Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов
Оценка 5

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Оценка 5
Образовательные программы
doc
музыка
1 кл—4 кл
10.12.2018
Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов
Система образования в современной России претерпевает глобальные преобразования. Школа XXI века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей детей. Начальная школа, как базовое звено образования, призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся. Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения для начального общего образования (НОО). Его основной целью является воспитания нового гражданина России.
Организация вреурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов - Моисеева Е.Ю..doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Организация внеурочной вокально­хоровой деятельности  учащихся 1­4 классов (реферат) Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин 2 Кемерово 2016 Оглавление  Введение………………………………………………………………………...…3 1. Особенности музыкального воспитания учащихся 1­4 классов……………6 2. Методические основы музыкального воспитания учащихся начальной  школы…………………….………………………………………………………11 3. Формы  внеурочной  вокально­хоровой  деятельности ......................……..14  Заключение……………………………………………………………...…….…24 Список литературы……………………………………………………………...26 3 Введение Система образования в современной России претерпевает глобальные преобразования.   Школа  XXI  века   призвана   ориентировать   не   только   на усвоение   учащимися   определенной   суммы   знаний,   но   и   развитие познавательных и созидательных способностей детей. Начальная школа, как базовое   звено   образования,   призвана   формировать   целостную   систему универсальных   знаний,   умений,   навыков,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности учащихся. Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации  был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения для начального общего образования (НОО). Его основной целью является воспитания нового гражданина России. ФГОС включает в себя ряд   новых   требований   к   структуре,   условиям   реализации,   к   результатам освоения   образовательной   программы.   Стандарт   ориентирован   на формирование   и   развитие   таких   личностных   характеристик   ученика,   как любовь к своему народу, краю, Родине; уважение ценностей семьи и общества; владение основами умения учиться; готовностью самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; умение обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. В   образовательном   плане   современной   школы   помимо   урочной деятельности   предусмотрена   внеурочная   деятельность   учащихся.  Целью внеурочной   деятельности,   согласно   ФГОС   второго   поколения   для   НОО, 4 является   обеспечение   достижения   ожидаемых   результатов   учащихся   1­4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего   образования   и   направление   на   реализацию   индивидуальных потребностей   учащихся  путем   предоставления   выбора   широкого   спектра занятий, направленных на развитие детей.  Реализация   внеурочной   деятельности   в   начальной   школе   позволяет решить следующие задачи: – формирование саморазвивающейся личности, желающей и умеющей учиться;  ­   обеспечение   познавательной   мотивации   учащихся,   готовность   и способность к   сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками; ­   формирование   основ   нравственного   поведения,   определяющего отношения личности с  обществом и окружающими людьми.   Актуальность. В связи с введением новых образовательных стандартов и   введением   дополнительных   часов   для   художественно­эстетической деятельности детей во внеурочное время в школе, появилась необходимость не   только   в   организации   новых   внеурочных   вокально­музыкальных   форм деятельности   учащихся,   но   и   необходимость   в   обобщении   методического опыта обучения и воспитания младших школьников на внеурочных занятиях.  Хоровое   искусство   –   одно   из   самых   доступных   для   массового исполнительства, так как оно является доступным и демократичным для всех слоёв населения, в том числе и детям.   Хоровое пение помогает развить не только   музыкальные   качества,   но   и   личностные   духовно­нравственные ориентиры.   Это   происходит   от   соприкосновения   с   лучшими   образцами мировой культуры, музыкой и литературой, развивает способность мыслить и выражать свой внутренний мир, совершенствовать его и узнавать новое. Всё это способствует гармоничному воспитанию личности ребёнка. Проблема   совершенствования   теории   и   методов   обучения   постоянно 5 находится   в   центре   внимания   исследователей   и   педагогов­практиков. Оптимизация   процесса   детского   вокально­хорового   воспитания   важна   не только для общего и специфического (музыкального и вокального) развития подрастающего   поколения.   Качество   звучания   голоса   напрямую   связано   с психическим   и   физическим   здоровьем   ребёнка,   что   имеет   и   несомненное социокультурное   значение.   Несмотря   на   большое   внимание,   которое уделяется в настоящее время вопросам вокально­хорового воспитания детей, результаты наших наблюдений за выступлениями и процессом обучения пению в   условиях   хора   показывают,   что   уровень   певческого   развития   младших школьников   во   многом   оставляет   желать   лучшего.   Потому   цель   данной работы  заключается   в   обобщении   методов   и   форм  внеурочной   вокально­ хоровой деятельности учащихся 1­4 классов в условиях нового ФГОС. Практическая   значимость   работы   состоит   в   обобщении   опыта педагогической и исполнительской деятельности учеников начальных классов на   внеурочных   занятиях   по   музыке.   Работа   может   быть   рекомендована учителям   музыки   в   общеобразовательной   школе,   руководителям   детских хоровых коллективов в качестве методической разработки. 