Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода
Оценка 4.7

Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода

Оценка 4.7
Семинары
docx
преподавание
1 кл—4 кл
07.02.2020
Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Основной формой организации обучения является урок, учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.
Организация урока в рамках системно.docx

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода

 

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

 

 

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Основной формой организации обучения является урок, учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ученик:

-  ставит цели,

-  решает задачи,

-  отвечает за результаты.

Главное средство ученика – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

 Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:  

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом,  меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения

 Меняется и представление об уроке.

Организация  деятельности учеников на уроке происходит  через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1.         Урок постановки учебной задачи.

2.         Урок решения учебной задачи.

3.         Урок моделирования и преобразования модели.

4.         Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5.         Урок контроля и оценки.

 

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.         уроки «открытия» нового знания;

2.         уроки рефлексии;

3.         уроки общеметодологической направленности;

4.         уроки развивающего контроля.

 

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

 

Следовательно, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика по следующей структуре:

1. написание учащимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

 Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

 

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

5.Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

 

 

 Моделирование урока  с позиции системно – деятельностного подхода:

1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

3. Совместная с обучающимися постановка цели.

4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).

5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

8. Рефлексия.

 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

 

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач: 

- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

- конструирование (отбор) содержания образования;

- совершенствование форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса.

 

Хочу представить  вашему вниманию фрагменты конспектов уроков, проведенных в первом классе, направленные на решение конкретных учебных задач путем деятельностного метода обучения.

Математика (это не полная технологическая карта урока, а фрагмент)

Тема: «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»

Программа «Школа России», учебник Моро, 1 класс

Деят. учителя

Деят. Учеников

1

(у детей конверт с материалом)

Работа в паре

 

1)    Составьте пример на сложение.

2)    Прочтите пример, называя компоненты при сложении

3)    Составьте пример на вычитание, используя эти же числа.

4)    Прочтите пример, называя компоненты (создана проблема: дети не знают названия этих компонентов)

- Где мы можем это посмотреть?

5)Сформулируйте тему урока.

6)Достаньте из конверта карточки со словами: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Давайте вместе подумаем, как может называться каждое число в примере.

7)Как мы можем убедиться в правильности ваших предположений?

 

 

 

 

8)Сделайте вывод: как называются компоненты при вычитании и почему?

9)Подумайте, как получить уменьшаемое?

 

 

 

 

10)Сделайте вывод: как получить уменьшаемое?

 

 

 

11)Подумайте, как получить вычитаемое?

 

 

 

 

12)Сделайте вывод: как получить вычитаемое?

1)    Учащиеся составляют.

2)    Ответы учащихся

 

 

3)    Работа учащихся

 

 

 

4)    Мы можем посмотреть в учебнике в названии темы урока (открываем, смотрим)

5)    Название компонентов при вычитании.

6)    Дети делаю предположения (основном они правильные)

 

 

 

7)Посмотреть в учебнике (дети сверяют свое решение этой задачи с информацией в учебнике)

 

8)Ответы детей.

 

 

 

9)Дети работают с наборным материалом, составляют пример для получения уменьшаемого.

10)Чтобы получить уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.

 

11)Работа с наборным материалом, составляют пример для получения вычитаемого.

12)Чтобы получить вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

 

Далее мы закрепляем материал: чтение, запись и решение примеров на вычитание;

решение примеров вида:

Δ-3=7              9-Δ=4

Δ=7+3             Δ=9-4        

Δ=10               Δ=5

Внимание! Взаимосвязь между компонентами при вычитании на данном этапе не изучается, но я считаю целесообразным показать ее, так как это удобно сделать, используя наборный материал и работу в паре для развития логического мышления и работая в области ближайшего развития ребенка для пропедевтики алгебраического материала.

Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.

1.   за счет проговаривания углубляется понимание;

2.   развивается речь.

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.

 

Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

1.    

1.                           качественное усвоение знаний;

2.                           развитие интеллекта и творческих способностей;

3.                           воспитание активной личности.


 

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов

Следовательно, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика по следующей структуре: 1

Следовательно, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика по следующей структуре: 1

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода: 1

Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода: 1

Хочу представить вашему вниманию фрагменты конспектов уроков, проведенных в первом классе, направленные на решение конкретных учебных задач путем деятельностного метода обучения

Хочу представить вашему вниманию фрагменты конспектов уроков, проведенных в первом классе, направленные на решение конкретных учебных задач путем деятельностного метода обучения

Работа в паре 1)

Работа в паре 1)

Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны?

Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020