«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
Оценка 4.9
Педсоветы +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.01.2018
Выступление на совещании о работе школы по данному направлению. В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.
доклад.docx
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы
профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей
находящихся в социально опасном положении»
В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов,
изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и
перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально
опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Статус
«социально опасное положение» имеют дети и подростки, которые вследствие
безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность
для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию и
воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.
Правовую основу деятельности специалистов СПС по предупреждению и пресечению
правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, профилактике
семейного неблагополучия составляют: Конституция РФ, Конвенция «О правах ребенка»,
Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об
образовании». Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им
помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих
вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного
взаимодействия субъектов системы профилактики.
Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой
работы в школе является социальный педагог. Именно социальный педагог владеет
наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения
ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той
конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой
информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя
подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком. Важной
составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка
является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к
минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения,
преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с
окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными
учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных
интересов несовершеннолетних. К таким мероприятиям относятся: Индивидуальная
профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их
социальнопедагогической реабилитации и предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий (специалисты СПС,
классный
руководитель, администрация). Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе
активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к
принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении
социального статуса (Школьные мероприятия, волонтерские движения, внеурочная
занятость)
Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или
деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды
жизнеобеспечения, усиления заботы о нем (ЦР«Садко»,ЦСЗН, опека, школа)
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ). Согласно ст.4 ФЗ
РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений
несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся: комиссии по делам
несовершеннолетних; органы управления социальной защитой населения;4 органы
управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и
семейной политики; органы управления здравоохранением; органы службы занятости;
органы внутренних дел.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности
правонарушений несовершеннолетних»(4) алгоритм работы социального педагога и
порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их
семьями данной категории строятся следующим образом:
1. Выявление. Сообщение. Учет.
1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей, относящихся к одной из
целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуальнопрофилактическая работа
(ИПР). Способы получения социальным педагогом информации: составление социального
паспорта школы; собеседование с классными руководителями; из сообщений должностных
лиц органов и учреждений; в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы
профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из
сообщений граждан.
1.2. Систематизация полученной информации На стадии выявления, сообщения, как
правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в
связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и
документов и дополнительная диагностика. Сбор информации и документов включает:
обследование жилищно бытовых условий; беседы с ребенком, родителями,
родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от
субъектов профилактики; справок о регистрации по месту жительства; копий документов,5
удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов. Дополнительная диагностика может включать: характеристику
взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье;
выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за
поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
характеристику социального неблагополучия семьи и др.
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально
профилактической работы. По мере поступления информации и необходимых документов
на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета
семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется
перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1) ,
заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации ведется социальным
педагогам на ребенка и семью.
организацию обучения,
оказание помощи семье,
2. Индивидуальнопрофилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных
интересов ребенка Индив.Профил.Работа включает в себя социальную адаптацию,
социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального
развития ребенка,
отдыха,
трудоустройство. Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с
семьей и подростком данной категории: социальная адаптация (проведение
профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за
нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого
педагогической помощи и т.д.) социальная реабилитация (направление в социально
реабилитационные центры и т.п.)6 защита прав и интересов ребенка (на образование,
отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства) оказание различных
видов помощи (гуманитарная, материальная, психологопедагогическая, медицинская и
т.д.) В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о
безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социальноопасном
положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах,
вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений; органы опеки и
попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в
обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их
воспитанию; органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной
поддержке, трудоустройстве, оздоровлении; органы здравоохранения – о нуждающихся в
обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков,
наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по
делам молодежи – об организации досуга и отдыха; КДН и ЗП – для принятия мер к
несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводит совместные рейды с инспектором ОДН ОМВД, принимает участие в
мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей,
находящихся на внутришкольном контроле. 3. Проведение совместной ИПР Совместная
работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.7 ИПР осуществляется посредством психологопедагогического, медико
социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных
видов помощи. Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения
индивидуальнопрофилактической работы: до устранения причин и условий,
способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности;
достижения 18летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления
других обстоятельств. Выполняя свои функции: профилактическую, защитноохранную и
организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов
системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения
проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это
позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и
их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи. В заключение следует отметить,
что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по
защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет
раннего выявления проблемы; своевременного
наиболее эффективна при условии:
совместной скоординированной
информирования служб системы профилактики;
индивидуально профилактической работы При работе с подростками, находящимися в
социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей
помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает
собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в
такой ситуации только ожесточают ребенка.8 Чтобы позаботиться о поле, недостаточно
вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные
растения и помочь им вырасти. Помощь специалистов СПС (в данном случаи) – это
комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении
психологических и социальных проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в
том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного
предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления
последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на
информирование детей и родителей о причинах возникших проблем и способах, средствах
их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и
самореализацию.
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально опасном положении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.