Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Оценка 4.9

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
30.05.2017
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Материал содержит результаты глубоко исследования относительно игровой деятельности современных детей дошкольного возраста. Представлены результаты анкетирования и сделана попытка обоснования полученных данных. Внимание акцентировано на организации игрового пространства лекотеки, так как всё больше детей, посещающих дошкольного образовательное учреждение относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями.
тезисы.docx
Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки  В современном мире игра теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального  возрастного периода, где подлинный источник развития ­ живое общение и игра. Современный  ребенок, с точки зрения Бориса Степановича Волкова, профессора кафедры общей и  педагогической психологии МГУ, все реже включен в отношения сотрудничества,  взаимовыручки и партнерства. Между тем и культура игры в современном мире претерпевает  изменения, поэтому игра в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для  личностного развития подрастающего поколения.  По  данным   министерства  здравоохранения  РФ,  в  настоящее  время   только  15%  детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, до  90% детей, посещающих дошкольное учреждение, имеют проблемы в развитии. Поэтому, родители детей очень обеспокоены благополучием своего ребёнка на улице, в общественном месте, на площадке во дворе, в связи с этим, всё больше изолируют их от окружающего мира. Тем самым препятствуют   саморазвитию   собственного   ребенка.     В   то   время   как   ФГОС   ДО   призывает организовать образовательное пространство и разнообразие материалов таким образом, чтобы оно обеспечивало игровую, познавательскую, исследовательскую и творческую активность детей (п.3.3). Что является значимой задачей на сегодняшний день.  Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ­ ныне лучший друг ребенка.  Проблема заключается в том, что современное общество  не ориентирует детей на игровую  деятельность, не создаёт для её организации специальных условий, хотя возможность такая  имеется.  Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников ­ как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Поэтому данная тема представляется довольно значимой и актуальной для рассмотрения. Объектом исследования  является игровая деятельность дошкольников. Предметом – особенности организации игровой деятельности детей старшего  дошкольного возраста в условиях лекотеки.  Контингент – дети старшего дошкольного возраста. Целью исследования является выявление особенностей организации игровой  деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть специфику игровой деятельности дошкольников;  раскрыть понятие, этапы игровой деятельности и классификацию игр;  обозначить место игровой деятельности в формировании личности дошкольника; выявить предпочтения современных детей к выбору игры; изучить особенности организации игры дошкольников в условиях лекотеки; создать элемент лекотеки, апробировать его и разработать  каталог игрушек для  • • • • • • лектоеки. Для ребенка игра ­ это его независимая деятельность, в которой он может реализовать  свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень  затруднено. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное  изменение в его психике.  С целью выявления игровых предпочтений дошкольников было организовано и проведено  исследование на базе МДОУ №13 «Светлячок», г. Оса, Пермского края. В опросе приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы. Ответы на вопросы позволили нам узнать  любимые игры и игрушки детей. На вопрос «Любишь ли ты играть?»  все дети ответили однозначно «да». Это  свидетельствует о том, что каждый ребёнок предпочитает игру как любимую деятельность.  На вопрос относительно любимой детской игры мы услышали разные варианты ответов.  Самыми популярными являются подвижные игры. В качестве любимой её отмечают 10 детей.  Дети любят играть в «чехарду», «прятки», «догонялки», «прыжки на скакалке», «жмурки» и  другие. На втором месте по популярности среди детей являются интеллектуальные игры. Их  называют любимой игрой 30% детей. Это такие игры как «лего», «плетение», «домино»,  «мозаика», «казино».  Одинаковую последнюю позицию занимают компьютерные игры и игры с  куклой.  Чуть меньше половины опрошенных детей предпочитают мягкую игрушку. Любимыми  являются медвежонок, зайчик, котёнок, лошадка и другие мягкие игрушки. Также любимы  детьми являются герои современных мультфильмов, так как кукла Барби, русалка, хот вилс,  принцесса Рапунцель, Винксы и трансформеры. Также дети предпочитают конструкторы и лего.  Любят играть в радиоуправляемые машинки и танки.  Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на современные  тенденции, дети дошкольного возраста любят играть в  подвижные и интеллектуальные игры. Следует отметить, что дети сегодня играют в современные игрушки, которые зачастую  лишены своих практических, эстетических качеств и свойств. Поэтому автором работы были  составлены рекомендации для родителей по выбору игрушек.  Социализация и развитие детей, является важной и актуальной проблемой психолого­ педагогического сопровождения, особенно для детей, имеющих ограниченные возможности  здоровья. Работа с такими детьми и их семьями дело очень сложное. Для этого создаются  структурно­функциональные единицы – Лекотеки,  под которыми понимается «собрание  игрушек» или  «коллекция игрушек», направленная на индивидуально­ориентированные способы и программы обучения детей с различным уровнем интеллектуального, речевого,  сенсомоторного развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью  Лекотеки является создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и  психологической поддержки его семьи. [10] В ходе организации деятельности Лекотеки руководствуются принципами гуманизма,   коррекционно­педагогической помощи, целостности и комплексного воздействия. Достигая  цели, решая задачи, выполняя функции, следуя принципам Лекотеки, команда специалистов  (логопед, учитель­ дефектолог, психолог) подбирает адекватные средства общения с каждым  ребёнком в зависимости от характера его нарушения. Происходит максимально возможное  развитие и поддержка функциональных способностей ребёнка в соответствии с его  возможностями.  Основным понятием в Лекотеке является игра, рассматриваемая как деятельность,  приносящая ребенку удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и  социально ориентированного поведения. Деятельность Лекотеки связана с использованием  вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми  нуждами в игровую активность.  Автором работы был продуман и полностью  самостоятельносоздан элемент лекотеки – современная сенсорная игрушка «Черепашка  Ниндзя», которая предназначена для развития моторики, тактильных ощущений и мыслительных процессов. Данное пособие представляет собой мягконабивную игрушку, выполненную из  безопасных материалов и тканей различных свойств и качеств. Детям предоставляется  возможность поупражняться в различных способах застёгивания и расстегивания молний,  пуговиц, липучек, кнопок и других современных застёжек. Мотивацией детей служит интересное содержание открываемого кармашка, где ребёнка ждёт встреча со сказочным героем.  Такая  встреча состоялась в ходе производственной практики. После представления игрушки дети ещё продолжительное время не желали с ней расставаться. Кроме этого пособие было презентовано  воспитателям образовательного учреждения и получило только положительные отзывы и  рекомендации по внедрению данного элемента в практическую деятельность.  Такие пособия перекрывают все основные потребности ребенка с особыми нуждами,  связанные с организацией игровой деятельности. Материальная база Лекотеки может включать  огромное количество разделов с играми и игровыми наборами. Поэтому возникла необходимость в создании каталога оборудования Лекотеки. Поэтому, на данный момент в разработке  находится  каталог, имеющий четыре раздела и чуть более трёхсот наименований игр и игрового  оборудования. С помощью данного оборудования  возможно организовать индивидуальные и  групповые игровые сеансы, то есть игровую деятельность в условиях Лекотеки. Данное  исследование было представлено на 5 краевой научно­практической конференции «Инновации в  образовании – путь к профессионализму будущего педагога (специалиста)». А также имеет  диплом победителя заочного конкурса студенческих эссе «инновационный потенциал Пермского края».

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях лекотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017