Организация урока-диалога
Оценка 4.6

Организация урока-диалога

Оценка 4.6
docx
15.11.2021
Организация урока-диалога
Организация урока-диалога в процессе изучения «Преступление и наказание»..docx

Организация урока-диалога в процессе изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Результатом литературного образования школьника должно быть его умение самостоятельно разобраться в любом незнакомом произведении и «по законам красоты», которая действительно «спасает мир», строить собственную личность.

Сегодня проблема общения в образовании и воспитании все чаще связывается с проблемой личности, возможностью «творения» ею своего внутреннего мира в диалоге по вопросам, имеющим жизненный, судьбоносный характер. На основе культуры в педагогическом общении происходит (должно происходить по определению) творение, «выращивание» новых смыслов, преображение личности и ученика, и учителя.

Нравственные убеждения формируются в процессе активной мыслительной деятельности. вес учебные предметы могут развивать творческий потенциал подрастающего человека. Но в том и заключается одна из самых «обаятельных» сторон на уроке литературы, что здесь открывается безбрежное поле творчества и для учителя, и для ученика. Наиглавнейшая педагогическая задача сегодня-сотворчество учителя и детей, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга.

Совершенно необходимо вдохновить на чтение. Этому могут послужить рассказ учителя о том, как он впервые познакомился с произведением, какое впечатление оно произвело ; несколько минут на уроке, посвященные беседе о книге, которая будет изучаться в близкой или отдаленной перспективе, - это не критический анализ , скорее лирическое отступление от темы урока, сделанное к месту; обращение внимания на проблему, поставленную автором и интересную для учеников, на загадку, скрытую в произведении и пока не разрешенную литературоведением (например: Почему Наташа Ростова взвизгнула, когда затравили зайца? С чем связан ее дикий визг во время охоты? Почему Пьер Безухов, гуманный человек, видя мучения Каратаева, не помог ему и поспешил уйти, когда услышал выстрел?). Постановка проблемы, не имеющей столь однозначного решения- вот, что должно вызвать интерес у учащихся. Возникает необходимость в осмыслении урока- диалога, содержанием которого явились бы такие проблемы.

Школьный анализ художественного произведения должен обогащать читательское восприятие, содействовать развитию личности ученика, быть увлекательным. В этом случае он приводит к созиданию «дидактического резонанса», когда обучающие усилия учителя создают с собственными усилиями школьников. Учитывая это, необходимо организовать аналитическую деятельность учащихся таким образом, чтобы она стала продолжением чтения и охватывала «зону ближайшего развития». (Л.С.Выготский).

Способ решения данной задачи- урок- диалог, призванный научить «умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого». В процессе адаптации анализа художественного произведения к диалоговой технике «читатель- писатель» разработан урок- диалог по литературе.

Что же это такое урок- диалог?

Обучение диалогу - это обучение проблемам. Почти все уроки – диалоги отличает одно – нет однозначного и окончательного решения. Над этой проблемой ученики, возможно, будут думать всю жизнь!

Работая по такой методике, важно соблюдать следующие условия: должны быть гарантированы свобода ученика от влияния учительского слова и учебника до прочтения произведения, исключения волевого педагогического диктата, недопустимость заглушения противоречий, публичное обсуждение всего, что представляется значимым, открытый равноправный диалог, который развивается по определенным правилам. Назову их:

1.                  Умение слушать и слышать каждого. Без этого диалог просто невозможен. Необходимо учить выразить себя в слове: мысль, получившая словесное оформление, становится общим достоянием. Во время урока- диалога его участники объединены слышимым словом.

2.                  Свобода всех участников диалога. Каждый имеет право на личное отношение к проблеме, на свой вариант понимания любого вопроса. Мольеровская Дорина говорит: «Молчу, но думаю все то же». Это необщительное общение. В диалоге никто, будучи свободным, не молчит. В нем каждый в состоянии «текучести».

3.                  Непринужденное течение беседы. Участники ее уточняют и дополняют друг друга. Состязаются в интеллектуальности.

Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечиваются путем «преднамеренного конструирования субъект – субъектных отношений», обуславливающих индивидуально-личностных изменений преподавателя и ученика. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результат и реализовать замысел такого урока.

На уроке- диалоге учащиеся должны знать условия, без соблюдения которых возможен лишь галдеж, а не движение к творческой самостоятельности. Например, такие:

1.                  Готовься к обсуждению проблемы: читай, слушай, что думают другие, размышляй.

2.                  Не бойся ошибок, иди на риск: без этого нет нового знания.

