Орыс тіліндегі дидактикалық ойындар

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Орыс тіліндегі дидактикалық ойындар Составление геометрических фигур 1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек 2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек 3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек 4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек 5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек 6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника 7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника 8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Иконка файла материала Орыс тіліндегі дидактикалық ойындар.docx
Орыс тіліндегі дидактикалық ойындар Составление геометрических фигур 1Составить 2 равных треугольника из 5 палочек 2Составить 2 равных квадрата из 7 палочек 3Составить 3 равных треугольника из 7 палочек 4Составить 4 равных треугольника из 9 палочек 5Составить 3 равных квадрата из10 палочек 6Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника 7Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника 8Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7  палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники Составление геометрических фигур Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости  стола, анализе и обследовании их зрительно­осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15­20 штук), 2 толстые нитки (длина 25­ 30см) Задания: 1Составить квадрат и треугольник маленького размера 2Составить маленький и большой квадраты 3Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут  равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. 4Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал,  треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Найди и назови Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру  определённого размера и цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10­12  геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать  различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Назови число Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках  бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать  мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) Сложи квадратЦель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части;  формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на  несколько простых. Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм.  Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты  разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на  тыльной стороне). Задания к игре: 1 Разложить кусочки квадратов по цвету 2 По номерам 3 Сложить из кусочков целый квадрат 4 Придумать новые квадратики. Кинопробы Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения. Оборудование: «кинокамера» для «оператора». Ход игры: Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров»  поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально  насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая  танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она  больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку...  Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все  куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером»  решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль. Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и  популярные мультфильмы. При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно  радует и огорчает положительных и отрицательных героев. Смак Цель: развивать уверенность в себе, умение вести разговор на  определенную тему в присутствии большого количества людей. Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки. Ход игры: Для этой игры­тренинга можно использовать сюжет известной  телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Ему предлагается  представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили  выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом  приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд. Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.Прогноз погоды Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и  пантомимики. Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением  состояния погоды. Ход игры: Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед  ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный  мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить  телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить  информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики?  Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители»  — стараются его угадать. Кто это сделает лучше? Остров плакс Цель: развивать умение с помощью мимики и пантомимики выражать  эмоции и влиять на эмоциональное состояние другого человека. Оборудование: магнитофон. Ход игры: Путешественники на воздушном шаре прилетели на остров  Плакс и очень удивились: вокруг ни одного веселого лица, все жители этого  острова без конца плачут. Тогда они решили развеселить плакс. Дети становятся в пары лицом друг к другу. По сигналу  путешественники стараются развеселить, рассмешить своих партнеров, не  говоря им ни слова, не прикасаясь к ним, с помощью мимики и пантомимики.  