6 1. Особенности музыкального воспитания учащихся 1­4 классов Становление человека происходит по мере его развития, формирования, воспитания, обучения, самообразования и др. В ходе становления человека усилиями   педагога   возможно   актуализировать   то,   что   заложено   «внутри» ребенка   как   сущности, индивидуальной форме.   реализующей   человеческий   потенциал   в Во все времена музыкальное воспитание выступало как средство  для привития  подрастающему   поколению   духовно­нравственных   и художественно­эстетических ценностей. Как в древние времена, так и сейчас, музыкальное   воспитание   оказывает   незаменимое   воздействие   на   общее развитие   человека:   формирует   эмоциональную   сферу   личности, совершенствует   мышление,   развивает   чуткость   к   красоте   в   искусстве   и   в жизни.  Опираясь   на   исторический   опыт,   в   современной   педагогике   под музыкальным воспитанием понимают формирование духовных потребностей человека,   его   нравственных   представлений,   интеллекта,   развития   идейно­ эмоционального   восприятия   и   эстетической   оценки   жизненных   явлений,   а также развитие способности к восприятию музыки. В   соответствии   с   требованиями   нового   ФГОС,   учителя общеобразовательных   школ   разрабатывают   авторские   курсы,   составляют рабочие     программы   для   обучения   учащихся   разных   классов   учебному 7 предмету.   Например,   разработаны   несколько   учебных  курсов   по   основам православной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина). Известны учебные программы по преподаванию музыки в школе – это  рабочая программа по музыке   1­9   классы   авторов:   В.   В.   Алеев   (научный   руководитель),   Т.   И. Науменко, Т. Н. Кичак; рабочая программа по музыке 1­4 классы авторов  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;  рабочая программа по музыке для 1­4 классов, авторов В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр и др. Особое   место   в   развитии   музыкальных   способностей   детей   занимает деятельность   во   внеурочное   время.   Это   послужило   причиной   создания   в современных школах многообразия кружков, студий, ансамблей и школьных театров, где учащиеся реализуют свои музыкальные потребности и развивают творческий потенциал.  Основой для выстраивания процесса музыкального воспитания младших школьников   становятся   знания   учителем   психолого­педагогических особенностей детей младшего школьного возраста (1­4 классы). В младшем школьном возрасте ребёнок ещё не утрачивает наивности, легкомыслия, но уже начинает формироваться иная логика мышления. Он хочет учиться, для него это важная деятельность. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти   лет   состоит   в   том,   что   в   этом   возрасте   дошкольник   становится школьником. В этот период ребёнок начинает ощущать себя в социуме, его привлекает общество, в котором он мог бы раскрыться и получить какую­ либо общественную оценку его действий.   В первом классе у детей высокая степень мотивации к обучению. Это объясняется   желанием   стать   взрослее   и   как­то   самоутвердиться   в   сфере одноклассников.   Но,   в   последующем,   эта   мотивация   может   постепенно угасать   в   силу   того,   что   ребёнок   чего­то   достигает   и   ему   не   к   чему стремиться.   Что   бы   этого   не   происходило,   необходимо   в   работу   ребёнка включать  различные виды деятельности,  например,  внеурочные занятия, на 8 которых   ученик   сможет   реализовать   себя   в   другом   образе   и   с   другой качественно иной для него стороны.  Творческая   деятельность   развивает   чувства   ребенка   младшего школьного возраста. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от   Творческая   деятельность   способствует полученного   результата. оптимальному   и   интенсивному   развитию   высших   психических   функций, таких,   как   память,  мышление,   восприятие,   внимание.  Последние,   в   свою очередь,   определяют   успешность   учебы   ребенка.   Творческая   деятельность развивает   личность   ребенка,   помогает   ему   усваивать   моральные   и нравственные   нормы   –   различать   добро   и   зло,   сострадание   и   ненависть, смелость и трусость и т. д. Школьники,   особенно   в   младших   классах,   неусидчивы   в   силу   их возрастных   особенностей   и   в   силу   этого   урочные   и   внеурочные   занятия должны   состоять   из   различных   видов   деятельности,   чтобы   педагог   мог удержать   внимание   учеников.   Среди   видов   деятельности   могут   быть использованы:   слушание   музыки,  пение   в   ансамбле   или   хоре,   ритмические движения под аккомпанемент педагога на инструменте или звукозапись; игра на   простейших   музыкальных   инструментах     и   др.   Видам   деятельности способствует и выбор репертуара, включающий в себя разножанровые детские песни для исполнения хором и разнохарактерные музыкальные произведения для слушания.  Начиная   занятия   с   младшими   школьниками,   прежде   всего   надо стараться не отпугнуть их чем­то слишком серьезным, что может показаться им скучным и утомительным. Педагог, как известно, должен быть не только квалифицированным   специалистом,   но   и   прекрасным   знатоком   сложной психологии   ребенка.   В   это   время   ни   кто   иной,   как   учитель­педагог, закладывает фундамент всего того, что в личности ребенка будет определять 9 его   позицию   по   отношению   к   музыке,   к   работе   с   музыкальными инструментами на  учебном занятии и к задачам, которые поставит перед ним жизнь. У детей младшего школьного возраста специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое   головное   звучание,  характерная   лёгкость,  «серебристость»  тембра (особенно   у   мальчиков),   но   при   этом   в   голосах   отсутствует   тембральная насыщенность.  