"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
31.03.2018
В работе "Организация проектной деятельности в начальных классах" представлено описание опыта работы по проектной деятельности учеников начальной школы (что такое учебный проект; что означает – мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого учебно-воспитательного эффекта мы вправе от него ожидать.
Организация проектной деятельности (опыт работы).docx
Описание опыта работы учителя начальных классов
Организация проектной деятельности в начальных
классах
Активно действуя в окружающем пространстве,
ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе
жизненных отношений. Он ежедневно преподносит такие
жизненные задачи, что, и не догадываешься, что может
ждать тебя сегодня. Созидание творческого мышления
ребенка способствует развитию позитивного отношения к
жизни, восприятию мира, формированию особых умений
выбирать способы творения, проектирования своей жизни,
умений свободно выражать себя, ощущать собственную
волю, собственный выбор и творчество – т.е. всего того, что
требуется человеку для самостоятельного движения вперед.
Отсюда очевидно, что актуальным в педагогическом
процессе становится использование методов и методических
приемов, которые формируют у школьников навыки
самостоятельного добывания новых знаний,
сбора
необходимой информации, умения выдвигать гипотезы,
делать выводы и строить умозаключения. Следует помнить,
что реальные знания и умения у человека остаются только
тогда, когда он учится с интересом, понимает, зачем ему эти
знания и умения нужны и чем они для него значимы.
На мой взгляд, к одной из продуктивных и
оптимальных
творческой
образовательной среды начальной школы можно отнести
организацию проектной деятельности учащихся. Проектные
приемы отвечают всем современным тенденциям в
образовании. В настоящее время метод проектов как
педагогическая технология успешно реализуется при
изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой
работе.
Что же такое учебный проект; что означает – мы
работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный
нам проект; какого учебно-воспитательного эффекта мы
вправе от него ожидать.
В своей педагогической деятельности я использую
разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до
проекта на весь учебный год, от мини – проектов для
изучения разных предметных тем до межпредметных,
внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать
технологий
создания прогнозировать,
учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его
«типовой портрет».
Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность
делать что-то интересное самостоятельно, в группе или
самому, максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, проявить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи,
когда результат этой деятельности – найденный способ
решения проблемы – носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен
и значим для самих открывателей.
Младший школьный возраст является начальным
этапом вхождения в проектную деятельность,
закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность
учит их размышлять,
предвидеть,
формирует адекватную самооценку. Конечно, младший
школьный возраст накладывает естественные ограничения
на организацию проектной деятельности, однако начинать
вовлекать учащихся начальных классов в проектную
деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в
младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных
установок, личностных качеств и отношений.
Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим
выпуском в четвертом классе. Ребята занимались еще по
старой программе. В начале года я предложила собрать и
оформить материал о нашей школьной жизни. Ребята
разделились на группы: одни подбирали фотоматериал за
предыдущие годы, другие собирали материал за текущий
год, третьи редактировали снимки, четвертые компоновали и
оформляли слайды. Работа кипела весь учебный год. Мы
вместе учились создавать первую презентацию. Можно
сказать, что мы работали в группах над годичным проектом.
С новым набором первоклашек началась более плотная
работа над проектами. Вначале первоклассники были
способны работать только индивидуально, но постепенно
начинают формироваться навыки работы в группе. Часто,
работая в группе, дети не могут договориться, прийти к
единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких
ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению,
пониманию, умению слушать, общаться. С первого класса учимся искать нужную информацию. Мы познакомились со
школьной и районной библиотекой, учимся правильно
задавать вопрос в поисковике интернета и выбирать нужное
из предложенных материалов. Нельзя не отметить важность
умения оформить проекты и защитить их. Здесь в большей
степени я использую индивидуальную работу. При
организации проектной деятельности в начальной школе я
учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические
особенности младших школьников. Включать школьников в
проектную деятельность следует постепенно, начиная с
первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а
уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют
довольно сложные проекты.
Нередко учебный проект воспринимают как доклад. Как
их отличить? На каком-то отрезке времени отличить бывает
нелегко. Для ответа нужно знать особенности проектного
обучения, которое с одной стороны, все больше и больше
входит в практику современной школы, а с другой стороны
по - прежнему вызывает довольно много затруднений. К
числу затруднений в организации проектной деятельности я
отношу то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта
кроется старый традиционный доклад, подготовленный
детьми дома. В чем тут дело? По форме предъявления они
могут быть очень похожи. В определенный момент ученик
докладывает. Но доклад докладу рознь. У таких докладов
много различий. Наиболее существенные из них: по процессу
получения информации, по формулировке и названию темы
проекта, видам деятельности, которые выполняет ученик при
ее сборе и обработке, а самое главное – по личностным
«приращениям» в ученике.