Плаксы стараются продержаться как можно дольше. Выигрывает тот, кто быстрее всех рассмешит партнера или дольше  продержится без смеха. Потом дети меняются ролями. В конце игры все  вместе танцуют под веселую музыку. Нет больше острова Плакса он стал  островом Радости. Передача чувств Цель: развивать умение понимать и передавать состояние и настроение  другого человека. Ход игры: Вариант 1. Водящему ребенку предлагают выйти, без него группа  выбирает определенный вкус пищи. Затем приглашается водящий и участники игры демонстрируют ему мимику, жесты, телодвижения, выражающие  задуманные вкусовые ощущения (сладко, горько, кисло, солоно). Водящий  угадывает их. Вариант 2. Можно передавать настроение, эмоциональное состояние  (весело, грустно, больно, спокойно, испуг, удивление и т. д.).Вариант 3. Передаются чувства от музыки с помощью мимики и  пантомимики (веселая, грустная, ритмичная, лирическая, задумчивая  мелодия). Магазин зеркал Цель: развивать внимание, наблюдательность, способность распознавать и адекватно выражать соответствующие эмоции. Ход игры: Детям предлагается представить, что они пришли в магазин  зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные звери. Звери  ходят мимо зеркал вдоль стены, прыгают, строят рожицы — зеркала должны  точно отражать движения и выражения лиц. Затем дети меняются ролями. Доктор Айболит Цель: учить детей понимать язык чувств, развивать способность к  эмпатии. Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон. Ход игры: После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор  Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок — Айболит,  остальные дети — больные звери. Они, изображая разных животных, плачут,  держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой,  болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить  по голове, щеке, плечу и т. д.). Зверушки поправляются и пляшут вместе с  доктором Айболитом. Что нам осень принесла? Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память,  мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень». Ход игры: Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень»,  просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки. Зимние развлечение Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь,  внимание; воспитывать любовь к разным временам года. Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения». Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в  какие игры дети любят играть зимой. Весна Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать  прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.Материал: мяч. Ход игры: Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель.  Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое? Ребенок отвечает  на вопросы и бросает мяч воспитателю. Времена года Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить  соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с  временами года для всех детей. Ход игры: На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На  коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять  одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее  необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к  той или иной картине. Когда это бывает? Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать  мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети  их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и  выставляют их на мольберт. Снег на полях, Лед на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна. Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной) Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает, Когда это бывает? (Летом) Голые поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью) Отгадать по описанию Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать  мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года.Ход игры: Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.  Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить  снеговика. Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы. Что похоже на солнышко? Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать  зрительную память, логическое мышление. Материал: солнышко, предметные картинки. Ход игры: На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель  предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце  (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин). Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они  взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый  как солнышко».) День ­ ночь Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью,  днем; развивать внимательность. Ход игры: Воспитатель называет действия людей днем или ночью. Дети,  если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» ­  приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку. Что изменилось? Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную  память, внимание; воспитывать усидчивость. Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное. Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж.  Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что­то меняет что­то в  весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и  т.д.). Дети открывают глаза и называют, что изменилось. Во дворе Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.  Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Ход:   Воспитатель   выразительно   читает   стихотворение   и   показывает соответствующие игрушки. Ку­ка­ре­ку! Кур стерегу. Кудах­тах­тах! Снеслась в кустах. Мур­мур­мур,Пугаю кур! Ам­ам! Кто – там? Кря­кря­кря! Завтра дождь с утра! Му­му­му! Молока кому?  (А. Барто) Прочитав   стихотворение,   воспитатель   задает   ребенку   вопросы:   «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.  Песня – песенка  Цель:   Закреплять   правильное   звукопроизношение.   Развивать   речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. Ход:   Воспитатель   сопровождает   свой   рассказ   показом   игрушек­ персонажей;   четко   произносит   звукоподражания   и   добивается   этого   от ребенка при ответах на вопросы по рассказу. Запела девочка песенку, Пела, пела и допела. ­ Теперь ты, петушок, пой! ­ Ку­ка­ре­ку! – пропел петушок. ­ Ты спой, мурка! ­ Мяу­мяу, ­ спела кошка. ­ Твоя очередь, уточка! ­ Кря­кря­кря, ­ затянула уточка! ­ А ты, Мишка? ­ Ряв­ряв­ряв, ­ зарычал медведь. ­ Ты, лягушка, спой ­ Квак­квак­квак, ­ проквакала лягушка. ­ А ты, кукла, споешь? ­ Ма­ма, ма­ма! Сладкая песенка! (Г. Гербова) В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». Курочка и цыплята Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)Ход:   Воспитатель   изображает   курочку,   а   дети   цыплят.   «Курочка»   с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать,  А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Ко­ко­ко да ко­ко­ко, Не ходите далеко,  Лапками гребите,  Зернышки ищите! (Т. Волгина) Важно   добиваться,   чтобы   дети   подговаривали   за   воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко­ко­ко».  Гав­гав Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию. Оборудование:   Картинки   с   изображением   щенка,   коня,   теленка, цыпленка, козленка. Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. «Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе. На дворе щенок бежал, А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего Спать мешаешь? И­го­го!» И сказал теленок: «Му!»  Спать мешает он ему. И сказал теленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: «Ме!» да «Ме!»,  «Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», У него веселый нрав! И веселый этот нрав Называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной) Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.  На птичьем двореЦель: Закреплять произношение звуков по подражанию. Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. Ход:   Воспитатель   сопровождает   чтение   стихотворения   показом картинок. Наши уточки с утра: ­ Кря­кря­кря! ­ Кря­кря­кря! Наши гуси у пруда: ­ Га­га­га! ­ Га­га­га! А индюк среди двора: ­ Бал­бал­бал! ­ Бал­бал­бал! Наши гуленьки вверху:  ­ Грру­грру­грру! ­ Грру­грру­грру! Наши курочки в окно: ­ Ко­ко­ко! ­ Ко­ко­ко! А как Петя­петушок Рано­рано поутру Нам споет «Ку­ка­ре­ку!» (Русская народная песня) «Как   кричит   уточки?» ­   спрашивает   воспитатель.  Малыш   отвечает   на этот   и   другие   вопросы   обо   всех   птицах.   Так   он   уточняет   и   закрепляет произношение звуков.  В лес за грибами Цель: Формировать у детей представления о количестве предметов «один ­ много», активизировать в речи детей слова «один, много». Ход игры: Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов  на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого  ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку.  Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало  грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного). Малина для медвежат Цель: Формировать у детей представление равенства на основе  сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько  – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры. Воспитатель говорит:­ Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую  корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло  медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь  угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем  медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять  столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку  надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас  медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково,  поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. Угости зайчат Цель: Формировать у детей представления равенства на основе  сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько  – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли  зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я  поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще  одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы  угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько  морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат?  (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще  можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами  играть». Угостим белочек грибочками Цель: Формировать у детей представления равенства на основе  сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько  – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости.  Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте  мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну  белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько  всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим  грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько  грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их  одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень  понравилось с вами играть». Жучки на листиках Цель: Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на  основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые  жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете  летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки,  летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков?  Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень  понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения  «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и  убавления. Бабочки и цветы Цель игры: Формировать умение детей сравнивать две группы предметов  на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух  множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну»,  «одинаково». Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые  бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши  бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.  Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило  домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть». Украсим коврик Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он  хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить.  Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать?  (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные?  Куда вы положите большие круги? ( в углы) Куда вы положите маленькие  круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши  коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям». Домики для медвежат Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу  интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они  решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только  не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики.Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по  величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А  этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую  ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим  елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим  высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы  им помогли. Они хотят с вами поиграть». Угости мышек чаем Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости,  серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите,  мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем.  Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по  величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем  сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и  сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и  угостить их фруктами. Подбери дорожки к домикам Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине,  активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: Рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе  домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики  зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику  лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек. Почини коврик Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам  принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки  теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить  коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на  большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики». Мостики для зайчатЦель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий». Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и  решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только  никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики  одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их  рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите  пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику?  