Детский   голосовой   аппарат   отличается   от   взрослого,   прежде   всего величиной и формой. Детский голос проходит несколько стадий развития: 1) 5­6 – 9 – 10 лет: младший домутационный возраст; 2) 9­10 – 12–13 лет: старший домутационный период; 3) 12­13 – 15­16  лет: период мутации, в котором голос приобретает индивидуальную окраску.  Это   лишь   условные   границы.   Развитие   голоса   происходит   очень индивидуально   и   временные   рамки   его   формирования   у   отдельных   детей могут немного смещаться.  Основными частями певческого аппарата являются органы дыхания – легкие   с   дыхательными   путями   и   дыхательными   мышцами,   гортань   с голосовыми   связками,   артикуляционный   аппарат   и   резонаторы.   Гортань развивается постепенно с трёх до двенадцати лет, а в период мутации её рост становится   более   интенсивным.   У   мальчиков   гортань   в   период   мутации увеличивается на две трети, а у девочек ­ наполовину.   Певческие   голоса   в   детском   хоре   можно   разделить   на   3   группы,   в зависимости   от   возраста:   младшая   группа,   средние   школьники   и   старшее звено. Младшая детская группа ­ от самого младшего возраста до 10­11 лет. Для   этой   певческой   группы   характерно   фальцетное   звукообразование, довольно ограниченный диапазон голосов (до 1 октавы ­ до 2 октавы, или ре 1 10 ­ ре 2 октавы), небольшая сила звука.  В   младшем   школьном   возрасте   нет   существенного   различия   между голосами мальчиков и девочек – они очень похожи. Тембр голосов отличается серебристостью, легкостью. Голоса условно делятся на дискантов и альтов. Гласные звучат пёстро. Голос всё ещё находится в зачаточном состоянии в виду   слабого   развития   голосовой   мышцы   и   дыхательного   аппарата.   В репертуар   хоровых   коллективов   младших   школьников   в   течение   учебного года должно войти  15 – 20 произведений.  Дети   семи   лет   значительно   отличаются   по   своим  возможностям   от десятилетних. Если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альты, то у детей   десяти   и   одиннадцати   лет  уже   можно   обнаружить   характерные признаки   низких   и   высоких   голосов.   У   детей   10   ­   11   лет   (особенно   у мальчиков)   в   некоторой   мере  проявляется  грудное   звучание.   Они   поют полнозвучнее,   насыщеннее,   ярче.   Но   хормейстер   должен   беречь   детей   от чрезмерного использования грудного  регистра и насильственного увеличения «мощи» голосов. При фальцетном («головном») звучании, когда колеблются только края связок, самой природой ставятся естественные негромкие рамки динамической   нагрузке   голоса.   У   более   старших   ребят   определеннее выявляется тембр, особенно при ненапряженном, спокойном пении. Однако у детей   7­10   лет  значительно   больше   общих   признаков   и   нет   кардинально противоположных различий. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой   амплитуды   изменений.   Для   нее   наиболее   типичным   будет использование умеренных динамических оттенков тр и mf. Но исключительная эмоциональная   отзывчивость   детей   позволяет   и   при  такой   динамической шкале   добиваться   яркой   выразительности   исполнения.   Конечно,   при   таком ограниченном диапазоне не на каждом его участке  можно добиваться всей гаммы динамических красок,  свойственных данному голосу. Так, на нижнем участке   диапазона   большой   вред   может   принести  требование   сильного 11 звучания, а на верхнем ­ очень тихого. Лучшие качества голоса проявляются на   средних   звуках   общего   диапазона.   Именно   эти   звуки   с   тесситурной стороны   наиболее   удобны   поющему.   Если   же   в   произведении   часто используются,   и   притом   в   кульминационных   моментах,   нижние   звуки диапазона   или   же,   наоборот,   верхние   звуки,   то   такая   тесситура   будет неудобной (в первом случае ­ низкой, а во втором ­ высокой).  Главные принципы вокально­хорового воспитания в современной школе ­   это   сохранение   естественного   звучания   детского   голоса,   правильное, выразительное   пение   на   основе  выработки   и   усвоения   детьми   основных певческих   навыков,   развитие   музыкальных   способностей   ­   слуха,   чистоты интонации и чувства ритма. На   основе   знаний   особенности   голосового   аппарата   младших школьников, их психических, педагогических характеристик опытный педагог выстраивает свою работу. Знания особенностей развития ребёнка младшего школьного возраста помогают учителю музыки грамотно выстроить процесс урочного и внеурочного  музыкального воспитания.  2. Методические основы музыкального воспитания учащихся начальной школы Музыкальное воспитание в педагогике понимается в широком и узком смысле.   В  широком   смысле,  музыкальное   воспитание  –  это   формирование духовных   потребностей   человека,   его   нравственных   представлений, интеллекта,   развитие   эмоционального   восприятия   и   эстетической   оценки жизненных явлений. В таком понимании, музыкальное воспитание служит для воспитания самого человека. В   более   узком   смысле   музыкальное   воспитание   –   это   «развитие 12 способности   и   восприятию   музыки,   которое   осуществляется   в   различных формах   музыкальной   деятельности,   ставящие   перед   собой   целью   развитие музыкальных   способностей   человека,   воспитание   эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В таком   понимании   музыкальное   воспитание   служит   для   формирования музыкальной культуры человека». Музыкальное  воспитание  ставит целью приобщение воспитываемых  к общечеловеческим   идеалам   и   ценностям,   в   том   числе   поведенческим,   что является   неотъемлемой   частью   нравственного   воспитания   подрастающего поколения.   Музыкальное   воспитание   предусматривает   целенаправленное   и систематическое   развитие   музыкальных   способностей,   формирование эмоциональной   отзывчивости.  