От их квалификации, объективности зависит не только результат соревнований, но и перспективы развития армспорта. Практическая деятельность судей по армспорту проходит в напряженных условиях и предъявляет повышенные требования к их психологическим качествам, т.к. судейская практика связана с необходимостью преодоления ряда, психологических трудностей. К основным из них относятся следующие: лимит времени принятия решения при объявлении результата поединка; следить за нарушениями, если они допускаются и т.д. /1/Та или иная трактовка судьей правил соревнований влияет на направленность технической и тактической подготовки спортсменов. Судья обязан
«Организация подготовки судейских кадров в армспорте»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ДЛЯ
СОРЕВНОВАНИЙ ПО АРМСПОРТУ В ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.
1.2.
Определение судьи в литературных источниках ..............................................7
Определение модели судьи.................................................................................91.3.
Формирование судейских функций у судей с субъективной оценкой в
армспорте 10
1.4.
Динамика становления и развития программ подготовки судей по
армспорту11
1.5.
Требования, предъявляемые спортивной деятельностью к судье в видах
спорта с субъективной
оценко………………………………………………………………...12
1.6.
Программы подготовки судей по армспорту..................................................12
1.7. Методы обучения судей....................................................................................13
1.8.
Заключение к
главе……………………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования……………….…………………………………………….20
2.2. Методы исследования............................................................................................20
2.3.Организация
исследования………………………………………………………………………….28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты анкетирования судей………………………………………………..30
3.2. Результаты педагогического эксперимента.........................................................31
3.3. Результаты контроля уровня знаний судейских правил по армспорту………..33
Выводы………………………………………………………………………………….37
Практические рекомендации.......................................................................................38
Список используемой литературы..............................................................................39
Приложения..................................................................................................................45ВВЕДЕНИЕ
Достижение высоких спортивных результатов во многом зависят от уровня
подготовленности специалистов в этой области. В первую очередь это спортсмены
и, конечно же, тренеры. На том этапе, когда спортсмены выходят на соревнования
для выявления сильнейшего, главную роль в определении победителя выполняют
судьи, чья работа связана с огромным напряжением, и чье значение невозможно
переоценить. И именно в адрес этих людей сыплются упреки и нарекания, как со
стороны зрителей, так и со стороны участников.
Всплеск эмоций, большая ответственность за принятие решений и ... огромная
усталость...
Это судьи соревнований.
От их квалификации, объективности зависит не только результат
соревнований, но и перспективы развития армспорта. Практическая деятельность
судей по армспорту проходит в напряженных условиях и предъявляет повышенные
требования к их психологическим качествам, т.к. судейская практика связана с
необходимостью преодоления ряда, психологических трудностей. К основным из
них относятся следующие: лимит времени принятия решения при объявлении
результата поединка; следить за нарушениями, если они допускаются и т.д. /1/Та
или иная трактовка судьей правил соревнований влияет на направленность
технической и тактической подготовки спортсменов. Судья обязан обладать
высоким и адекватным уровнем восприятия информации о поединке, быстротой
реакции, необходимым объемом, распределением и переключением внимания,
высоким уровнем физической подготовленности.
Подготовка и повышение квалификации судей имеет важное значение в
развитии любого вида спорта. При повышении квалификации судей целью процесса
обучения является не только восприятие, понимание и запоминание учебной
информации, но и совершенствование профессиональных умений и навыков,
активный обмен знаниями и опытом, принятие учебного материала для егоиспользования в процессе судейской работы. Однако в армспорте отсутствует
профессия судьи. Поэтому специалисты, в основном тренеры, привлекаются к
судейству на добровольной основе.
Постоянно существующее противоречие между требованиями, особенно это
актуально между различными организациями,
развивающими армспорт,
предъявляемыми профессиональной судейской деятельностью и качеством
подготовки судей позволяет сделать утверждение о том, что потребность в
совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации судей
является важным фактором для дальнейшего развития армспорта и его перспективы
попадания в Олимпийскую семью.
Из существующего научного противоречия исходит гипотеза исследования,
которая предполагает на основании обобщения полученных данных, имеющихся
научнометодических работ и углубленного изучения комплекса объективных
факторов, необходимых для подготовки судей высокой квалификации, разработать
систему, определив при этом ее содержание, методологию и эффективность.
Гипотеза позволила определить цель исследования.
Цель исследования заключается в повышении эффективности подготовки
судей, внедрении комплексной системы управления процессом обучения и
повышения квалификации судей,
для оптимизации тренировочного и
соревновательного процессов.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и
экспериментальном апробировании методологических подходов к обучению и
повышению квалификации судей по армспорту.
Практическая значимость исследования заключалась в том, что полученные
в ходе экспериментальных исследований данные являются основой системы
управления процессом подготовки и повышения квалификации судей в
армспорте. Результаты работы можно использовать для обучения студентов
ИФК по армспорту, для слушателей ИППК, для обучения и контроля знаний
по правилам судейства тренеров и спортсменов.Объектом исследования в данной работе является процесс подготовки
судей по армспорту в России.
Предметом исследования определена профессиональная деятельность судей
в условиях соревнований и в процессе повышения их квалификации, уровень знаний
судейских правил тренерами России и спортсменами.ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ДЛЯ
СОРЕВНОВАНИЙ ПО АРМСПОРТУ В ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Определение судьи в литературных источниках.
Анализировались литературные источники по организации учебного процесса
подготовки судей и повышения их профессионализма в видах спорта с
субъективной формой оценки (армспорт, вольная и классическая борьба, дзюдо,
самбо). Делая акцент на следующие разделы:
содержание подготовки;
структура передачи социального опыта и профессиональных знаний и умений;
факторы, обуславливающие процесс обучения, образования и развития.
Общее, что объединяет современные подходы в исследовании вопросов
обучения и образования это попытки применения принципов и основных
положений системного подхода, выраженного в так называемом «системном
движении».
Программирование обучения, программно целевой подход к разработке
учебных планов в наибольшей степени отражает современную тенденцию в
исследованиях и разработках, связанных с вопросами совершенствования обучения
и образования.
Согласно принципам программно целевого подхода, определяется структура
профессиональной деятельности специалиста,
которая является основой
составления учебных планов и программ. Это находит выражение в моделях
будущей деятельности,
«...создание квалификационных характеристик
специалистов ... ориентируют управление учебновоспитательным процессом на
конечные результаты подготовки. В них в концентрированной форме фиксируются
основные требования,
предъявляемые конкретной сферой предстоящей
профессиональной деятельности».
Аналогичной процедурой определениясодержания подготовки, трансформированной впоследствии в учебные программы,
пользуются и сторонники структурно функционального подхода к исследованию
человеческой деятельности и, в частности, процесса обучения, образования и
развития.
Применительно к подготовке специалистов по физической культуре и спорту
ученые выделяют три основные вопроса в проблеме совершенствования системы
физкультурного образования, эти же вопросы относятся и к подготовке кадрового
резерва судей:
кого готовить (определение частных моделей специалиста, основных параметров
содержания профессиональной деятельности и требования, предъявляемые к ним);
чему учить (содержание образования, вся та информация, которая должна быть
передана и усвоена будущим специалистом);
как учить (методика передачи содержания образования и воспитания
специалиста).