Для себя я вывела следующие особенности получения
информации:
В первом случае (доклад) – это подбор информации из
книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик
воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную
учителем тему. Работы мысли здесь практически нет.
Результат деятельности (доклад) носит формальный
характер.
В другом случае (проект) – тот же способ подбора
информации, но информация ищется под определенный
запрос, чаще всего это может быть выражено через
основополагающий вопрос проекта. Например: «В чем
сущность народной приметы «Чайка села на волну – к хорошей погоде» или «Что птицам страшнее голод или
холод» и др.
Основополагающий вопрос возвращает в учебный
процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы
задает тот, кто учится, а в традиционном обучении
преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики
получают почти исключительно специальные, проверочные
вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам
знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не
поощряются. В проектном обучении вопрос является
образцом, показывающим ученику, что есть интересные
актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать
все ответы. Учитель может показать через такой вопрос
искреннюю заинтересованность во мнениях учеников.
Искренний вопрос в силу психологических законов может
вызвать искренне желание ответить.
Часто у меня возникает вопрос, какие отношения между
основополагающим вопросом проекта и проблемным
вопросом. Это – близкие, но не тождественные понятия. Не
совпадают они в психологической функции, которой
проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, я могу сделать
вывод, если рассматривать отличие видов деятельности,
которые выполняет ученик при сборе и обработке
информации, то при традиционном обучении – это
репродуктивная деятельность, а при проектном обучении –
продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который
предполагает использование метода проектов в
образовательном и воспитательном процессе. Для себя я
выбрала следующие принципы организации проектной
деятельности:
-Учет интересов детей:
Ситуация, когда учеников заставляют делать проект,
который им не интересен, не имеет ничего общего с
проектированием. В проекте ребенок решает личностно-
значимую для себя задачу. Если личностной включенности
нет, нет и проекта.
- Учение через деятельность:
Проектная деятельность предполагает включение ученика в
поисковую,
деятельность;
систематическое отслеживание учителем и учеником
результатов работы, презентации.
- Познание и знание являются следствием преодоления
трудностей.
исследовательскую - Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между
мной и учениками, но и между родителями и учениками,
библиотекарем,
учителями-предметниками и самими
учениками.
- Свободное творчество в выборе темы проекта, решения
проблемы, оформления и защиты проекта.
Любой учебный проект, с моей точки зрения, имеет два
аспекта:
- для ученика – это возможность творческой деятельности,
направленной на решение интересной для себя или группы
детей проблемы, результаты которой можно представить в
любой самостоятельно выбранной форме;
- для учителя – это важное дидактическое средство,
позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Несколько слов об оценивании.
При защитах проектов я оцениваю:
- уровень сформированности умений
а )самостоятельно выполнять различные этапы работы
над проектом;
б) включаться в групповую работу;
в) четко выполнять отведенные роли;
а) умение практически использовать предметные и
межпредметные знания;
б) степень осмысления информации;
- уровень практического использования умений:
- уровень сложности требуемых видов деятельности для
получения результата проекта;
- степень владения использованными методами, методиками,
измерителями;
- уровень сформированности презентационных умений.
Проекты в начальных классах – это трудно?
Это проблематично, так как дети ещё слишком малы
для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду
говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися
самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной
деятельности в её классическом понимании. Но для ученика
начальных классов это будет его проект. Существует
заблуждение о неэффективности использования метода
проектов в начальной школе.
проекты
представленные учениками младших классов не такие
грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у
учеников старших классов. Но даже они могут считаться
проектами. С первого класса я приучаю своих учеников к
Конечно, самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Научить их мыслить, организовывать свою работу и
принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на
первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.
Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода
начальной школы подобрать такие виды проектной
деятельности, содержание и форма которой были бы
адекватны возрасту.
Метод проектов способствует актуализации знаний,
умений и навыков, их применению во взаимодействии с
окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в
самореализации, самовыражении, творческой личностно и
общественно значимой деятельности; реализует принцип
сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать
коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
является технологией, обеспечивающей рост личности
ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по
ступеням роста – от проекта к проекту.
Учитель, владеющий проектными компетенциями,
сможет организовать образовательное пространство так,
чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому
процесс образования и самообразования учителя – одно из
условий успешности учебной проектной деятельности.
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
"Организация проектной деятельности в начальных классах" (описание опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.