Какую ­ маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта  елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле  короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли». Сбор урожая Цель игры: Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень  большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на  грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать  овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие  овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине  лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие. Кто что есть? Цель: познакомить детей с тем, что едят животные. Следует использовать строительный материал для по стройки домиков и игрушки, изображающие  животных (кошку, петуха и козу), и соответствующую еду. Ход игры: «Вот, дети, сейчас мы построим домики. Кто же будет в них  жить? (строит). Вот в этом домике будет жить кошка, в этом коза, а еще один  домик мы построим для петушка. Сейчас мы будем их кормить. Кто хочет  покормить кошечку? Наташа, ты хочешь? Иди покорми. А ты знаешь, что ест  кошка»? Наташа отвечает: «Молоко, я дам ей молока». «Хо рошо, Наташа, возьми мисочку с молоком и покорми кошечку». Юра говорит: «Я хочу покормить  козочку». Воспитательница отвечает: «Хорошо, Юра, покорми ко зочку. А ты  знаешь, что она ест? Она ест травку или сено. Возьми, здесь у меня  приготовлено сено». Юра кормит козочку, а затем дает ей попить воды. «А петушок тоже хочет кушать —он любит клевать зернышки. Кто ему  зернышек даст? Иди, Таня, насыпь петушку зернышек. Ну вот, детки, всех  зверюшек мы. накормили, а теперь они будут спать, а мы пойдем гу лять». Отгадай и назови!Цель: знакомство с назначением разных предметов. Берется набор  различных игрушек и предметов, например мяч, корзинка, карандаш,  наперсток, погремушка и другие в коробке. Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 10—12 человек,  которые усаживаются полукругом на стульчиках. Посредине стоит стол.  Воспитательница по казывает детям взятые для игры пособия и спрашивает:  «Что это?» Дети называют: корзиночка, утюг и пр. Воспитательница: Для чего он (она) нужен (нужна)? Дети: Собирать ягоды, гладить. Воспитательница (поясняет): Да, корзиночка нужна, чтобы собирать в  лесу ягоды или грибы, утюгом гладят белье и платье. Если дети не назовут показанный предмет, воспита тельница называет его сама и объясняет его назначение. Каждый рассматриваемый предмет воспи  тательница ставит перед детьми на стол. Когда рассмот рены все предметы  или игрушки, она вызывает детей по одному и предлагает принести игрушку,  не называя ее, а говорит примерно так: «Принеси мне то, что надо взять с  собой, чтобы собрать грибы или ягоды, или то, в чем мама варит суп или  кашу» и т. д. Ребенок раньше, чем выполнить задание, должен внимательно выслушать  воспитательницу. Взятый со стола предмет ребенок убирает в находящуюся у  воспи тательницы коробку. Примечание: игрушек должно быть на 1—2 боль ше количества  участвующих детей, чтобы у последнего вызванного ре бенка была  возможность выбора. Игра в лото Участвуют в занятии 6—8 человек. Цель: учить называть все имеющиеся в данном лото изображения,  упражнять детей в умении сравнивать и различать предметы. Начинают с 3—5 человек, по мере усвоения ее пра вил число играющих  увеличивается до 8—10. Для игры берется один из видов лото (игрушки, животные, одежда,  мебель и др.). большинство названий которого известно детям. Количество  больших карточек должно равняться числу детей. Кроме того, должна быть  одна добавочная карта для воспитательницы. Допусти мо, чтобы у 2—3 детей  карты были одинаковые, поэтому в игре может быть использовано 2 набора  лото одного и того же названия. На большой карте должно быть не больше 3— 4 изображений. Ход игры: воспитательница говорит: «Сейчас я по кажу детям картинки», — показывает по одной малень кой картинке, спрашивая у детей, что это.  Если дети молчат, сама называет, повторно спрашивает и просит повторить.  Поправляет, если дети неправильно назы вают или неверно произносят слова.  Показав все карточ ки, она кладет на стол одну из больших карт и вместе сдетьми рассматривает изображения на ней и называет их. Потом показывает  одну из маленьких картинок и спрашивает у детей, кто на картинке. После  того, как изображение названо, предлагает найти и показать та кую же на  большой карте: «Тут петушок. А где еще пе тушок? Вот еще петушок! На  маленькой картинке пету шок и на большой тоже петушок. Давайте, закроем  его, вот так закроем». И закрывает петушка на большой карте маленькой  картинкой рисунком вниз. Постепенно дети начинают сами показывать карточ ки. При этом обычно ребенок показывает картинку и сам называет ее, не  дожидаясь, пока это сделают дру гие. «Гусь, у кого есть гусь?» Против этого  не следует возражать, так как основная цель занятия — упражне ние в  активной речи — достигается. Когда дети хорошо усвоят правила игры, активно следят за ходом игры и сами уже показывают малень кие картинки, можно, не прекращая  организованных игр в лото, давать детям в самостоятельное пользование хо  рошо знакомые наборы лото, но объединяя в игре не больше 2—3 детей. Предметное лото Цель: уметь различать, называть и сравнивать объ емные предметы с их  изображением на картинках. Берутся маленькие деревянные предметы и карты (фанерные или  картонные) с изображением этих же предметов. Шестеро человек за столом с воспитательницей. Ход игры: воспитательница вынимает из коробки объемные предметы  данного лото, спрашивает, что это, называет их, убирает обратно. Раздает  каждому по кар те с изображением 4 предметов, рассматривает с детьми  картинки, задает вопросы: «Как они назы ваются?». Затем вынимает из коробочки один предмет и спра шивает: «Что это?»  