Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа.
Оценка 4.8

Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа.

Оценка 4.8
docx
08.04.2024
Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа.
Конспект урока по окружающему миру(2 класс).docx

 

Тема: Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа.

Цели урока:

Образовательная: знакомство с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса, обучение умениям определять стороны горизонта по местным признакам.

Развивающая: развитие логики, мышления, коммуникативных возможностей обучающихся, умения  сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное.

Воспитательная: воспитание нравственных качеств, чувства сплочённости и коллективизма, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

 

Тип урока –  урок открытия новых знаний и способов действий

 

 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.

2. Адекватно воспринимать оценку учителя.

3. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

1. Описание изученных явлений природы.

2. Проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные:

1. Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

2. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

 

Планируемые результаты:

1. Предметные

- научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам,

- делать выводы из изученного материала,

- умение определять стороны горизонта.

2. Личностные

- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач,

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3. Метапредметные:

- понимание информации, представленную в разных формах, в том числе изобразительной и схематической,

- переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную,

- желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

 

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Школа России» - методические рекомендации, учебник «Окружающий мир» 2 кл. 2 ч. (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь.

2. Дополнительные: презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал (зелёные и красные кружочки).

 

 

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.

 

 

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствие.

 

 

Наведение порядка на рабочем месте.

 

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

- К нам в гости пришёл путешественник, который побывал везде, всё про всех знает и желает побывать на нашем уроке. Вы хотите с ним познакомиться?

- А для того, чтобы он пришел, нам нужно его позвать, а сделаем мы это, разгадав загадки (слайд 1)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

- Приведите доказательства, что Земля имеет форму  шара. (слайд 2)

 

 

- Следующая загадка. (слайд 3)

Он и летом, и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он всё будет впереди.

- А вот и он, наш  русский путешественник – Николай Миклухо-Маклай, (слайд 4) но для того, чтобы научиться новому, нам же нужно показать свои знания, которые мы уже имеем, ведь так? Покажем путешественнику, что мы знаем?

- Итак, что такое горизонт, линия горизонта? (слайд 5)

 

 

 

- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (слайд 6)

- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

- Да, любой путешественник позавидуем нашим знаниям.

 

 

 

 

 

 

Планета Земля.

 

 

Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.

 

Горизонт, линия горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Горизонт - это видимое вокруг тебя пространство.

Линия горизонта – это линия схождения неба и земли.

Север, Юг, Запад, Восток.

 

 

Северо-Восток, Юго-Восток, Юго-Запад и Северо-Запад.

 

 

 

 

III. Выявление проблемы. Решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с учебником

 

 

 

 

 

3. Работа в парах

 

- Вспомните сказку «Маша и медведь».

«В лес пошла Маша за грибами, очень весело с подружками.  Тут грибок и там грибок, положила в кузовок.

Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес,  и стоит Маша посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался…» (слайд 7)

- Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса?

 

 

- Что находится вокруг?

 

- Как шла Маша?

 

 

 

 

- Как ей идти обратно?

 

 

 

 

- Сделаем вывод, как ориентироваться на местности?

 

 

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте тему урока.

(слайд 8)

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы ставим перед собой?

 

 

 

- Отгадайте загадку. (слайд 9)

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда.

- А что такое компас?

 

 

 

- Как вы думаете, что такое – ориентирование на местности?

(слайд 10)

 

- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой.

- Прочитайте задание 1 на с. 74 про себя. Что нужно сделать?

Выполните работу в парах.

- По каким предметам нужно ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?

- А какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

- Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта, это можно сделать с помощью компаса.

- Откройте вашу рабочую тетрадь на с. 46 № 3, прочитайте название практической работы.

- Прочитайте цель работы, оборудование.

 

 

 

 

- Всё ли оборудование у нас есть? Посмотрите.

- Прочитаем ход работы.

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка в учебнике изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса. Укажите их на рисунке.

- Итак, на стр. 75 представлен компас, посмотрите, где находится магнитная стрелка, предохранитель, корпус.

- Посмотрите компасы в тетради, где на них находится магнитная стрелка, предохранитель, компас? Все верно?

- А теперь укажите стрелочками в тетради, где предохранитель, корпус и магнитная стрелка у компаса.

