Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физическая культура +2
Все классы
22.03.2018
1. Современное состояние здоровья школьников.
Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, снижением внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования профилактического направления здравоохранения, недоступностью спортивных сооружений и т.д. В первую очередь это ухудшило состояния здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45 – 30%. К 15 – 17 годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек – 58,8%. В настоящее время 1 млн.300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой и спортом, в том числе лечебной физкультурой.1. Современное состояние здоровья школьников.
Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, снижением внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования профилактического направления здравоохранения, недоступностью спортивных сооружений и т.д. В первую очередь это ухудшило состояния здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45 – 30%. К 15 – 17 годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек – 58,8%. В настоящее время 1 млн.300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой и спортом, в том числе лечебной физкультурой.
dokument_microsoft_office_word_8.docx
Организация здоровьесберегающей
двигательной
активности школьников.
1. Современное состояние здоровья школьников.
Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-
е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен
значительными социально-экономическими трудностями,
снижением
внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования
профилактического направления здравоохранения,
недоступностью
спортивных сооружений и т.д. В первую очередь это ухудшило состояния
здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние
здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если
доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет
составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45 – 30%. К 15 –
17 годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и
органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей
кардинального решения стала проблема слабой физической
подготовленности и физического развития учащихся. В последнее
десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку
физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей
50,8%, у девушек – 58,8%. В настоящее время 1 млн.300 тыс. учащихся
отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И
только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой
и спортом, в том числе лечебной физкультурой.
2.Организация здоровьесберегающей двигательной активности
школьников.
Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его
функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности,
поэтому для нормального функционирования его организму необходима
физическая активность. Наиболее типичными для ребенка и подростка
вариантами в этом случае могут быть:
- игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное
подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры)
- учебная двигательная активность – направленная на обучение
двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств
(например, урок физкультуры)
оздоровительная двигательная активность – направленная на
профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя
гигиеническая гимнастика)
- спортивная двигательная активность – направленная на достижение
спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции)
- релаксационная двигательная активность – направленная на
преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке
математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или
гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером)
- досуговая двигательная активность – направленная на активное
проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или
велосипедная прогулка)
- бытовая двигательная активность – направленная на реализацию
бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например,
мытье полов или обработка грядок на огороде)
- (под управлением преподавателя,
тренера)
- производственная двигательная активность
– направленная на
освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение
профессии столяра или слесаря)
- реабилитационная двигательная активность – направленная на
восстановление временно утраченных или пониженных физических
возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни).
Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в
различных формах. В частности, двигательная активность может быть
организованной
и
неорганизованной (самостоятельной).
3.Организованная двигательная активность может осуществляться в
самых разнообразных формах. В школе это урок, спортивная или
оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы
клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также
разнообразные их сочетания.
Формы организации занятий физической культурой:
- гигиеническая гимнастика;
- специализированная зарядка;
- самостоятельные занятия;
- индивидуальные занятия с учащимися;
- физкультминутка;
- физкультпауза;
- подвижная перемена;
- спортивный час;
- спортивная секция;
- спортивные соревнования по отдельным видам;
- туристический поход; слет;
- день здоровья.
По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную
активность, может быть отнесено к обучающим, тренирующим и
реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых
движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике
безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к
новому виду физической
нагрузки, позволяет довести технику его
выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание, так и
систематическое выполнение хорошо освоенной двигательной задачи.
4. Здоровьесберегающая программа образовательной среды включает в
себя два ведущих направления – образовательное и оздоровительное.
Оздоровительные задачи и способы их решения.
1. Профилактика гипокинезии – Нормализация двигательного режима за счет
увеличения объема динамических физических нагрузок.
Использование специальных
2. Профилактика нарушений осанки
комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса
позвоночника и мышц свода стопы.
3. Профилактика травматизма – Обучение технике выполнения физических
упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими
упражнениями.
4. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний – Тренировка аэробного
и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных
возможностей вегетативных систем организма.
- 5. Профилактика простудных заболеваний – Использование в занятиях
физическими упражнениями водных процедур и других компонентов
закаливания.
6. Основы безопасности жизнедеятельности – Обучение двигательным
действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные
знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность –
важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления
здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы
рассматриваем двигательную активность в качестве одного из
фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и
подростков.
5. Ожидаемые результаты
Применение здоровьесберегающей программы «Здоровье в образовательных
учреждениях» должно обеспечить создание предметно – информационной
образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у
учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями,
умениями и навыками двигательной деятельности, то есть физической
подготовленности, что в конечном счете оказывает влияние на их физическое
развитие. В рамках реализации здоровьесберегающей программы возникает
задача выработки у учащихся потребности в здоровье, понимания сущности
качества жизни и выработки индивидуального способа здорового поведения.
Единая программа «Здоровье в образовательных учреждениях» и единый
план мероприятий предполагает отслеживать эффективность и
результативность действий этой программы, а также осуществлять
динамичный контроль и анализ проведенных мероприятий и их коррекцию, а
значит,
обеспечат надежность выполнения данной программы в
образовательных учреждениях.
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.