Организация тренингов для детей с интеллектуальными нарушениями по вопросу профессионального выбора
Оценка 5

Организация тренингов для детей с интеллектуальными нарушениями по вопросу профессионального выбора

Оценка 5
doc
04.03.2020
Организация тренингов для детей с интеллектуальными нарушениями по вопросу профессионального выбора
Организация тренингов по профориентации УО.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Салов

 

 

 

Организация тренингов для детей

с интеллектуальными нарушениями

 

«МОЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Сегодня в России особое внимание уделяется социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время во всем мире наблюдается рост распространенности  психических расстройств. Увеличение числа детей с умственной отсталостью влечет за собой проблему их дальнейшего трудоустройства. В свете развития новых социально-экономических отношений в современном обществе дети с отклонениями психического здоровья в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не включенными в социальную структуру общества. Имея значительное ограничение в выборе профессии по своему основному заболеванию, такие дети не должны пожизненно испытывать чувство трудовой неудовлетворенности. Поэтому во время школьного обучения им необходима психолого-медико-педагогическая помощь в формировании профессиональных интересов и адекватного самоопределении в будущей трудовой деятельности.

Работа по формированию профессиональных интересов должна начинаться еще в начальной школе и быть направленной на повышение мотивации к общественно-полезному труду – как основе социального существования человека, а также на формирование адекватной самооценки с учетом особенностей состояния здоровья и личных качеств ребенка. В среднем школьном звене профориентационная работа заключается в приобретении учащимися знаний о широком спектре доступных им профессий, самопознании (ознакомление с перечнем качеств, требующихся для овладения той или иной профессией, и соотнесение их с собственными возможностями). В старших классах задачами профориентации являются развитие у ребенка имеющихся позитивных профессионально необходимых качеств, а также своевременная коррекция негативных свойств личности, которые могут в дальнейшем ограничить его профессиональные возможности. Итогом этой работы можно считать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным физическим и психическим  возможностям ребенка, отвечающий социально-экономической ситуации региона его проживания.

Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение. Неустойчивые ценностные ориентации, неуверенность в собственной значимости в общественно полезном труде, социальный инфантилизм, недостаточная учебная мотивация, низкие мыслительно-логические способности и коммуникативные навыки существенно ограничивают профессиональный выбор таких детей.

В основу ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает помощь школы в развитии личности учащихся для их успешной социализации. Следовательно, при профориентационной работе с такими детьми крайне важно активно формировать у них профессиональные интересы с учетом особенностей их психического развития, что будет способствовать адекватному выбору дальнейшего жизненного пути, максимальной социальной адаптации и гармоничному развитию личности. Для повышения качества профориентационной работы в коррекционной школе для учащихся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями разработана программа тренинговых занятий, направленная на активное формирование профессиональных интересов и коммуникативных навыков у подростков в форме деловой игры.

Кроме того, в пособии представлены материалы к тренингу для родителей, целью которого является повышение их педагогической грамотности в вопросах воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и свойств темперамента. Тип темперамента является устойчивым, не меняющимся со временем свойством психики каждого человека, основанным на направленности психической активности вовне или вовнутрь, а также быстроте и силе ответных  реакций на раздражитель. Для каждого типа темперамента характерны свои «сильные» и «слабые» качества, которые очень важно учитывать при коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

 


Организация тренинговых занятий

Возраст участников занятий – 14-15 лет (учащиеся 7-8 классов), количество участников группы – не более 10 человек (вместе с ведущим).

Цель – создать условия для формирования профессиональных интересов подростков с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

1.   Содействие процессу личностного развития ребенка, достижения успеха в социальной и трудовой деятельности.

2.   Развитие самосознания и оказание помощи в самоисследовании подростков с интеллектуальными нарушениями для успешной социальной и профессиональной адаптации.

3.   Выявление психосоциальных проблем у участников тренинга и оказание помощи в их решении.

Принципы организации программы тренингов «В мир профессий!»

1)    творческая активность – вовлечение участников тренинга в игровые упражнения и их обсуждение;

2)    создание ситуации успеха для каждого участника;

3)    исследовательская позиция – моделирование ситуаций, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя решение проблемы;

4)    партнерское общение – отработка умения признавать ценность мнения другого человека, учитывать его интересы;

5)    объективизация поведения – получение участниками тренинга обратной связи по поводу своего поведения или высказывания;

6)    индивидуальность работы – подход к ребенку с учетом его возрастных и характерологических особенностей;

7)    взаимодействие с родителями – получение информированного согласия родителей на проведение тренинговых занятий с детьми, ознакомление их с результатами работы, индивидуальное консультирование.