 

2) Прочитайте в учебнике инструкцию «Как пользоваться компасом». Выполните все действия по инструкции и определите основные стороны горизонта.

 

- Читаем правило «Как пользоваться компасом».

1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта.

4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

 

- Что вы запомнили, как нужно пользоваться компасом?

- Только запомните, эти действия нельзя менять или переставлять, иначе у нас ничего не получится, и мы не сможем определить, где какие стороны горизонта находятся.

- Что нужно сделать первым делом? 2? 3? 4?

Раздаю компасы

- Я вам раздала компасы, обращайтесь с ними аккуратно, не трясите и не бейте.

- Работать будете в парах.

- Наш путешественник просит нас определить стороны горизонта с помощью компаса, поможем ему?

- На какой стороне горизонта находится доска? Окна? Шкаф? Молодые учителя?

- А на какой стороне горизонта нахожусь я?

 

Контроль учителем во время выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

Посмотреть, что находится вокруг, вспомнить, как она шла, ориентироваться, куда идти дальше.

Лиственные деревья, ели (большая и маленькая), папоротник.

От большой ели Маша подошла к лиственному дереву, от этого дерева к маленькой ели, а оттуда уже и к папоротнику – так и заблудилась.

Так, как она шла – от папоротника подойти к маленькой ели, от этой ели к лиственному дереву, а уже от этого дерева к большой ели – и выйти из леса.

Ориентироваться по хорошо заметным, запоминающимся предметам – ориентирам.

Ориентирование на местности.

 

 

Узнаем, что такое ориентирование на местности. Будем учиться ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.

 

Компас.

 

 

 

Компас - прибор для определения сторон горизонта, который поможет ориентироваться на местности.

Это определение своего местоположения и направления пути по отношению к сторонам горизонта.

Ориентиры – хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

 

 

 

Детская площадка, карусель, большое дерево, фонтан.

 

 

 

 

 

Практическая работа «Учимся ориентироваться по компасу».

Цель – освоить приёмы ориентирования по компасу.

Оборудование  – компас, таблички с названиями основных сторон горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Динамическая пауза

Тихо встаньте. Подравняйтесь.

Влево, вправо наклоняйтесь.

Север, запад, восток, юг

- Выпрямляйся, милый друг.

А теперь рывки руками:

Раз, два, три, четыре,

Открывайте руки шире.

Повороты начинайте.

Ориентир не забывайте!

Два на запад – на восток.

Можем сделать раз по сто!

Не ленитесь, повторяйте,

Время даром не теряйте!

Молодцы, садитесь.

 

 

V. Продолжение работы по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа с учебником

- А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него?

- Как можно ориентироваться днём?

- Как ориентироваться ночью?

 

- Верно, днем мы сможем ориентироваться по Солнцу и по местным природным признакам, а ночью – по звёздам – или по другому ориентирование по Полярной звезде.

- Кто скажет, куда указывает Полярная звезда?

- Верно, Полярная звезда указывает на север. А как же её найти на ночном небе среди сотни звёзд? (слайд 11)

- Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной потому, что она появляется в пределах градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе.

В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Маленьким ковшом.       

 

- Может кто-нибудь знает, как нужно ориентироваться по Солнцу?

 

Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень – на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет тень, которая указывает на север, слева – запад, справа – восток.

(сопровождение рисунком на стр. 76 учебника)

 

- Где утром будет солнце? На какой стороне горизонта?

- Где солнце будет вечером?

- Если в полдень встать спиной к солнцу, какая сторона горизонта будет находиться впереди? Слева? Справа?

 

 

- Другой вид ориентирования – ориентирование по местным природным признакам.

- Кто-нибудь знает какие-то способы ориентирования по местным природным признакам?

- Итак, найдем эту информацию на с. 76 внизу. Прочитаем.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной.

2. У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

 

- Мы с вами разобрали способы ориентирования по местным природным признакам, посмотрите в учебнике на рисунке с. 77, признаки соответствуют с рисунками?

 

- Как вы думаете, почему у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?

 

 

- Почему на северной стороне камней и деревьев больше мхов и лишайников?

 

 

 

 

- Почему же весной быстрее тает снег на склонах, обращённых к югу?

 

 

 

- Местные природные признаки не всегда бывают надежными, чтобы абсолютно правильно определить направление, что нужно сделать? Почему?

