"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика +1
9 кл
23.03.2018
Что такое профильное обучение. Основные модели организации профильного обучения. Первая модель - создание профильных классов внутри одной многопрофильной школы. Вторая модель - формирование различных профильных классов на старшей ступени. Третья модель - реализация на старшей ступени индивидуальных учебных планов. Четвертая модель - сетевое обучение, когда обучение ученика выходит за рамки одной школы.
Организация обучения в профильных классах.doc
Организация обучения в профильных классах
с физикоматематическим профилем обучения
Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и
организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,
склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения
старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение
направлено на реализацию личностноориентированного учебного процесса.
На практике складываются следующие основные модели организации
профильного обучения:
первая модель – создание профильных классов внутри одной
многопрофильной школы, построенной преимущественно на основе тех или
иных профилей (информационнотехнологический, естественнонаучный и
т.д.);
вторая модель – формирование различных профильных классов на
старшей ступени;
третья модель – реализация на старшей ступени индивидуальных учебных
планов, каждый учащийся на старшей ступени обучения составляет свой ИУП
на основе учебного плана учреждения, ИУП согласуется с родителями;
четвертая модель – сетевое обучение, когда обучение ученика выходит за
рамки одной школы (дистанционно он может получать обучение в нескольких
учебных заведениях).
Четвертая модель значительно расширяет возможности учащихся, но она
требует самостоятельности и сознательного отношения к учебе. На мой
взгляд, более перспективная третья модель организации профильного
обучения, но и она связана с определенными трудностями (например, она
предполагает наличие большого количества учащихся на старшей ступени, что
возможно далеко не во всех школах).
1 Профильное обучение в нашей школе организуется на старшей ступени по
второй модели путем создания двух классов по различным профилям
обучения: физикоматематический и социальноэкономический.
Я работала в классе с физикоматематическом профилем по программе
А.Г.Мордковича, в которой на изучение алгебры и начала анализа отводится
4ч в неделю. Профильный класс укомплектован из числа обучающихся школы,
проявивших желание и интерес к изучению таких профильных дисциплин как
физика и математика, но имеющих довольнотаки разный уровень
математических знаний и умений. Моей задачей стало выбрать такую модель
обучения, при которой расширяются возможности создания индивидуального
образовательного маршрута и учета личностных особенностей в процессе
обучения. Основной целью такой модели построения содержания обучения
является организация учебного процесса, позволяющая развивать
познавательный интерес, индивидуальные возможности и способности
учащихся, что обеспечивает не только индивидуализацию обучения, но и
развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности,
формирование которого – задача как школьного, так и вузовского
образования.
В процессе компетентностноориентированного обучения развиваются
такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость,
точность, ответственность. Основным орудием труда на уроках математики
является мысль, хорошо натренированная на самостоятельности и
логической полноценности рассуждений. Умение пополнять свои знания,
правильно планировать личную работу является очень важным для любого
современного человека. Самостоятельность мышления следует рассматривать
как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности.
Сущность самостоятельной деятельности заключается не в том, что ученик
перестает нуждаться в помощи учителя, а в том, что содержание цели
деятельности совпадает с целью управления этой деятельностью.
2 В компетентностноориентированной модели образовательного процесса
каждому этапу изучения темы соответствует определенная форма
организации учебных занятий: уроки лекции, уроки семинары, уроки
практикумы, уроки контроля знаний.
1) Урокилекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят
время для дальнейшей творческой работы. Создание информационно более
совершенной последовательности разделов и тем предмета, обеспечивающее
их единство и целостность. Реализуемый педагогический принцип «от общего
к частному», даются основные понятия, свойства, обобщённые алгоритмы
деятельности, выполняется разбор решения ключевых задач по теме.
2) Уроки – семинары – это уроки решения «ключевых задач». Учитель
вместе с учащимися выделяет минимальное число основных задач по теме,
учит распознавать и решать их.
Виды работы с задачами:
решение задачи различными методами;
решение системы задач;
проверка решения задач товарищами;
самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных,
на применение;
После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в
классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а
затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими
можно пользоваться на уроках. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить
перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и
дома.
3) Урокипрактикумы. Учитель представляет список разноуровневых задач
для самостоятельной коллективной деятельности учащихся, при этом:
задачи, подобные ключевым, составляют примерно 30% всего списка
задач;
3 задачи, требующие комбинации нескольких ключевых задач, составляют
примерно 40% от всего списка задач;
задачи повышенного уровня сложности примерно – 30% для первого
предъявления. По мере выполнения учащимися, их количество
увеличивается. Традиционное же обучение ограничивается большей частью
вторым из указанных уровней. В компетентностноориентированной модели
образовательного процесса индивидуальная образовательная траектория
является профилем обучения конкретного учащегося.
4) Уроки контроля знаний рефлексия, состоящая из четырех уроков:
зачетный урок, предитоговая работа, рефлексия уровня достижений
(обобщающий урок), итоговая работа. Зачетные уроки это уроки
индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний,
так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачета учитель
назначает помощников – научных руководителей. У каждого ученика имеется
научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из
класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей.
Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед
традиционными: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках
происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно.
После повторения темы старшие получают задание: подготовить карточку
для приема зачета у подшефного ученика. В карточку включаются вопросы
теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные
особенности сдающего. Учитель до зачёта проверяет задания каждой
карточки.
Ход зачета:
школьники выполняют индивидуальное задание с карточки;
устный отчет своему руководителю;
руководитель разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы
в знаниях;
4 беседа в паре до полного понимания:
в зачетную карточку принимающий выставляет две оценки: за ответ по
теории, за решение задачи с карточки.
Особенность этого этапа заключается ещё и в том, что две проверочные
работы данного этапа проводятся по одному классификатору.
Компетентностно ориентированный подход полагает целью школы
развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в
меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника. В соответствии
с индивидуальным походом успешность обеспечивается через выработку и
освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе
индивидуальных особенностей.
Учащийся рассматривается как полноправный субъект учебной
деятельности. Это в первую очередь означает, что он, опираясь на
собственные мотивы, самостоятельно ставит цели своей деятельности,
являясь не только исполнителем ее, но и автором, отвечающим за ее
результат. Отношения учителя и учащегося строятся как партнерские,
учитель выступает консультантом ученика, проектирующего и реализующего
собственный образовательный маршрут, а не выполняет традиционную роль
толкователя, справочника, надзирателя, оценщика. Таким образом, обучение
на уроках должно представлять собой индивидуальную образовательную
траекторию, определяемую самим учащимся.
5
"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
"Организация обучения в профильных классах с физико-математическим профилем обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.