Организация наставничества

  • Семинары
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
Иконка файла материала организация наставничества.docx
Организация наставничества Для того чтобы адаптация молодых специалистов проходила более успешно, с ними обязательно   должны   работать   специалисты,   которые   способны   оказать   необходимую методическую,   психолого­педагогическую,   управленческую   и   другую   помощь.   Поэтому важной   частью   организации   работы   с   учителями   –   стажерами   является   работа   с наставниками.  Целями наставничества являются: оказание   помощи   молодым   специалистам   при   адаптации   в   педагогических, ученических и родительских коллективах; повышение   уровня   профессиональной   подготовки   выпускников педагогических институтов и училищ для работы в школе; оказание   психологической   поддержки   и   методической   помощи   учителям   – стажерам. Для   повышения   эффективности   работы,   обеспечения   ее   многогранности целесообразно назначать наставников сроком на 4 – 5 месяцев, т. е. 2 наставника в год. Содержание деятельности наставника молодого специалиста состоит из следующих этапов:             составление   в   начале   учебного   года   Учебного   плана   работы   с   молодым специалистом; анализ учебных программ и методических записок к ним; составление тематического планирования; оказание помощи в подготовке уроков, особенно в подготовке первых уроков, к первой встрече с учащимися; помощь в методике преподавания наиболее трудных тем программы, подборе дидактического материала, наглядных пособий, текстов для контроля знаний обучающихся; посещение уроков молодых учителей с последующим подробным анализом; приглашение на свои уроки, их совместное обсуждение; оказание   помощи   в   выборе   темы   по   саморазвитию,   составлению   плана,   в подборе необходимой методической литературы; консультирование   молодого   учителя   по   различным   вопросам   теории   и практики. При   посещении   уроков,   внеклассных   мероприятий   молодых   специалистов наставникам и администрации ОУ необходимо выяснить:  ­ уровень сформированности организационных и коммуникативных умений учителя;  ­ степень выраженности его личностных качеств;  ­ результативность работы;  ­ степень комфортности в педагогическом коллективе.  Для этого применяется тест БТ (беспокойства и тревожности), опросник Бааса – Дарки (изучение агрессии), тест – опросник измерения мотивации достижения успехов, а также   собеседования,   анализ   и   самоанализ     уроков   и   контрольных   срезов,   карта наблюдения уроков молодых специалистов. Проводимые мероприятия позволяют оказать индивидуальную   методическую  и   психологическую  помощь,  оценить   профессиональную компетентность и эффективность работы учителя.  Практика работы   позволяет выявить следующие   недостатки в общении и учебной работе молодых учителей и рекомендовать некоторые пути их преодоления.Недостатки молодого учителя в общении с учащимися  и способы их преодоления Реакция учащихся на недостатки Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шумят Наличие аритмии в овладении знаниями Способы преодоления недостатков Увлекательный рассказ; активизация учения школьников Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов Недостатки в работе молодого учителя Неумение поддерживать внимание школьников Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях Неумение концентрировать внимание на главном, существенном Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания Неприязненное отношение к Сочетание требовательности учителю с доверием Безответственное поведение Соблюдение меры в требованиях Несерьезное, Тщательная обдуманность неуважительное отношение к учителю Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении Ощущение постоянной перегрузки поступков Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику Пассивное отношение к восприятию информации Постоянное нацеливание на переосмысление главного Игнорирование самостоятельной работы Потеря ответственности и целеустремленности Чередование различных видов работы учащихся Невыразительность речи, Безразличное отношение к Тщательное продумывание неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Неумение опираться на коллектив учащихся информации учителя Пассивное поведение части учащихся оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учеников