«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
изобразительное искусство +2
4 кл—11 кл +1
07.01.2017
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы предполагает возможность для эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.
Основополагающим является проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому, станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности. В материале указаны механизмы и обобщение личного опыта работы на уроках изобразительного искусства, искусства и внеурочной деятельности.Представлен текст доклада по указанной теме с раскрытием механизмов и особенностей проектной работы и использование этого метода в своей работе.
Проектная деятельность - средство формирования познавательных способностей обучающихся.docx
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных
способностей обучающихся»
«Активизация познавательного интереса как средство эффективной организации
проектной и исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной
деятельности»
Секция 9.
Оксана Владимировна Толстикова
МБОУ СОШ №2
учитель изобразительного искусства 2016 год
Современное общество меняется, мы оказываемся беспомощными в вопросах
того, какие же советы давать новому поколению. Наш опыт неприменим к
современной жизни. Образование
обеспечивало преемственность поколений в
развитии общества, но сегодня базовый опыт не отвечает современным требованиям.
Внедрение разработок, освоение новых средств, мобильность во всех смыслах дают
новый смысл современного человека. Механизмы целей образования и результатов
должны меняться. Мы должны идти от того, что может быть востребовано в жизни и
формулировать требования к результату образования.
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 —
2020 годы» определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы
реализации перспективной программы развития Российского образования на всех
уровнях.
Главной целью программы является возможность для эффективного развития
образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование
конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не
только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Достижение цели возможно через
решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения
получения профессиональных навыков.
Основополагающим является проектноцелевой подход. Он призван использовать
механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому, станет
возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех
участников проектной деятельности. Подробнее: http://2016god.com/koncepciya
razvitiyaobrazovaniyana20162020gody/
Руководствуясь вышесказанным, определяю оптимальные пути развития.
Реализация любого проекта невозможна без познавательных способностей.
Цель работы: организация проектной деятельности для формирования
познавательных способностей обучающихся.
Моя профессиональная деятельность связана с развитием у детей творческих
способностей, которое дает возможность раннего формирования профессионально
значимых умений учащихся. Проектная деятельность направлена
на развитие
познавательных способностей, их самостоятельности, творчества.
Сегодня слово "проект" понимается как исполнение некоторого замысла
художественного, научного, театрального... Говоря о проектной деятельности в сфере
образования, её связывают с раскрытием творческих способностей. Это не всегда
верно. Творчество, хоть и есть создание чегото нового, но чтобы оно превратилось в
проект, необходимо ограничение во времени. Творчество нерегламентированное
состояние. Но и его продукты могут быть итогом проектного воплощения при
соблюдении условий.
Структура проектной деятельности:
направленность на результат;
предварительное описание результата;
планирование действий;
выполнение действий и их коррекция;
строгие сроки достижения;
2 получение продукта проектной деятельности, сравнение с задуманным, анализ новой
ситуации с продуктом проекта.
Если в учебной деятельности учащиеся приобретают способы действия,
выработанные историей развития человечества, то в проектной деятельности они сами
ставят перед собой цели. Проектная это практическая деятельность. Ставя задачу,
ученики решают её, затем получают продукт. Обучение в школе должно формировать
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.
ключевые компетентности, определяющие качество содержания образования. Это
общепринятое определение целей образования, сформулированное О.Е. Лебедевым.
Изучая вопросы о проектировании, почерпнула знания, необходимые в работе. Цели,
определяющие обязательные результаты образования:
1. Научить организовывать свою деятельность определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации, применять в жизни, взаимодействовать с заинтересованными,
оценивать достигнутое.
2. Научить объяснять явления, выделять их признаки, систематизировать и обобщать,
устанавливать связи, оценивать.
3. Научить ориентироваться в мире ценностей, научить формулировать собственную
позицию и обосновывать.
4. Сформировать ключевые навыки, имеющие значение для различных видов
деятельности навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативные навыки.
5. Подготовить учащихся к профессиональному выбору.
В каждом звене школы цели образования немного меняются. Они регулируют
сферу самостоятельности и ответственности.
Проектная деятельность давно вошла в опыт моей работы. На уроках искусства и
во внеурочной деятельности работаю, используя разнообразные формы и методы,
позволяющие активизировать познавательный интерес школьников. Важным условием
является разнообразие работы с детьми на уроках и после них. Новые задания,
необычные техники, разнообразные материалы, ребусы, кроссворды, экскурсии
способствуют познавательной активности. Возможность личного выбора и путей
решения задач для получения результата создаёт положительную мотивацию и
обеспечивает продуктивную деятельность. Связь с изучением регионального
компонента порождает необходимость познания нового через исследования, поиск
информации, принятие оригинальных решений в творческих воплощениях.
