«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» (искусство)

  • Исследовательские работы
  • Семинары
  • docx
  • 07.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы предполагает возможность для эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Основополагающим является проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому, станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности. В материале указаны механизмы и обобщение личного опыта работы на уроках изобразительного искусства, искусства и внеурочной деятельности.Представлен текст доклада по указанной теме с раскрытием механизмов и особенностей проектной работы и использование этого метода в своей работе.
Иконка файла материала Проектная деятельность - средство формирования познавательных способностей обучающихся.docx
«Организация проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей обучающихся» «Активизация   познавательного   интереса   как   средство   эффективной   организации проектной  и исследовательской  деятельности  школьников в  урочной  и внеурочной деятельности» Секция 9. Оксана Владимировна Толстикова  МБОУ СОШ №2 учитель изобразительного искусства2016 год           Современное общество меняется, мы оказываемся беспомощными в вопросах того,   какие   же   советы   давать   новому   поколению.   Наш   опыт   неприменим   к современной   жизни.   Образование     обеспечивало   преемственность   поколений   в развитии общества,  но сегодня  базовый опыт не отвечает современным требованиям. Внедрение разработок, освоение новых средств, мобильность во всех смыслах ­ дают новый смысл современного человека. Механизмы   целей образования и результатов должны меняться. Мы должны идти от того, что может быть востребовано в жизни и формулировать требования к результату образования.         «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы» определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации   перспективной   программы   развития   Российского   образования   на   всех уровнях.               Главной целью программы является возможность для эффективного развития образования   в   РФ,   которое   должно   быть   направлено   на   «формирование конкурентоспособного   человеческого   потенциала»,   способного   реализовать   себя   не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Достижение цели возможно через решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков.         Основополагающим является  проектно­целевой подход. Он призван использовать механизмы   реализации   проектов   на   конкурсной   основе.   Благодаря   этому,   станет возможным   достижение   более   высокого   уровня   мотивации   и   ответственности   всех участников   проектной   деятельности.   Подробнее: http://2016­god.com/koncepciya­ razvitiya­obrazovaniya­na­2016­2020­gody/                  Руководствуясь   вышесказанным,   определяю   оптимальные   пути   развития. Реализация любого проекта невозможна без  познавательных способностей. Цель   работы:   организация   проектной   деятельности   для   формирования познавательных способностей обучающихся.  Моя профессиональная деятельность связана с развитием у детей творческих способностей,   которое   дает   возможность   раннего   формирования   профессионально­ значимых   умений   учащихся.   Проектная   деятельность   направлена     на   развитие познавательных способностей, их самостоятельности, творчества.                  Сегодня слово "проект" понимается  как исполнение  некоторого замысла ­ художественного, научного, театрального... Говоря о проектной деятельности в сфере образования,   её   связывают   с   раскрытием   творческих   способностей.   Это   не   всегда верно. Творчество, хоть и есть создание чего­то нового, но чтобы оно превратилось в проект,   необходимо   ограничение   во   времени.   Творчество   ­   нерегламентированное состояние.   Но   и   его   продукты   могут   быть   итогом   проектного   воплощения   при соблюдении  условий. Структура проектной деятельности:  направленность на результат;  предварительное описание результата;   планирование действий;  выполнение действий и их коррекция; строгие сроки  достижения; 2 получение продукта проектной деятельности, сравнение с задуманным, анализ новой ситуации с продуктом проекта.                       Если в учебной деятельности учащиеся приобретают способы действия, выработанные историей развития человечества, то в проектной деятельности они сами ставят перед собой цели. Проектная ­ это  практическая деятельность. Ставя задачу, ученики решают её, затем получают продукт. Обучение в школе должно формировать опыт   самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   т.е. ключевые   компетентности,   определяющие   качество   содержания   образования.   Это общепринятое определение целей  образования, сформулированное О.Е. Лебедевым. Изучая вопросы о проектировании, почерпнула знания, необходимые в работе. Цели, определяющие обязательные результаты образования: 1. Научить организовывать свою деятельность ­ определять её цели и задачи, выбирать средства   реализации,   применять   в   жизни,   взаимодействовать   с   заинтересованными, оценивать достигнутое. 2. Научить объяснять явления, выделять их признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать связи, оценивать. 3. Научить ориентироваться в мире ценностей, научить формулировать собственную позицию и обосновывать. 4.   Сформировать   ключевые   навыки,   имеющие   значение   для   различных   видов деятельности   ­   навыки   решения   проблем,   принятия   решений,   поиска,   анализа   и обработки информации, коммуникативные навыки. 5. Подготовить учащихся к профессиональному выбору.  В каждом звене школы цели образования немного меняются. Они регулируют сферу самостоятельности и ответственности.        