на ее осмысление Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся Недостаточное внимание к Потеря ответственности в Периодическая организации домашнего задания учащихся выполнении установки педагога целенаправленная проверка осмысления учащимисяМеханическое перенесение чужого опыта в свою работу Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на Творческое переосмысление методов обучения учащихся заданий учителя уроке соответственно складывающейся ситуации Недостатки в учебной работе учителя молодого учителя Отсутствие внимания, скука Сочетание индивидуальной  Пути устранения недостатка Структура урока,  соответствующая целям  обучения школьников Эмоционально – волевое  влияние в сочетании с  доверием к ученику работы с фронтальной,  акцент на перевод всех  учащихся к более  деятельностному состоянию Внимание к логически  законченной информации  (вербальной, средствами  акцентов на главном,  составление плана) Творческий подход к  заданиям (усложнение или  временное облегчение) Умелое и своевременное  поощрение интересов  учащихся; постановка их  перед фактом  интеллектуального роста Создание творческой  активности Упорядочение дозировки  времени на уроке в  соответствии с его целями  (при опросе, изложении  нового, закреплении) Разумная требовательность,  установление деловых  отношений Деятельность педагога Однообразная структура  урока Одергивание и угроза –  основные стимулы обучения Сосредоточение внимания  лишь на отвечающем  ученике Невнимательное  выслушивание  опрашиваемого ученика  (несвоевременное  вмешательство в ответ,  постоянное подталкивание  или одергивание) Недооценка или переоценка  познавательных  возможностей учащихся Отсутствие  индивидуального подхода к  учащимся и способы их устранения Мотивы поведения и  состояния учащихся Приспособление к  действиям учителя,  отсутствие пытливости и  интереса Неприязненное отношение к  требованиям учителя Нервозное состояние  отвечающего ученика Притупление интереса в  учении Потеря уверенности в  знаниях Формальное внимание к  развитию познавательных  способностей учащихся Нерациональное  распределение времени на  уроке Замедление  интеллектуального развития  учащихся, притупление  интереса к учению,  преодоление трудностей Отсутствие системы в  работе, неустойчивый  ориентир в учении Противопоставление себя  классу Конфронтация с учителемПредпочтение словесному  методу Снижение интереса к  информации учителя Повышенное внимание к  проблемному обучению Неумение строить логически законченный рассказ Неумение применять  наглядность как источник  приобретения новых знаний Усиление внимания к  частично – поисковым  проблемным методам  обучения Сочетание объяснительно –  иллюстративных и  эвристических методов  обучения Обоснование путей  сочетания слова учителя и  средств наглядности  (по Л. В. Занкову) Использование наглядных  пособий лишь как  иллюстративного материала  (в качестве привлечения  дополнительной  информации) Формальное отношение к  оценке знаний учащихся Перегрузка учащихся  дополнительной  информацией Обезличенный подход к  учащимся (безразличие к их  внутреннему миру,  маскировка собственных  отношений) Игнорирование трудностей,  с которыми встречаются  учащиеся при осмыслении  нового материала Недооценка или переоценка  абстрактного или  конкретного в обучении  (недостаточное внимание к  формированию  содержательных обобщений,  когда усвоение абстрактно –  всеобщего предшествует  усвоению конкретно ­  чувственного Потеря интереса к  поощрению учителя,  отрицательное отношение к  учению Чрезмерная усталость,  недовольство собой и учебой Неуважение педагога как  несерьезного и  неответственного человека Ознакомление учащихся с  критериями оценок Тщательный отбор  дополнительной  информации Истинная любовь к делу,  учащимся, откровенность в  отношениях и в общении Потеря веры в собственные  силы, негативное отношение  к учению Нервное отношение к  овладению знаниями,  игнорирование предметно –  материальных условий  происхождения понятий Переосмысление  обязательной информации с  учетом доступности  овладения его учащимися;  дополнительные  индивидуальные занятия (в  особых случаях) Изменение типа мышления,  проектируемого  содержанием и методами  обучения; переориентировка рассудочно – эмпирического мышления на развитие у  учащихся научно –  теоретического мышления  (по В. В. Давыдову)