Важным   итогом   музыкального   воспитания является формирование общей культуры личности. В   работе   по   музыкальному   воспитанию   педагог   применяет   ряд принципов,   помогающих   достигнуть   поставленных   целей.   Это   принципы доступности,   сознательности   и   активности,   наглядности,   научности, систематичности и последовательности.  Методами   воспитания   способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной современная   наука   называет  Методы   музыкального   воспитания на   решение   задач   воспитания. определяются   как   действия   педагога,   направленные   на   общее   музыкально­ эстетическое   развитие   ребенка.   Методы   направлены   на   воспитание эстетического   отношения   к  музыке,  эмоционального   отклика,  музыкальной восприимчивости,   оценочного   отношения,   выразительного   исполнения. Методы   музыкального   воспитания   разнообразны   и   направлены   на   решение конкретных задач.  В общепринятую классификацию методов воспитания в муз педагогике входят: 13 ­ методы формирования сознания; ­ методы организации деятельности и формирования опыта поведения; ­ методы стимулирования поведения; ­ методы контроля, самоконтроля и самооценки. Методы   формирования   сознания  предназначены   для   того,   что передавать   информацию   от   учителя   к   учащемуся   и   обратно.   Среди   этой группы   методов   центральное   место   занимает   метод   убеждений.     Метод убеждения в музыкальном  воспитании  служит для формирования взглядов, которых   в   сознании   учащегося раньше   не   имелось   или   для   актуализации имеющихся   знаний.   Так   же   к     данной   группе   методов   относят   внушение, склонение, объяснение и сравнение.  Методы организации  деятельности и формирования опыта поведения направлены на создание практических ситуаций в музыкально­воспитательной работе.   Это   приучение,   поручения,   упражнения,   создание   воспитывающих ситуаций.    Методы   стимулирования   поведения   воздействуют   на   мотивы деятельности воспитанников. В эту группу методов входят: игра, поощрение, наказание. Поощрение положительных моментов в коллективном творчестве, проявление   взаимопомощи,   поддержки   и   осуждение   неподобающего поведения   ведут   к   закреплению   норм   и   правил   поведения.  Поощрение выступает в качестве положительной оценки качеств личности или поведения ребёнка.   Одобрение   учителем   положительных   поступков   формирует   у ученика   чувство   уверенности   в   своих   силах,   поднимает   самооценку   и стимулирует   других   воспитанников   к   улучшению   поведения.   Поощрением может быть похвала, устная благодарность учителя или награждение ценным призом от учебного заведения.  Одним   из   стимулирующих   методов   выступает   метод   соревнования. Игры,   соревнования   являются   весьма   интересным   видом   деятельности   и 14 могут с успехом использоваться в детском хоре. Например, при разучивании музыкального материала партий, можно устроить соревнование на скорость выучки, запоминания слов и музыки. Это занятие увлекает учеников и при последующем   разучивании   музыкального   материала   они   сами   начинают просить создать этот состязательный момент. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. В хоровой педагогике применяются в основном такие методы контроля, как наблюдение, беседа, анализ   результатов   творческой   деятельности   в   коллективе.   Самоконтроль возможен вне контроля учителя в рамках самовоспитания ребенка­певца. Но это   зависит   от   качеств   личности   воспитанника.   Не   все   ученики   склонны анализировать   свои   поступки   и   давать   себе   правильную   оценку.   В   рамках   оценка   деятельности   ученика нового   образовательного   стандарта, производится   с   позиции   оценивания   группой   детей,   когда   ученики высказывают свои наблюдения о качестве исполнения тем или иным ребёнком, а   так   же   самим   исполнителем,   путём   высказывания   положительных   и отрицательных   сторон   своего   исполнения.  Необходимым   воспитывающим условием   в   детском   хоре   является   доброжелательная   обстановка   при обсуждении неудачных исполнений. От   знания   методических   основ   музыкального   воспитания   учащихся начальной школы, от оптимального выбора методов с учётом особенностей и возможностей   участников   детского   вокально­хорового   коллектива   зависит результат воспитательной работы. 3. Формы внеурочной вокально­хоровой деятельности  Музыкальное воспитание, как сложная художественная  деятельность, осуществляется   в   различных   формах   музыкальной   деятельности.   Одна   из 15 таких   форм   –   слушание   музыки.   Б.   В.   Асафьев   считал   необходимым использовать   эту   форму   для   гимнастики   музыкального   чувства   и сознательного   восприятия   музыки.   [2,   с.43].   Целенаправленное   слушание музыки   помогает   формировать   избирательность   потребления   музыкальных впечатлений,   позволяет   познакомить   детей   со   значительно   более   сложной музыкой по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность услышать произведения в хорошем исполнении, что формирует образец   звучания   к   которому   необходимо   стремиться.   Слушание   дает возможность   услышать   музыку   разных   жанров,   форм,   стилей,   эпох   в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время, когда поток музыкальной информации безграничен, слушание музыки воспитывает художественный вкус. Второй   формой   приобщения   детей   к   музыке   является   творческая исполнительская   деятельность,   которая   может   осуществляться   в   самых различных   видах:   игра   на   музыкальном   инструменте,   участие   в   оркестре, сольное, ансамблевое, хоровое пение, ритмические движения и танец. Из всех перечисленных видов музыкальной деятельности, выделяется хоровое пение, которое   способно   охватывать   собой   широкие   массы   детей.   