В такой постановке вопросов содержатся основные задачи, решение которых
позволит оптимизировать процесс подготовки специалистов по судейству в
армспорте.
Уточняя термины, используемые в нашей работе, необходимо сделать
следующие замечания:
I*♦ Специалист это личность, получившая определенную подготовку и
способная к выполнению операций и действий, составляющих ее
профессиональнослужебные и внеслужебные общественные функции».
>♦ В работах по оптимизации процесса обучения часто используется понятие
«модель специалиста», в котором понимается описательный аналог, который
отражает основные черты изучаемого объекта (в данном случае обобщенный
образ специалиста по физической культуре и спорту судейского профиля).1.2. Определение модели судьи
Содержательное определение модели специалиста в литературе
характеризуется широким толкованием. Так, например, в качественной,
описательной модели специалиста представлен набор качеств от пси
хофизиологических характеристик человека до его знаний и умений, необходимых
для реализации задач, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью и
социальным окружением.
Сторонники функционального подхода утверждают, что их метод позволяет
«структуризировать деятельность специалистов по функциям».
Перечень этих видов деятельности характеризует профиль подготавли
ваемого специалиста. Как видно, эти подходы дополняют друг друга, но не
исключают.
Очевидно, что последовательность их применения, при решении проблем
разработки модели специалиста, должна начинаться от последнего из
представленных методов. Это отражено в концепции психологической теории
деятельности, применительно к вопросам физического воспитания и образования:
«...профессиональная деятельность специалиста это совокупность определенных
действий и операций, направленных на решение специфических для физической
культуры и спорта задач... Исследование предметного содержания деятельности
специалиста по физической культуре позволит... определить уровень требований к
личностным качествам специалистов».
Под судейскими функциями понимаются знания и умения, выражающиеся в
действиях, необходимых для успешного осуществления судейской деятельности.
Анализ литературных источников, посвященных вопросам построения
программ учебного предмета позволил выявить основные этапы в указанной
процедуре:
а) отбор учебного материала и выявление взаимосвязи его отдельных
элементов;б) расположение учебного материала в обучающую и контролирующую
программы в соответствии с логической взаимосвязью отдельных
элементов и психологодидактическими принципами обучения;
в) определение методов контроля и оценки знаний и умений, соот
ветствующих целям изучения предмета.
1.3. Формирование судейских функций у судей с субъективной
оценкой в армспорте
Армспорт относится к таким видам спорта, где оценка соревновательной
деятельности основана на субъективном мнении судей. По решению данной
проблемы в исследуемых источниках предлагаются
методы формирования судейских функций у студентов институтов физической
культуры в основном по разделу «Организация и проведение соревнований по
армспорту». А программ, рассчитанных на планомерный и продолжительный
процесс подготовки судей практически нет.
1.4. Динамика становления и развития программ подготовки судей по
армспорту.
Проанализировав литературные источники, было выявлено, что в России учебно
методическая литература по армспорту касающаяся судейских правил по
проведению соревновательных поединков, впервые издана в 1990 году и переиздана
в 1996 г., в 2000 г., в 2005.и претерпевает ежегодно существенные изменения. На
данный момент существуют 2 учебных программы по обучению судейских кадров
соревновательной деятельности Приложение 1 . Выявлены следующие тенденции:
возрастание общего количества часов (24, 36, 72) ежегодно проводимых
семинаров, отведенных на изучение судейства и организацию соревнований;
постепенную конкретизацию теоретических сведений и выделение их в
самостоятельные разделы;
недостаточную освещенность в анализируемых программах вопросов, средств и
методов подготовки судей;
необоснованность уменьшения объема теоретических знаний и практических
навыков, способствующих успешному выполнению судейских функций
выпускниками физкультурных ВУЗов.
1.5. Требования, предъявляемые спортивной деятельностью к судье в
видах спорта с субъективной оценкой.
По определению Брянкина СВ.: «... основная функция судьи определить
иерархию мест соперников, участвующих в соревнованиях и, в частности,
определять победителя». Судья должен:
фундаментально знать правила соревнований;
иметь достаточный опыт проведения соответствующего уровня соревнований;
изучать особенности соревновательной деятельности рукоборцев участников
предстоящих поединков;
обладать психической устойчивостью к сбивающим факторам исходящих, как от
болельщиков, так от участников и их тренеров;
умело руководить поединком, не мешая спортсменам полностью проявлять
свой уровень спортивной подготовленности и свои индивидуальные
особенности;
пресекать неспортивное поведение.
При этом он должен быть абсолютно беспристрастным и объективным.
1.6. Программы подготовки судей по армспорту.Многочисленные методические разработки, указания, рекомендации по
проведению семинаров и курсов подготовки и повышению квалификации судей по
спортивной борьбе недостаточно полно отражают требования к индивидуальной
подготовке судьи высокого класса. В работах Ионова С.Ф. Ципурского И.Л.,
Гулевича Д.И., Степанова О.С, Дешина А.А., Живоры
П.В., Рахматова А.И. представлены программы и перечень средств и методов
обучения, контроля и оценки знаний, умений и навыков. Однако данные программы
не имеют теоретического обоснования и составлены, в основном на основе личного
опыта авторов.
В частности, помимо знаний правил соревнований, судье необходимо знать и
понимать техникотактическую сущность борьбы. Например, преждевременная
остановка поединка не дает атакующему спортсмену закончить действие, а
запоздалая остановка снижает темп борьбы и может привести к травме.
Подготовка и повышение квалификации судей имеет важнейшее значение в
развитии любого вида спорта. Нами предлагаются такие методы обучения судей, в
которых целью процесса обучения является не только восприятие, понимание и
запоминание учебной информации, но и совершенствование профессиональных
умений и навыков, активный обмен знаниями и опытом, принятие учебного
материала для его использования в процессе судейской работы.
1.7. Методы обучения судей.
На основе общеметодологических принципов обучение следует
рассматривать, как сложную адаптивную систему управления познавательной
деятельностью... Основными направлениями повышения эффективности учебного
процесса являются постоянное улучшение содержания обучения,
совершенствование методов обучения и повышения мастерства преподавателей.
Особое значение имеют методы обучения как способы взаимосвязанной
деятельности преподавателей и слушателей направленной на достижение
дидактических и социальных целей.Целостный подход предполагает выделение трех больших групп методов
обучения:
1. Организация и осуществление учебнопознавательной деятельности
(методы передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные и
практические; методы, обеспечивающие определенный характер
мыслительной деятельности; методы организации практической
деятельности по применению полученных знаний и умений: анализ ситуации,
деловые игры, написание рефератов).
2. Стимулирование и мотивация учебнопознавательной деятельности
(методы формирования познавательных интересов,
долга
и
ответственности в учении)
3. Контроль и самоконтроль эффективности учебнопознавательной деятельности
(устный, письменный, машинный контроль и самоконтроль).
