Цели и задачи работы психолога с родителями формулируются исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования и зависят:
от общей и профессиональной подготовленности психолога,
от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности и воспитании ребенка, материального положения м многих других),
от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в школе, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации и детей.
Организация работы психолога с родителями учащихся
Цели и задачи работы психолога с родителями формулируются исходя из Положения о
психологической службе в системе народного образования и зависят:
от общей и профессиональной подготовленности психолога,
от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности и воспитании
ребенка, материального положения м многих других),
от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в
школе, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации и детей.
Взаимодействие психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких
направлениях:
научноисследовательском,
прикладном,
практическом.
Научноисследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых
(родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке
оптимальных методов и форм совместной работы.
Одна из задач здесь научное обоснование и операциональная разработка
психодиагностических, психокоррекционных, чсихопрофилактических и развивающих
программ и др.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями,
которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития
ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных
проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы,
психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со
школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста
родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению
сотрудничества с образовательным учреждением.
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем:
помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и
освобождения потенциала.
Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация,
интеграция и в целом представляет собой "некий общепризнанный ценностный конструкт,
отражающий реинтеграцию личностного "Я" на основе нового опыта и готовности к
восприятию нового опыта" (А. Ф. Бондаренко).
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в
условиях учебного заведения является частью общей задачи организации работы с
родителями. Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой
организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и
тем самым активизировать и оптимизировать процессы самоорганизации и саморазвития.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, учителя и
психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного
развития детей.
Что можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими
партнерами школы в деле воспитания детей?
Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;
воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
учитывать интересы родителей;
опираться на жизненный опыт родителей; отказаться от модели "тушения пожара в семье", когда проблема носит явно выраженный
или хуже того хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;
обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;.
верить, что любая семья имеет сильные стороны.
К наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями относятся:
поддержка со стороны руководства (предполагает правильную аргументацию
необходимости);
сотрудничество с классными руководителями (позволяет снять возможную
напряженность);
мотивация родителей (необходимы аргументы для соответствующих действий);
умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через
организацию обсуждения и планирование);
хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание
доверительной рабочей обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в
отношениях);
инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий (в
определенных пределах), инициативу, свободное высказывание идей, возможность
экспериментирования и творчества.
Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействия с семьей,
тесно связаны.
МОТИВИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
"Совместная деятельность разных людей это проблема, напоминающая эффект
Вавилонской башни" (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстроить систему
взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого
совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии.
Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с
родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в
совместной работе.
РАВНОПРАВНЫЕ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Когда и та и другая стороны имеете
исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование.
Основная функция психолога в работе с семьей поддержка и помощь. Преобладание
контрольнооценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от
взаимодействия с психологом.
ПОЗИТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Практически каждый из родителей имеет свою точку
зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно.
Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какоголибо проекта или идеи,
имеет право на признание и поощрение. Родителям требуется информация о качестве
вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной.
Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях
в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом... Именно
такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение
отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий
повышают интерес к совместной работе.
НОВИЗНА ИНФОРМАЦИИ Родители остро реагируют, если их старания и полученные
результаты приводят к тому, что их больше загружают. Так "убивают" инициативу.Свобода выбора (пространство для инициативы) необходимое условие успешного
общения с педагогом и психологом. Большинство родителей стремится в процессе
взаимодействия с психологом приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие
шанс дальнейшего развития, принимаются охотнее, чем заниженные. Если информация
примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает.
ТЕХНИКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие родителей и психолога начинается с установления контакта между
ними, это умение является ценным положительным качеством психолога.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСТАНОВЛЕНИ КОНТАКТА. Контакт зависит от того,
что мы говорим и как мы себя держим. Каждое движение слово в языке жестов.
Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:
тембр голоса и интонация;
пространство, разделяющее говорящих;
частота дыхания;
жесты, осанка, одежда;
выражение лица;
символы статуса;
контакт глазами.
При общении с родителями очень важно, чтобы ваше тело, взгляд, мимика были
максимально открытыми, располагали к доверию.
Известные жесты: "замки" (скрещенные на груди руки, пальцы рук) поза "льва" знаки,
воспринимающиеся подсознанием любого человека однозначно: вы для общения закрыты.
Если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздражительным тоном, то у
родителей о вас может сложиться одно из следующих впечатлений:
вам все надоело;
вам не интересна ваша работа;
вы не доброжелательны;
вы не уважаете других;
вы боитесь.