Проектная деятельность давно вошла в опыт моей работы. На уроках искусства и во   внеурочной   деятельности   работаю,   используя   разнообразные   формы   и   методы, позволяющие активизировать познавательный интерес школьников. Важным условием является   разнообразие   работы   с   детьми   на   уроках   и   после   них.   Новые   задания, необычные   техники,   разнообразные   материалы,   ребусы,   кроссворды,   экскурсии способствуют   познавательной   активности.     Возможность   личного   выбора   и   путей решения   задач   для   получения   результата   создаёт   положительную   мотивацию   и обеспечивает   продуктивную   деятельность.   Связь   с   изучением   регионального компонента   порождает   необходимость   познания   нового   через   исследования,   поиск информации, принятие оригинальных решений в творческих воплощениях.               В   педагогическом   проекте  «Роль   нетрадиционных   техник   рисования   в формировании положительной мотивации к занятиям изобразительной деятельностью» мною были затронуты и вопросы, затрагивающие тему активизации познавательного интереса. Достигала поставленной цели через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, путём внедрения продуктивных методов и современных образовательных   технологий:   нетрадиционных   техник   рисования;   технологий проблемного   и   развивающего   обучения,   метода   проектов;   информационно­ коммуникационных   технологий.     Нетрадиционные   техники   рисования:   монотипия, диатипия, граттаж и их комбинации способны творить чудеса. Дети учатся работе разными  средствами,  узнают   свойства  и  возможности   изобразительных  материалов. Изучив техники, появляется выбор для их использования.  Так, была оказана помощь в реализации социальных   краткосрочных микропроектов  по изготовлению открыток 3практический   для   участия   в   разнообразных   акциях   ДОО   "Орбита"   от   МБОУ   СОШ   №2:   "День пожилого человека",  "День учителя",  "8 марта", "День защиты детей" и др. Эта работа развивает познание. Традиции, культура, история ­ неотъемлемая его часть. Можно работать   индивидуально,   коллективно   или   в   парах,   реализуя   микропроекты   по изготовлению  плакатов, открыток; созданию эскизов обликов архитектурных стилей, создание   макетов   зданий,   образов   людей   разных   эпох   и   др.     Такая   проектная деятельность   актуальна   как   на   уроках,   так   и   после   них.   Она   является   ведущей деятельностью подросткового возраста, с которым в основном и связана моя работа.         Межпредметные проекты часто связаны с исследовательской  деятельностью. Проект по созданию герба школы, реализованный ученицами 8 класса, содержал в себе исследовательскую часть, связанную с информацией в разных предметных сферах. Это способствовало   обогащению   познавательных   способностей   в   таких   областях   как история, культура (геральдика), искусство и др.  Итогом реализации данного проекта явилось   создание   и   изготовление   ныне   существующего   герба   школы.   Работа   была признана   как   на   школьной,   так   и   на   муниципальной   научно­практической конференции, и  была направлена для рассмотрения в г. Красноярск.                Индивидуальные учебные проекты (требование ФГОС ООО), конечным результатом   которых   являлся     результат   ­   продукт   проекта, несомненно,   обогатили   познавательную   сферу   учащихся,   ведь   одной   из   задач   по реализации каждого из проектов являлось     изучение, ознакомление и т.д. В 2015­ 2016гг. обучающимися 5 классов были реализованы проекты "Сделай уютнее новую учительскую" по изготовлению предмета интерьера, "Помоги библиотеке", где после изучения способов изготовления закладок был результат ­ подарки лучшим читателям, "Картинки­релаксаторы"   ­   интересный   проект,   познакомивший   всех   с   особыми свойствами   изображений   и   подаривший   сенсорной   комнате   МБОУ   СОШ   №2 коллекцию   таких   картинок­раскрасок.   По   результатам   экспертов   данные   проекты были успешно реализованы и получили высшие оценки.         Большую популярность и интерес приобрели проекты по созданию слайд­шоу в 9 классах.   Ребята,   изучая   темы   по   фото   и   киноискусству,   создают   проекты   в   виде слайдфильмов,   подбирая   к   ним   необходимые   фото­,   видеоматериалы,   подбирая музыку. Эти работы очень популярны среди 9 классов, ведь многие являются хорошей памятью для выпускников. Такие проекты подготавливаются в течение нескольких месяцев. Их можно считать долгосрочными.     Используя   группу   тестов   Векслера,   совместно   с   психологом   провели диагностические   исследования   по   изучению   познавательных   способностей обучающихся в период с 2012 по 2016гг. По результатам исследования можно сделать вывод,   что   уровень   познавательных   способностей     у   детей,   реализующих   свои достижения через проектную деятельность, возрос с  47% до 58%. Это означает, что такую работу необходимо продолжать.          Значимость проектных работ учащихся поднимает их на новый этап развития.  У них появляется   гордость за созданное, желание действовать дальше.  Использование метода   проекта   делает   образовательную   среду   современной,     увлекательной, интересной. Это позволяет творчески самореализоваться,   развить познавательные и художественные   способности,   повысить   интерес,   качество   обучения.   В   дальнейшей       4работе     планирую  продолжать  проектную   деятельность.  Молодое  поколение  будет самостоятельно ставить,  решать задачи и принимать верные решения.    1.Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985 2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. ­ М., "Просвещение"2011 3. http://2016­god.com/koncepciya­razvitiya­obrazovaniya­na­2016­2020­gody/  Литература. 5