К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
организация наставничества.docx
Организация наставничества
Для того чтобы адаптация молодых специалистов проходила более успешно, с ними
обязательно должны работать специалисты, которые способны оказать необходимую
методическую, психологопедагогическую, управленческую и другую помощь. Поэтому
важной частью организации работы с учителями – стажерами является работа с
наставниками.
Целями наставничества являются:
оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогических,
ученических и родительских коллективах;
повышение уровня профессиональной подготовки выпускников
педагогических институтов и училищ для работы в школе;
оказание психологической поддержки и методической помощи учителям –
стажерам.
Для повышения эффективности работы, обеспечения ее многогранности
целесообразно назначать наставников сроком на 4 – 5 месяцев, т. е. 2 наставника в год.
Содержание деятельности наставника молодого специалиста состоит из следующих
этапов:
составление в начале учебного года Учебного плана работы с молодым
специалистом;
анализ учебных программ и методических записок к ним;
составление тематического планирования;
оказание помощи в подготовке уроков, особенно в подготовке первых уроков,
к первой встрече с учащимися;
помощь в методике преподавания наиболее трудных тем программы, подборе
дидактического материала, наглядных пособий, текстов для контроля знаний
обучающихся;
посещение уроков молодых учителей с последующим подробным анализом;
приглашение на свои уроки, их совместное обсуждение;
оказание помощи в выборе темы по саморазвитию, составлению плана, в
подборе необходимой методической литературы;
консультирование молодого учителя по различным вопросам теории и
практики.
При посещении уроков, внеклассных мероприятий молодых специалистов
наставникам и администрации ОУ необходимо выяснить:
уровень сформированности организационных и коммуникативных умений учителя;
степень выраженности его личностных качеств;
результативность работы;
степень комфортности в педагогическом коллективе.
Для этого применяется тест БТ (беспокойства и тревожности), опросник Бааса –
Дарки (изучение агрессии), тест – опросник измерения мотивации достижения успехов, а
также собеседования, анализ и самоанализ
уроков и контрольных срезов, карта
наблюдения уроков молодых специалистов. Проводимые мероприятия позволяют оказать
индивидуальную методическую и психологическую помощь, оценить профессиональную
компетентность и эффективность работы учителя.
Практика работы позволяет выявить следующие недостатки в общении и учебной
работе молодых учителей и рекомендовать некоторые пути их преодоления. Недостатки молодого учителя в общении с учащимися
и способы их преодоления
Реакция учащихся на
недостатки
Отсутствие дисциплины и
работоспособности,
учащиеся постоянно
отвлекаются, шумят
Наличие аритмии в
овладении знаниями
Способы преодоления
недостатков
Увлекательный рассказ;
активизация учения
школьников
Прогнозирование
информации с учетом
вовлечения в поиск всех
питомцев; правильная
расстановка акцентов
Недостатки в работе
молодого учителя
Неумение поддерживать
внимание школьников
Затруднение в
распределении внимания
между всеми учащимися
Острая реакция на любые
отклонения в поведении
учащихся
Заигрывание перед
школьниками, стремление
понравиться
Артистичность в поведении,
неумение найти правильный
тон в отношениях
Неумение концентрировать
внимание на главном,
существенном
Неумение соотносить
существенную информацию
с содержанием учебника
Неустойчивый интерес к
целям обучения и
воспитания
Неприязненное отношение к
Сочетание требовательности
учителю
с доверием
Безответственное поведение
Соблюдение меры в
требованиях
Несерьезное,
Тщательная обдуманность
неуважительное отношение к
учителю
Отсутствие стремления к
овладению информацией,
потеря уверенности в учении
Ощущение постоянной
перегрузки
поступков
Систематическое
нацеливание на отбор
обязательной информации
Ориентация на овладение
существенной
(обязательной) информацией
по учебнику
Пассивное отношение к
восприятию информации
Постоянное нацеливание на
переосмысление главного
Игнорирование
самостоятельной работы
Потеря ответственности и
целеустремленности
Чередование различных
видов работы
учащихся
Невыразительность речи,
Безразличное отношение к
Тщательное продумывание
неумение правильно
расставить акценты в
процессе подачи
информации
Неумение опираться на
коллектив учащихся
информации учителя
Пассивное поведение части
учащихся
