ОРКиСЭ
Оценка 4.7

ОРКиСЭ

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
МХК
4 кл
13.11.2018
ОРКиСЭ
Пояснительная записка. Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вIII -IVчетвертях 4-ого класса (всего 17 часов) и в 1-2 четвертях 5 класса (17ч). Задачи курса: 1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции. 2. Активизация познавательной активности школьников. 3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. 4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников. 5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Ожидаемые результаты: На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д. В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений. При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий: - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010. - Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:Пояснительная записка. Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вIII -IVчетвертях 4-ого класса (всего 17 часов) и в 1-2 четвертях 5 класса (17ч). Задачи курса: 1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции. 2. Активизация познавательной активности школьников. 3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. 4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников. 5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Ожидаемые результаты: На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д. В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений. При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий: - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010. - Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
ОРКСЭ. 4 класс Программа.doc
Пояснительная записка.        Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4­5 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа   в неделю вIII  ­IVчетвертях 4­ого класса (всего 17 часов) и в 1­2 четвертях 5 класса (17ч). Задачи курса: 1. Целенаправленное   включение   обучающихся   в   обсуждение   и   самостоятельное   исследование   вопросов,   связанных   с   изучением   истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции. 2. Активизация познавательной активности школьников. 3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. 4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников. 5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Ожидаемые результаты: На уроках по «Основам светской этики»   должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали,  культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д. В результате обучения  в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.   При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:      ­ Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4­5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010. ­ Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.­ М.: Просвещение, 2010.  ­ Электронное приложение  к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди ­ и видеоматериалы,  оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010. ­   Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Книга   для   учителя.   4­5   классы:   справ.материалы   для   общеобразоват.   учреждений   /   [     Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4­5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. При изучении комплексного учебного   курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается   интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы: ­Метод моральных дилемм и дискуссий ­Эвристические беседы ­Исследовательский метод ­Проектирование ­Уроки – экскурсии ­Деловые и ролевые игры ­Различные викторины и другие конкурсные события ­Творческие мастерские ­Использование информационно­ коммуникационных технологий       Формы работы:            ­ коллективная            ­ групповая            ­ индивидуальная Требования к знаниям, умениям и навыкам: В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы:     каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,  ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием. Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе Преподавание основ светской этики может строиться с учетом  таких подходов, как:  ­   целенаправленное   включение   обучающихся   в   обсуждение   и   самостоятельное   исследование   вопросов,   связанных   с   изучением   истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; ­ активизация познавательной активности школьников;  ­ создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются   в   зависимости   от   конкретных   условий   организации   учебно­воспитательного   процесса,   уровня   подготовки   обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий   на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио­ и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий  – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.  Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Исследовательский метод– организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.  Проектирование  – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые  результаты,   ставить   задачи,   находить  оптимальный   способ  решения  проблемы,   составлять  план   действий,   учитывать   потенциальные ресурсы   и   превращать   их   в   реальные,   проводить   исследования,   оценивать   и   анализировать   свою   работу,   соотносить   полученные   результаты   с ожидаемыми. В начальной школе   (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. В 5­м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики   и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся. Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4­5 классов, а именно:  эвристические беседы;  различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);   учебные и социальные проекты;  уроки­экскурсии;  деловые и ролевые игры;  практикумы;  различные  викторины и другие конкурсные события;  творческие мастерские. Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет   педагогу использовать  различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.  К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов). Групповые   формы   внеурочной   деятельности,   характеризующиеся   стабильностью   и   регулярностью   занятий   (клубы,   устные   журналы, факультативы,  экскурсии,  экспедиции,  походы, тематические  викторины, деловые  и ролевые  игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех  до 30­35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.  В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все   обозначенные   выше   формы   организации   внеурочной   деятельности   призваны   решать   задачи   нравственного,   морально­этического   и патриотического воспитания. Календарно – тематическое планирование уроков.  №/ № Тема урока Планируемые результаты  (что   должны   знать, уметь) Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные  Приемы и методы преподавания Виды деяте льност и Способы и формы оценки дости­ жения этих результатов                                                                                                          1 четверть( 9 недель, 9 час.)          