Преимущества тренинговых занятий:

·     практическая направленность;

·     включение в структуру каждого упражнения когнитивного компонента – обсуждения и обобщения;

·     деловая (не развлекательная) направленность игр;

·     постановка конкретной цели каждого занятия и задачи каждой игры;

·     вариативность использования игр с учетом эмоционального настроения участников тренинга и степени их готовности к выполнению задания;

·     использование диагностических приемов для уточнения вопросов профориентации подростков;

·     наличие обратной связи на каждом занятии, как фактора контроля за эффективностью тренинговой работы.

Используемые приемы управления занятиями:

·     постановка вопросов для активизации хода тематической дискуссии;

·     вовлечение всех участников тренинга в выполнение заданий;

·     расстановка акцентов при формулировании выводов путем собственных высказываний;

·     введение правил группы совместно с подростками;

·     прямое инструктирование группы и каждого участника;

·     выражение одобрения и заинтересованности высказыванием каждого участника.

Требования к ведущему занятий:

·     знание закономерностей развития психики подростков с интеллектуальными нарушениями;

·     высокий уровень общего и социального интеллекта, развития эмпатических качеств;

·     искренность (социальный интерес);

·     ролевая гибкость (возможность выполнения ролей авторитарного, демократического, наблюдательного стилей руководства группой);

·     уравновешенность и уверенность в себе.

 


Рекомендуемая литература

1.       Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. – 368 с.

2.       Бобровская П. Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / П. Н. Бобровская. – М. :  Глобус, 2007.  – 800 с.

3.       Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007 г. – 333 с.

4.       Грецов А.Г.Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

5.       Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.

6.       Дуброва Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта / Т. И. Дуброва  //  Коррекционная педагогика.  –  2009. - № 5(35). – С. 46-51.

7.       Занимательная профориентация: Пособие для учителей и студентов /И.П. Арефьев. – Шуя: пед. Ин-т, 1994. – 200с.

8.       Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. М.: Юрайт, 2008 г. – 272 с.

9.       Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

10.   Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. М.: Академический проект, 2004 г. – 192 с.

11.   Зубкова О.Н. Неделя профессий в школе / О. Н. Зубкова // Школьный психолог. – 2009. - № 15. – С. 24-27.

12.   Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. – 159 с.

13.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 304 с.

14.   Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе  VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 75-78.

15.   Левченко И.Ю. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение, 2003. – 168 с.

16.   Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина. 3-е изд. – М. : Амрита – Русь, 2005. – 352 с.

17.   Макарова Л. Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся / Л.Н. Макарова – М. : ТЦ Сфера, 2007 – 92 с.

18.    Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников / Е. В. Муравьёва //  Коррекционная педагогика.  –  2009. - № 5(35). – С. 75-80.

19.   Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. М.: Просвещение, 2010 г. – 83 с.

20.   Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985.-128с.

21.   Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. – С. 165-172.

22.   Потапов Т. В. Беседы о профессиях / Т. В. Потапов. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

23.   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. – 356 с.

24.   Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2008 г. – 288 с.

25.   Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010. - № 20. С. 25-32.

26.    Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. – 283 с.

27.   Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с.

28.   Трошин О. В.  Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина,  В. А. Кудрявцев.  – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 384 с.

29.   Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. – М., 2002. – 304 с.

30.   Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. - метод. пособие. М.: Глобус, 2010 г. – 256 с.

31.   Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2004. – 96 с.

 


А.В. Салов Организация тренингов для детей с интеллектуальными нарушениями «МОЙ

А.В. Салов Организация тренингов для детей с интеллектуальными нарушениями «МОЙ

Введение Сегодня в России особое внимание уделяется социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья

Введение Сегодня в России особое внимание уделяется социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья

Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение

Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение

Организация тренинговых занятий

Организация тренинговых занятий

Используемые приемы управления занятиями: · постановка вопросов для активизации хода тематической дискуссии; · вовлечение всех участников тренинга в выполнение заданий; · расстановка акцентов при формулировании…

Используемые приемы управления занятиями: · постановка вопросов для активизации хода тематической дискуссии; · вовлечение всех участников тренинга в выполнение заданий; · расстановка акцентов при формулировании…

Рекомендуемая литература 1.

Рекомендуемая литература 1.

Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе

Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе

Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости

Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020