Это   одна   из ведущих   форм   музыкальной   деятельности   в   музыкально­эстетическом воспитании   и   образовании.   Преимущество   этой   формы   музыкальной деятельности заключается в следующем:  1.Хоровое   пение   –   наиболее   доступный   вид   музыкального исполнительства.   Голосовой   аппарат   даётся   человеку   при   рождении, совершенствуется вместе с его ростом и развитием. Вместе с воспитанием певческих   навыков   одновременно   воспитываются   человеческие   чувства   и эмоции. 2.   Хоровая   музыка   тесно   связана   со   словом.   Содержание   хоровых произведений раскрывается через текст, что способствует более конкретному 16 пониманию.   Эта   особенность   очень   важна   для   музыкального   мышления   и образности представления. 3.   Хоровое   пение   носит   коллективный   характер,   а   это   приучает участвующих   к   коллективному   чувствованию,   к   коллективным   действиям, развивает ответственность, работоспособность. 4.   Хоровое   пение   обеспечивает   возможность   приобщения   детей   к первоначальным   музыкальным   впечатлениям,   что   способствует   овладению музыкальной речью, помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности. Третья   форма   музыкальной   деятельности   –   познавательная,   когда ученики знакомятся с закономерностями музыкального языка. Дети учатся осознавать   и   воспроизводить   музыку,   приобщаются   к   знаниям   нотной грамоты, что способствует развитию музыкальных способностей. Четвёртой   формой   служит   общественно­полезная   деятельность.   В данной   форме   воспитания   происходит   осознание   потребности   быть пропагандистом музыкального искусства. Развивается творческая активность учеников на благо общества.  Вокально­хоровая   деятельность,   как   одна   из   ведущих   форм музыкальной   деятельности,   интересна   и   многообразна,   т.   к.   в   ней взаимодействуют   все   элементы   музыкального   воспитания   от   слушания   до творчества.  Внеурочная   деятельность   является   составной   частью   учебно­ воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Правильно   организованная   система   внеурочной   деятельности представляет   собой   ту   сферу,   в   условиях   которой   можно   максимально развить   или   сформировать   познавательные   потребности   и   способности каждого   учащегося,   которая   обеспечит   воспитание   свободной   личности. Воспитание   детей   происходит   в   любой   момент   их   деятельности.   Однако 17 наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Цель   внеурочной   деятельности   ­   создание  условий   для   достижения учащимися   необходимого   для   жизни   в   обществе   социального   опыта   и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.  Во внеурочное время, когда на занятии присутствует не весь класс, а только   лишь   небольшая   группа   учащихся,   учитель   имеет   наилучшую возможность   развить   вокально­хоровые   навыки   учеников.   Это   происходит потому,  что   в  целом   на   урочных   занятиях   пение   осуществляется   хором   и ребёнок   не   уделяет   внимание   тому,   как   он   поёт   (не   всегда   контролирует певческое   дыхание,   манеру   звукоизвлечения),   а   лишь   оценивает   свою совместную деятельность. И лишь оказавшись в малой группе исполнителей, ребёнок   оценивает   качество   звучания   своего   голоса,   слышит   замечания учителя   и   старается   исправить   недостатки   в   звукообразовании.   Ученик приучается обдуманно исполнять свою партию, выучивать её.  Один   из   видов   вокально­хоровой   деятельности   по   формированию музыкальных способностей является работа по развитию музыкального слуха. Недостаточная   развитость   музыкального   слуха   ведёт   к   тому,   что   ребёнок просто не может заниматься музыкальной деятельностью.  Современные   исследования   позволяют   выделить   шесть   этапов становления   и   развития   у   ребёнка   способности   интонировать   мелодию голосом. Первый (начальный этап) характеризуется тем, что интонирование практически   отсутствует:   ребенок   просто   проговаривает   слова   песни   в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца. На втором этапе можно уже распознать интонирование одного­двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня. 18 На   третьем   этапе   интонируется   общее   направление   движения   мелодии. Четвертый   этап   отличается   от   предыдущего   тем,   что   на   фоне воспроизведения   общего   направления   мелодии   появляется   достаточно «чистое»   интонирование   отдельных   ее   отрезков.   На   пятом   этапе   «чисто» интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным   сопровождением.   На   шестом   этапе   необходимость   в аккомпанементе   отпадает:   ребенок   относительно   верно   интонирует мелодический рисунок без сопровождения. Для формирования слухо­вокальной координации, включающей в себя развитие музыкального слуха и правильного интонирования, лучшей формой вокально­хоровой деятельности служат индивидуальные занятия. В процессе групповых   занятий   практически   невозможно   отработать   элементы музыкального произведения индивидуально с каждым из певцов. На одно из занятий приглашается солист или ученик, неверно поющий мелодию. И с ним индивидуально   отрабатываются,   при   помощи   отдельный   методов,   сложные для исполнения места и вырабатывается навык правильного интонирования. При разучивании многоголосного произведения, необходимой формой вокально­хоровой   деятельности   выступает   работа   группами.   Групповая работа необходима для более детального и внимательного разучивания партии исполняемого   музыкального   произведения.   Эта   форма   работы   развивает трудоспособность   учеников,   активизирует   слуховое   внимание,   формирует чувство ответственности и сплочённости. Наиболее   часто   используемой   формой   вокально­хоровой   работы   в процессе   внеурочной   деятельности   является  репетиция.  