Блок 1.  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) 1. Урок изучения нового Россия   – наша страна материала  смешанный урок     Формировать   чувство гордости за свою Родину, общие   представление   об отечествен ной религиозно ­культурной   традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;   чувств и норм. развитие   этических   Беседа; комментированное чтение; устный рассказ   на   тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие   в   учебном диалоге   Коллект ивный, индивид уальный , фронта льный,  группов ой Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики  Героев РОССИИ Литература ЦОР Интернет Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru ­ Игнатьева А.П. ( герб,флаг, гимн и т.д.) ЦОР ­Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. Блок 2. Основы светской этики.  (16 часов) Коллекти вный,инди видуальн ый,группо вой   Обсуждение,   ответы на вопросы, выборочный пересказ текста,   поиск информации 2. Что   такое светская этика? Развитие представлений уч­ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. Урок усвоения новых знаний Комбинирова нный урок 3. Мораль и культура 4. Особенност и морали. Урок совершенствования знаний, умений и навыков Формирование   первоначальных   умений применять моральные нор­ мы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;   Урок совершенствования знаний, умений и навыков Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.   работа   с и Беседа; комментированное чтение; литературным   фольклорным текстами;   работа   с иллюстративным материалом;творческ ие задания; участие в учебном   диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источником  информации,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие Ч. 1. ЦОР -Основы Энциклопедия для детей. Т.1. М.:Аванта,1996. светской этики. Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». М.: Коллекти вный, индивиду альный, работа в парах Устные ответы на  вопросы, чтение и  пересказ фрагментов статьи, обсуждение,  развернутые ответы, ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, урок 3, 2010 Толковый и энциклопедичес кий словари. Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. Коллекти вная работа, индивиду альная работа, работа в парах, в группах. ЦОР-Основы М.: светской этики. Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и кий словари. энциклопедичес 5. Добро и зло. Ознакомление уч­ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. Урок усвоения новых знаний. в учебном диалоге. Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка Урок совершенствования знаний, умений , навыков. творческой беседы с членами семьи Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи 6. Добро и зло. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого основанного на принятых в об- поведения, ществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, Коллекти вная работа, индивиду альная работа, работа в парах. Коллекти вная работа, индивиду альная работа, работа в парах. бы ты сам Обсуждение, как определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка- Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». добре Пословицы и поговорки о Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский детства.» ЦОР- светской этики. «Друг Основы 7. Добродет и ель Формировать представление о Урок усвоения новых знаний беседа, комментированн Колле ктивн Чтение статьи с подчёркиванием ЦОР-Основы светской этики. порок добре, зле, и добродетели пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. Комбинированны й урок Урок совершенствования знаний, умений, навыков. 8. Добродет и ель порок Закрепить понятия и добродетель порок. Воспитывать чувство собственного достоинства.Развитие представлений   младшего подростка   о   значении нравственности   и   морали для   достойной   жизни личности, семьи, общества;   ый, индив идуал ьный группо вой Колле ктивн ый, индив идуал ьный группо вой ое чтение, устный рассказ на тему, самостоятельна я работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа беседа, комментированн ое чтение, устный рассказ на тему, самостоятельна я работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа М.: Просвещение, 2010 – урок 7. важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположны ми значениями, выписать две-три пары. ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. с Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположны ми значениями, выписать две-три пары. ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. 9. Свобода и моральн ый выбор человек а Знакомство с основными  терминами:свобода,  моральный выбор.  Ситуация морального  выбора. Понимание  значения свободы, морали, морально ответственного  поведения для жизни  человека, семьи,  общества. Урок усвоения новых знаний Комбинированн ый урок Колле ктивн ыйин дивид уальн ый групп овой беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. 2 четверть (7 недель, 7час.) Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. на Ответы вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. Урок совершенствова ния знаний 10 Свобода и ответств енность с Познакомить основными терминами и понятиями:ответст венное поведение,свободн ый выбор личности, отношения беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками информации, подготовка Колле ктивн ыйин дивид уальн ый групп овой Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельна я работа учащихся. Задание: выписать из ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. рассказа 11. Моральный долг  первоначальные Дать представления о значении морального долга,моральной обязанности   для   жизни   и деятельности (в том числе образовательной) человека, общества. семьи,   Урок изучения нового материала. Комбинированн ый Колле ктивн ыйин дивид уальн ыйгру ппово й беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности . Обсуждение результатов самостоятельно й работы. Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим Пословицы о долге, только ЦОР- Основы светской этики. М.: Просвещени е, 2010 – урок 11, толковый словарь обсуждением. Урок изучения нового материала. Комбинированн ый. ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещени е, 2010 – урок 12. Колле ктивн ый,ин дивид уальн ый,гр уппов ой беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) 12. Справедл и вость Познакомить основными с понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения людям. к Урок изучения нового материала. Комбинированн ый. 13. Альтруиз и м эгоизм Познакомить с понятия-миэгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. Колле ктивн ый, индив идуал ьный групп овой Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. 14. Дружба Знание, понимание и  принятие личностью  ценностей:друг, дружба. Урок совершенствова ния знаний, умений, навыков. