Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте.
Оценка 4.8

Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте.

Оценка 4.8
docx
29.03.2021
Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте.
Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе.docx

Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте.

Учебный план школы на 2020 – 2021 учебный год предусматривает в 6, 8, 9 классах вместо 15 недельных часов уроков математики – 12. Данный факт свидетельствует о том, что 3 учебных часа необходимо проводить в классе – комплекте. Решила для проведения таких уроков объединить обучающихся 8 – 9 классов, т. к. планируемые результаты и предметное содержание в этих классах близки. К тому же, здесь без особых усилий можно выделить те метапредметные результаты, которые будут являться основой для конструирования урока.

Не имея опыта работы в разновозрастном коллективе, в первую очередь, изучила учебно – методическую литературу, раскрывающую особенности конструирования учебных занятий деятельностного типа в классах – комплектах малокомплектной школы. Выяснила, что основой объединения учебной деятельности разновозрастных групп школьников в единый процесс обучения на уроке могут служить:

- общая дидактическая структура на уроках того или иного типа;

- общее предметное содержание;

- общие метапредметные результаты;

- общие педагогические технологии, и т. д.

Я начала работу в классе – комплекте с разработки уроков на основе единой структуры. Предметом учебной деятельности на таких уроках является различный учебный материал, по отношению к которому, выполняя единые учебные действия, обучающиеся осваивают различное содержание учебного предмета (математики), т. е. овладевают различными предметными действиями. На учебном занятии в условиях класса – комплекта организуется и реализуется единый учебный процесс, в котором одновременно осуществляется учебная деятельность учащихся разных классов. Целостность учебного процесса обеспечивается единством учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – тех учебных действий, которые соответствуют планируемым результатам учебного занятия. Учебная деятельность на таких уроках будет иметь инвариативную и вариативную части. В первом случае – единую структуру, в рамках которой могут осуществляться общие виды деятельности, имеющей общую ориентировочную основу для осуществления познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельностей. А вариативность учебной деятельности будет выражаться, прежде всего, в ее предмете – содержании учебного материала, способах выполнения учебных и предметных действий.

Реализуя деятельностный подход в обучении учащихся в классах – комплектах, предлагаю использовать коллективную форму работы с учениками при организации каждого этапа урока изучения нового материала. Учащиеся должны слышать и видеть, что учебная деятельность на уроке имеет единую структуру. Начало и завершение каждого этапа урока должно происходить в совместном диалоге учителя с учащимися.

Описание организации учебной деятельности 8 и 9 классов на уроке освоения новых знаний на основе единой структуры представляю в общем виде в таблице.

Содержание учебной деятельности при освоении новых знаний обучающимися 8 и 9 классов.

Деятельность учителя на этапе урока

Деятельность обучающихся 8 класса

Деятельность обучающихся 9 класса

1.Организационный момент

Создать 2 условия: 1) Я хочу делать (эмоциональный настрой); 2) Я могу и буду это делать (знакомство с содержательной областью, которую будем изучать), используя различные приемы учебной мотивации.

Называют свою тему, над которой работали на предыдущем уроке.

2.Актуализация знаний

Предлагает задания на:

- воспроизведение в памяти знаний необходимых для усвоения нового;

- тренинг мыслительных операций, используемых для открытия нового (сравнение, анализ, синтез, классификация и др.).

Организует ситуацию удивления или затруднения с использованием приемов создания проблемных ситуаций Е. Л. Мельниковой.

Выполняют предлагаемые задания на повторение совместно с учителем или самостоятельно.

Последнее задание с затруднением учащиеся выполняют самостоятельно.

В конце этапа учащиеся будут находиться в ситуации либо затруднения, либо удивления, в зависимости от типа нового знания и выбранного способа создания проблемной ситуации.

3.Постановка проблемы (фиксация в речи).

Организует диалог, направленный на определение того, где и почему возникло затруднение или что удивило.

Организует диалог, направленный на определение темы или вопроса, на который будут отвечать учащиеся или делает это сам. Формулирует цель и план урока или предлагает это сделать учащимся.

Называют, где и почему у них возникло затруднение или что их удивило.

Формулируют тему или вопрос урока.

Определяют тип нового знания.

Формулируют цель и план ее достижения в зависимости от типа нового знания.

4.Открытие детьми «нового» знания.

Сориентировать детей на выбор способа рассуждения.

Построить новое знание, используя материализованные действия.

Вернуться к поставленной проблеме и решить ее.

Сделать вывод в знаковой и слуховой форме – получить результат – новое знание (схема понятия и его определение, формулировка правил или алгоритм, формулировка закона или закономерности, формулировка факта).

Выясняют и определяют, каким свойством, способом, алгоритмом необходимо воспользоваться, чтобы открыть новое знание.

Открывают новое знание в группе, паре или совместно с учителем.

Фиксируют и проговаривают друг другу новое знание.

5.Первичное закрепление.

Предложить обучающимся решение заданий на новое знание с комментированием громкой речью или показать образцы решений. Задания должны подготовить детей к самостоятельной работе.

Требует полную запись решений заданий и контролирует комментирующих решение заданий.

Решают задания на новое знание с комментированием громкой речью.

Решают в паре, группе или индивидуально, комментируют решение заданий.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Организует самостоятельную работу учащихся, при которой ребенок выполняет работу сам.

Продумывает способ самопроверки и самооценки. Предъявляет эталон в удобной для детей форме. Формулирует критерии оценки выполнения заданий.

Организует анализ ошибок детей и их коррекцию.

Выполняют задания самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения заданий по эталону и сформулированным критериям оценки действий в задании.

Определяют и называют свои ошибки и пути их устранения.

7.Повторение (может не быть этого этапа).

Включает новое знание в систему знаний.

Повторяет и закрепляет необходимые ЗУНы.

Возможна пропедевтика следующих тем.

Организует работу по коррекции знаний учащихся.

Выполняют задания на повторение или решают задания, позволяющие устранить ошибки, выявленные при самостоятельной работе.

8.Итог урока. Рефлексия и оценка.

Задает вопросы на осмысление учащимися собственной деятельности на уроке. Например: «Что нового изучили на уроке? Как получали новое знание? Достигли цели урока, почему?»

Организует понимание заданий домашней работы.

Называют, что нового узнали на уроке.

Формулируют учебные действия, которые позволили им достигнуть цели урока.

Делают вывод о достижении ими цели урока и обосновывают его.

 


 

Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте

Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте

А вариативность учебной деятельности будет выражаться, прежде всего, в ее предмете – содержании учебного материала, способах выполнения учебных и предметных действий

А вариативность учебной деятельности будет выражаться, прежде всего, в ее предмете – содержании учебного материала, способах выполнения учебных и предметных действий

Организует диалог, направленный на определение темы или вопроса, на который будут отвечать учащиеся или делает это сам

Организует диалог, направленный на определение темы или вопроса, на который будут отвечать учащиеся или делает это сам

Возможна пропедевтика следующих тем

Возможна пропедевтика следующих тем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2021