3.                  Цель урока- диалога по литературе- сообща искать истину. Это форма коллективного поискового труда, поэтому не нужно во что бы то ни стало опровергнуть оппонента, доказать свою правоту.

4.                  Слушай других и осознавай отличия от них: говори, если твоя мысль не совпадает с мыслями других, но замолчи, если становишься неоригинальным.

5.                  Ничего не принимай на веру, без достаточного обоснования: только в результате критических поисков приходи к тем или иным убеждениям.

Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, должно приниматься учителем во внимание: уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. Вот почему все голоса, даже невыразительные, не заглушаются. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в произведении, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры. В конце концов учитель вместе с учениками определяет, чьи суждения глубже, кто на уроке «солист», задающий тон «хору», чьи решения более полные и верные.

Поощряя в каждом ученике индивидуальное восприятие произведения, уникальность его подхода к творчеству писателя, мы добиваемся эффекта, когда каждая личность приобретает то, что поэт Е.А.Баратынский назвал «лица необщим выраженьем». Смысл урока- диалога состоит в том, чтобы готовить каждого школьника-читателя к приобретению этого ценного свойства- ярко выраженной индивидуальности.

Доверие и внимание к ученику, учет его интересов и потребностей, знание его возможностей- это тот путь, который ведет к успеху в работе со школьниками на уроке- диалоге.

Урок литературы - это, прежде всего, диалог. Урок-диалог призванный научить «умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого».

Самое важное в таком диалоге - аргументированность. Ответ ученика должен быть обогащен за счет прочитанного им произведения: цитатами из текста, ссылками на отдельные эпизоды и реплики, всевозможными деталями.

Урок-диалог в процессе изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Родион Раскольников - преступник или герой?» имеет следующую структуру:

1. Погружение в ситуацию.

2. Вопросно-ответная беседа учителя с детьми.

3. Дискуссия учеников.

4. Оформление проблемы учителем.

5. Диалог дискуссионного характера.

6. Оформление учителем результата.

 

            Организация   урока-диалога по литературе в 10 классе

Тема урока: Родион Раскольников - преступник или герой?

 

                                                 Х о д   у р о к а 

І. Организационный момент

            ІІ. Мотивация учебной деятельности

III. Формулировка темы и цели урока.

IV. Основная часть урока-диалога.

1. Вопросно-ответная беседа учителя с детьми.

(Выявление общих, полярных смыслов, версий)

Учитель-«консультант»

Учащимся предлагаются на обсуждение следующие вопросы и цитаты из текста романа:

  • Говорят, что характер человека определяет его судьбу. Применимо ли это утверждение  для Раскольникова? Совпадает ли его характер с его судьбой?
  • Ради кого герой совершает преступление? Ради родных и близких? Или просто в виде эксперимента над самим собой и своей теорией?
  • Раскольниковым движет благородное желание помочь людям. Разве можно осуждать за такую мечту?
  • «За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» Согласны ли вы с такой арифметикой?
  • Можно ли считать, что причина преступления в непредвиденных последствиях случайно подслушанного разговора?

Проблемный вопрос: Главный герой романа, Родион Раскольников, - герой или преступник?

 

3. Диалог дискуссионного характера.

4. Оформление учителем результата.

(Выслушивает окончательные ответы учащихся, корректирует их).

 

V. Подведение итогов занятия:

            1. Заключительное слово учителя.

2. Оценка деятельности учащихся на уроке.

3. Рефлексия. (Оформление итоговых версий-ответа на проблемный вопрос, участие в рефлексии.)

 

VI. Домашнее задание.

 


 

Организация урока-диалога в процессе изучения романа

Организация урока-диалога в процессе изучения романа

Работая по такой методике, важно соблюдать следующие условия: должны быть гарантированы свобода ученика от влияния учительского слова и учебника до прочтения произведения, исключения волевого педагогического…

Работая по такой методике, важно соблюдать следующие условия: должны быть гарантированы свобода ученика от влияния учительского слова и учебника до прочтения произведения, исключения волевого педагогического…

Поощряя в каждом ученике индивидуальное восприятие произведения, уникальность его подхода к творчеству писателя, мы добиваемся эффекта, когда каждая личность приобретает то, что поэт

Поощряя в каждом ученике индивидуальное восприятие произведения, уникальность его подхода к творчеству писателя, мы добиваемся эффекта, когда каждая личность приобретает то, что поэт

Говорят, что характер человека определяет его судьбу

Говорят, что характер человека определяет его судьбу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021