ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Оценка 4.9

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика +1
Взрослым
31.08.2018
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний. Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.
Выступление.doc
УЧЕБНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИКЕ. КАДРОВА А. Н. ШКОЛА № 97,  Г. ИЖЕВСК               Современный   этап   развития   общества   характеризуется   возрастанием требований к уровню развития личности. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Способность к самостоятельному познанию развивается только  в исследовательской   деятельности.  В   результате   исследовательской   работы усиливается   практическая   направленность     происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.  знаний,   Мною накоплен определенный опыт организации учебно­исследовательской деятельности   школьников.   Исследование   как   метод   и   как   самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.         Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом   особой   заботы   педагогической   общественности   и   ученых.   Как   и какими   средствами   решать   проблему   развития   исследовательских   навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На   эти   вопросы   искали   ответы   многие   педагоги   и   ученые.   Этот   вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.  Что   же   такое   исследовательская   деятельность   учащихся?   Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности. Изучив разные точки зрения по вопросу  об исследовательской деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы: 1. Главная цель  учебного исследования ­ приобретение учащимися навыка исследования   как   универсального   способа   освоения   действительности через   повышение   мотивизации   учебной   деятельности   и   активизации личной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний,   являющейся   новыми   и   лично   значимыми   для   конкретного учащегося). 2. Каждый учащийся за время обучения в школе может и должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий.  1 3. При выполнении исследовательских работ решаются следующие задачи: ­ прививается навык работы учеников с дополнительной литературой; ­ вырабатываются навыки, присущие исследовательской деятельности; ­ самоутверждение ученика в ученическом коллективе; ­   показ   учащимся   значимости   творчества   в   различных   предметных областях. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности. Учебно­исследовательскую   работу   можно   начинать   с   5­ого   класса,   а отдельные   её   элементы   и   раньше,   используя   такие   формы,   как   наблюдения, подготовка   реферативных   и   учебно­исследовательских   сообщений,   докладов, краткие   сообщения   на   уроках   («пятиминутки»),   исторические   экскурсы, практическое применение изучаемых вопросов, самостоятельные разработки и изготовление таблиц, составление задач.                 Так, например, в 5­ом классе, в ходе изучения новых тем, я выборочно провожу   занятия   по   развитию   навыков   самостоятельной   работы   с математическим   текстом,   так   как   считаю   это   неотъемлемой   частью исследовательской деятельности. Кроме того, применяю такой вид домашних заданий, как выполнение небольших творческих работ по определенным темам: составить задачу или придумать сказку.  Таким   образом,   в   5­7   классах   необходимо  совершенствовать   умения   и навыки элементарного анализа, учить проникать в сущность явлений при анализе различий учебной информации, целенаправленно формировать умения и навыки работы с различными источниками информации.   С   учениками   8­9   классов   можно   заниматься   такими   формами исследовательской   деятельности   как:   1)   реферативная   работа;   2)   творческая работа; 2)  учебно­исследовательские сообщения; 3) исторический экскурс;  4) поиск материала в интернете.  Целью такой работы будет являться целенаправленное формирование всех компонентов   исследовательской   культуры   школьников,   в   том   числе формирование специальных исследовательских умений и навыков.          Для учеников старших классов необходимо: ­   развитие   мотивации   достижения   в   обучении   через   исследовательскую деятельность;   ­ помочь подросткам увидеть значимость образовательного результата; ­ обеспечить отслеживание индивидуального прогресса;  ­ продемонстрировать его способность практически применять приобретенные знания и умения;   ­   закладывать   дополнительные   предпосылки   и   возможности   для   успешной социализации.  Этих целей можно достичь через: 1) подготовку докладов и сообщений;  2) работу с научной литературой; 3) поиск материала в интернете; 4) разработку схем; 5) решение исследовательских задач; 6) создание опорных таблиц;  7) разработку печатных пособий; 8) создание мультимедиапрезентаций. 2 Исследовательские работы – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Мною разработана программа элективного   курса   предпрофильной   подготовки   для   9­х   классов «Исследовательская   деятельность   учащихся».  Элективный   курс   посещают учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской деятельностью и увлекающиеся   математикой.   На   занятиях   раскрывается   алгоритм   проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Они учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое   занятие   состоит   из   трех   частей:   теория,   практическая   работа, индивидуальная   консультация.   Домашняя   работа   предполагает   применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы. Формы исследовательской деятельности учащихся 9­11 классов. I. Реферативная деятельность.          Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников,  наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата  заключается в том, что, во­первых, он не содержит развёрнутых доказательств,  сравнений, рассуждений, оценок, а во­вторых, он отвечает на вопрос о том, что  нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться  как один из этапов исследовательской работы, но, ни в коем случае, не  заменитель. Цель реферативной деятельности: выработать навыки работы учащихся с  различными источниками информации, в т.ч. и с Интернет.  К ней относятся:  1. Подготовка   рефератов   по   темам   школьного   курса   с   целью   расширения кругозора. 2. Подготовка рефератов о деятельности математиков. 3. Подготовка рефератов к математическим чтениям. II. Исследовательская деятельность.          Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи решением.                  