«Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» (М.Н.Скаткин)
«Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса направленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания» (М.И.Махмутов)
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» (В.А. Сухомлинский)
Характеристики современного занятия
Реализация деятельностно-компетентностного подходов на занятии.
Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
Оптимальное соотношение коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательной деятельности.
Изменение педагогической позиции «педагог-обучающийся».
Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Формирование/развитие навыков самооценки, взаимооценки, рефлексии
Цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей.
Формулировка цели – это описание представления о данном результате.
Ясность мысли определяет точность формулировок.
Точность формулировок обеспечивает понятность действий.
Понятность действий – условие их корректного выполнения.
7
Пример целеполагания
Цель занятия: развитие компетенций педагогов в области проектирования современного занятия
Задачи
Определить особенности современного занятия .
Изучить алгоритм проектирования современного занятия.
Разработать технологическую карту занятия.
Оценить эффективность разработанного занятия.
Требования к содержанию учебного материала
Соответствие содержания занятия поставленным цели, задачам.
Практическая, жизненная направленность содержания занятия.
Актуальность, проблемность, привлекательность учебной информации.
Выделение самого главного, существенного в содержании занятия.
Программирование материала, предложенного для самостоятельного освоения.
Требования к методике ведения современного занятия
Целесообразность методов обучения.
Применение разнообразных способов активизации познавательной деятельности обучающихся (создание проблемных ситуаций, связь с жизнью, привлечение занимательных примеров, парадоксов и т.д.), интерактивных методов.
Использование методик, направленных на формирование социальных мотивов обучения (создание ситуации успеха, включение обучающихся в коллективные формы работы, и т.д.).
Применение современных (актуальных) образовательных технологий (кейс-метод, тренинги, деловые игры).
Организация рефлексии на занятии.
Структура деятельности:
мотивация
целеполагание
деятельность
результат
оценивание, рефлексия
зона актуального развития
зона ближайшего развития
потребность
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образованияМотивы – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Методы мотивирования и стимулирования
Эмоциональные методы: деловая игра, образные представления, ситуация успеха, положительная оценка, свободный выбор цели, положение значимости личности.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговой штурм».
Волевые методы: предъявление требований, информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.
Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, внутренний аудит.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная задача: развитие у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции
Содержательная задача : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Урок коррекции/рефлексии
Деятельностная задача : развитие у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная задача : закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.
Современные педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе
технологии проблемного обучения
технологии проектного обучение
технологии исследовательского обучения
коллективные способы обучения
технология развития критического мышления
технология эвристического обучения
педагогические мастерские
ТРИЗ
игровые технологии
кейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций)
тренинговые технологии
КТД, социальное проектирование
Структура современного занятия: этапы
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Определение и постановка целей занятия.
Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме).
Реализация образовательных задач, организация деятельности.
Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)
Организация рефлексии
смысловая рефлексия:
пример: что нового узнали на занятии? Какие цели ставили? Какие цели достигнуты? И тд…
эмоциональная рефлексия:
пример: цветовые обозначения, «лицо» занятия и т.д.
графическая рефлексия:
пример: «картография»
Синквейн к слову «занятие»
Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект .
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть объекта.
занятие
познавательное, интересное
учит, развивает, воспитывает
современное занятие – педагогическое произведение (занятие – форма организации образовательной деятельности)
взаимодеятельность
Структура современного занятия: этапы
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Определение и постановка целей занятия.
Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме).
Реализация образовательных задач, организация деятельности.
Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)
Оценивание образовательных результатов
Проектирование современного занятия
Определение и формулирование цели занятия
Определение типа занятия
Отбор содержания учебного материала
Выбор приемов, форм, методов и технологий проведения занятия
Определение структуры занятия
Фиксация проекта занятия в конспекте или технологической карте
Характеристики современного занятия
Реализация деятельностно-компетентностного подходов на занятии.
Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
Оптимальное соотношение коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательной деятельности.
Изменение педагогической позиции «педагог-обучающийся».
Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Развитие навыков самооценки, взаимооценки, рефлексии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.