Репетиция   ­ важнейшая   форма   вокально­хоровой   работы.   На   репетиции   проводится основная работа по формированию певческих навыков и воспитанию юных музыкантов.  Весь   репетиционный   процесс   разделяется   на   несколько   периодов. 19 Первый период носит название – начальный, потому что именно в этот период происходит   ознакомление   хора   с   произведением,   авторским   замыслом. Второй   период   репетиционного   процесса   –   усвоение   замысла   авторов исполнителями хорового произведения. Третьим (заключительным) периодом репетиционного   процесса   является   работа   по   приданию   сочинению художественной цельности, законченности.  Формы репетиций так же многообразны. Они зависят от поставленных хормейстером   целей.   Основными   формами   репетиций   являются   – индивидуальные,   групповые   и   сводные.   Индивидуальные   репетиции проводятся   как   с   солистами,   так   с   отдельными   певцами   хора   для усовершенствования вокально­хоровых навыков, углубления эмоционального и художественного плана произведения, а так же с целью педагогического воздействия.   Групповые   репетиции   проводят   по   партиям.   Целью   таких репетиций является разучивание мелодии той или иной партии музыкального произведения, выработка унисона (концентрация слухового внимания), работа над   дикцией   (дикционный   ансамбль).   Так   же   репетиция   по   группам, проводимая   в   работе   с   ансамблями   (дуэт,   трио).   Эта   форма   работы подразумевает     вокально­интонационные   упражнения,  а  так   же   работа   над образом и формой его передачи.  Концертная   деятельность   –   это   одна   из   целей,   которая   стоит   перед вокально­хоровым коллективом.   Весь репетиционный процесс направлен на конечный   результат   –   концертное,   высокохудожественное   исполнение хоровых произведений. Концерты носят разный характер. Различают отчётный концерт – концерт учебного учреждения или кружкового объединения для отчёта   о   проделанной   работе   коллектива;   тематический   –   посвящённый какой­либо памятной дате или юбилею композитора и др. Так же существуют концерты­соревнования – конкурсы, фестивали, смотры. Подготовка к таким конкурсам   развивает   в   учениках   чувство   ответственности,   сплочённости, 20 целеустремлённости. В МБОУ «СОШ №32» г. Тайга Кемеровской области во внеурочной вокально­хоровой деятельности данные формы работы широко используются. В ходе практических занятий хора сформировался основной ход репетиций.  Вокально­хоровые занятия начинаются с предварительной подготовки, включающую   в   себя   певческую   установку,   артикуляционную   гимнастику, дыхательную гимнастику и вокальные упражнения. Под певческой установкой понимается   положение   корпуса   и   головы   во   время   пения,   внутренняя физическая   свобода,   а   так   же   свобода   плеч,   которые   детям   свойственно поднимать при вдохе. При пении нельзя запрокидывать голову или наоборот, опускать   вниз.   Процесс   пения   протекает   легко   и   естественно.   Такая предварительная   установка   концентрирует   внимание   учеников   на дирижёрском жесте и манере вдоха, а так же учит контролировать себя. Частью   певческой   установки   является   артикуляционная   гимнастика. Наиболее эффективной и полной на наш взгляд является артикуляционная гимнастика,   разработанная   В.   В.   Емельяновым.   Эта   гимнастика   входит   в разработанный им фонопедический метод развития голоса. Следующий этап работы – дыхательная гимнастика педагога­фониатора А.   Н.   Стрельниковой.   Уделяется   этому   виду   деятельности   5­10   минут,   в зависимости от обученности певцов. На начальном этапе необходимо немного больше времени для освоения певцами техники выполнения упражнений.   Значительное   внимание   на   начальном   этапе   музыкально­хоровых занятий уделяется разъяснению языка дирижерских жестов: внимание, вдох, начало   пения,   окончание.   Распевание   хора   традиционно   включает   в   себя определенный   комплекс   упражнений,   способствующих   развитию   вокально­ хоровых   навыков.   Все   упражнения   подбираются   с   учётом   возрастных особенностей   голосового   аппарата   детей   и   интонационно­ритмической доступности музыкального материала. 21 Наилучшим  образом,  на   наш   взгляд,  подобраны  и  классифицированы вокальные упражнения в сборнике «Вокальные упражнения в школьном хоре» Н. Добровольской. Для выработки унисона и дыхания используется попевка «Андрей­воробей»   и   «Сидит   ворон   на   дубу».   Мажорные   и   минорные интонации  пропеваются  в упражнении «Куда летишь кукушечка» (терция). Для   выработки   лёгкого   стаккато   используется   вокальное   упражнение «Часики» и др. Далее   происходит   последовательный   переход   к   разучиваемому музыкальному   материалу,   то   есть   к   пению.   Первоначально,   если   дети   не знакомы с песней, учитель пропевает её в нужном темпе в сопровождении фортепиано   или   под   фонограмму.   Далее,   песня   разучивается   фразами   с отработкой правильности исполнения мелодической линии и штрихов. Фразы складываются   в   предложения   и   куплеты.   Уделяется   внимание звуковысотному   интонированию   и   ритмическим   особенностям   данного произведения.   Затем,   когда   нотный   материал   выучен,   ведётся   работа   над характером. Тут возможен  творческий подход, беседа с воспитанниками  о теме   произведения,   его   характере   и   возможном   исполнении.   Ребята   сами делают выводы о том, как надо исполнить данное произведение.  С   большим   удовольствием   ребята   участвуют   в   инсценировке   песен. Особенно   их   привлекают   костюмированные   театральные   инсценировки. Живой   интерес   у   детей   вызывает   инсценировка   народных   песен.   