ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются как на занятиях, так и в свободное время. С большим удовольствием ребята играют в придуманные ими самими игры. Иследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А. П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Л. А. Венгера, Н.Я. Михайленко отмечают то, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития как умственного, эстетического, нравственного так и физического. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира и мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники начинают усваивать основные стороны человеческих отношений, которые смогут со временем реализовать. Педагогические аспекты игры связаны с пониманием её как формы организации жизни и деятельности детей. Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста в своём развитии проходит несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер. Затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об существенных свойствах. К пяти годам игры детей становятся более разнообразными. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры. В течение всего учебного года педагог формирует игровые умения, отображая это в календарном плане. В первом полугодии формируется главным образом ролевое поведение. Ребята овладевают способами ролевого взаимодействия, в результате их ролевое поведение усложняется. Первоначально это происходит в играх, где действия партнёров дополняют друг друга, так как они связаны функциональными отношениями типа: врач - больной, продавец - покупатель и т.п.; затем ещё более сложными отношениями подчинения и управления типа: учитель - ученики, воспитатель - дети, капитан - матросы. При формировании умения свободно выполнять такие игровые роли позволяет в дальнейшем подойти к следующему этапу развития игровой деятельности без особых затруднений, а именно, к совместному построению детьми целостного сюжета игры. В сюжеты игр, педагог старается включили три – четыре ситуации, например действия персонажей дома, в магазине, в групповой комнате детского сада и на участке. Воспитатель помогает раскрыть содержание сюжета и последовательность событий, затем помогает распределить роли, учитывая интересы и умения детей группы, дать рекомендации по выбору игрушек и места для игры. Большую помощь в формировании умения придумывать сюжет оказывают литературные произведения. Очень часто для этой цели используются рассказы, сказки и стихотворения, в которых чётко обозначены события, ситуации и которые легко можно преобразовать в несложный сюжет игры. Произведения для этого возраста не должны содержать большого количества действующих лиц и запутанных действий между ними. Можно использовать такие сказки как «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Машенька и медведь», стихи С.Я. Маршака и К.И. Чуковского «Перчатки», «Усатый, полосатый», и др. Прочитав или рассказав произведение, педагог предлагает подумать, можно ли в это играть? Воспитатель предлагает построить план игры, уточнить, где обозначить лес и домик медведей, где будет жить Машенька, какие предметы для игры нужны, и чем их можно заменить. В вечерние часы проводить беседы во время чтения или рассказывания детям сказок. После беседы (на следующий день) можно предложить ребятам поиграть., тем самым стимулировать творческую активность детей. Этому способствуют игры с включением различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из различных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например: врач и полицейский, пожарный и Змей Горыныч, Буратино и учитель. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные события, которые объясняют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом педагог должен учитывать игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться (например, Маша хочет быть доктором, а Максим отказывается быть пациентом и хочет быть пожарным). В индивидуальной беседе с детьми воспитатель должен объяснить, как можно развернуть сюжет с таким, казалось бы, несоединимыми ролями. А также всячески поощрять детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребёнка. Такие приёмы облегчают детям переход от игр по сюжету, к играм по собственному замыслу. Наблюдая за играми необходимо вовремя вмешаться и подсказать, направить играющих в нужном направлении. «Думаю, что у вас не всё правильно: продукты в магазине продаёт продавец, а вот лекарства – фармацевт». Эффективным методическим приёмом является включение воспитателя в игры детей. Педагог это делает с разными целями: показать детям, как следует выполнять новую роль или если игра однообразна, внести в неё что-то новое, интересное, изменить сюжет и т.п. Взаимоотношения между играющими детьми пятого года жизни становятся более сложными, чем у малышей, так как в этом возрасте всё большее место начинает занимать самостоятельная совместная деятельность. В основном ребята для совместных игр объединяются на основе личных симпатий друг к другу. Мы поощряем разные формы совместных игр, так как они способствуют развитию общественных качеств личности ребёнка. Дети среднего дошкольного возраста только начинают осваивать нормы и правила совместной деятельности, часто они не умеют самостоятельно и в нужный момент их применять. Поэтому иногда возникают конфликты. Особого внимания требуют дети застенчивые или недавно пришедшие в детский сад. Часто они с трудом входят в коллективную игру и занимают там второстепенное положение, а иногда испытывают и неприязнь со стороны сверстников. Таких детей надо обучать умению играть индивидуально. Затем включать их в игры наиболее доброжелательных и общительных ребят, поддерживать, раскрывая детям интересные стороны личности таких ребят. А также необходимо держать в поле зрения детей, излишне активных, легко возбудимых, своевременно незаметно подключать их к более спокойным сюжетным играм. Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все её основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способ ролевого взаимодействия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.