"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
3 кл
11.06.2017
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Организация внеурочной деятельности в начальных классах.docx
Организация внеурочной деятельности в начальных классах
В процессе реализации программы по основным направлениям внеурочной
деятельности предполагается дать воспитанникам знания, на которых
базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также
способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом
формирования станут чувства, сознание, отношения, оценки, поведение
школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает
изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию
в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры
личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура школьника
в начальном звене включает в себя культуру жизненного самоопределения,
человеческих отношений, культуру труда, правовую, интеллектуальную,
нравственную, культуру общения, экологическую,
художественную, физическую культуру.
Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание
человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения
и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.
Для того, чтобы добиться поставленных целей воспитательной работы
необходимо вовлечь в процесс все внутренние ресурсы образовательного
учреждения (учителя, педагогаорганизатора, социального педагога, учителя
психолога, логопеда, воспитателей ГПП, педагогов дополнительного
образования).
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап
формального обучения каждого человека и является одним из решающих
факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей
страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских
школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить
инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько
современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование,
зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие
целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах
необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии,
которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в предоставляется
Федеральным
исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать
решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в
контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития
наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности,
особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая
возможность
государственным
образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной
школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности,
позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации
школьников через несколько направлений, реализация которых позволит
добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников,
которые определены в долгосрочной программе модернизации российского
образования. Реализация программы воспитания и социализации младших
школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями
разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной,
двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей
природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и
физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в
разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие
элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов
второго поколения должна стать их ориентация на результат образования, а
первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества
выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в
проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти
способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом
стандартизации.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования
личности;
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно
удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их
родителей;
спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное
воспитательное воздействие.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально апробировать
модель организации внеурочной деятельности учащихся 14х классов в
процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и
преемственности общего и дополнительного образования.
Задачи исследования:
пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового
изучить
поколения;
определить основные направления внеурочной деятельности и ценностные
основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных
занятий в соответствии с их интересами и способностями.
проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной
деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в
рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в
школе;
разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной
деятельности.
овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в
соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
Объект – система воспитания и социализации младших школьников в
школе Предмет – механизм организации внеурочной деятельности учащихся
1 4х классов.
Гипотеза – эффективность системы воспитания и социализации
младших школьников может быть существенно повышена при создании
особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная
деятельность, существенными характеристиками которой являются:
Ориентированность на образовательные запросы учащихся,
родителей, общества, государства:
принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную
деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и
воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него
субъектами.
использование различных источников базовых ценностей (содержание
учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
согласованность
социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
деятельности различных субъектов воспитания и
Методы исследования:
изучение психологопедагогической и методической
1. Теоретические,
литературы по проблеме моделирования;
2. Эмпирические, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов
деятельности детей, анализ документации и др.
Ожидаемые результаты деятельности:
При организации внеурочной деятельности обучающихся необходимо
понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия
обучающегося в деятельности.
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание,
пережитые чувства и отношения способствуют формированию
компетентности. Например, неправильно полагать, что для формирования
здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника будет достаточно классных часов и
бесед. Однако, если дети участвуют в спортивных соревнованиях, участвуют в
исследовательской деятельности, с учителем составляют режим дня и стараются следовать ему и т.п., вероятность заинтересованности и привитие
навыков ЗОЖ значительно возрастает.
На мой взгляд основными результатами внеурочной деятельности должны
стать:
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
Расширение возможностей для творческого развития личности
учащегося, реализации его интересов.
Творческая самореализация детей;
Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
Психологический комфорт и социальная защищенность каждого
ребенка;
Сохранение имиджа школы как общественноактивной, развитие традиций
школы;
Формирование единого воспитывающего пространства;
Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы
риска во внеурочную деятельность школы;
Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах
различного уровня;
Использование потенциала открытого образовательного пространства.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной
деятельности:
1 игровая деятельность;
2 познавательная деятельность;
3 проблемноценностное общение;
4 досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
5 художественное творчество;
6 социальное творчество (социально значимая волонтерская
деятельность);
7 трудовая (производственная) деятельность;
8 спортивнооздоровительная деятельность;
9 туристскокраеведческая деятельность. Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем,
устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебнопознавательная и
внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственноэтическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты
и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально
нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального
российского общества.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
четкое, продуманное, конкретное планирование на основе анализа
достигнутых результатов и проблем организации внеурочной деятельности в
школе
достаточное кадровое обеспечение программы
методическое сопровождение программы
педагогические условия
материальнотехническое обеспечение
Нормативноправовое обеспечение проекта.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное
общее образование).
3. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников
(проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
(начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы начального
общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования (гигиенические требования)
7.Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.
8.Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном
общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216) 9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры
государственного образовательного стандарта.
10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента
РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР2505 в части реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении и введении в действие Федерального Государственного
образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009,
№373;
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст] М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.
:Просвещение, 2010.
3. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное
общееобразование) М.: Просвещение, 2009. 50 с.
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
"Организация внеурочной деятельности в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.