Под методом обучения понимается, с одной стороны, способ организации
учебновоспитательного процесса, а с другой стороны вид взаимодействия
преподавателя и обучающихся, отражающий определенное сочетание методов
преподавания. Установление методов обучения происходит путем обобщения
наиболее эффективных педагогических воздействий в соответствии с принципами
обучения. В силу указанных особенностей широкое применение находят так
называемые активные методы обучения, которые опираются на продуктивное
творческое мышление слушателя, в наибольшей степени активизирует его в
процессе обучения, приучают его самостоятельно принимать решения и
организовывать их эффективную реализацию. К методам традиционного обучения
относятся лекции, методические и семинарские занятия, практические занятия. К
методам активного обучения относятся дискуссии, анализ ситуаций, деловые игры,
проигрывание ролей, написание рефератов.
Методы активного обучения судей.Существуют следующие методы активного обучения :
метод анализа конкретных ситуаций;
метод группового решения задач;
метод группового решения случаев.
>♦ Метод анализа конкретных ситуаций.
Этот метод обучения специалистов основан на анализе конкретных ситуаций,
возникающий в профессиональной деятельности.
В настоящее время выделяют следующие виды ситуаций, встречающиеся в
педагогической и управленческой деятельности:
1. Ситуацияиллюстрация: какойто конкретный случай, образец вида
деятельности, предлагаемый обучаемым для демонстрации.
2. Ситуацияупражнение: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации
обучаемый должен запомнить какието элементы, чтото рассчитать, составить,
проделать какоето упражнение.
3. Ситуацияоценка: предлагаемая проблема уже решена, но слушатели должны
оценить ее решение.
4. Ситуацияпроблема: перед слушателями ставится ряд вопросов, осознанно
затрудняющих решение проблемы, преодоление которых становится мотивом
творческого поискового типа мышления. Достоинствами метода анализа
конкретных ситуаций является, вопервых, то, что он построен на примерах, в
которых слушатели учатся избегать ошибок, допущенных другими, и извлекать
общие выводы из частных положений; вовторых, анализируя конкретную
ситуацию, слушатели проверяют свой опыт и синтезируют его с теорией; в
третьих, с помощью этого метода оказывается влияние всех слушателей на образмышления каждого и создается более объективное представление об
окружающей среде и о самом себе.
❖ Метод группового решения задач.
Метод группового решения задач основан на групповой работе небольших групп.
Он направлен на формирование у слушателей способностей находить решение в той
или иной ситуации на основе полученной информации в коллективном обсуждении
групповых решений. В этом случае группа делится на небольшие подгруппы. Затем
преподаватель знакомит слушателей с принципами этого метода. На первом этапе
сообщаются дополнительные данные, уточняющие поставленную задачу. Затем
члены группы обсуждают содержание задачи и определяют, какую информацию им
необходимо запросить у преподавателя.
При решении задачи соблюдается принцип самостоятельной работы отдельных
подгрупп. Обмен информацией между подгруппами не допускается. На запрос
информации и возникающие вопросы преподаватель отвечает только той группе,
которая к нему обратилась. В ходе учебного процесса преподаватель ведет
специальную таблицу, в которой фиксирует места, занятые подгруппами в
зависимости от того, решила или не решила она задачу, сколько баллов было
израсходовано на получение информации и какой баланс (пассивный или активный)
имеет подгруппа.
Этот метод учит слушателей подходить к решению задачи на основании, как
собственного логического мышления, так и в результате коллективного
обсуждения. Знания, полученные в такой форме, усваиваются намного лучше, чем
при обычных занятиях.
Метод группового решения случаев.
Метод группового решения случаев организован таким же образом, как и при
групповом решении задач, с той лишь разницей, что на некоторых этапахвыполнения задания используются дидактические методы, характерные для анализа
случаев.
Предоставление информации при групповом решении случаев является более
сложным, чем при групповом решении задач, потому что речь идет о случае, а не о
задаче, при решении которого в большей степени могут возникнуть вопросы
случайного характера, которые преподаватель не всегда может учесть и не всегда
может на них ответить. Метод группового решения случаев предъявляет большие
требования к подготовке преподавателя, чем метод группового решения задач. Это
и подготовка всего процесса анализа случая, и способа предоставления информации
отдельным группам, формирование проблемы и ее решение, проведение общего
обсуждения и заключительного комментария.
Принцип единства деятельности преподавателя и обучающихся судей отражает
определенное единство преподавания и познания, где процесс активного обучения
опирается на целенаправленную, активную, познавательную деятельность
обучающихся, на организацию и управление этой деятельности преподавателем.
Трудно переоценить значение методов активного обучения для создания
эффективной методики повышения квалификации тренеров и судей.
Лктивные методы обучения:
развивают аналитическое мышление и учат убедительно и ясно излагать свои
мысли и свою точку зрения;
активизируют процесс обучения его участников; учат находить причины явлений,
анализировать и систематизировать их, устанавливать зависимость между
причинами и следствием;
развивают способность ставить проблемы и организовывать работу по их
успешному решению;
учат принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях;
прививают умение дискутировать и общаться с людьми, учиться их опыту и
навыкам, понимать поведение других людей;
сокращают путь от получения теоретических знаний и понять необходимость
непрерывного повышения квалификации и самостоятельной работы,
индивидуализирует обучение;
учат ценить коллективную работу и понимать значение использование
квалифицированных специалистов при решении любых задач;
развивают личностные качества судей.
При использовании активных методов обучения следует особо обращать
внимание на следующие факторы:
уровень квалификации преподавателя,
степень подготовленности обучающихся,
материальное обеспечение процесса обучения,
цели и содержание обучения,
уровень усвоения.1.7. Заключение к главе.
17
В научнометодической литературе по спортивной борьбе выделяются
функциональные обязанности судей, находящиеся на различных должностях при
проведении соревнований, однако недостаточно полно предлагается методика
обучения и повышение квалификации судей. Системноцелевой подход
предполагает организацию,
осуществление и стимулирование учебно
познавательной деятельности судей, контроль и самоконтроль эффективности
учебного процесса.
Методы обучения условно подразделяются на традиционные и на активные.
Активные методы обучения судей позволяют приобретать знания, умения и навыки
не путем пассивной фиксации учебной информации, а в процессе творческой
деятельности на основе собственных знаний и опыта работы.
Вместе с этим, необходимо отметить, что в содержании подготовки судей по
армспорту отсутствуют эффективные программы по обучению судейским правилам
и контролю уровня знаний судейских правил.18
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить критерии оценки деятельности судей по армспорту.
2. Разработать программу подготовки судей и определить способы усвоения
и контроля уровня знаний судейских правил.
3. Экспериментально проверить эффективность методики подготовки судей
по армспорту.
2.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
анализ научнометодической литературы,
анкетирование, судей
метод анализа конкретных ситуаций (видеоанализ),
педагогический эксперимент,
методы математической статистики.
1 . Анализ научнометодической литературы.
