Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
русский язык
2 кл—4 кл
28.05.2017
В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Считаю, что работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
Мною разработана система индивидуальной работы над ошибками. Она проста и понятна для ученика и не требует большого количества времени со стороны учителя.Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.docx
Организация индивидуальной работы над ошибками по
русскому языку.
Ни одной ошибки для
глаз,
Ни одной ошибки для
рук.
В. А.
Флеров
Орфографическая грамотность - это составная часть общей
языковой культуры, залог точности выражения мысли и
взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы
грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в
современной методике, служит орфограмма, т.е. написание,
требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух
предполагаемых написаний. Один из этих вариантов выбирает
пишущий.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать
следующие:
1) невнимание, рассеянность, поспешность;
2) не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
3) орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
4) допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
5) не понимает значение слова, словосочетания, предложения,
смысла текста;
6) работает медленно, не успевает применить свои знания.
В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме,
является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако
вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически
ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится
фронтально, без учета индивидуальных особенностей учащихся. В
результате на уроке обычно успевают разобрать не более четырех -
пяти орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются
ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – ученики, которые
допустили ошибки. Для выработки прочных навыков грамотного письма большое
значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при
организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.
Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о
том, что для усвоения определенных грамматических правил и для
выработки навыков грамматического письма отдельным ученикам
одного и того же класса требуется различное время, так как
способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и
разнообразных способов их исправления. Например, если для
правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно
подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их
правописание, подчеркнуть непроизносимые согласные, найти к ним
проверочные слова, то для правильного написания безударных гласных
в корне необходимо подобрать родственные слова, записать их,
поставить в них ударение, подчеркнуть проверочные слова, выделить в
них корень.
Вторая трудность, с которой сталкивается учитель, - это различный
темп работы учащихся. Часть учащихся выполняет задания быстро и
вынуждена ждать, когда закончат работу остальные. Ученики,
работающие медленно, а к ним чаще всего относятся добросовестные,
аккуратные, увидев, что они отстают, начинают торопиться. Спешка
ведет за собой небрежность, ошибки и как следствие плохие оценки.
Неудачи убивают в ребенке не только веру в себя, но и интерес к самой
работе, пропадает желание самостоятельно работать, учебный труд
становится неприятным. Систематическое отсутствие индивидуального
подхода при организации работы над ошибками является одной из
причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников.
М.Р. Львов предлагает следующее: «Во втором классе начинается
систематическая работа учащихся над ошибками: учитель ведет учет
допускаемых ошибок в специальной тетради, где каждому ученику
отведена страница. Школьники заводят конверты, где хранятся
карточки с записанными словами, в которых была допущена ошибка;
орфограмма подчеркивается. На каждом уроке предусматривается
несколько минут для работы над ошибками, общими для многих
учащихся. Работа над индивидуальными ошибками проводится во
внеурочное время» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –
М.: Просвещение, 1990. – С. 101).
Считаю, что работа над ошибками в начальных классах должна быть
исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так,
чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и
объяснены. Мною разработана система индивидуальной работы над ошибками.
Она проста и понятна для ученика и не требует большого количества
времени со стороны учителя.
Каждому ученику во 2 классе выдается памятка «Работа над
ошибками». Она напечатана на листах формата А4, которые сложены
пополам и составляют книжечку. Каждая орфограмма, изучаемая в
начальных классах, имеет свой порядковый номер (пункт). В каждом
пункте памятки подробно объясняется, как работать с орфограммой,
дан образец выполнения.
Проверяя работу ученика в тетради, учитель исправляет ошибки и на
полях указывает номер орфограммы. Ученику дома или в классе во
внеурочное время достаточно открыть памятку и выполнить работу над
ошибками по алгоритму, указанному в памятке.
Конечно, хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на
какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал с ней. Но
в том-то и дело, что ученик допустил ошибку потому, что не видит
орфограммы (нет орфографической зоркости) или ошибочно ее
определяет. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том
случае, если школьник ее замечает. Только около трети учащихся в
состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка,
остальные нуждаются в помощи учителя.
Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна,
требует точных знаний и умений в области грамматики.
Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь
обучения правописанию через орфограмму, через применение правил
правописания, через систематическую индивидуальную работу над
ошибками – единственно надежный путь.
Литература.
Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для
учителя. М.: Просвещение, 2000.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М.:
Просвещение, 2000. Жуйков С. Ф. Формирование
орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение,
1965.
Острикова Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М.:
Вербум-М, 2008. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в
школе. М.: Дрофа, 2005. Приложение.
Памятка «Работа над ошибками» ( из
опыта работы).
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова и раздели
их для переноса.
Делай так: оре-хи, зим-ний, по-ряд-ки.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку.
3. Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё два
слова на эту орфограмму.
Делай так: ель, тень, коньки
4. Гласные после шипяших.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи.
5. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова
на эту орфограмму.
Делай так: дочка, речка, мощный. 6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о,
е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни
безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное
слово и запиши рядом. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: волна – волны, моря – море, земля – земли.
7. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение,
подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
8. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь
согласную. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: снег – снега, мороз – морозы, сторожка – сторожа.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и
перед гласными.
9. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: Марина, Солнцев, Барсик.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов,
морей, клички животных пишутся с большой буквы.
10.
Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: муравьи, листья, лью.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных
перед гласными буквами е, ё, и, ю, я. 11.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни
двойную согласную. Запиши ещё два однокоренных слова.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
12.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два
слова с этой же приставкой.
Делай так: побежали, покричали, понесли.
13.
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова
однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: побежал, убежал, забежал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
14.
Правописание предлога со словом (орфограмма-
пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с
предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (высокому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с
предлогом. У глаголов нет предлогов.
гл.
Делай так: Поезд отошел от станции.
15.
Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: съезд, объем, разъединил.
Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после
приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными
буквами е, ё, ю, я.
16.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных
слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь
орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: звездный, звезда, звездочка.
местность, место, местный.
солнце, солнышко, солнечный.
17.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши
ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: самолет, теплоход, птицефабрика.
18.
Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на
эту орфограмму.
гл. гл. гл.
Делай так: не_пришел, не_выучил, не_понял.
19.
Мягкий знак у глаголов неопределенной формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь
орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
н.ф. н.ф. н.ф.
Делай так: (что делать?) шить, замечать, печь. 20.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи
тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-
помощников. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: к опушке (1 скл., к руке),
на солнце (2 скл., на плече),
у лошади (3 скл., у груди)
21.
Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно
относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного.
Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Выдели окончание прилагательного. Запиши ещё два слова на эту
орфограмму.
Делай так: к берегу (какому?) высокому – м.р., ед.ч., Д.п.
в траве (какой?) зеленой – ж.р., ед.ч., П.п.
около забора (какого?) низкого – м.р., ед.ч., Р.п
22.
Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два
примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Делай так: около_нас, у_меня, с_вами.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами
существительными) пишутся отдельно.
23.
Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Делай так: рисуешь, играешь, поёшь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.) Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется
мягкий знак (ь).
24.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную форму). Посмотри, на что оканчивается
глагол. Определи спряжение и гласную, которую следует писать в
окончании глагола единственного и множественного числа. Запиши
ещё два глагола на эту орфограмму.
Делай так: играет – играть, глаг., 1 спр. (-е, -ут, -ют),
строят – строить, глаг., 2 спр. (-и, -ат, -ят),
клеите – клеить, глаг., 2 спр. (-и, -ат, -ят).
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.