Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
30.05.2017
Материал содержит результаты глубоко исследования относительно игровой деятельности современных детей дошкольного возраста. Представлены результаты анкетирования и сделана попытка обоснования полученных данных. Внимание акцентировано на организации игрового пространства лекотеки, так как всё больше детей, посещающих дошкольного образовательное учреждение относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями.
тезисы.docx
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного
возраста в условиях лекотеки
В современном мире игра теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального
возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный
ребенок, с точки зрения Бориса Степановича Волкова, профессора кафедры общей и
педагогической психологии МГУ, все реже включен в отношения сотрудничества,
взаимовыручки и партнерства. Между тем и культура игры в современном мире претерпевает
изменения, поэтому игра в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для
личностного развития подрастающего поколения.
По данным министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15% детей
рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, до 90%
детей, посещающих дошкольное учреждение, имеют проблемы в развитии. Поэтому, родители
детей очень обеспокоены благополучием своего ребёнка на улице, в общественном месте, на
площадке во дворе, в связи с этим, всё больше изолируют их от окружающего мира. Тем самым
препятствуют саморазвитию собственного ребенка. В то время как ФГОС ДО призывает
организовать образовательное пространство и разнообразие материалов таким образом, чтобы
оно обеспечивало игровую, познавательскую, исследовательскую и творческую активность детей
(п.3.3). Что является значимой задачей на сегодняшний день.
Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых,
но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка.
Проблема заключается в том, что современное общество не ориентирует детей на игровую
деятельность, не создаёт для её организации специальных условий, хотя возможность такая
имеется. Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного
и ответственного отношения к игре дошкольников как у педагогов и родителей, так и на уровне
государственной образовательной политики.
Поэтому данная тема представляется довольно значимой и актуальной для рассмотрения.
Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.
Предметом – особенности организации игровой деятельности детей старшего
дошкольного возраста в условиях лекотеки.
Контингент – дети старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является выявление особенностей организации игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть специфику игровой деятельности дошкольников;
раскрыть понятие, этапы игровой деятельности и классификацию игр;
обозначить место игровой деятельности в формировании личности дошкольника;
выявить предпочтения современных детей к выбору игры;
изучить особенности организации игры дошкольников в условиях лекотеки;
создать элемент лекотеки, апробировать его и разработать каталог игрушек для
•
•
•
•
•
•
лектоеки.
Для ребенка игра это его независимая деятельность, в которой он может реализовать
свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты,
столь свойственные миру взрослых.
Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень
затруднено. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное
изменение в его психике.
С целью выявления игровых предпочтений дошкольников было организовано и проведено
исследование на базе МДОУ №13 «Светлячок», г. Оса, Пермского края. В опросе приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы. Ответы на вопросы позволили нам узнать
любимые игры и игрушки детей.
На вопрос «Любишь ли ты играть?» все дети ответили однозначно «да». Это
свидетельствует о том, что каждый ребёнок предпочитает игру как любимую деятельность.
На вопрос относительно любимой детской игры мы услышали разные варианты ответов.
Самыми популярными являются подвижные игры. В качестве любимой её отмечают 10 детей.
Дети любят играть в «чехарду», «прятки», «догонялки», «прыжки на скакалке», «жмурки» и
другие. На втором месте по популярности среди детей являются интеллектуальные игры. Их
называют любимой игрой 30% детей. Это такие игры как «лего», «плетение», «домино»,
«мозаика», «казино». Одинаковую последнюю позицию занимают компьютерные игры и игры с
куклой.
Чуть меньше половины опрошенных детей предпочитают мягкую игрушку. Любимыми
являются медвежонок, зайчик, котёнок, лошадка и другие мягкие игрушки. Также любимы
детьми являются герои современных мультфильмов, так как кукла Барби, русалка, хот вилс,
принцесса Рапунцель, Винксы и трансформеры. Также дети предпочитают конструкторы и лего.
Любят играть в радиоуправляемые машинки и танки.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на современные
тенденции, дети дошкольного возраста любят играть в подвижные и интеллектуальные игры.
Следует отметить, что дети сегодня играют в современные игрушки, которые зачастую
лишены своих практических, эстетических качеств и свойств. Поэтому автором работы были
составлены рекомендации для родителей по выбору игрушек.
Социализация и развитие детей, является важной и актуальной проблемой психолого
педагогического сопровождения, особенно для детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья. Работа с такими детьми и их семьями дело очень сложное. Для этого создаются
структурнофункциональные единицы – Лекотеки, под которыми понимается «собрание
игрушек» или «коллекция игрушек», направленная на индивидуальноориентированные способы
и программы обучения детей с различным уровнем интеллектуального, речевого,
сенсомоторного развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью
Лекотеки является создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и
психологической поддержки его семьи. [10]
В ходе организации деятельности Лекотеки руководствуются принципами гуманизма,
коррекционнопедагогической помощи, целостности и комплексного воздействия. Достигая
цели, решая задачи, выполняя функции, следуя принципам Лекотеки, команда специалистов
(логопед, учитель дефектолог, психолог) подбирает адекватные средства общения с каждым
ребёнком в зависимости от характера его нарушения. Происходит максимально возможное
развитие и поддержка функциональных способностей ребёнка в соответствии с его
возможностями.
Основным понятием в Лекотеке является игра, рассматриваемая как деятельность,
приносящая ребенку удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и
социально ориентированного поведения. Деятельность Лекотеки связана с использованием
вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми
нуждами в игровую активность. Автором работы был продуман и полностью
самостоятельносоздан элемент лекотеки – современная сенсорная игрушка «Черепашка
Ниндзя», которая предназначена для развития моторики, тактильных ощущений и мыслительных
процессов. Данное пособие представляет собой мягконабивную игрушку, выполненную из
безопасных материалов и тканей различных свойств и качеств. Детям предоставляется
возможность поупражняться в различных способах застёгивания и расстегивания молний,
пуговиц, липучек, кнопок и других современных застёжек. Мотивацией детей служит интересное
содержание открываемого кармашка, где ребёнка ждёт встреча со сказочным героем. Такая
встреча состоялась в ходе производственной практики. После представления игрушки дети ещё продолжительное время не желали с ней расставаться. Кроме этого пособие было презентовано
воспитателям образовательного учреждения и получило только положительные отзывы и
рекомендации по внедрению данного элемента в практическую деятельность.
Такие пособия перекрывают все основные потребности ребенка с особыми нуждами,
связанные с организацией игровой деятельности. Материальная база Лекотеки может включать
огромное количество разделов с играми и игровыми наборами. Поэтому возникла необходимость
в создании каталога оборудования Лекотеки. Поэтому, на данный момент в разработке
находится каталог, имеющий четыре раздела и чуть более трёхсот наименований игр и игрового
оборудования. С помощью данного оборудования возможно организовать индивидуальные и
групповые игровые сеансы, то есть игровую деятельность в условиях Лекотеки. Данное
исследование было представлено на 5 краевой научнопрактической конференции «Инновации в
образовании – путь к профессионализму будущего педагога (специалиста)». А также имеет
диплом победителя заочного конкурса студенческих эссе «инновационный потенциал Пермского
края».
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.