Всего было изучено и проанализировано 62 литературных источника. Особое
внимание было уделено изучению проблем методики обучения, повышению
профессиональных знаний у судей в спортивных единоборствах, методов контроля19
знаний правил судейства, психологические аспекты судейства и взаимоотношения
лиц, занятых в судействе соревнований.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по отмеченным вопросам
позволил уточнить тему и методологию исследования, конкретизировать цель и
задачи исследования, выбрать адекватные исследуемой проблематике методы
исследования.
2. Анкетирование судей.
Для определения критериев оценки профессиональной деятельности судей по
армспорту проводилось анкетирование по методике Ю.П.Платонова (2000 г.). В
результате анкетирования получены данные самооценки деятельности судей. В
содержании компонентов деятельности судей предусматривались следующие
вопросы для самооценки:
профессионализм;
умение планировать и принимать решения;
организационная и координационная деятельность;
общение;
мотивирование;
контроль и оценка судейской деятельности;
повышение уровня образования (квалификации);
взаимоотношения.
1. Профессионализм соблюдение профессиональной этики, верность слову и
выполнение обещаний, проектирование желаемого профессионального
имиджа, защита конфиденциальной информации,
выполнение политики судейской коллегии, знание современных интерпретаций
судейских правил , восприимчивость к новым идеям и изменениям, проявления
справедливости и объективности в судействе. Умение планировать и принимать20
решения иметь цель работы на год и будущее, излагать цели просто и ясно,
устанавливать надлежащие приоритеты и намечаемые даты, обеспечивать
достижение результата, вовлекать соответствующих участников в выработку целей
и реализацию решений предоставлять адекватное время для выполнения заданий,
использовать действенные приемы решения проблем.
Организационная и координационная деятельность организация ежедневной и
еженедельной деятельности, наличие системы работы, работа по приоритетам, а не
по кризисным ситуациям, разумное использование времени, эффективная
координация деятельности.
Общение ясное и простое общение, доступность в двустороннем общении,
своевременная и постоянная передача новейшей информации, открытость и
честность с людьми, проведение плодотворных бесед.
Мотивирование позволяет людям свободно выполнять свою работу, выполнять
свои обязанности с энтузиазмом, осуществлять оценку работы и практиковать
поощрение, способствовать воспитанию духа работы группами (командами),
удовлетворенности работой и высокому моральному состоянию.
Контроль и оценка судейской деятельности. Судейская комиссия осуществляет
учет и оценивает работу каждого судьи на всех соревнованиях при выполнении
различных судейских обязанностей. Повышение уровня судейской
квалификации. Постановка цели, планирование работы на будущее, составление
своей программы по вышения профессиональной квалификации. Обмен опытом и
оказание
методической помощи молодым судьям. 8. Взаимоотношения способность
поддерживать дружеские отношения, как с коллегами, так и с руководством,
проявлять спокойствие и выдержку в трудных ситуациях, оказывать поддержку и
помощь другим судьям, эффективно разрешать конфликты, успешно справляться с
напряженными нагрузками, адаптироваться к новым нестандартным ситуациям,
проявлять инициативу, быть последовательным в своих действиях.21
Каждый компонент деятельности оценивался по следующей шкале:
выдающаяся деятельность,
отличная,
удовлетворительная,
минимально
достаточная, неудовлетворительная. Оценки «взвешивались» (им присваивался
«вес» в условных единицах) и только затем подсчитывался общий «вес» самооценок
судей.
АНКЕТА
Таблица 1
по оценке качеств судьи по армспорту Ф.И.О.______________________________,
судейская категория_____, стаж судейства___________, Команда________________.
Шкала оценки деятельности:
1 .Выдающаяся
2.Отличная
3 .Удовлетворительная
4.Минимально достаточная
5. Неудовлетворительная
( — ) не относится к деятельности.
1.
2.
3.
4. 5.
б.
7.
8.
I. Профессионализм
Соблюдает профессиональную этику
Держит слово и выполняет обещания
Поддерживает профессиональный имидж
Защищает конфиденциальную информацию
Выполняет политику судейской коллегии
Восприимчив к новым идеям и изменениям
Проявляет справедливость и
объективность
Постоянно информирован о развития су
действа
№ 2. Планирование / принятие решений
I .
2.
« > ■j.
Имеет цели на год и на будущее
Излагает цели ясно н просто
Устанавливает надлежащие приоритеты и
намечаемые даты
Обеспечивает ресурсы, необходимые для
достижения целей
Вовлекает соответствующих участников в
достижение целей
Использует действенные приемы решения
4.
5.
б.
?
3
1
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
_проблем
22
j
2
3
4
5
?
3
4
5
№ 3. Организация и координация
I.
2.
Координирован в судейской деятельности
Работает по приоритетам, а не по кризисным
ситуациям
Разумно проводит свободное время на
соревнованиях
Ответственен в выполнении обязанностей
3.
4.
№ 4. Общение
1.
Всегда доступен, когда в нем нуждаются
Изъясняется просто и ясно
1
2
J
4
5
1
2
я J
4
5
4.
5.
б.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
г
о Своевременно делится новейшей
Информацией
Открыт и честен с людьми
Практикует двустороннее общение
Дает собеседнику знать, чего ожидать
Говорит эффектно
Пишет впечатляюще
Слушает внимательно
5. Мотивирование
Дает коллегам свободу выполнять свою
работу
Воспитывает дух командной работы
Выполняет свои обязанности с
энтузиазмом
Способствует получению удовлетворения в
работе
Показывает, что ценит выполненную работу и
практикует похвалу
№ 6. Контроль и оценка деятельности
1.
Эффективно осуществляет контроль за
деятельностью людей
Дает людям быструю и точную оценку
Откровенен дает людям знать, какова оценка
их работы
Разъясняет ожидаемые стандарты и
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
5
1
2
"5
4
5
1
2
3
4
5
,
2
э■
J
4
5
1
2
>
J
4
5
1
2
3
4
5
2.
3.
4
2.
3.
1.
2.
№ 7. Профессиональное развитие
1.
Помогает другим успешно
совершенствоваться
Имеет актуальную цель и программу своего
Достигает целей программы
профессионального развития
8. Человеческие и общественные отношения
Поддерживает хорошие отношения коллегами
Действует в соответствии со своими
убеждениями
1
2
3
4
5
1
3
4
523
J .
4.
5.
6.
7.
8.
Проявляет новаторство и творчество
Оказывает поддержку и помощь, если
необходимо
В своих взглядах является сторонником
деятельного подхода
Эффективно управляет конфликтами
Успешно справляется с напряженными
нагрузками
Успешно адаптируется к новым и необычным
ситуациям
Проявляет инициативу
9.
10. Надежен, доводит дело до конца
Шкала оценок деятельности:
1.
2.
3.
Выдающаяся 7 единиц.
Отличная 5 единиц.
Удовлетворительная 3 единицы.
4. Минимальнодостаточная 2 единицы.
5.
Неудовлетворительная 1 единица.
В опросе приняли участие 14 судей, начиная с новичков (без судейской
категории) до международной категорий. Анкетирование проводилось на судейском
семинаре в ноябре 2013 года в городе Москве.