Они начинают проявлять живой интерес к народному костюму, манере пения и народным музыкальным инструментам. С большим интузиазмом дети готовят костюмы и придумывают танцевальные движения. Нередко на интерес детей откликаются   родители   в   желании   помочь   подготовить   музыкальное произведение   к   концертному   исполнению   (пошив   костюмов,   подготовка шумовых инструментов). Это способствует более глубокому проникновению в смысл   произведения   и   созданию   творческого   процесса,   а   так   же 22 патриотическому и семейному воспитанию. Постановка песенного номера на сцене   так   же   является   воспитательным   процессом.   То   как   исполнители выйдут   на   сцену,   каков   будет   их   внешний   вид,   насколько   искренне   и художественно исполнят свой номер, напрямую зависит восприятие и оценка слушателей. Правильно сформированное сценическое поведение формирует культуру учеников­артистов. На   внеурочных   занятиях   по   музыке,   для   расширения   музыкального кругозора,   духовного   обогащения,   применяется   такой   форма   музыкальной деятельности,   как   слушание   музыки.   Музыка   для   слушания   состоит   из различных   образцов   классической,   народной,   духовной   и   современной музыкальной   культуры,   с   учётом   возрастных   особенностей.   Поскольку младшие школьники обладают небольшим багажом слушательской культуры, для слушания выбираются несложные произведения, с яркой интонацией и чёткой   ритмической   структурой.   Прослушиванию   предшествует   рассказ   о композиторе   или   эпохе,   в   которую   было   создано   данное   произведение. Обязательно   обращается   внимание   на   то,   как   надо   вести   себя   во   время слушания: «как на концерте», в полной тишине, а так же возможно закрыть глаза,   что   позволит   пробудить   внутренние   представления   о   прослушанном произведении.   Для   активизации   слушания   иногда   предлагается   ученикам проиллюстрировать   то,   что   они   услышат,   выразить   свои   впечатления   в художественных образах. На   внеурочных   занятиях   используются   музыкально­ритмические движения. Они включают в себя различные музыкальные игры, эмоционально­ пластическую   передачу   образа.   В   основу   этих   движений   ложатся танцевальные   элементы   из   популярных   танцев:   русской   пляски,   польки, вальса,   летки­еньки   и   др.   Все   движения   доступны   и   естественны   для исполнения.   Пластическое   интонирование   –   это   выражение   движением настроения   или   характера   произведения.   На   предложенное   музыкальное 23 произведение,   детьми   придумывается   движение,   которое,   на   их   взгляд,   хороводную   музыку   дети наиболее   отразит   характер.   Например, сопровождают плавными легкими танцевальными движениями, а плясовую ­ активными   прыжками,   приседаниями   или   поворотами   вокруг   себя. Особенность данной работы заключается в том, что учитель не навязывает своего   мнения, а лишь  поясняет  возможности  и  указывает  на  особенности данного   произведения.   Этот   вид   деятельности   часто   проводится   в   виде соревнования ­ конкурса на лучшее исполнение по группам Дети с большим интересом   и   самоотдачей   отдаются   данной   работе.   В   конце   обязательно происходит   оценивание   результата   самими   участниками   коллектива   и учителем.  Музыкальные   инструменты   всегда   вызывают   повышенный   интерес   у детей. Они стремятся рассмотреть их и по возможности поиграть. Это вид активного музицирования для них, а так же способ развития чувства ритма. Игра   на   детских   музыкальных   инструментах   во   время   исполнения   какого­ либо   музыкального   произведения   побуждает   интерес   к   музыке.   Наиболее часто   применимые   детские   музыкальные   инструменты   ­     это   металлофон, маракасы,   деревянные   ложки,   флейты,   бубны,   погремушки,   колокольчики. Так   же   в   качестве   инструментов   предлагаются   окружающие   предметы   – ручки,   линейки,   стаканчики   и   шуршащая   бумага.   Учитель   предлагает сочинить   на   каком­либо   из   инструментов   несложный   аккомпанемент   к звучащему   музыкальному   произведению.   Данное   упражнение   даётся   как индивидуально, так и коллективно, так же предварительно разделив детей на несколько групп для проведения соревнования. Когда учащиеся в процессе обучения   узнают   длительности   нот,   на   музыкально­хоровых   занятиях используется   ритмическая   партитура;   иногда   в   качестве   длительностей используются   условные   обозначения,   которые   заранее   обговариваются   с детьми. 24 С удовольствием дети откликаются на предложение учителя придумать и изготовить новые музыкальные инструменты. Например, на такую просьбу откликнулись ученики третьего класса и на следующее внеурочное занятие принесли погремушки, сделанные своими руками. Они сделали их из пустых пластиковых   контейнеров,   наполнив   крупой.   Такие   задания   поддерживают интерес к музыкальному процессу и активизирует творческую фантазию. Важную   роль   в   музыкальном   воспитании   детей   играет   правильно подобранный   репертуар.   Он   направлен   на   совершенствование   вокально­ хорового мастерства, развивает музыкальный и эстетический вкус. Репертуар доступен   для   восприятия   и   исполнения   ученикам   начальной   школы   и включает в себя образцы классической музыки, народной и современной.  Чтобы   творческие   проявления   детей   на   вокально­хоровых   занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер,  мы в нашей работе   применяем   разнообразный   комплекс   педагогических   воздействий, который выражается в следующем: ­    отбор   музыкальных   произведений,   отвечающих   общепринятым дидактическим   требованиям,   на   основе   которых   будут   формироваться конкретные творческие навыки; ­  создание   на   занятиях   атмосферы   творческой   активности, заинтересованности, непринужденности; ­     демонстрация   (в   записи)   образцов   исполнительского   мастерства профессиональных хоровых коллективов; ­   участие   хорового   коллектива   в   концертной,   музыкально­ просветительской и научно­исследовательской деятельности; ­    посещение концертов профессиональных творческих коллективов с последующим обсуждением; ­    экскурсии. 