Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в начальной школе
Оценка 4.6
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
1 кл
20.08.2018
ФГОС предполагает, что учащиеся должны сами уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Следовательно, свое внимание я обратила не только на оценивание деятельности ученика, но и на формирование его адекватной самооценки.
Однако, дети семи-, восьмилетнего возраста не видят недостатков своей работы. Это во-первых. А во-вторых, чтобы оценить себя, нужно проверить, а они себе слишком доверяют, чтобы проверять и искать ошибки. Поэтому научить детей правильно анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно.ФГОС предполагает, что учащиеся должны сами уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Следовательно, свое внимание я обратила не только на оценивание деятельности ученика, но и на формирование его адекватной самооценки.
Однако, дети семи-, восьмилетнего возраста не видят недостатков своей работы. Это во-первых. А во-вторых, чтобы оценить себя, нужно проверить, а они себе слишком доверяют, чтобы проверять и искать ошибки. Поэтому научить детей правильно анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно.
организация оценочной деятельности.docx
Макаренко Галина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63
Организация
оценочной деятельности
в период безотметочного обучения
в начальной школе
Проблема оценочной деятельности стала передо мной сама собой,
когда я взяла первоклассников, т.к. обучение детей этого возраста
предполагает безотметочное оценивание.
Отметка – это очень удобное средство влияния на ребенка, поэтому
необходимо было продумать новую систему оценивания, адекватное
возрасту и в то же время функциональное и мотивирующее на
дальнейшую деятельность.
Наверняка, у каждого учителя начальных классов существует целый
набор значков, рисунков, наклеек и других обозначений, которые
имеют значение «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». У
меня такими значками являются солнышко,
солнышко,
выглядывающее изза тучки, и тучка, из которой идет дождь.
Дети семилетнего возраста непосредственны, эти обозначения
приносят им радость, огорчение, но при этом отрицательное
воздействие оценки минимизировано,
завуалировано
сопереживающим явлением природы, а не строгой цифрой, к
которой ребенка заблаговременно готовят наши дальновидные
родители.
т.к. Этими значками я пользовалась еще при наборе прошлых
первоклассников. Однако ребята, пришедшие в этот раз, должны
обучаться по новым стандартам.
ФГОС предполагает, что учащиеся должны сами уметь планировать,
контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Следовательно, свое внимание я обратила
не только на оценивание деятельности ученика, но и на
формирование его адекватной самооценки.
Однако, дети семи, восьмилетнего возраста не видят недостатков
своей работы. Это вопервых. А вовторых, чтобы оценить себя,
нужно проверить, а они себе слишком доверяют, чтобы проверять и
искать ошибки. Поэтому научить детей правильно анализировать
результаты учебной деятельности достаточно сложно.
Начала я эту работу с уроков письма. Когда мы учились писать
буквы, я просила находить в строке самую красивую букву,
обводить ее и рисовать сверху корону. Это буква«королева». Затем
весь урок написанное сравнивали с этой буквой. Процесс приносил
столько радости, что дети не замечали, что приучаются проверять
себя и сравнивать свою работу с эталоном.
Позже начали писать слова и предложения. На полях напротив
самой красивой и безошибочно записанной строки ставили
восклицательный знак.
А когда из прописей перешли работать в тетради в линию,
оценивали каждый вид работы.
Таким образом я постепенно приучала детей постоянно оценивать
себя. К концу первого класса начали использовать в качестве
самооценки письменных работ оценочную шкалу в виде стрелки.
Ученик ставит на шкале крестик соответственно качеству своей
работы. Когда я проверяю тетрадь, выставляю ему свою оценку его
работы. Ребенок сравнивает, понимает: переоценил – недооценил,
так постепенно приучается к адекватной самооценке. Но ведь важно и понимать и причины своей неудачи. Под шкалой
ребята ставят следующие обозначения: П, АК, ВН (правильность,
аккуратность, внимательность), указывая причины своей низкой
самооценки.
В процессе урока часто используем взаимопроверку и взаимооценку.
Это очень контролирует детей, т. к. сосед по парте или группе не
смалодушничает при оценивании. Но были случаи, когда
проверяющий занижал оценку, хозяину тетради приходилось
отстаивать свою правоту.
Во 2 классе у нас появилась мини – выставка «Самая лучшая
тетрадь». Дети воспринимают это как высшую оценку, ведь их
работа в тетради признана эталоном, образцом.
Во втором классе часто провожу проверочные и тренировочные
работы для того чтобы иметь представление об уровне усвоения
темы. Если бы за них выставлялись отметки в журнал, то картина
успеваемости и усвоения знаний была бы налицо. Но отметок нет.
Попробовала использовать Лист достижений.
Детям очень понравилось, ведут их самостоятельно. Они сами видят
свой рост или стабильность. Это мотивирует улучшать свои
показатели. Я как учитель вижу результаты тренировок, работы над
ошибками, дополнительных занятий. Такие листы буду использовать
при изучении ключевых тем.
Что же касается устной работы детей, тоже проблема: как
стимулировать и поощрять активность на уроке, если нет отметки?
Приходится находить различные приемы. Например, в классе висит
Доска помощников, попасть на которую может только тот, кто был
активен на уроке, был помощником в открытии новых знаний.
Для детей это очень почетно – получить звание Помощника. Однако
не хочу, чтобы только я оценивала детей. Оценка коллектива
намного действенней, т.к. влияет сразу на обе стороны: и
оцениваемую, и оценивающую. Пример такой оценки. Дети устно работают в группе, задание –
отработать какойнибудь алгоритм рассуждения, затем отмечают
похвалой всех, кто поработал правильно и быстро. Тот кого
похвалили, доволен, кого не похвалили вынужден смириться перед
доказательствами других ребят и исправлять свои ошибки впредь.
Но не всегда. Дело иногда доходит до спора, а значит и до
аргументов. Такая оценка контролирует каждого ребенка: знай
критерии качества своей работы – тогда тебя оценят достойно и сам
оценишь справедливо.
Но самые жаркие споры ведутся, когда предлагаю выбрать одного,
лучшего (Мастера, Эксперта). Тут проверяется умение сравнивать
работу с эталоном. Да и на самооценку каждого ребенка это влияет.
В этом учебном году я поставила себе такую цель: работу по
формированию оценочной деятельности продолжить и во
внеурочное время. Мы не только учимся по группам, но и
повседневные дела стараемся решать тоже группами.
В заключение хочу отметить, что оценочная деятельность
пронизывает всю мою совместную с детьми деятельность, сочетает в
себе оценку со стороны взрослого (меня), оценку со стороны
коллектива, самооценку.
Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в начальной школе
Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в начальной школе
Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в начальной школе
Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.