 

 

- Какой способ ориентирования вам понравился больше всего? Почему?

По Солнцу, по звёздам,  по природным признакам.

 

 

 

 

 

 

Указывает на север.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утром солнце на востоке, вечером на западе.

В полдень, если встать спиной к солнцу, то впереди будет север, а за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

 

Причина всему солнце, ветви деревьев тянутся к нему, получают больше света и тепла на южной стороне, чем на северной.

Среда лишайников и мхов – сырость, а сырости и холода больше на северной стороне горизонта, потому что солнечных лучей и тепла практически не попадает, либо мало.

Весной солнце немного пригревает, но тепла, чтобы растаял весь снег – не хватает, поэтому быстрее тает снег на юге.

 

Нужно одновременно использовать несколько местным природных признаков. Потому что местные природные признаки не всегда бывают надёжными.

 

 

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 45)

С помощью учебника допиши определения – ориентирования на местности, компас.

№ 2 (с. 45)

- Зачем тебе нужно ориентироваться на местности?

 

 

 

 

 

 

Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

 

VII. Самопроверка по эталону

Проверяем.

 

 

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (слайд 12)

- Что такое компас?

 

- Что называют ориентирами?

 

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

 

 

- Почему нужно иметь компас? И уметь пользоваться им?

- Какие способы ориентирования мы узнали сегодня?

 

 

Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Ориентиры - хорошо заметные, запоминающиеся предметы.

Чтобы не заблудиться, определить расположение предмета, определить маршрут движения.

Для того, чтобы уметь верно определить стороны горизонта.

По компасу, по солнцу и по местным природным признакам.

 

IX. Информация о домашнем задании

Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 47)

(слайд 13)

 

 

X. Рефлексия учебной деятельности

У вас на партах сигналы – зелёные и красные. (слайд 14)

Определите вашу работу на уроке.

Зелёный – было всё понятно, урок понравился.

Красный – мне понравился урок, я бы хотел ещё поработать.

Спасибо за урок.

 

 

 

Резерв

История создания компаса

История изобретения компаса уходит далеко в прошлое. Первое описание компаса сделал в 3 веке до нашей эры китайский философ Хэнь Фэй-цзы. Это была разливательная ложка, сделанная из магнетита с узкой ручкой, по форме похожая на шар. Ее устанавливали на пластину из меди и дерева, на которой была сделана разметка знаков зодиака. При этом ручка находилась на весу и могла крутиться по кругу. Ложку приводили в движение, и она всегда при остановке указывала на юг. Это был самый первый компас в мире.

В середине 11 столетия в Китае изготовили из искусственного магнита плавающую стрелку. Чаще всего она имела форму рыбы. Ее опускали вводу, где она плавала. Голова рыбки всегда указывала на юг.

В 12-13 веках о компасе узнала вся Европа. Тогда компас представлял собой пробку и намагниченную иголку, плавающую в емкости с водой. Вскоре, чтобы защитить от ветра, ее стали прикрывать стеклом.

В середине 16 столетия стрелку закрепили на карданном подвесе, для снижения влияния качки, а через столетие в истории компаса отмечено появление вращающейся линейки, что увеличило точность показаний. Компас стал первым прибором навигации для прокладывания пути в открытом море. Это позволило морякам отправляться в далекие плавания через океан.


 

Тема: Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса

Тема: Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса

Метапредметные: - понимание информации, представленную в разных формах, в том числе изобразительной и схематической, - переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную, -…

Метапредметные: - понимание информации, представленную в разных формах, в том числе изобразительной и схематической, - переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную, -…

Что она – большущий шар. -

Что она – большущий шар. -

Определение темы урока 2

Определение темы урока 2

Работа с учебником 3

Работа с учебником 3

Посмотрите компасы в тетради, где на них находится магнитная стрелка, предохранитель, компас?

Посмотрите компасы в тетради, где на них находится магнитная стрелка, предохранитель, компас?

На какой стороне горизонта находится доска?

На какой стороне горизонта находится доска?

Работа с учебником - А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него? -

Работа с учебником - А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него? -

У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной

У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной

V . Продолжение работы по теме урока 1

V . Продолжение работы по теме урока 1

Резерв История создания компаса

Резерв История создания компаса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024