Организация учебной деятельности обучающихся на уроках математики в классе – комплекте.
Учебный план школы на 2020 – 2021 учебный год предусматривает в 6, 8, 9 классах вместо 15 недельных часов уроков математики – 12. Данный факт свидетельствует о том, что 3 учебных часа необходимо проводить в классе – комплекте. Решила для проведения таких уроков объединить обучающихся 8 – 9 классов, т. к. планируемые результаты и предметное содержание в этих классах близки. К тому же, здесь без особых усилий можно выделить те метапредметные результаты, которые будут являться основой для конструирования урока.
Не имея опыта работы в разновозрастном коллективе, в первую очередь, изучила учебно – методическую литературу, раскрывающую особенности конструирования учебных занятий деятельностного типа в классах – комплектах малокомплектной школы. Выяснила, что основой объединения учебной деятельности разновозрастных групп школьников в единый процесс обучения на уроке могут служить:
- общая дидактическая структура на уроках того или иного типа;
- общее предметное содержание;
- общие метапредметные результаты;
- общие педагогические технологии, и т. д.
Я начала работу в классе – комплекте с разработки уроков на основе единой структуры. Предметом учебной деятельности на таких уроках является различный учебный материал, по отношению к которому, выполняя единые учебные действия, обучающиеся осваивают различное содержание учебного предмета (математики), т. е. овладевают различными предметными действиями. На учебном занятии в условиях класса – комплекта организуется и реализуется единый учебный процесс, в котором одновременно осуществляется учебная деятельность учащихся разных классов. Целостность учебного процесса обеспечивается единством учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – тех учебных действий, которые соответствуют планируемым результатам учебного занятия. Учебная деятельность на таких уроках будет иметь инвариативную и вариативную части. В первом случае – единую структуру, в рамках которой могут осуществляться общие виды деятельности, имеющей общую ориентировочную основу для осуществления познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельностей. А вариативность учебной деятельности будет выражаться, прежде всего, в ее предмете – содержании учебного материала, способах выполнения учебных и предметных действий.
Реализуя деятельностный подход в обучении учащихся в классах – комплектах, предлагаю использовать коллективную форму работы с учениками при организации каждого этапа урока изучения нового материала. Учащиеся должны слышать и видеть, что учебная деятельность на уроке имеет единую структуру. Начало и завершение каждого этапа урока должно происходить в совместном диалоге учителя с учащимися.
Описание организации учебной деятельности 8 и 9 классов на уроке освоения новых знаний на основе единой структуры представляю в общем виде в таблице.
Содержание учебной деятельности при освоении новых знаний обучающимися 8 и 9 классов.
Деятельность учителя на этапе урока |
Деятельность обучающихся 8 класса |
Деятельность обучающихся 9 класса |
1.Организационный момент |
||
Создать 2 условия: 1) Я хочу делать (эмоциональный настрой); 2) Я могу и буду это делать (знакомство с содержательной областью, которую будем изучать), используя различные приемы учебной мотивации. |
Называют свою тему, над которой работали на предыдущем уроке. |
|
2.Актуализация знаний |
||
Предлагает задания на: - воспроизведение в памяти знаний необходимых для усвоения нового; - тренинг мыслительных операций, используемых для открытия нового (сравнение, анализ, синтез, классификация и др.). Организует ситуацию удивления или затруднения с использованием приемов создания проблемных ситуаций Е. Л. Мельниковой. |
Выполняют предлагаемые задания на повторение совместно с учителем или самостоятельно. Последнее задание с затруднением учащиеся выполняют самостоятельно. В конце этапа учащиеся будут находиться в ситуации либо затруднения, либо удивления, в зависимости от типа нового знания и выбранного способа создания проблемной ситуации. |
|
3.Постановка проблемы (фиксация в речи). |
||
Организует диалог, направленный на определение того, где и почему возникло затруднение или что удивило. Организует диалог, направленный на определение темы или вопроса, на который будут отвечать учащиеся или делает это сам. Формулирует цель и план урока или предлагает это сделать учащимся. |
Называют, где и почему у них возникло затруднение или что их удивило. Формулируют тему или вопрос урока. Определяют тип нового знания. Формулируют цель и план ее достижения в зависимости от типа нового знания. |
|
4.Открытие детьми «нового» знания. |
||
Сориентировать детей на выбор способа рассуждения. Построить новое знание, используя материализованные действия. Вернуться к поставленной проблеме и решить ее. Сделать вывод в знаковой и слуховой форме – получить результат – новое знание (схема понятия и его определение, формулировка правил или алгоритм, формулировка закона или закономерности, формулировка факта). |
Выясняют и определяют, каким свойством, способом, алгоритмом необходимо воспользоваться, чтобы открыть новое знание. Открывают новое знание в группе, паре или совместно с учителем. Фиксируют и проговаривают друг другу новое знание. |
|
5.Первичное закрепление. |
||
Предложить обучающимся решение заданий на новое знание с комментированием громкой речью или показать образцы решений. Задания должны подготовить детей к самостоятельной работе. Требует полную запись решений заданий и контролирует комментирующих решение заданий. |
Решают задания на новое знание с комментированием громкой речью. Решают в паре, группе или индивидуально, комментируют решение заданий. |
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. |
||
Организует самостоятельную работу учащихся, при которой ребенок выполняет работу сам. Продумывает способ самопроверки и самооценки. Предъявляет эталон в удобной для детей форме. Формулирует критерии оценки выполнения заданий. Организует анализ ошибок детей и их коррекцию. |
Выполняют задания самостоятельно. Проверяют правильность выполнения заданий по эталону и сформулированным критериям оценки действий в задании. Определяют и называют свои ошибки и пути их устранения. |
|
7.Повторение (может не быть этого этапа). |
||
Включает новое знание в систему знаний. Повторяет и закрепляет необходимые ЗУНы. Возможна пропедевтика следующих тем. Организует работу по коррекции знаний учащихся. |
Выполняют задания на повторение или решают задания, позволяющие устранить ошибки, выявленные при самостоятельной работе. |
|
8.Итог урока. Рефлексия и оценка. |
||
Задает вопросы на осмысление учащимися собственной деятельности на уроке. Например: «Что нового изучили на уроке? Как получали новое знание? Достигли цели урока, почему?» Организует понимание заданий домашней работы. |
Называют, что нового узнали на уроке. Формулируют учебные действия, которые позволили им достигнуть цели урока. Делают вывод о достижении ими цели урока и обосновывают его. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.