3. Метод анализа конкретных ситуаций (видеоанализ)
Помимо того, что судья обязан знать теоретическую основу судейства, т.е.
правила судейства соревнований, он должен умело применять эти знания на
практике. Для того чтобы судья мог уверенно чувствовать себя у стола в судействе
соревновательного поединка, в настоящее время применяется метод анализа
конкретных ситуаций (видеоанализ). Ситуация это совокупность взаимосвязанных
явлений, проблем и факторов, характеризующих конкретное событие в
деятельности судьи, требующее от него соответствующих решений, распоряжений и
других активных действий.24
Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии
решения по ситуации, которая возникла в результате действий рукоборцев за
столом при определенных обстоятельствах в определенный момент.
Применение метода анализа конкретных ситуаций в поединках преследует
следующие цели в обучении: по его мнению, ответы и записывает их в специальный
бланк. По окончании экзамена подсчитывается количество правильных ответов.
В педагогическом эксперименте, для практического усвоения положений
судейских правил и развития чувства уверенности у судей в условиях
соревновательного поединка применялся метод анализа конкретных ситуаций
(видеоанализ).
Для этого, преподаватель предлагает судьям для просмотра кадры
видеосъемки конкретных соревновательных ситуаций рукоборцев за столом.
5. Методы .математической статистики.
В работе использовались стандартные методы математической ____________
статистики. В частности, вычислялись: средняя арифметическая (X),
среднеквадратическое отклонение (а), коэффициент вариации (V%), tкритерий
Стьюдента.
Коэффициент вариации (V%) в процентах показывает, какую часть
стандартное отклонение (о) составляет от средних результатов. Чем выше
коэффициент вариации, тем больше изменчивость изучаемого признака. Считается,
что V% более 30% характеризует качественную неоднородность совокупности.
2.3.
Организация исследования.
Экспериментальные исследования проводились в период с 2013 2014 г. ,на
соревнованиях, проводимых МФА в 2 этапа. На первом этапе определялись:
рабочая гипотеза и задачи исследования, анализировались и обобщались данные25
научнометодической литературы; формировались обучающая и контролирующая
программы.
На втором этапе проводились педагогические эксперименты, в результате
которых получены данные, свидетельствующие о повышении качества подготовки
судей и улучшении знаний судейских правил спортсменами.26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты анкетирования судей.
В результате анкетирования судей получены данные самооценки
профессиональной деятельности судей по армспорту. Наибольшей значимостью для
судей является профессионализм (859±67); Организация и координация своей
деятельности (255+50). (Таблица 2)
Самооценка профессиональных качеств судей по армспорту (п=14).
Таблица 2
Содержание
Оценка в баллах
1 . Профессионализм.
2. Планирование, принятие решения.
3. Организация и координация своей деятельности.
4. Общение.
5. Мотивация.
6. Контроль и оценка своей деятельности.
7. Профессиональное развитие (повышение
квалификации).
8. Общественные отношения.
Х±о
859 ±67
356 ±34
255 + 50
530 ±43
376 + 29
243 ±17
203 + 15
V%
9,1%
9,5%
8,6%
8,1%
7,8%
7,4%
7,4%
t
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
573 ± 48
8,0%
<0,05
Общественные отношения включают в себя хорошие отношения с коллегами,
поведение в соответствии со своими убеждениями, проявление творчества и новаторства в
судейской деятельности, оказание помощи и поддержки коллегам, способность к
разрешению конфликтов, поддержание работоспособности при напряжённых нагрузках,
адаптация к условиям соревновательной деятельности, проявление инициативы,
надёжность.
Профессионализм судьи отражается в следующих направлениях деятельности:
соблюдение профессиональной этики,
выполнение обещаний,
поддержка27
профессионального имиджа, выполнение политики судейской коллегии, восприятие новых
идей и изменений, объективность.
Общение судьи складывается из следующих компонентов: доступности, ясном и
простом изъяснении, открытости, честности. Судьи недооценивают контроль и оценку
своей спортивной деятельности (243±17). (Таблица 2).
Профессиональное развитие судьи содержит следующие направления: достижение
цели профессионального развития в соответствии с программой, оказание содействие в
совершенствовании коллег. При контроле и оценке судейской деятельности учитывались
такие характеристики, как контроль деятельности коллег, оценка судейской деятельности
коллег, откровенность.
Организация и координация собственной судейской деятельности включает
планомерность мероприятий, ориентация в судейской практике, ответственность. Таким
образом, в подготовке судей по армспорту следует обратить внимание, прежде всего на
повышение их квалификации, контроль и оценку деятельности, её организацию и
координацию.
3.2 Результаты педагогического эксперимента
Повышение квалификации судей имеет своей целью обновление
теоретических знаний и практических навыков в связи с повышением требований к
уровню квалификации судей и необходимостью освоения современных методов
решения профессиональных задач.
Деятельность судьи, в настоящее время, требует координации усилий
направленных на освоение совместной деятельности судей в условиях соревнований
(организационной и управленческой деятельности, методов распознавания, анализа
критериев оценок и наказаний).
Для формирования учебного и учебнотематических планов нами разработан
образовательный стандарт повышения квалификации судей по армспорту. В основу
образовательного стандарта положены принципы, основанные на деятельностном
подходе Приложение 3 .(Таблица 3).В учебный план повышения квалификации судей введены такие разделы, как:
28
1. Теория
2. Анализ соревновательной деятельности (видеоанализ).
3. Основы профессиональной деятельности (ролевая практика).
4. Спецкурс по новым научным достижениям в области судейства в видах спорта с
субъективной оценкой.
5. Практическая стажировка на соревнованиях.
З.З.Результаты контроля уровня знаний судейских правил по армспорту.
Результаты контроля уровня знаний судейских правил у
членов судейской бригады по армспорту.
В экспериментальную группу были включены члены судейской бригады,
имеющие судейскую категорию от республиканского до международной; в
контрольную группу остальные спортсмены, имеющие судейскую категорию с
нулевой до республиканской.
В таблице 4 представлены данные тестирования по знаниям правил судейства
по армспорту членов судейской бригады. Средний показатель уровня знаний правил
судейства составил 57,3±1,6.
Таблица 429
членов судейских бригад ноябрь 2013 ,судейском семинаре, в г. Москве.
№Фамилия И.Колво вопросовПравильных ответов%1.Кривошеина В.151386,72.Данилова
Ю.15746,7J . Мисанюк Д.156404.Захаров А.159605.Золоев М.151386,76.Олейникова
О.15746,77.Данилов В.151066,78.Рахматов А.15853,39.Сафиуллина Р.1596010,Кригина
Т.151493,311.Макаров Р.15812.Литвак А.15746,713.Грачева Л.1564014..Севрюгина
Н.15746,715.Новикова М.1596016.Кававин П.15853,317.Пронин Г.15853,318.Абдулхаков
Д.1596019.У трюмов Н.15853,320.Угрюмов С.15746,721.Мединин
Д.15746,722.Смеричинский А.15746,723.Борщ А.15853,324.Носков
С.1596025.Расстриженкова И.15853,326.Прокудина И.15746,727.Ануфриева
Т.1596028.Ющенко Е.1596029.Маслов Н.151066,730.Кубасова 3.151173,3
Результаты тестирования по знаниям правил судейства по армспорту
Членов судейской бригады разделили на две группы: контрольную и
экспериментальную.