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельн ая работа с источниками Колле ктивн ый, индив идуал ьный групп овой с Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположн ые? Работа толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельна я работа учащихся. Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составле ние плана творческой работы – рассказа о своем ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о Урок систематизации знаний. диспут. Урок- информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. Беседа, комментированн ое чтение, устный рассказ на тему, самостоятельна я работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию Колле ктивн ый, индив идуал ьный группо вой, работа в парах. друге. дружбе. ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, вы как 15. Что значит бытьмора льным   Формировать у обучающихся   осознанное позитивное   отношение   к культурным   феноменам "нравственность", "мораль", "духовность",   "гуманизм",   Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу. рассказа. что быть понимаете, значит моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». 16. Творческ ие работы учащихся . Развитие способнос­ ти учащихся  общаться  друг с другом, со­ блюдая моральные  нормы поведе­ ния, воспитывать уваже­ ние и толерантное отноше­ ние. Урок обобщения знаний, умений и навыков Беседа, групповая творческая или самостоятельна я работа учащихся на выбранную тему. Колле ктивн ый, индив идуал ьный группо вой Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. материала. 17. Презента -ция творческ их работ Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. Урок подведения итогов изучения курса. Урок-праздник. Индив идуал ьный, группо вой. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивани е. ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. Учебно – методический комплекс. 1. С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 2. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. (Э.П.Козлов, автор ­ руководитель работы). Предисловие  С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 3. Азбука нравственности. 1 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия  образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 4. Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия  образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 5. Азбука нравственности. 3 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия  образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 6. Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия  образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 7. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1­4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов,  руководитель работы и др.) ­ Москва: Новый учебник, 2007. 8. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10­11 кл. Русское слово 2001 9. Грамматика нравственности 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ  морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 10. Грамматика нравственности 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ  морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 11. Грамматика нравственности 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ  морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 12. Грамматика нравственности 8 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ  морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 13. Грамматика нравственности 9 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ  морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 14. Грамматика нравственности. Методическое пособие для учителей 5­9 классов. Под ред. Э.П.Козлова. ­ М., Новый учебник, 2007. 15. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. Учебник. 10­11 кл. Дрофа 2002 16. Дягилев В.В. Занимательная философия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и школ  гуманитарного профиля. ­ М.: Изд. центр АЗ, 1995. 17. Козлов Э.П. Этика: учебное пособие­практикум по основам морали для учащихся 10­11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев,  гимназий и средних специальных учебных заведений. М.: Предисловие С.В.Михалкова ­ Москва: Новый учебник, 2007. 18. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1­4 кл. Мнемозина.2003 19. Мартышин В.С. Моя родословная. Духовно­нравственные основы семьи. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению  родословной. Библиотека журнала "Воспитание школьников". ­ М.: Школьная Пресса, 2000. 20. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10­11 классов. Под ред. Э.П.Козлова. ­ М., 2007. Предисловие С.В.Михалкова  ­ Москва: Новый учебник, 2007. 21. Прикладная этика. 10­11 классы: элективный курс / авт.­сост. Г.Ю. Лазновская. ­ Волгоград: Учитель, 2007. 22. Шемшурина А. И. История развития  русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с  учащимися 11 класса. Часть вторая // Этическое воспитание №4, 2006. ­ 96 с. 23. Шемшурина А. И. История развития русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с учащимися 11 класса. Часть первая // Этическое воспитание №3, 2006. ­ 96 с. 24. Шемшурина А. И. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 1 // Этическое воспитание №5, 2005. ­  96 с. 25. Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5­6 классов // Этическое воспитание №1, 2007. ­  96 с. 26. Шемшурина А. И.. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 2 // Этическое воспитание №6, 2005. ­ 96 с. 27. Шемшурина А.И. Методическое пособие. Диалоги о главном. Этический урок как средство воспитания: Изд­во: «Я вхожу в мир искусств». М., 2000. 28. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.­метод. пособие. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ­ 112 с. 29. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8­м классе: Учеб.­метод. Пособие. ­ М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. ­ 88 с. 30. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9­м классе: Учеб.­метод. Пособие. ­ М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. ­ 96 с. 31. Шемшурина А.И. Этические диалоги о главном. Книга для учащихся 9­11 классов // Этическое воспитание №7, 2007. ­ 96 с. 32. Шемшурина А.И. Этические диалоги с подростками 5­6 классы. Методическое пособие для учителя 1 часть ­ 5 класс, 2 часть ­ 6 класс. М.:  Школа­Пресс, 2002. 33. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учащимися 7 класса. Методическое пособие для учителя. М.: Школа­Пресс, 2002. 34. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». ­ М.: ПРО­ПРЕСС, 2003. 35. Этика и воспитание. Методическое пособие // Под ред. Шемшуриной А.И. Изд­во «Я вхожу в мир искусств». М., 2001. 36. Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя. ­ М.: ПРО­ПРЕСС, 2006. 37. Янушкявичус Р.В., Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. ­ М.: ПРО­ПРЕСС, 1998 ­ 2007. Дополнительная литература по этике. 1. Беляева Е. В. Этика: Курс лекций. 2­е издание/Беляева Е. В. