Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и психологических возможностей и особенностей учащихся.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
Взрослым
09.06.2017
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь, в данном периоде характерно:
Высокая потребность в общении
Социально-ориентированное общение
Эмоциональная неустойчивость
Чувствительность к оценке посторонних
Чувство взрослости
Осознание временной перспективы
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается.
В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.
пед. совет 08.01.16г..docx
Тема: Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и
психологических возможностей и особенностей учащихся.
Психологические особенности учащихся средней школы
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12
до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с
половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь, в данном периоде
характерно:
Высокая потребность в общении
Социальноориентированное общение
Эмоциональная неустойчивость
Чувствительность к оценке посторонних
Чувство взрослости
Осознание временной перспективы
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение
носит интимноличностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему
внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в
интимности в это время практически не насыщается.
В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток
просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной
потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость,
вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием
конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно
эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.
Подросток стремится делать чтото полезное, социальнозначимое (забота о семье,
участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней
нуждается) чувство взрослости не только положительное , но и отрицательное.
Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости:
курение, алкоголь, нецензурная лексика
В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление
взрослости
Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение
формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку
значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей
Помощь педагога
Выделять позитивные качества, а не только негативные
Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее
обучающее воздействие, показывать, что «эталоны» (взрослые) тоже ошибаются
Оказывать эмоциональную поддержку
Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится
примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.
В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению
(личностному, профессиональному, социальному).
Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим
изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к
своему физическому «Я», своему здоровью
Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто
Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное
приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное
представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая
осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только
сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он
строит жизненный план.
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются
целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой
личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния
соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
За полугодие было проведено 8 тематических классных часов по плану
воспитательной работы. Классные часы носили различную тематику и были
направлены на развитие личности ребенка. Мною проводились занятия по
гражданскому воспитанию «Изучение устава детской организации», «Правили
поведения в школе для учеников»; эстетическому воспитанию и этикету «Как вести
себя за столом»; экологическому воспитанию «По страницам Красной Книги»;
нравственноэстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте»,
«Стыдно за наше поколение»; занятия направленные на формирование здорового
образа жизни «Наркотики: употребление и злоупотребление», занятия по трудовому
воспитанию и проф.ориентации «Мой труд каждый день». Кроме того, м
проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности
жизнедеятельности детей.
Работа педагога с учащимися :
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение
определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
поощряется только тот положительный поступок, который является
нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся
причиной награды;
помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка
заслуженной похвалы и награды;
ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений,
уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о
внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;
всегда учитывайте состояние ребенка;
не унижайте ребенка;
соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только
поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты
жестокий», а «ты жестоко поступил».
«авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности,
хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс
побуждает к лучшему;
прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое
главное трезво оценивать факты.
Убеждение и личный пример. Убеждение это и разъяснение, и доказательство
правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости
какогото поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
Доверие.
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
Вовлеченность в интересную деятельность.
Пробуждение гуманных чувств.
Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не
прямым указанием, как вести себя, а посредством какогото промежуточного звена.
Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и
наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к
хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном
нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного
ребенка. В этом суть флангового подхода.
Активизация сокровенных чувств учащегося. Воздействие заключается в создании
обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые
способствуют воспитанию благородных стремлений.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников» предполагает способность ученика обучаться и решать проблемы
обучения. Учитывая ВОУ, когда у детей разная подвижность, неустойчивое
внимание, недостаточность воли, можно проводить подвижные тренинги в начале
урока, в старших классах дебаты или защиту своего минипроекта. Деление на
группы ,инсценировки, дают своё положительное влияние, а именно учащиеся
вовлекаются сначала в игру, а затем в процесс обучения. Результатом изменений
являются учащиеся учатся работать в парах, группах; дети начали критически
мыслить, доказывать свою точку зрения; научились самооценивать и
взаимооценивать.
Создан психологический комфорт на уроке,«Скучающие» ученики активизировались
(приняли участие в диалоге) ,«Тихие» стали раскрываться (диалог) ,ученики с
диагнозом ЗПР становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и психологических возможностей и особенностей учащихся.
Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и психологических возможностей и особенностей учащихся.
Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и психологических возможностей и особенностей учащихся.
Организация воспитательного процесса с учетом возрастных и психологических возможностей и особенностей учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.