Организация урока-диалога в процессе изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Результатом литературного образования школьника должно быть его умение самостоятельно разобраться в любом незнакомом произведении и «по законам красоты», которая действительно «спасает мир», строить собственную личность.
Сегодня проблема общения в образовании и воспитании все чаще связывается с проблемой личности, возможностью «творения» ею своего внутреннего мира в диалоге по вопросам, имеющим жизненный, судьбоносный характер. На основе культуры в педагогическом общении происходит (должно происходить по определению) творение, «выращивание» новых смыслов, преображение личности и ученика, и учителя.
Нравственные убеждения формируются в процессе активной мыслительной деятельности. вес учебные предметы могут развивать творческий потенциал подрастающего человека. Но в том и заключается одна из самых «обаятельных» сторон на уроке литературы, что здесь открывается безбрежное поле творчества и для учителя, и для ученика. Наиглавнейшая педагогическая задача сегодня-сотворчество учителя и детей, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга.
Совершенно необходимо вдохновить на чтение. Этому могут послужить рассказ учителя о том, как он впервые познакомился с произведением, какое впечатление оно произвело ; несколько минут на уроке, посвященные беседе о книге, которая будет изучаться в близкой или отдаленной перспективе, - это не критический анализ , скорее лирическое отступление от темы урока, сделанное к месту; обращение внимания на проблему, поставленную автором и интересную для учеников, на загадку, скрытую в произведении и пока не разрешенную литературоведением (например: Почему Наташа Ростова взвизгнула, когда затравили зайца? С чем связан ее дикий визг во время охоты? Почему Пьер Безухов, гуманный человек, видя мучения Каратаева, не помог ему и поспешил уйти, когда услышал выстрел?). Постановка проблемы, не имеющей столь однозначного решения- вот, что должно вызвать интерес у учащихся. Возникает необходимость в осмыслении урока- диалога, содержанием которого явились бы такие проблемы.
Школьный анализ художественного произведения должен обогащать читательское восприятие, содействовать развитию личности ученика, быть увлекательным. В этом случае он приводит к созиданию «дидактического резонанса», когда обучающие усилия учителя создают с собственными усилиями школьников. Учитывая это, необходимо организовать аналитическую деятельность учащихся таким образом, чтобы она стала продолжением чтения и охватывала «зону ближайшего развития». (Л.С.Выготский).
Способ решения данной задачи- урок- диалог, призванный научить «умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого». В процессе адаптации анализа художественного произведения к диалоговой технике «читатель- писатель» разработан урок- диалог по литературе.
Что же это такое урок- диалог?
Обучение диалогу - это обучение проблемам. Почти все уроки – диалоги отличает одно – нет однозначного и окончательного решения. Над этой проблемой ученики, возможно, будут думать всю жизнь!
Работая по такой методике, важно соблюдать следующие условия: должны быть гарантированы свобода ученика от влияния учительского слова и учебника до прочтения произведения, исключения волевого педагогического диктата, недопустимость заглушения противоречий, публичное обсуждение всего, что представляется значимым, открытый равноправный диалог, который развивается по определенным правилам. Назову их:
1. Умение слушать и слышать каждого. Без этого диалог просто невозможен. Необходимо учить выразить себя в слове: мысль, получившая словесное оформление, становится общим достоянием. Во время урока- диалога его участники объединены слышимым словом.
2. Свобода всех участников диалога. Каждый имеет право на личное отношение к проблеме, на свой вариант понимания любого вопроса. Мольеровская Дорина говорит: «Молчу, но думаю все то же». Это необщительное общение. В диалоге никто, будучи свободным, не молчит. В нем каждый в состоянии «текучести».
3. Непринужденное течение беседы. Участники ее уточняют и дополняют друг друга. Состязаются в интеллектуальности.
Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечиваются путем «преднамеренного конструирования субъект – субъектных отношений», обуславливающих индивидуально-личностных изменений преподавателя и ученика. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результат и реализовать замысел такого урока.
На уроке- диалоге учащиеся должны знать условия, без соблюдения которых возможен лишь галдеж, а не движение к творческой самостоятельности. Например, такие:
1. Готовься к обсуждению проблемы: читай, слушай, что думают другие, размышляй.
2. Не бойся ошибок, иди на риск: без этого нет нового знания.
3. Цель урока- диалога по литературе- сообща искать истину. Это форма коллективного поискового труда, поэтому не нужно во что бы то ни стало опровергнуть оппонента, доказать свою правоту.
4. Слушай других и осознавай отличия от них: говори, если твоя мысль не совпадает с мыслями других, но замолчи, если становишься неоригинальным.
5. Ничего не принимай на веру, без достаточного обоснования: только в результате критических поисков приходи к тем или иным убеждениям.
Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, должно приниматься учителем во внимание: уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. Вот почему все голоса, даже невыразительные, не заглушаются. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в произведении, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры. В конце концов учитель вместе с учениками определяет, чьи суждения глубже, кто на уроке «солист», задающий тон «хору», чьи решения более полные и верные.
Поощряя в каждом ученике индивидуальное восприятие произведения, уникальность его подхода к творчеству писателя, мы добиваемся эффекта, когда каждая личность приобретает то, что поэт Е.А.Баратынский назвал «лица необщим выраженьем». Смысл урока- диалога состоит в том, чтобы готовить каждого школьника-читателя к приобретению этого ценного свойства- ярко выраженной индивидуальности.
Доверие и внимание к ученику, учет его интересов и потребностей, знание его возможностей- это тот путь, который ведет к успеху в работе со школьниками на уроке- диалоге.
Урок литературы - это, прежде всего, диалог. Урок-диалог призванный научить «умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого».
Самое важное в таком диалоге - аргументированность. Ответ ученика должен быть обогащен за счет прочитанного им произведения: цитатами из текста, ссылками на отдельные эпизоды и реплики, всевозможными деталями.
Урок-диалог в процессе изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Родион Раскольников - преступник или герой?» имеет следующую структуру:
1. Погружение в ситуацию.
2. Вопросно-ответная беседа учителя с детьми.
3. Дискуссия учеников.
4. Оформление проблемы учителем.
5. Диалог дискуссионного характера.
6. Оформление учителем результата.
Организация урока-диалога по литературе в 10 классе
Тема урока: Родион Раскольников - преступник или герой?
Х о д у р о к а
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
III. Формулировка темы и цели урока.
IV. Основная часть урока-диалога.
1. Вопросно-ответная беседа учителя с детьми.
(Выявление общих, полярных смыслов, версий)
Учитель-«консультант»
Учащимся предлагаются на обсуждение следующие вопросы и цитаты из текста романа:
Проблемный вопрос: Главный герой романа, Родион Раскольников, - герой или преступник?
3. Диалог дискуссионного характера.
4. Оформление учителем результата.
(Выслушивает окончательные ответы учащихся, корректирует их).
V. Подведение итогов занятия:
1. Заключительное слово учителя.
2. Оценка деятельности учащихся на уроке.
3. Рефлексия. (Оформление итоговых версий-ответа на проблемный вопрос, участие в рефлексии.)
VI. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.