А.В. Салов
Организация тренингов для детей
с интеллектуальными нарушениями
«МОЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Введение
Сегодня в России особое внимание уделяется социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время во всем мире наблюдается рост распространенности психических расстройств. Увеличение числа детей с умственной отсталостью влечет за собой проблему их дальнейшего трудоустройства. В свете развития новых социально-экономических отношений в современном обществе дети с отклонениями психического здоровья в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не включенными в социальную структуру общества. Имея значительное ограничение в выборе профессии по своему основному заболеванию, такие дети не должны пожизненно испытывать чувство трудовой неудовлетворенности. Поэтому во время школьного обучения им необходима психолого-медико-педагогическая помощь в формировании профессиональных интересов и адекватного самоопределении в будущей трудовой деятельности.
Работа по формированию профессиональных интересов должна начинаться еще в начальной школе и быть направленной на повышение мотивации к общественно-полезному труду – как основе социального существования человека, а также на формирование адекватной самооценки с учетом особенностей состояния здоровья и личных качеств ребенка. В среднем школьном звене профориентационная работа заключается в приобретении учащимися знаний о широком спектре доступных им профессий, самопознании (ознакомление с перечнем качеств, требующихся для овладения той или иной профессией, и соотнесение их с собственными возможностями). В старших классах задачами профориентации являются развитие у ребенка имеющихся позитивных профессионально необходимых качеств, а также своевременная коррекция негативных свойств личности, которые могут в дальнейшем ограничить его профессиональные возможности. Итогом этой работы можно считать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным физическим и психическим возможностям ребенка, отвечающий социально-экономической ситуации региона его проживания.
Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение. Неустойчивые ценностные ориентации, неуверенность в собственной значимости в общественно полезном труде, социальный инфантилизм, недостаточная учебная мотивация, низкие мыслительно-логические способности и коммуникативные навыки существенно ограничивают профессиональный выбор таких детей.
В основу ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает помощь школы в развитии личности учащихся для их успешной социализации. Следовательно, при профориентационной работе с такими детьми крайне важно активно формировать у них профессиональные интересы с учетом особенностей их психического развития, что будет способствовать адекватному выбору дальнейшего жизненного пути, максимальной социальной адаптации и гармоничному развитию личности. Для повышения качества профориентационной работы в коррекционной школе для учащихся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями разработана программа тренинговых занятий, направленная на активное формирование профессиональных интересов и коммуникативных навыков у подростков в форме деловой игры.
Кроме того, в пособии представлены материалы к тренингу для родителей, целью которого является повышение их педагогической грамотности в вопросах воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и свойств темперамента. Тип темперамента является устойчивым, не меняющимся со временем свойством психики каждого человека, основанным на направленности психической активности вовне или вовнутрь, а также быстроте и силе ответных реакций на раздражитель. Для каждого типа темперамента характерны свои «сильные» и «слабые» качества, которые очень важно учитывать при коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Организация тренинговых занятий
Возраст участников занятий – 14-15 лет (учащиеся 7-8 классов), количество участников группы – не более 10 человек (вместе с ведущим).
Цель – создать условия для формирования профессиональных интересов подростков с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
1. Содействие процессу личностного развития ребенка, достижения успеха в социальной и трудовой деятельности.
2. Развитие самосознания и оказание помощи в самоисследовании подростков с интеллектуальными нарушениями для успешной социальной и профессиональной адаптации.
3. Выявление психосоциальных проблем у участников тренинга и оказание помощи в их решении.
Принципы организации программы тренингов «В мир профессий!»
1) творческая активность – вовлечение участников тренинга в игровые упражнения и их обсуждение;
2) создание ситуации успеха для каждого участника;
3) исследовательская позиция – моделирование ситуаций, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя решение проблемы;
4) партнерское общение – отработка умения признавать ценность мнения другого человека, учитывать его интересы;
5) объективизация поведения – получение участниками тренинга обратной связи по поводу своего поведения или высказывания;
6) индивидуальность работы – подход к ребенку с учетом его возрастных и характерологических особенностей;
7) взаимодействие с родителями – получение информированного согласия родителей на проведение тренинговых занятий с детьми, ознакомление их с результатами работы, индивидуальное консультирование.
Преимущества тренинговых занятий:
· практическая направленность;
· включение в структуру каждого упражнения когнитивного компонента – обсуждения и обобщения;
· деловая (не развлекательная) направленность игр;
· постановка конкретной цели каждого занятия и задачи каждой игры;
· вариативность использования игр с учетом эмоционального настроения участников тренинга и степени их готовности к выполнению задания;
· использование диагностических приемов для уточнения вопросов профориентации подростков;
· наличие обратной связи на каждом занятии, как фактора контроля за эффективностью тренинговой работы.
Используемые приемы управления занятиями:
· постановка вопросов для активизации хода тематической дискуссии;
· вовлечение всех участников тренинга в выполнение заданий;
· расстановка акцентов при формулировании выводов путем собственных высказываний;
· введение правил группы совместно с подростками;
· прямое инструктирование группы и каждого участника;
· выражение одобрения и заинтересованности высказыванием каждого участника.
Требования к ведущему занятий:
· знание закономерностей развития психики подростков с интеллектуальными нарушениями;
· высокий уровень общего и социального интеллекта, развития эмпатических качеств;
· искренность (социальный интерес);
· ролевая гибкость (возможность выполнения ролей авторитарного, демократического, наблюдательного стилей руководства группой);
· уравновешенность и уверенность в себе.
1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. – 368 с.
3. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007 г. – 333 с.
8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. М.: Юрайт, 2008 г. – 272 с.
10. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. М.: Академический проект, 2004 г. – 192 с.
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. – 159 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 304 с.
15. Левченко И.Ю. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение, 2003. – 168 с.
16. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина. 3-е изд. – М. : Амрита – Русь, 2005. – 352 с.
17. Макарова Л. Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся / Л.Н. Макарова – М. : ТЦ Сфера, 2007 – 92 с.
18. Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. – 2009. - № 5(35). – С. 75-80.
19. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. М.: Просвещение, 2010 г. – 83 с.
20. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985.-128с.
21. Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. – С. 165-172.
22. Потапов Т. В. Беседы о профессиях / Т. В. Потапов. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
23. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. – 356 с.
24. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2008 г. – 288 с.
25. Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010. - № 20. С. 25-32.
26. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. – 283 с.
27. Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
28. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 384 с.
29. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. – М., 2002. – 304 с.
30. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. - метод. пособие. М.: Глобус, 2010 г. – 256 с.
31. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2004. – 96 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.