Егорова Т.А.
Организация совместной деятельности воспитателя и родителей для воспитания нравственной личности ребёнка.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».
Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям).
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Основа моей воспитательной работы – союз классного руководителя, воспитателя, родителей и ребёнка. Именно в начальном звене так важен контакт педагогов и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
2. Создание условий для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3. Привитие культуры быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
4. Совместная деятельность родителей и обучающихся.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
К ним можно добавить:
1. выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
2. участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
3. проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения внеклассной работы с детьми;
В практике работы с родителями обучающихся я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
И в том, и в другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляют чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Вместе с родителями мы, педагоги, учимся общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.
На первом же родительском собрании я ставлю перед родителями цель сформировать в классе дружный коллектив, в котором каждому ребенку будет комфортно и надежно, коллектив, в котором товарищи с готовностью придут на помощь, поддержат, помогут. Объясняю родителям, что без их помощи и поддержки достигнуть этого будет невозможно. Затем, в процессе обсуждения мы устанавливаем для себя некоторые правила.
Например:
-не обсуждать дома при ребенке работу педагогов, т.к. ребенок должен уважать своего классного руководителя и воспитателя, доверять ему;
-не обсуждать при ребенке с отрицательной точки зрения его одноклассников, не допускать аналогичных обсуждений между детьми;
-не «окунаться с головой» в мелкие детские конфликты, доверить детям, классному руководителю и воспитателю по возможности самим разобраться в них, поскольку дети, как правило, быстро забывают об обидах, а вот конфликты между родителями иногда затрудняют развитие дружеских отношений между детьми;
-поддерживать желание детей, помогать друг другу;
-принимать активное участие во внеклассных мероприятиях, праздниках показывая своим примером преимущество бесконфликтного, дружеского общения.
Первое родительское собрание является организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Эти собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий, праздников, походов. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце. Это собрание, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения обучающихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговое родительское собрание проводится в различной форме, в зависимости от темы и цели. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.
Традиционное место в работе с родителями занимают детские праздники, конкурсы, проекты, походы, которые дают дополнительную возможность общения детей и родителей.
Детские праздники превращаются в
своеобразные открытые занятия,
т.к. многие из них подводят итог определённому отрезку учебной
деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним
возникают дополнительные возможности для общения детей и
родителей, выявляются способности ребят, их привязанность. Эта
работа способствует углублению, расширению знаний учеников,
созданию атмосферы творчества, проявлению активности,
самостоятельности, фантазии.
Хорошей традицией в работе воспитателя с детским коллективом является проведение встреч поколений в честь праздника Победы, Международного Женского Дня, Нового года, Дня Матери.
Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками конкурсов. Традиционными в нашем классе являются Дни именинника, конкурсы для мальчиков и пап, «Мамины помощники». Не обошлись без помощи родителей такие мероприятия, как: «Школа зажигает звезды», «Золотая волшебница осень», «Здравствуй, ёлочка, мой друг»; постановки сказок. Они подготовили яркие сценические костюмы, от которых были в восторге их дети.
Такие встречи позволяют многое изменить в общении детей, в отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя.
Детям очень нравится участие родителей в подобных мероприятиях, нравится общаться и с ними, и с одноклассниками в свободной обстановке. Они с удовольствием используют возможность проявить себя, показать себя с разных сторон, узнать новое о товарищах и, иногда, даже о себе.
Такая работа способствует достижению новых образовательных результатов и позволяет получать:
Обучающимся:
- радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
-самостоятельность, уверенность, ответственность;
-стремление к сотрудничеству.
Педагогам:
-изменение взгляда на ученика;
-технологию развития личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей;
-расширение возможностей для творчества.
Родителям:
-уверенность в успешном будущем своего ребенка.
-удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляют чувство родительского самосознания.
Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это - залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Вместе с родителями мы, педагоги, учимся общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.
Литература:
1. Н. Е. Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
2. Левченко, И.Ю. Педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии/И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвещение, 2008.127 – 128с.
3. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.