образовательной программы гимназии. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: - по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.; - по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог гимназии, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции; - освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Примерные разделы портфолио: Раздел 1: «Давайте знакомиться»: Фото. Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Мои родители: Ф.И.О. мамы, Ф.И.О. папы (бабушки, дедушки). Рубрики: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда …». «Мои друзья». Раздел 2: «Вот я какой!» Антропометрические данные (в художественно-графическом стиле). Раздел3: «Каким меня видят окружающие». Сочинение родителей о своём ребёнке. Раздел 4: «Я мечтаю …» Высказывание самого ребёнка: «Я мечтаю о …», «Я хотел бы …», «Я жду, когда …» и т.п. Раздел 5: «Мои учебные достижения», «Работы, которыми я могу гордиться». Раздел 6: «Вот что я ещё могу!» Образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки – самоделки, фото поделок и т.п.) Грамоты, дипломы об участии в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Раздел 7. «Посоветуйте мне …» Лист рекомендаций заполняется педагогами, родителями, другими специалистами, работающими с ребёнком.
По форме портфолио учащегося – «Дневник», который ученик заполняет в течение учебного года. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и «портфеля достижений» в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО. Содержание «портфеля достижений» сопровождается специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут быть адаптированы учителем с учётом особенности классного коллектива и индивидуальных особенностей детей. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, спроецировав их на данный этап обучения. Составляющие «портфеля достижений» могут быть оценены качественно и количественно (в баллах). При оценке целесообразно основываться на описанном выше уровневом подходе к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу, оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития». В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих «портфеля достижений» используются оценки типа: - «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценка, свидетельствующая об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; - «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»). По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов «портфеля достижений», делаются выводы о: - сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; - сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения. Роль участников образовательного процесса по организации работы с портфолио. Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по УВР. При формировании портфолио обучающихся функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: Администрация гимназии: - разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; - распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; - осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ. Учащиеся: - собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями. Классный руководитель: - является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио; - координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня; - способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности; - проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио; - подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся; - осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио. Родители: - помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов; - принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио; - участвуют в анализе и оценивании портфолио.
. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.