Организация воспитательно-образовательного процесса и создание условий для работы с детьми на учебный год с учётом ФГОС.
При организации воспитательно-образовательной среды мы опираемся на следующие документы нормативной правовой базы системы дошкольного образования:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях
Критерии качества образования:
• Организация современного воспитательно-образовательного процесса;
• Создание современного, предметно-развивающего пространства;
• Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
• Успешная и безболезненная адаптация;
• Развитие способностей детей;
• Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей;
• Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
• Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
• Внешние связи ДОУ;
• Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Воспитательно-образовательный процесс
системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определённой системы целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Образовательный процесс
обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.
Функции образовательного процесса:
- воспитательная;
- образовательная (познавательная);
- развивающая;
- социализирующая;
- оздоровительно-профилактическая.
Требования к воспитателю:
1. Постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей.
2. Умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей.
3. Своевременное выявление и устранение причин, мешающих ребенку в достижении цели.
4. Сочетание воспитания с самовоспитанием.
5. Опора на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Образовательная деятельность
Осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации в:
-Совместной деятельности с детьми:
-Образовательной деятельности в режимных моментах;
-Организованной образовательной деятельности.
Использование адекватных возрасту форм:
§ игра;
§ наблюдение;
§ беседа, разговор;
§ решение проблемных ситуаций;
§ экспериментирование;
§ чтение;
§ коллекционирование
и др.
Ранний возраст (1год – 3 года)
• предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.),
• общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
• рассматривание картинок,
• двигательная активность;
Дошкольный возраст (3 года – 8 лет)
• ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
• а также восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
• музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность
ЭТО: организация совместной деятельности педагога с детьми!!!
• с одним ребенком;
• с подгруппой детей;
• с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
• возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
• их интереса к данному занятию;
• сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Организации образовательной деятельности в ДОУ:
• уход от учебной деятельности;
• повышение статуса игры;
• включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Формы сотрудничества образовательного учреждения с семьей
• Информационно-аналитические (анкетирование; опрос; "почтовый ящик").
• Наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей).
• Познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.
• Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
• Инновационные технологии.
Новые формы организации педагогического процесса в ДОУ повышают:
1.Интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу.
2.Уровень профессионального мастерства педагогов.
3.Уровень образованности воспитанников.
4. Стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада.
5.Интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.