Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно- транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно- транспортного травматизма.для воспитателей
Консультация для воспитателей
«Организация предметноразвивающей среды по правилам
дорожного движения в ДОО
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни
дорожно транспортных происшествий, в результате которых десятки детей
погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно
транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества,
требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту
проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как
правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не
всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского
дорожно транспортного травматизма.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К
сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить
правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл
опасных ситуаций на дороге. Важное значение имеет хорошо организованный
педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе
обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только
знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как
внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность
(развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и
навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми
заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. оэтому
важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения
дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них
необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улицах города. Для реализации
программных задач по обучению детей правилам дорожного движения
воспитателям необходимо создать в группах предметноразвивающую среду
по ПДД.
Предметноразвивающая среда – это система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое
содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности
каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического
развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его
перспективу. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему
физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннееразвитие и воспитание. Обучая детей правилам дорожного движения,
воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный
художественный материал, но и создать в группе игровую зону. Необходимо
учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно
на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование
представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра
способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления,
эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания по ознакомлению с правилами
дорожного движения, полученные на занятии. При подборе игровой зоны в
группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо
учитывать возрастные особенности детей.
Создавая предметноразвивающую среду, необходимо помнить, что
среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое
главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка. Важно, что предметная среда имеет характер
открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста. Таким образом, создавая предметноразвивающую среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно
образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы,
на которую нацелена данная среда.
Рекомендуется включить в игровую зону группового помещения
следующее:
Макет «Дорога»: светофор, дорожные знаки;
набор мягких, ярких модулей:
«Зебра» – пешеходный переход;
Атрибуты для игр: жезл, свисток, рули, костюмы, кепка ДПС;
машины (грузовые, легковые);
дорожные знаки;
настольные печатные игры; плакаты;
книжкисамоделки;
художественная литература по теме;
уголок изодеятельности (книжкираскраски, трафареты машин);
подвижные игры;
дидактические игры.
Общественный инспектор по ПДД: Иванова Е.С.