оттенков в голосе при
изложении информации как
фактор нацеливания
учеников на ее осмысление
Постоянная конкретизация
заданий с учетом интересов
и возможностей учащихся
Недостаточное внимание к
Потеря ответственности в
Периодическая
организации домашнего
задания учащихся
выполнении установки
педагога
целенаправленная проверка
осмысления учащимися Механическое перенесение
чужого опыта в свою работу
Потеря внимания и интереса,
пассивное присутствие на
Творческое переосмысление
методов обучения учащихся
заданий учителя
уроке
соответственно
складывающейся ситуации
Недостатки в учебной работе учителя молодого учителя
Отсутствие внимания, скука Сочетание индивидуальной
Пути устранения недостатка
Структура урока,
соответствующая целям
обучения школьников
Эмоционально – волевое
влияние в сочетании с
доверием к ученику
работы с фронтальной,
акцент на перевод всех
учащихся к более
деятельностному состоянию
Внимание к логически
законченной информации
(вербальной, средствами
акцентов на главном,
составление плана)
Творческий подход к
заданиям (усложнение или
временное облегчение)
Умелое и своевременное
поощрение интересов
учащихся; постановка их
перед фактом
интеллектуального роста
Создание творческой
активности
Упорядочение дозировки
времени на уроке в
соответствии с его целями
(при опросе, изложении
нового, закреплении)
Разумная требовательность,
установление деловых
отношений
Деятельность педагога
Однообразная структура
урока
Одергивание и угроза –
основные стимулы обучения
Сосредоточение внимания
лишь на отвечающем
ученике
Невнимательное
выслушивание
опрашиваемого ученика
(несвоевременное
вмешательство в ответ,
постоянное подталкивание
или одергивание)
Недооценка или переоценка
познавательных
возможностей учащихся
Отсутствие
индивидуального подхода к
учащимся
и способы их устранения
Мотивы поведения и
состояния учащихся
Приспособление к
действиям учителя,
отсутствие пытливости и
интереса
Неприязненное отношение к
требованиям учителя
Нервозное состояние
отвечающего ученика
Притупление интереса в
учении
Потеря уверенности в
знаниях
Формальное внимание к
развитию познавательных
способностей учащихся
Нерациональное
распределение времени на
уроке
Замедление
интеллектуального развития
учащихся, притупление
интереса к учению,
преодоление трудностей
Отсутствие системы в
работе, неустойчивый
ориентир в учении
Противопоставление себя
классу
Конфронтация с учителем Предпочтение словесному
методу
Снижение интереса к
информации учителя
Повышенное внимание к
проблемному обучению
Неумение строить логически
законченный рассказ
Неумение применять
наглядность как источник
приобретения новых знаний
Усиление внимания к
частично – поисковым
проблемным методам
обучения
Сочетание объяснительно –
иллюстративных и
эвристических методов
обучения
Обоснование путей
сочетания слова учителя и
средств наглядности
(по Л. В. Занкову)
Использование наглядных
пособий лишь как
иллюстративного материала
(в качестве привлечения
дополнительной
информации)
Формальное отношение к
оценке знаний учащихся
Перегрузка учащихся
дополнительной
информацией
Обезличенный подход к
учащимся (безразличие к их
внутреннему миру,
маскировка собственных
отношений)
Игнорирование трудностей,
с которыми встречаются
учащиеся при осмыслении
нового материала
Недооценка или переоценка
абстрактного или
конкретного в обучении
(недостаточное внимание к
формированию
содержательных обобщений,
когда усвоение абстрактно –
всеобщего предшествует
усвоению конкретно
чувственного
Потеря интереса к
поощрению учителя,
отрицательное отношение к
учению
Чрезмерная усталость,
недовольство собой и учебой
Неуважение педагога как
несерьезного и
неответственного человека
Ознакомление учащихся с
критериями оценок
Тщательный отбор
дополнительной
информации
Истинная любовь к делу,
учащимся, откровенность в
отношениях и в общении
Потеря веры в собственные
силы, негативное отношение
к учению
Нервное отношение к
овладению знаниями,
игнорирование предметно –
материальных условий
происхождения понятий
Переосмысление
обязательной информации с
учетом доступности
овладения его учащимися;
дополнительные
индивидуальные занятия (в
особых случаях)
Изменение типа мышления,
проектируемого
содержанием и методами
обучения; переориентировка
рассудочно – эмпирического
мышления на развитие у
учащихся научно –
теоретического мышления
(по В. В. Давыдову)
Организация наставничества
Организация наставничества
Организация наставничества
Организация наставничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.