В педагогическом проекте «Роль нетрадиционных техник рисования в
формировании положительной мотивации к занятиям изобразительной деятельностью»
мною были затронуты и вопросы, затрагивающие тему активизации познавательного
интереса. Достигала поставленной цели через индивидуализацию и дифференциацию
образовательного процесса, путём внедрения продуктивных методов и современных
образовательных технологий: нетрадиционных техник рисования; технологий
проблемного и развивающего обучения, метода проектов; информационно
коммуникационных технологий. Нетрадиционные техники рисования: монотипия,
диатипия, граттаж и их комбинации способны творить чудеса. Дети учатся работе
разными средствами, узнают свойства и возможности изобразительных материалов.
Изучив техники, появляется выбор для их использования. Так, была оказана помощь в
реализации социальных краткосрочных микропроектов по изготовлению открыток
3 практический
для участия в разнообразных акциях ДОО "Орбита" от МБОУ СОШ №2: "День
пожилого человека", "День учителя", "8 марта", "День защиты детей" и др. Эта работа
развивает познание. Традиции, культура, история неотъемлемая его часть. Можно
работать индивидуально, коллективно или в парах, реализуя микропроекты по
изготовлению плакатов, открыток; созданию эскизов обликов архитектурных стилей,
создание макетов зданий, образов людей разных эпох и др. Такая проектная
деятельность актуальна как на уроках, так и после них. Она является ведущей
деятельностью подросткового возраста, с которым в основном и связана моя работа.
Межпредметные проекты часто связаны с исследовательской деятельностью.
Проект по созданию герба школы, реализованный ученицами 8 класса, содержал в себе
исследовательскую часть, связанную с информацией в разных предметных сферах. Это
способствовало обогащению познавательных способностей в таких областях как
история, культура (геральдика), искусство и др. Итогом реализации данного проекта
явилось создание и изготовление ныне существующего герба школы. Работа была
признана как на школьной, так и на муниципальной научнопрактической
конференции, и была направлена для рассмотрения в г. Красноярск.
Индивидуальные учебные проекты (требование ФГОС ООО), конечным
результатом которых являлся
результат продукт проекта,
несомненно, обогатили познавательную сферу учащихся, ведь одной из задач по
реализации каждого из проектов являлось изучение, ознакомление и т.д. В 2015
2016гг. обучающимися 5 классов были реализованы проекты "Сделай уютнее новую
учительскую" по изготовлению предмета интерьера, "Помоги библиотеке", где после
изучения способов изготовления закладок был результат подарки лучшим читателям,
"Картинкирелаксаторы" интересный проект, познакомивший всех с особыми
свойствами изображений и подаривший сенсорной комнате МБОУ СОШ №2
коллекцию таких картинокраскрасок. По результатам экспертов данные проекты
были успешно реализованы и получили высшие оценки.
Большую популярность и интерес приобрели проекты по созданию слайдшоу в 9
классах. Ребята, изучая темы по фото и киноискусству, создают проекты в виде
слайдфильмов, подбирая к ним необходимые фото, видеоматериалы, подбирая
музыку. Эти работы очень популярны среди 9 классов, ведь многие являются хорошей
памятью для выпускников. Такие проекты подготавливаются в течение нескольких
месяцев. Их можно считать долгосрочными.
Используя группу тестов Векслера, совместно с психологом провели
диагностические исследования по изучению познавательных способностей
обучающихся в период с 2012 по 2016гг. По результатам исследования можно сделать
вывод, что уровень познавательных способностей у детей, реализующих свои
достижения через проектную деятельность, возрос с 47% до 58%. Это означает, что
такую работу необходимо продолжать.
Значимость проектных работ учащихся поднимает их на новый этап развития. У
них появляется гордость за созданное, желание действовать дальше. Использование
метода проекта делает образовательную среду современной,
увлекательной,
интересной. Это позволяет творчески самореализоваться, развить познавательные и
художественные способности, повысить интерес, качество обучения. В дальнейшей
4 работе планирую продолжать проектную деятельность. Молодое поколение будет
самостоятельно ставить, решать задачи и принимать верные решения.
1.Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., "Просвещение"2011
3. http://2016god.com/koncepciyarazvitiyaobrazovaniyana20162020gody/
Литература.
5
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.