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 67 с 2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СПб., 2006. 3. Гуревич П.С. Введение в философию. ­ М., 1997. 4. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.. 5. Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе (теория и международный опыт в отечественной перспективе) С­Пб, Изд­во  «Апостольский город». 2005 6. Лесков Л. В. Космическое будущее человечества. М., 1996.  7. Липский Б.И., Карпунин В.А. и др. Начала философии. Раздел I. «Мир». Раздел II. «Человек». Учебное пособие. 10 кл. Иван Федоров 2001  8. Липский Б.И., Сергейчик Е.М., Карпунин В.А. Начала философии. Раздел III. «Общество». Учебное пособие. 11 кл. Иван Федоров 2001 9. Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991  10. Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10­11 класс. Методическое пособие. Дрофа 2000­2001 11. Малышевский А.Ф. Ведение в философию. Учебник. 10­11 кл. Дрофа 2001[1] 12. Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. ­ М.,1997. 13. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. 14. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988. 15. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. 16. Основы этических знаний. — СПб., 1998. 17. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. ­ М., 1997. 18. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. Основы культурологии. Учебное пособие. 11 кл. АСТ­Астрель 2002. 19. Прикладная этика. Под. ред. Зеленковой И. Л. — Мн., 2002. 20. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 21. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. ­ М., 1994. 22. Соловьев В. С. Оправдание добра. // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. М.. 1988. 23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 24. Этика. Под ред. Гусейнова А. А. — М., 2000. 25. Этика. Под ред. Мишаткиной Т. В. — Мн., 2002. 26. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995. 27. Юнг К. Психологические типы. СПб. — М., 1995. Литература для уроков Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”. Агния Барто. Стихи Аксаков С.Т. Детские годы Багрова­внука. Аленький цветочек. Аксаков.С. Т. Аленький цветочек. Андерсен Х.­К. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей. Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы. Бажов. П. П. Серебряное копытце. Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору). Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета. Библия для детей. Благинина.Е. Посидим в тишине. Брагин В.В. стране дремучих трав. Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др. Гарин­Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье.  Попугай. Черный принц. Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка­путешественница. Сказание о гордом Аггее. Гауф В. Калиф­аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце. Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку­дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка.  Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель). Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король. Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик. Гримм Я. и В. Сказки. Гринвуд Д. Маленький оборвыш. Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору). Гюго В. Козетта. Гаврош. Дж.Родари. Чипполино. Драгунский В. Денискины рассказы. Ершов П.П. Конек­Горбунок. Ефремов И. Один роман по выбору. Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил  человечков и др. Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване­царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи. Жюль Верн. Дети капитана Гранта. Заходер Б. Стихи, переводы, сказки. Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”. Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает. Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана. Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия. Катаев В. Цветик­семицветик. Катаев В.П. Цветик­семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка. Киплинг Р. Книга джунглей. Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др. Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант. Кукушка. Ненецкая сказка. Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю­ю. Синяя звезда. Четверо нищих. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок. Лондон Д. Белый клык. Льюис К. Хроники Нарнии. Мало Т. Без семьи. Мамин­Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля­охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий. Маршак С. Двенадцать месяцев. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки­пьесы, стихи и переводы. Литературно­критические статьи о детской литературе. Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении. Милн А. Винни­Пух и все­все­все. Мифы народов мира. Мифы древней Греции. Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни. Можейко И.В. 1185 год. Некрасов А.С. Капитан Врунгель. Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи. Нестеров В. Связь времен. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору). Огнев Н. Дневник Кости Рябцева. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь­девица. Столяр. Игоша. Олеша Ю.К. Три толстяка. Осеева В. Волшебное слово. Сборник Панькин И. Легенды о мастере Тычке. Перро Ш. Сказки. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок. Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора). Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка­быль “Кладовая солнца”. Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”. Распутин В. Рудольфио. Уроки французского. Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю­Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору). Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др. Сахарное С.В. Разноцветное море. Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки. Свирский А.И. Рыжик. Сент­Экзюпери А. Маленький принц. Сергей Михалков. Стихи для и рассказы детей. Сказание про храброго витязя про Бову Королевича. Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах. Сказки народов мира (7–10). Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др. Токмакова.И. Живи елочка. Токмакова.И. Рукавички. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические  повести (1 по выбору). Толстой Л. Лев и собачка. Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник. Туве Янсон. Шляпа Волшебника. Муми­тролль и комета. Мемуары папы Муми­тролля. Опасное лето. Волшебная зима. Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей. Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна. Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик­Звезда. Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка. Успенский Э. Стихи и сказки. Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот. Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз. Чарская Л. (2–3 произведения по выбору). Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору). Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ

ОРКиСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018