25 Все вокально­хоровые занятия подчинены главной цели: увлечь детей хоровым   пением,   коллективным   творчеством,   самой   музыкой.   Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемым произведениям и их создателям. Очень  важно  воспитать  у  детей  и любовь  к  самому  процессу  совместного коллективного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием,  на   котором   руководитель   всячески   старается   создать   коллектив единомышленников (сопереживателей музыки). Все   формы   вокально­хоровой   работы   направлены   на   обогащение духовного мира ребёнка, пришедшего в хоровой коллектив. Педагог помогает ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как организатора, помощника.  Заключение В   современный   период   происходит   социокультурная   модернизация российского  общества, так как, не смотря на установленные государством общественные нормы и приоритеты, у россиян не сложилось ясно выраженных систем ценностных ориентиров. Поэтому, ключевую роль в привитии духовно­ нравственных ценностей государство отводит образовательному процессу.  Вопрос   о   роли   музыки   в   формировании   и   гармоничном   развитии личности   широко   освещён   в   методической   литературе.   Музыка   является одной   из   ведущих   дисциплин   в   образовательном   процессе   в   сфере эстетического и нравственного воспитания личности.  Вся работа в плане музыкального воспитания младших школьников в современной общеобразовательной школе организуется с учётом психолого­ физиологических   особенностей   развития   детей   данного   возраста,   их 26 способности   воспринимать   и   понимать   окружающий   мир   и   искусство. Применение   разнообразных   методов   и   форм   музыкального   воспитания   на уроках   музыки   и   в   процессе   внеурочной   деятельности   делают   процесс воспитания и привития нравственных и художественных ценностей наиболее благоприятным. Нельзя не отметить сложность музыкального воспитания в настоящее время.  Культура,  в   целом,  сталкивается   с   множеством   этических   проблем вследствие   социально­психологического   климата   в   стране.   Это   связано, прежде   всего,   с   отсутствием   мотивации   музыкального   воспитания.   Но   в школьном образовании существует тенденция обращения к искусству, как к средству развития внутреннего мира ребёнка   в урочной   и во внеурочной деятельности. И это уже не мало, так как ребёнок в свободное от уроков время увлечённо погружается в мир музыкальных представлений, а педагог помогает ему развить эти преставления, связав с желанием творить, создавать что­то новое и художественно ценное.   Обращение   к   музыкальному   искусству,   как   средству   воспитания гармоничной   личности,   помогает   развить   эмоциональное   и   эстетическое восприятие   жизненных   явлений,   интеллект   учащихся,   воспитать   духовно­ нравственные качества, привить любовь к творчеству, музыке, родной стране. В   организации   внеурочной   вокально­хоровой   деятельности   учащихся   1­4 классов   в   условиях   нового   государственного   образовательного   стандарта музыкантами­педагогами накоплен богатый методический опыт, требующий дальнейшего обобщения и распространения.  Материалы данной работы могут быть использованы в работе учителей музыки общеобразовательных школ. 27 Список литературы 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя­музыканта [Текст]. – М.:  гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2000. – 336с. 2.   Асафьев   Б.В.   Избранные   статьи   о   музыкальном   просвещении   и образовании [Текст]. ­  Л, 1973. С. 48­75.  3.   Дмитриева   Л.Г.,   Черноиваненко   Н.М.   Методика   музыкального воспитания   в   школе   [Текст]:   учеб.   пособие   для   студ.   сред.   пед.   учеб. заведений. ­ 3e из., стереотип.  ­ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ­ 240 с.   4.   Казачков   С.А.   От   урока   к   концерту   [Текст]:   учеб.   пособие   / С.А.Казачков.­ Казань: Изд­во Казанского университета, 1990. ­ 343 с. 28 5.   Лейтес   Н.С.   Возрастная   одарённость   школьников   [Текст]:   учеб. пособие   для   студ.   высш.   пед.   учеб.   заведений.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 2000. – 320 с. 6. Мотюхин М.В. Возрастная психология и педагогика [Текст]. – М.: Просвещение, 1994. – 256с. 7.   Методика   музыкального   воспитания  [Текст]:   учебно­методический комплекс   дисциплины   /   Авторы­составители:   Н.А.   Рыбакова,   Т.В. Шалдыбина; Бийский пед. гос. ун­т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В. М. Шукшина», 2009. – 200с. – 100 экз. 8.   Осеннева   М.С.   Методика   музыкального   воспитания   младших школьников [Текст]: учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов  / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 9. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст]: учеб. пособие / М.С.Осеннева, В.А.Самарин. – М.:  Academa, 2003. –190 с. 10.   Педагогика   [Текст]:   учебник   /   под   ред.   Л.П.Крившенко.   ­   М.: Проспект, 2009. – 432 с. 11. Педагогика [Текст]: учеб пособие/под ред. И.П. Пидкасистого. – 2­е изд.. испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 502с. – Серия: Основы наук. 12. Струве Г.А. Школьный хор [Текст]: книга для учителя/ Г.А.Струве.­ М.: Просвещение, 1981. – 192 с.  13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. – М.: Владос. – 2002. – 176с. 14.   Шамина   Л.   В.   Работа   с   самодеятельным   хоровым коллективом[Текст]. – М.:Музыка,1983. – 176с. 29

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности учащихся 1-4 классов

Организация внеурочной вокально-хоровой деятельности  учащихся 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018