Цель учебных исследований состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно   открыть   новые   для   них   знания   и   способы   деятельности, углубить и систематизировать их. неизвестным заранее     с     К учебным исследованиям относятся: 1. Ученические исследовательские работы. 2. Печатные пособия по курсу математики 9­11классов. 3. Поисковые работы (по истории математики). 3 4. Проблемно­реферативные работы учащихся. III. Урок­исследование.                  Цель: формирование познавательного интереса учащихся к различным аспектам математической деятельности через решение задач­исследований. Исследовательская работа с учащимися на уроках математики. В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.   1)  Pазвитие   интереса   к   предмету,   творческих   способностей   учащихся, навыков   самообразования   происходит   в   ходе   познавательной,   творческой   и исследовательской деятельности в кабинете математики. Творческие работы  учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, сказки, сообщения по истории математики, доклады, презентации и др.) способствуют   развитию   интереса,   способностей,   навыков   самостоятельной работы,   поиску.   Результат   –   развитие   интереса   к   предмету,   творческих способностей   учащихся,   навыков  самообразования,   овладение   основами проектной деятельности, подготовки презентаций. Творческие   самостоятельные   работы   стало   легче   проводить   с   помощью компьютера и образовательных ресурсов   Интернет. Дети выполняют проекты и презентации    на   различные темы, всесторонне изучая эту тему и различные точки зрения на неё. Дети самостоятельно ищут новые способы доказательства, например     теоремы   Пифагора,     другие     нестандартные     способы   решения алгебраических и тригонометрических уравнений и неравенств , представляя эти способы     на   этапах   урока,  посвящённых   истории   понятия   или   разнообразию способов доказательства или решения. 2) Подготовка и проведение нетрадиционных уроков. В   каждом   классе   несколько   уроков   обобщения   наиболее   интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – соревнование, урок­вернисаж, урок – семинар и т.д. При этом учащимся   при   подготовке   к   таким   занятиям   требуется   провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: справочников, энциклопедий, Интернет   –   сайтов.  При   выполнении   данных   заданий   учащиеся   проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления.   Такие   уроки   очень   нравятся   ребятам   и   проходят   всегда   очень интересно   и   познавательно.   В   старших   классах   чаще   используем   форму семинара, где  идет обсуждение  разных  способов решения  задач, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 10 классе провожу повторительно­обобщающий семинар при изучении темы «Тригонометрические уравнения», на подготовку к семинару отводится   неделя.   Учащиеся   выбирают   себе   вопрос   и   готовят   выступление, 4 используя   учебник,   дополнительную   литературу,   Интернет,   консультацию учителя. Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся. Результатом   нетрадиционных   форм   проведения   занятий   являются устойчивый   интерес   к   математике,   более   полное   усвоение   программного материала,   развитие   навыков   устной   и   письменной   речи,   умение   работать   с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений   и   навыков   мыслительной   деятельности,   выделение   главного,   анализ, обобщение,   участие   в   обсуждении   проблемы,   свое   собственное   суждение, овладение   коммуникативными   навыками,   повышение   качества   знаний   и компетенций. 3) Организация учебно­исследовательской деятельности на уроках. Исследовательская работа на уроке ­ одна из форм постановки и решения проблемной задачи. Одним из примеров такого урока может являться «Урок одной задачи». Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты: ­  усвоение   алгоритма  научного  исследования   способствует   формированию научного мировоззрения учащихся;  ­ значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;  ­   вооружает   учащихся   универсальными   способами   учебной   деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю   и   самооценке;   формирует   социальный   опыт   в   труде   и общении;  ­ формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры; ­   дает   возможность   и   ученику,   и   учителю   построить   процесс   обучения совершенно   по­другому,   изменить   как   роль   ученика,   так   и   роль   учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения; ­ способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на   профессиональной   основе   с   коллегами   из   других   учебных   заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.  Необходимо   отметить   также   трудности   и недостатки   в   проведении исследовательской работы: ­ требует большой затраты сил и времени участников исследования; ­ как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной; ­ как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по­настоящему серьезные исследования; 5 ­ не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских  работ, что иногда, к сожалению,   приводит   к   потере   стимула   участников   к   дальнейшей   работе   в данной области. Но,   несмотря   на   такие   трудности,   я   уверена,   что   исследовательская деятельность   учащихся   имеет   будущее,   так   как   в   современных   условиях   от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.      Литература 1. Леонтович. А.В. Учебно­исследовательская деятельность школьника как модель  педагогической технологии. ­ Народное образование. 1999. № 10.  2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.:  просвещение, 1975.  3. Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября".  http://festival.1september.ru/articles/581619/   4. Коленченко Е.М. Организация учебно­исследовательской деятельности школьников            http://festival.1september.ru/articles/569355/   5. Муравин Г.К. Исследовательская работа в школьном курсе алгебры. «Математика в школе» №1,1990 г. 6. Костюкова Н.К. Научно­исследовательская работа учащихся. «Математика в школе» №5,  1999г. 7. Исследовательская деятельность учащихся. Составитель Николаева Н.Ю. Северодвинск,  ДЮЦ,2004 г. 8. Арцев М.Н. «Учебно­исследовательская работа учащихся» (Методические рекомендации  для учащихся и педагогов). Научно­практический журнал «Завуч» №6, 2005 г. 9. Масленникова А.В. «Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся”» Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2004 г      6

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2018