ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
«ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ!»
Санкт-Петербург
Педагогический проект в детском саду на тему "Осень" направлен на отработку интеллектуальных навыков воспитанников и расширения познаний о временах года и, в особенности, об осени. Воспитанники подготовительной группы узнают много об особенностях осенней поры, о жизнедеятельности животных и растениях в данное время года.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: 2 месяца (сентябрь-октябрь).
По характеру содержания проекта: ребенок и природа, ребенок и его семья, ребенок и рукотворный мир.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей
По количеству участников проекта: групповой
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательная область:
· социально - коммуникативное развитие
· познавательное развитие
· речевое развитие
· художественно-эстетическое развитие
· физическое развитие.
Актуальность темы
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Участие детей в проекте Осень, осень - в гости просим!» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей об осени.
Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, с цветовой гаммой, присущей осени; продолжать формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
План реализации
1. Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
2. Прогулки, наблюдения за изменениями в природе.
3. Слушание музыки Чайковского П.И. «Времена года» (Осень), Вивальди «Времена года» Осень.
4. Ведение календаря природы.
5. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов об осени.
6. Дидактические игры.
7. Занятия по изобразительной деятельности.
8. Выставка «Золотая осень».
9. Развлечение на улице «Что нам осень принесла?».
Продукт проектной деятельности:
· работа с календарем природы и определение средней температуры воздуха за месяц, количество пасмурных, ясных дней;
· выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки, поделки из листьев, плодов);
· развлечение «Что нам осень принесла».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
«Что в корзинку мы берем?»
Задачи: - закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу
- научить различать плоды по месту их выращивания.
- сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Угадай, что в мешочке»
Задачи: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
«С какой ветки детки?»
Задачи: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
«Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
«Что лишнее?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Праздник урожая
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды
.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(Татьяна Бокова)
Загадки:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад )
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Сто одежек — Все без застежек.
(Капуста)
Это вовсе не игрушка — Ароматная…
(Петрушка)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)
Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
(Капуста)
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
(Кукуруза)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Маленький и горький, луку брат.
(Чеснок)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа».
(Фасоль)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок — Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка)
Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
(Кабачок)
В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…
(Лук)
Он кусает — но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи…
(Чеснок)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Голова на ножке, в голове горошки.
(Горох)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.
(Яблоко)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Морковь)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.
(Арбуз)
Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня)
Снесли птички -
Синеньки яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
(Слива)
На ветке - конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке породы ежовой.
(Крыжовник)
Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти -
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Жёлтая и сладкая
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(груша)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд.
(вишня)
ПРИМЕТЫ
Приметой называют отличительный признак какого-либо процесса или явления. Многовековые народные наблюдения позволили выделить следующие осенние приметы:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.