После того, как название определе но, обращается к детям: «У кого  кувшинчик?» Ребенок, у которого изображен данный предмет, говорит: «У ме  ня», получает его, называет и ставит на соответствую щее изображение. После усвоения содержания игры дети играют самостоятельно. Перекладывание цветных шариков Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре —  красный и­синий). Для игры используются красные и синие шарики в красной и синей  корзинках. Ход игры: 8—10 детей сидят полукругом на стуль чиках,  воспитательница — напротив за столом. Воспита тельница приносит красную  и синюю корзинки и шарики тех же цветов, показывает детям, дает каждомупо ша рику и спрашивает, какого он цвета. Затем она садится за стол, ставит  на него корзинки и говорит: «Наташа и Вова, подойдите к столу. Вова; какого  цвета у тебя ша рик?»— Вова отвечает. Воспитательница говорит: «По­» ложи в красную корзиночку свой красный шарик. А у тебя, Наташа, какого цвета  шарик? У тебя синий шарик. Положи свой синий шарик в синюю корзиночку.  Ты не правильно положила, ты положила синий шарик в крас ную корзиночку.  Вынь синий шарик и положи его в синюю корзиночку. Теперь правильно.  Садитесь, дети, на место». Воспитательница вызывает опять двоих детей и сно ва предлагает назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов. Катание цветных шариков Цель: различать и называть основные цвета, разви вать координированные движения руки. Для игры используются воротца 4 цветов (красные, синие, желтые,  зеленые) и шарики тех же цветов по 2 шарика каждого цвета в ящике. Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи тательница — за  детским столом перед ними. Воспита тельница приносит 4 цветных воротца,  показывает де тям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд пе ред  детьми. Вызывает детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по  своему выбору. Спрашивает? «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой  ша рик?» «Красный!» — «Правильно, покати его через крас ные ворота.  Возьми зеленый шарик. Нет, это не зеленый шарик, это синий. Возьми зеленый. Покати его через зеленые ворота. Теперь возьми еще синий шарик, пра вильно, покати его через синие ворота. Садись на место, теперь подойдет Вова».  Таким же образом воспитатель ница вызывает еще несколько человек. Для знакомства с основными цветами можно исполь зовать цветные  лоскутки и «цветные фоны» с изображе нием мелких предметов  соответствующих цветов к ним. Узнавание игрушки на ощупь Цель: уметь на ощупь по форме узнать предмет а назвать его. Для игры  используются картонная муфточ ка и мешочек с игрушками по количеству  детей. Напри мер, мячик, куколка, машина, тарелочка, шарик, кубик,  кирпичик и т. п. Игрушки детям знакомы. Ход игры: 5—6 детей сидят на стульях. Воспитатель ница показывает  детям муфточку и мешочек с игруш ками. Предлагает детям отвернуться и не смотреть, а в это время кладет в муфточку одну игрушку. Вызывает одного  ребенка, дает ему муфточку, показывает, как вложить в нее руки и предлагает сказать, какая игруш ка там лежит. Ребенок должен, ощупывая двумя рука ми, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и по казывает детям. В течение игры воспитательница предлагает детям по очереди опустить  одну руку в мешочек, ощупать одну из игрушек, назвать ее и вынуть.Потрогайте и угадайте, что я вам дала Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме. Используются мелкие предметы, знакомые детям. Количество преметов  соответствует количеству детей (шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш  и др.), Ход игры: 5—6 детей сидят полукругом на стульях, воспитательница  предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими  игрушками и го ворит: «Сейчас я каждому из этого мешочка что­то по ложу в  руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте. Потом я спрошу, у кого что  есть». Обращается по оче реди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не  смотри и скажи». — Наташа называет. — «Теперь покажи. Пра вильно. У тебя шарик, положи его в мешочек». Так, по очереди опрашивает каждого. При  повторных занятиях комплект предметов обновляется и увеличивается коли  чество детей до 10—12. Большая и маленькая куклы Цель: различать и называть предметы по величине. Берутся: кукла, стол,  стул, посуда больших размеров и такие же предметы — маленькие. Ход занятия: дети сидят полукругом на стульях, вос питательница  напротив за детским столом. Воспитатель ница ставит на стол справа  кукольный стол и стул боль ших размеров и сажает крупную куклу, а слева — маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к  детям: «Это большая кукла, а эта — маленькая. Большая — сидит на  большом стуле, около большого стола. Большую куклу зовут Катя, а малень  кую куколку—Катюша. Зачем они сели за стол, На таша?» «Наверное, им пора завтракать. Спросите у Кати и Катюши, мыли они  руки?» Наклоняется по очереди к обеим куклам и говорит детям: «Катя и  Катюша говорят, что они мылись. Завяжем им салфетки и будем их кор мить.  Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки — большую и маленькую). Из  какой тарелки мы будем кормить Катю? А Катюшу? Правильно, Катя  большая, поставь перед ней большую тарелку, а Катюша малень кая, поставь  перед ней маленькую тарелочку. Юра, по дойди. У меня две ложки, дай ложки Кате и Катюше. Правильно. Катя большая, ей нужно дать большую лож ку, а  Катюша маленькая, ей надо дать маленькую лож ку. Марина, подойди,  покажи, это какая кукла? (пока зывает на Катю). Большая, правильно.  Покорми боль шую куклу Катю из большой тарелки большой ложкой. А ты,  Оля, подойди, и скажи, какая это кукла, большая или маленькая? (Показывает на Катюшу). Правильно, это маленькая куколка — Катюша. Покорми  маленькую куклу с маленькой тарелочки, маленькой ложкой». Вместо кукол можно брать другие игрушки. Много, малоЦель: сформировать представления много, мало, один. Используется мишка, кукла, мешок с кубиками (ша риками, орехами,  шишками) и 2 мисочки. Ход игры: 10—12 детей полукругом, воспитатель ница перед ними за  столом. Воспитательница сажает на стол мишку и куклу и ставит перед ними  по миске, по казывает детям свой мешок с кубиками и говорит: «Тут в  мешочке у меня много кубиков, а у Кати и Мишки нет ничего. Сейчас я  насыплю им кубиков». — Насыпает в миску кукле много кубиков, а Мишке 2 —3 штуки.—• «Смотрите, дети, у Кати много кубиков, а у Мишки мало. Надо чтобы Катя с Мишкой поделилась». — Пересыпает. — «Теперь у Мишки  стало много кубиков, а у Кати мало». «Мишка, поделись кубиками с детьми». Воспитатель ница наклоняется к  Мишке, и спрашивает: «Миша, ты кому хочешь дать свои кубики?» После  паузы: «Он хо чет дать кубики Сереже! Иди сюда, Сережа, возьми ку бики у  Миши. Теперь у тебя кубиков много, а у Мишки нет ничего, дай ему один  кубик. А ты с кем хочешь по делиться? С Наташей? Оставь себе один, а  остальные дай Наташе». Таким образом дети делятся кубиками, оставляя себе по одному. В конце игры они возвращают все кубики кукле и Мишке. Скажи, что звучит? Цель: различать звучание различных музыкальных .инструментов:  (колокольчика, барабана, дудочки). Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи тательница напротив за столом. «Дети, смотрите, что я принесла — это барабан. Послушайте, как я бью палоч ками в барабан: трам­там­там, трам­там­там. А те перь, Вова,  подойди побей в барабан палочками. Кто еще хочет. А это колокольчик динь­ динь­динь. Вот как он звенит. Подойди, Люся, позвени колокольчиком. Так, а  это дудочка, послушайте, как я буду на ней играть ду­ду­ду (детям дудочку в  руки не дает). А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, поверни тесь спиной ко мне  и слушайте внимательно. Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем  я играла. Правильно, Наташа угада ла, я играла на дудочке. Еще раз отвернитесь и послушайте, что звучит. Пра вильно, Юра,  барабан». Для усложнения игры можно ввести еще какие­ни будь музыкальные  инструменты. Например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др. Что я делаю? Цель: различать по звуку действия с различными предметами: мяч, 2  кубика, говорящая кукла, озвучен ный волчок и т. п. Ход игры: дети сидят, воспитательница прячется за ширму, стоящую  перед ней (ширма закрывает ее до поя са), игрушки за ширмой.  Воспитательница предлагает детям сидеть тихо, послушать и угадать, с какойигруш кой она будет играть. Уходит за ширму, берет, напри мер, мяч и  бросает его на пол. Спрашивает одного ре бенка: «Лена, как ты думаешь, с  чем я играю?» Если ребенок не угадал, повторяет игру с мячом и спраши вает  другого. Затем стучит кубиком о кубик или заводит волчок. Дает время детям  послушать и опять спрашивает. Когда ребенок дает правильный ответ, дети и  воспитательница хлопают в ладоши. Где звенит? (Куда спрятался Вова?) Воспитательница дает одному ребенку погремушку или колокольчик, а  остальным детям предлагает отвер нуться и не смотреть, куда спрячется их  товарищ. Няня подзывает к себе детей, чтоб их отвлечь. Воспитательница в это время прячется где­нибудь в комнате или  выходит за дверь вместе с ребенком и предлагает ему звенеть погремушкой.  Дети по направ лению звука отыскивают спрятавшегося товарища. Игра  повторяется по желанию детей. В дальнейшем дети пря чутся  самостоятельно. Сделай, как было Цель: заметить перемену в расположении игрушек. Берутся 4—5  игрушек, знакомых детям (пирамида, авто мобиль, кукольная кроватка,  кукла). Ход игры: 10—12 человек сидят на стульях полукру гом.  Воспитательница, сидя за детским столом перед детьми, вынимает из мешочка игрушки, рассматривает их с детьми, называет и расставляет на столе.  «Посмот рите, дети, на эти игрушки, как они лежат на столе. По дойди к  столу, Наташа, посмотри внимательно и запом ни, где что лежит. Ты  отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься — скажешь, что я  переложила и сделаешь, как было. Отвернись!» — Перекладывает, на пример,  куклу кладет на кровать. Обращается к Ната ше: «Теперь посмотри и сделай,  как было, скажи, где была кукла? Правильно. Кукла на кровати не лежала, она сидела вот тут на стуле». Наташа садится на место. Вызывает второго ребенка и снова повторяет то, что говорила Наташе. Когда он отвернулся, кладет,  напри мер, пирамиду на машину. Таким образом, перемещая игрушки, она  предлагает по очереди сказать, что изме нилось и сделать, как было. Усложнение игры может быть за счет увеличения ко личества предметов.  Когда игра усвоена, можно предло жить отвернуться всем детям, а затем  вызвать одного из них, чтобы он сделал, как было. Чего не хватает?Цель: определить, что спрятано. Для игры исполь зуются игрушки  средней величины, можно предметы до машнего обихода (4—8 штук). Ход игры: 10—12 детей сидят на стульях полукру гом. Воспитательница  у стола лицом к детям. «Дети, смотрите, что я вам принесла! Вы называйте, а я буду ставить на  стол». Дети называют предметы, воспитательница ставит их на стол и еще раз  называет каждый предмет. Затем воспитательница закрывает сал феткой  расставленные предметы и один из них незамет но для детей прячет к себе на  колени. Чтобы привлечь внимание детей, считает до трех и затем снимает сал  фетку. «Дети, кто скажет, что я спрятала, чего здесь не хватает? — Кто хочет сказать? Ты, Наташа? Правиль но, Наташа, здесь лежала куколка, вот она,  возьми. Те перь еще раз посмотрим, что у нас?» Еще раз показывает предметы, предлагает детям их назвать и таким же образом закрывает их и прячет новый  предмет. Игра повторяется несколько раз. Усложняя игру, можно вводить большее число пред метов. Таким же  образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3 предметов,  добавляя посте пенно до 5—6. Изменение количества предметов на столе дает воз можность  участвовать в игре детям с разной степенью, внимания и памяти. Сюрпризы Цель: запомнить и сказать, что в пакетиках. Берутся мелкие предметы и игрушки, завернутые каждый в бумажную  салфетку (по количеству детей). Ход игры: подгруппа 8—10 человек вокруг двух сдвинутых столов.  Воспитательница приносит и ставит на стол коробку с пакетиками. «Я  принесла вам короб ку, а в ней какие­то пакетики. Интересно, что это такое?  Хотите посмотреть?» Вынимает один пакетик и, прояв ляя большую  заинтересованность, разворачивает. «Что это?». Дети называют. Если дети не  могут назвать пред* мет, называет его сама и ставит на стол. Затем дает  пакетик одному ребенку, предлагает развернуть, ска зать, что у него, и  показать детям. Таким образом все пакетики развернуты, бумага аккуратно  сложена. Все выставленное на стол рассматривается. Выясняется, для чего  служит тот или иной предмет, его цвет, форма и т. п. Затем воспитательница  предлагает каждому завер нуть один предмет и положить снова в коробку.  «Что ты завернула в пакетик, Наташа?, — спрашивает воспита тельница.— А  Юра? А Вова?» и т. д. Тем самым воспи тательница заставляет каждого  ребенка вспомнить на звание завернутого им предмет Угадай­ка! Цель: угадывать действия других детей. Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспи тательница  напротив. Воспитательница предлагает одному из детей выйти из комнаты илиспрятаться за шкаф, чтобы он не видел, что делают остальные дети, и  показывает какое­нибудь действие, которому дети должны подражать.  Например, все должны умываться, или при чесываться, или пить из чашечки,  зашнуровывать бо тинки и т. п. Воспитательница предлагает позвать ушед  шего ребенка, говоря стихотворение, известное в детских учреждениях,  которое дети за ней повторяют: Выходи­ка, наш товарищ, Посмотри­ка ты на нас, Угадай­ка, наш товарищ, Что мы делаем сейчас, Что мы делаем, не скажем, Что мы делаем, покажем. Ребенок подходит к детям, воспитательница совмест но с детьми  начинают выполнять задуманное действие, угадавший садится в круг, а  другому ребенку предла гается выйти из комнаты, и игра повторяется. Кто ушел? Цель: угадать, кто ушел. Ход игры: половина группы детей сидит на стульях. Сбоку четыре стула для   участников   игры.   Воспитатель   говорит   детям,   что   сейчас   они   будут угадывать, кто ушел? Вызывает 4 детей. Трое садятся в ряд, 4­й напротив них. Воспитательница   предлагает   ему   внима   тельно   посмотреть,   кто   сидит напротив,   сказать,   как   их   зовут,   и   уйти   в   другую   комнату.   Один   из   трех прячется»   Угадывающий   возвращается   и   садится   на   свое   место*   «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел»? Если он угадал, спрятавшийся выбегает, и все хлопают в ла доши. Эта четверка садится на свои места, а воспита тельница вызывает новых 4 детей, и игра возобнов ляется. Усложнение: увеличивать число детей и угадывать, кто ушел из 4 и 5 детей.