В период до следующего тестирования члены
экспериментальной группы дополнительно изучали правила по обучающей30
программе, а контрольная группа совершенствовались в правилах соревнований
самостоятельно.
В период с сентябрь 2013 апрель 2014 г., проводилось повторное
тестирование на соревнованиях, проводимых МФА.
По данным таблицы уровень знаний правил судейства членов
экспериментальной группы повысился до 79,5± 1,7 % (< 0,05).
Таблица 5
Результаты тестирования по знаниям правил судейства по армспорту членов
судейских бригад экспериментальной группы
№ Фамилия И.
1. Борщ А.
2.
Захаров А.
3. Мисанюк Д.
4. Новикова М.
5. Носков С.
6. Маслов Н.
7. Пронин Г.
8. Ануфриева Т.
9. Прокудина И.
10. Кубасова 3.
11. Золоев М.
12. Расстриженкова И.
13. Кригина Т.
14. Данилова Ю.
15. Кривошеина В.
Колво вопросов
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
Правильных ответов %
10
11
9
12
13
14
11
10
9
15
15
11
15
9
15
66,7
73,3
60
80
86,7
93,3
73,3
66,7
60
100
100
73,3
100
60
100
По данным таблицы уровень знаний правил судейства в контрольной группе
увеличился незначительно до 59,5± 1,3 % (< 0,05).
Таблица 6
Результаты тестирования по знаниям правил судейства по армспорту
членов судейских бригад контрольной группы
№ Фамилия И.
Колво вопросов
Правильных ответов %1. Абдулхаков Д.
2. Угрюмов Н.
3. Угрюмов С.
4. Мединин Д.
5. Смеричинский А.
6. Олейникова О.
7. Данилов В.
8. Рахматов А.
9. Сафиуллина Р.
10. Кававин П.
11. Макаров Р.
12. Литвак А.
13. Грачева Л.
14. Севрюгина Н.
15. Ющенко Е.
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
31
10
9
8
8
9
9
11
8
10
8
9
9
7
8
11
66,7
60
53,3
53,3
60
60
73,3
53,3
66,7
Э З , Э
60
60
46,7
53,3
73,3
Таблица 7
Средние данные тестирования членов судейской бригады по
армспорту (в контрольной и экспериментальной группе п=15).
Правильные ответы на заданные вопросы в %
Группы
экспериментальная
контрольная
Исходные
(п=30) 57,3+1,6%
(п=30) 57,3+1,6 %
Конечные
79,5+1,7%
59,5 ±1,3%
Прирост
22,2%
2,2%32
Прирост уровня знаний судейских правил в экспериментальной группе составил
22,2%, в контрольной группе 2,2%.
Во время семинаров перед каждыми соревнованиями в период с 20132014
проводится контроль уровня знаний судейских правил у судей по армспорту
различной квалификации, где обсуждаются следующие темы:
1. Содержание профессиональной деятельности главного судьи на
соревнованиях по армспорту.
2. Содержание профессиональной деятельности главного секретаря на
соревнованиях по армспорту.
3. Подготовка сцены (зала), для проведения соревнований по армспорту.
4. Факторы, влияющие на изменение правил судейства по армспорту..
5. Влияние правил на технику и тактику рукоборцев в поединке
6. Особенности подготовки и деятельности судейсекретарей по
армспорту.
7. Содержание профессиональной деятельности судей, находящихся у стола на
соревнованиях по армспорту.
8. Критерии оценки деятельности судей у столами в условиях
соревнований по армспорту.
9. Формирование знаний по правилам судейства у спортсменов,
занимающихся армспортом.
10. Психологическая подготовка судьи по армспорту.
11.Физическая подготовка судьи по армспорту.
ВЫВОДЫ1. Основными критериями оценки деятельности судей по армспорту
являются:
уровень знания правил судейства;
практическая реализация знаний в условиях соревнований.
2. Наибольшие показатели самооценки деятельности судей по армспорту
является профессионализм (859±67); Организация и координация своей
деятельности (255+50).
3. Судьи по армспорту недооценивают важность повышения контроля и оценку
своей спортивной деятельности (243+17).
4. Обоснован расчет количественного состава судей и обслуживающего персонала
для проведения соревнований по армспорту у одного стола 3 человека (1
секретарь и 2 рефери); у двух столов 6 человек (2 секретаря и 4 рефери).
5. Разработаны программы подготовки судей по армспорту, в основу кото
рых положены принципы вопросноответных конструкций,
которые
проводятся на семинарах перед каждыми соревнованиями(24 и 36 часов),
и на 72 часовых курсах подготовки и переподготовки и институте
повышения квалификации
6. Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы
подготовки позволило повысить у судей уровень знаний судейских
правил в экспериментальной группе составил 22,2%, в то время как в
контрольной группе аналогичный показатель составил 2,2% прироста.34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты исследования могут использоваться при подготовке судей
различной категории по армспорту , а также для лекционного и практического
материала для студентов ИФК, специализирующихся по армспорту, слушателей
ИППК, для обучения и контроля знаний по правилам судейства тренеров и
спортсменов. А также для формирования расширенного состава судейской бригады
из взаимозаменяемых судей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования.//Системные
исследования: Методол. проблемы. М., 1980. С.721.
2. Борьба классическая и вольная. Правила соревнований. М.: Физкультура и
спорт, 1983г.
3. Бабанский Ю.К. Закономерности, принципы и способы оптимизации пе
дагогического процесса. // Проблемы оптимизации педагогического процесса в
образовательной школе. М., 1983. С.419.
4. Бабушкин Т.Д. Проффесиограмма тренера как комплекс требований к
специалистамвыпускникам физкультурных вузов // Совершенствование
системы подготовки кадров по физической культуре и спорту: Тез.докл.
Всесоюз. науч.практ. конф., Ленинград, 1518марта 1982.М.,1981,С.45
5. Бакштанский В.Л., Санидзе А.А. Организация и судейство воднолыжных
соревнований: Спортивному арбитру. М., ФиС, 1984. 128 с.
6. Березняк В.В., Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Применение активных методов
обучения при подготовке специалистов по спортивной борьбе. М., ГЦОЛИФК,
1988. 36 с.
7. Борисов В.И. Организация судейства и проведение соревнований. Спортивная
борьба: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. Купцова А.П. М.,
1978. 486 с.
8. Борисов В.И., Новиков А.А. Психологопедагогические аспекты судейства.
Спортивная борьба. Ежегодник М., 1980. С.5758.
9. Брумер И. Семинары по подготовке судей по отдельным видам спорта. //
Подготовка общественных физкультурных кадров.М., 1961. С. 134179.
10. Булычев А.И. Организация, проведение и судейство соревнований по боксу.