Среди жестов, обозначающих открытость, можно выделить следующие:
раскрытые руки,
руки на груди,
пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук, ладонями вверх,
расстегивание пиджака и др.
Взгляд.
В ситуациях, когда контакт не нужен и общение носит формальный характер, визуального
контакта нет.
Отсюда рекомендация: хотите установить контакт начинайте со взгляда в глаза, но тут
важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте
может истолковать это посвоему: подозрительный; может, со мной чтото не так; следит
за мной и т. д.Во время выступления перед родителями найдите тех, кто внимательно,
заинтересованно слушает, смотрит на вас и оказывает невербальную поддержку. Это
позволит сосредоточиться и уверенно выступить.
Голос.
В разговоре с родителями желательно пользоваться чармом. Чарм мягкий,
успокаивающий, расслабляющий, доверительный тон, не включает психологическую
защиту; темп средний, охват аудитории до 100%.
В ситуациях, требующих психологической защиты, психолог, родители, педагоги
используют императив. Императив жесткий, властный, подавляющий тон, действует на
взаимоотношения разрушающе, в работе с аудиторией охват до 50%.
Организация пространства.
Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся
держать в неприкосновенности.
НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Деликатность, умение держать дистанцию непременное условие плодотворного общения.
Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором
нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или
отодвинуться, ответить на вопрос или занять безопасное положение.
Расположение участников друг против друга.
Если мотивом общения выступает соперничество,то люди располагаются напротив друг
друга. Такое расположение эффективно тогда когда предстоит обсуждение, участники
которого придерживаются противоположных точек зрения.
Если мотивом взаимодействия является сотрудничество, то люди становятся или садятся
рядом, вполоборота.
Треугольник. Такое расположение эффективно при обсуждение вопросов, требующих
равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. В
центре психолог, выполняющий функцию посредника.
Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения,
организации дискуссии. Роль психолога в таком взаимо>н иетиии, как правило,
минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии
много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд.
Еще одна техника установления контакта присоединение.
Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая
информацию специальной терминологией. Родителям важно не то, как много знает
психолог, им важно знать, что вы понимаете их проблемы и готовы помочь.
Создание обстановки, привлекающей родителей к жизни школы или детского сада
Стремление завоевать уважение и авторитет среди родителей
Непременное условие эффективного взаимодействия. Исследования показывают, что
родители в первую очередь обращают внимание на то:
как обращаются к их ребенку;
интересны ли для психолога их проблемы;способен ли психолог терпеливо их выслушивать;
самоотверженную работу в интересах кол лектива (отсутствие формализма);
профессиональные качества;
организаторские качества;
личностные качества:человечность;
оптимистическое и уважительное отношение к себе.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ
Позитивно ориентированные.
Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки
зрения, отдают себе отчет и незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не
большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по
отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и
долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать
несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный
эгоизм что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать,
стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой
категорией родителей самое приятное Если возникают недоразумения, то они принимают
различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
Союзники.
Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение
психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли
посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить
уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают
компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудпичлют. В случае
возникновения противоречий они нссгда принимают точку зрения психолога или педагога.
Манипуляторы.
Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных
и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и
делать то, что нужно родителюманипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему
поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые
испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они
испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т.
д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать
комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он
обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает
дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов научиться нейтрализовать их нападки. Это
умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный
взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и
понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его
действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как
издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей
улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения
с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.Творческие.
Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на
новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они
энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что
не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все
обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко
покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей
может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и
взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания,
одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже
созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они
спонтанны не всегда хорошо организованны. Главное не отнести их к деструктивным.
Союз с ними необходим, так как особая роль "творческих" в их способности
модернизировать весь процесс совместной работы, изменяя критерии (они всегда
ориентированы на качество).
Равнодушные.
Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время мстреч
демонстриьуют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному
общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею,
предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними ваш
авторитет.
Деструктивные.
Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение
других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности,
нарушающие общую работу, могут быть следующие.
Блокирование родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что
ничего не достигнуто.
Агрессивность критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы,
чтобы возвысить свой собственный статус.
Стремится к признанию привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается,
говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
Уход проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
Доминирование настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает,
направляет, требует.
Стремление исповедоваться использует других в качестве аудитории и раскрывает
личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.
Причины подобного поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), с
проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т. д.
Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его
раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции
"заботящегося родителя", "врача", который помнит старую, но очень верную формулу:
"здоровый на больного не обижается". Поскольку они очень чувствительны к настроению
своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно
настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, сулыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к
дружескому расположению и нередко к привязанности.