М., ФиС, 1973. 24 с.
11. Венглинский Г.П. Отбор судей по спортивной борьбе к соревнованиям
высокого ранга: Автореферат, дис. Канд. Пед. Наук/ВНИИФК, М.,
1998, 1936
12. Ваньков А.А. Судейство соревнований по современному пятиборью.
М.. ФиС, 1972.92 с.
13. Вознесенский Б.Б„ Ершова И.Г., Родина Г.Д. Методические разработки
для проведения семинаров по освоению и совершенствованию методов
контроля (оценки) знаний курсантов. М., 1980. 64 с.
14. Выдрин В. Модель специалиста широкого профиля. // Теория и практика
физической культуры. 1976. №8. С.4850.
15. Граф А.Г., Ельсуков В.Г., Пересветов Н.Н. Воспитание профессиональ
нопедагогического мастерства студентов во внеучебное время.// Теория
и практика физ. культуры. 1983. №3. С. 3840.
16. Дешин А.А. Организация и проведение соревнований по армспорту. М.:
Ежегодник МФА 2000. с. 5056.
17. Живора П.В. Борьба на руках. Руки на стол. М.: Спортивная жизнь России.
1994. №12.с. 13.
18. Живора П.В. Изменение и дополнение к правилам соревнований в
армспорте и их анализ. М.; Ежегодник МФА 2000, с.40.
19. Живора П.В. Правила соревнований по борьбе руками. М.ЩОЛИФК.
1990.
20. Живора П.В. Правила армспорта. М.: РГАФК. 1996г.
21. Живора П.В., Рахматов А.И. Армспорт. Техника, тактика, методика обучения.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
М.: АСАДЕМА 2001г.
22. Живора П.В. Теория и методика армспорта. Учебная программа для
бакалавров. М., 2002г.
23. Живора П.В. Динамика t реакций у судей по борьбе в зависимости от
возраста и стажа.
// Вопросы управления учебнотренировочным
процессом подготовки спортсменов. Сб. статей. АлмаАта, 1978. С. 75.
24. Замятин Ю.П. Оценка работы судей в спортивной борьбе. // Спортивная
борьба: Ежегодник. М, 1983. С. 7678.25. Замятин Ю.П. Судейство соревнований по спортивной борьбе: Лекция. М.,
1979. 33 с.
26. Зациорский В.М. Спортивная метрология: Учебник для институтов фи
зической культуры. М., ФиС, 1982. 255 с.
27. Зуев В.Н., Управление системой спортивного соревнования. Монография
Тюмень. Вектор Бук, 1999 312 с.
28. Игуменов В.М.
Организация и проведение соревнований по
классической борьбе. Методическая разработка для студентов IV курса
тренерского
факультета,
слушателей
ВШТ,
факультетов
усовершенствования и повышения квалификации ГЦОЛИФКа. М.
1986.26с.
29. Ионов С.Ф., Ципурский И.Л. Организация и проведение соревнований по
борьбе самбо. М.: Физкультура и спорт, 1983г. 143с.
30. История армрестлинга. Ежегодник МФА 19981999. с.37.
31. Игуменов В.М., Подливаев Б.А., Березняк В.В. Классическая борьба: Правила
соревнований: Вопросы для программированного обучения и контроля знаний.
М, 1985. 51 с.
32. Корецкий В.М. Модель специалиста и профессионально педагогическая
деятельность // Теор. и практ. физ. культуры. 1978. №: 1С. 5052.
33. Корецкий В.М. О проблемах специального образования в институтах
физической культуры // Совершенствование системы подготовки кадров по
ФКиС: М., 1977. С. 3946.
29. Мкртчан А.В.Содержание и методы формирования судейских функций у
студентов институтов физической культуры. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
М.,
1986.ГЦОЛИФК209С.
30. Неминущий Г.П. О структуре основного учебного предмета по специализации в
ИФК // Теор. и практ. физической культ. 1978. №3. С.5152.
31. Немчин A.M. Основные методические положения по разработке моделей
специалистов, выпускаемых ЛИЭИ им.Тольятти // Научнометодические38
проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов
широкого профиля. Л., 1974. С. 2842.
32. Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе. Учебное
пособие для студентов заочников. М.: ГЦОЛИФК, 1977. 32с.
33. Павлова О.В. Организация и проведение соревнований по борьбе дзюдо.
Мурманск; МИПК, 2001г.
34. Правила армспорта. М, РГАФК, 2000. 18с.
34. Степанов Т.Н. Судейство соревнований по борьбе. М.,ФиС,1957. 144 с.
35. Степанов В.Г. Судейство соревнований по боксу. М, ФиС, 1962. 104 с.
103.Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшем
образованием. Л., 1977. 136 с.
53. Столяров В.И.
Системный подход к разработке методологии
физкультурного образования // Совершенствование системы подготовки
и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
М., 1977С. 913.
54. Сычев Ю.М. Некоторые теоретические аспекты построения модели тре
нера по спорту // Совершенствование системы подготовки и повышения
квалификации кадров по физической культуре и спорту. М., 1977 С.
4754.39
Приложение 1
55. Тезисы докладов XII Научнопрактической конференции по психологии
физического воспитания и спорта. г.Краснодар, 1992г. Редакцией, коллегия:
к.п.н. Л.С.Солнцева и др.)
56. Тишенко И.И., Мкртчян А.В. Правила соревнований по спортивной
борьбе. Методическая разработка. М.; ГЦОЛИФК, 1986. 48с.
57. Тихомиров С.А. Некоторые теоретические вопросы разработки модели
инженера // Научнометодические проблемы разработки конкретного
содержания моделей специалистов широкого профиля.Л.,1974.С.2125.
Туманян Г.С. О новом комплексе учебных дисциплин для кафедр ИФК,
выпускающих тренеров преподавателей по виду спорта // Теория и практика
физ. культуры. 1985. №12 С. 3638.98
Чернышев А. Об авторитете подлинном и мнимом: Об авторитете судей //
Советсткий спорт. 1960. 18 марта С.2.
58.
59.
60. Шакирзянов М.С. Некоторые методы улучшения судейства по фехтованию.
Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Рига, 1956. 24 с.
61. Ядов В.А. Поиск взаимосвязи между переменными // Социологическое
исследование: Методологическая программа, методы.М., 1972.С.203204.
62. World armsport Federation. USA. 1998г.40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДНИЮ СУДЕЙСТВА В АРМСПОРТЕ
/ . Распределение учебных часов по разделам, дисциплинам, темам.
Содержание
Всего
часов
Форма организации занятий
Лекции
Методические,
практические
Формы
контроля
№
п/п
1
Всемирные Международные
объединения в армспорте и система
судейства в них
2 Организация соревнований
о
J
Документация для организации и
проведения соревнований. Отчетная
документация.
4 Инвентарь и оборудование мест
5
6
7
0
0
соревнований.
Состав судейской коллегии. Права
и обязанности судей, тренеров,
участников.
Система проведения
соревнований.
Судейство поединка
Практика судейства
Итого
1
1
1
1
1
1
2
4
12
1
1
1
1
4
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
1
1
2
4
8
2. Содержание программного материала.
1. Всемирные Международные объединения в армспорте и система
судейства в них. Всемирный Совет по ристрестлингу Билл Соберанес как
организатор.
Правила
соревнований по ристрестлингу.
Проведение Советом чемпионатов Мира.
Всемирный Совет по армрестлингу. Всемирная федерация армспорта.
Роль Боба О'Лири (США) и Бариджа Баран Даса (Индия) в развитии
мирового армспорта.
История развития армспорта в СССР и России. Требования к судьям и
аттестация судей в WAF. Судейские комитеты в WAF и EAF.41
Приложение 1
2. Организация соревнований. Оргкомитет и распределение функциональных
обязанностей между членами оргкомитета. Информационное обеспечение
соревнований. Работа по привлечению спонсоров. Организация питания и
размещения. Транспорт. Судейская коллегия. Апелляционная комиссия. Пресс
центр. Организация шоупрограмм. Группа награждения.
3. Документация для организации и проведения соревнований. Отчетная
документация. Положение о соревнованиях. Рабочие и итоговые протоколы.
Схема отчета главного судьи. Смета проведения соревнований.
4. Инвентарь и оборудование мест соревнований. Стол для армспорта. Ремни
для увязывания рук. Размещение судейских и соревновательных столов на сцене.
Размещение информационных и рекламных щитов. Освещение, звуковое
обеспечения и противопожарная безопасность соревновательного зала.
5. Состав судейской коллегии. Права и обязанности судей, тренеров,
участников. Состав судейской коллегии. Права и обязанности судей, тренеров,
участников. Главный судья соревнований и заместитель главного судьи. Главный
секретарь соревнований и его заместитель. Секретариинформаторы. Рефери.
Права и обязанности представителей команд. Порядок подачи апелляции.
6. Система проведения соревнований. Круговая система. Олимпийская система.
Система с выбыванием после двух поражений. Порядок составления пар и
подведение итоговых мест. Командный зачет по системе WAF.
7. Судейство поединка. Количество судей. Размещение судей. Рефери, боковой
рефери. Стартовая позиция. Замечания и предупреждения. Определение
победителя. Способы увязывания рук спортсменов спортивным ремнем
(связкой). Определение победителя поединка. Жесты судей. Судейская
терминология.
8. Практика судейства.
Проводится в виде деловой игры с обязательным
выполнением слушателем семинара всех функций.42
Вопросы
Приложение 2
I .Что полагается за невыполнение команд рефери?
2.Что полагается за преждевременный старт?
3. Что полагается за отрыв локтя от подлокотника?
4. Что полагается за соскальзывание локтя с подлокотника?
5. Что полагается за пересечение средней линии стола головой, плечами?
6. Что полагается за касание головой или плечом своего предплечья или захвата
рук?
7. Что полагается за разрыв захвата в проигрышном положении?
8. Что полагается за отрыв руки от штыря (потеря контакта)?
9. Что полагается за отрыв обеих ног от пола?
10.Что полагается за некорректное поведение спортсмена за столом?
I I
.Что делает рефери, если разрыв захвата произошел в нейтральном
положении условной горизонтали, между верхними краями валиков?
12. Считается ли победа, при соприкосновении пальцев, кисти и предплечья
соперника с валиком?
13. Сколько полагается время отдыха спортсмену до следующего поединка?
14. Что полагается спортсмену за два предупреждения?
15. В каком отклонения предплечья руки от плеча спортсмена считается
критическим положением?
16. По какой команде начинается поединок?
17. Кто может заменить рефери?
18. Можно ли менять рефери во время поединка?
19. Можно ли упираться ногами об стойку стола?
20. Когда стартовая позиция считается правильной?21. Что делает рефери, если спортсмены не могут установить захват
43
Приложение 3
самостоятельно?
Как борются спортсмены, если один из них инвалид?
Какие могут быть нарушения правил при борьбе сидя?
Как подается апелляция?
22.
23.
24.
25. Минимальное количество рефери у одного стола?
26. Минимальное количество секретарей у одного стола?
Какие соревнования бывают по характеру проведения?
Как должен быть одет рефери?
В каких случаях могут отменить соревнования?
27.
28.
29.
30. Может ли рефери судить поединок, в котором участвует его спортсмен? 31
.Функции рефери?
32. Функции бокового судьи?
33. Функции секретаря?
34. Костюм участников соревнований?
35. Может ли бороться спортсмен, на руке которого: кольцо, часы, браслет, повязка,
пластырь?Образовательный стандарт повышения квалификации судей по арспорту.
44
Таблица 3
Объективно отражать реальные действия
Виды деятельности1 . Формирование готовности к будущей судейской
деятельности.Профессиональнопедагогическая деятельность1.1. Формировать
профессионально важные качества средствами теории и практики судейства соревнований
по армспорту.
1.1.1.
рукоборцев в условиях соревновательного поединка.
1.1.2. Уметь взаимодействовать в составе судейской
бригады за столом.
1.1.3. Уметь взаимодействовать с официальными
лицами, принимающими участие в
соревнованиях.Спортивно профессиональная деятельность1.1.4. Владеть двигательными
действиями (перемещения, выбор позиции, осанка, жесты, внешний вид) при судействе
поединка у стола.Профессиональнопедагогическая деятельность1.1.5. Владеть
вербальными средствами управления соревновательным поединком (голос,
интонация).Методическая
(управленческая)
деятельность1.1.6. Уметь выполнять обязанности главного судьи, главного секретаря,
секретаря, судьи на взвешивании.1.2. Уровень знаний судей.Педагогическая
деятельность1.2.1. Знать эволюцию развития правил судейства.Педагогическая
деятельность1.2.2. Знать терминологию судейства. (Приложение 6)Педагогическая
деятельность1.2.3. Знать классификацию технических и наказуемых действий , их коды и
символы.Педагогическая деятельность1 .2.4. Знать методику обучения судей.Медицинская
деятельность1.2.5. Знать морфофункциональные особенности рукоборцев различного
пола и особенности травматизма в армспорте.45
Приложение 3
Продолжение таблицы 3
санитарно
гигиенические
деятельность1.2.6. Знать
Медицинская
требования,
предъявляемые к спортивным залам и условия безопасного проведения соревнований.1.3.
Уровень умений и навыков судьи.Педагогическая деятельность1.3. 1. Уметь обучать судей
(проводить семинары и экзамены).Медицинская деятельность1.3.2. Уметь оказывать до
врачебную помощь при травмах.Методическая деятельность1.3.3. Уметь планировать этапы
совершенствования знаний для судейства международных соревнований (трактовать правила
на иностранном языке).Выполнил студент:
5 курса кафедры ТиМ единоборств
Яралиев С.А.
Научный руководитель:
Доцент
Махмудов М.М.
Зав.кафедрой теории и методики единоборств
докт. пед. наук, профессор
Игуменов В.М.
Дата защиты
Оценка за работу
Председатель Государственной Аттестационной
комиссии