Журавецкая Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 5 г. Асино. Образование высшее, окончила Томский Государственный педагогический институт в 1987 году по специальности русский язык и литература. Общий педагогический и трудовой стаж 19 лет, разряд по ЕТС - 14, высшая категория.
После окончания института пришла работать в школу – новостройку, где и преподаю с ее открытия. Незаметно, как один день, пролетели вот уже почти 19 лет работы в школе, ставшей для меня родной. За это время были достижения и успехи, трудности и неудачи, что, наверное, присуще любому человеку. Но никогда я не разочаровалась в том пути, на который когда-то ступила.
Приоритетом в своей работе считаю становление личности ребенка. Стремлюсь дать детям те знания, которые помогут познать самого себя, найти место в жизни, станут ступенькой к самосовершенствованию. Надо уметь дойти до сердца ребенка. Научить его не оставаться безразличным к чужой судьбе, чтобы оно не уставало стремиться к добру. Этому возможно научить детей, если любишь их, а это напряженный труд, постоянное самосовершенствование. Результат своей работы как учителя – словесника вижу в том, чтобы каждый ученик овладел русским языком как средством устного, так и письменного общения. Для этого необходимы два условия: творческий подход со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету у обучающихся. Поэтому в основу изучения русского языка и литературы на протяжении всех лет работы я старалась поставить повышение интереса к моему предмету, познавательной активности обучающихся на уроке.
Учебными достижениями своих детей я считаю не только освоение предметов русский язык и литература, но и как достижение - личность и судьбу каждого из них. Это становится особенно важным в нашей школе, где 40% от общего количества обучающихся составляют дети из детского дома и областного центра реабилитации несовершеннолетних, а 16% - из неблагополучных семей.
Если раньше в микрорайоне, в котором расположена школа № 5, действовало одно из градообразующих предприятий, то в настоящее время банкротство этого предприятия привело к увеличению безработных, малообеспеченных, асоциальных семей. При общей тенденции уменьшения количества семейных детей в образовательном учреждении, процент воспитанников детского дома и приюта возрастает. Большинство родителей представляют в социальном плане рабочих (57%), служащих (23%), предпринимателей (5%), безработных (15%).
В микрорайоне находятся два учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, поступающих на реабилитацию. Эти дети не учатся очень долгое время, бродяжничают, а после их определения в детский дом и областной центр реабилитации несовершеннолетних они пополняют состав наших обучающихся. Такие дети составляют 40% от общего числа наших обучающихся. Частая смена данной категории детей создает значительные трудности в обучении и воспитании, требует огромных усилий, знаний, использования различных форм и методов, терпения в плане повышения качества результатов обучения и воспитания. Социальный паспорт классов, в которых работает учитель:
|
Контингент обучающихся |
7А |
9Б |
11А |
|
Общее количество обучающихся в классе |
24 |
24 |
12 |
|
Количество детей детского дома и приюта |
8-33% |
7-30% |
2-17 %. |
|
Количество детей из неблагополучных семей |
4-16% |
3-13% |
0 |
|
Количество детей из малообеспеченных семей |
6-25% |
5-21% |
7-58% |
|
Количество детей из неполных семей |
7-29% |
8-33% |
6-50% |
Состав обучающихся классов непостоянен вследствие частого прибытия и убытия воспитанников интернаторных учреждений. Естественно, что на состояние уровня образования и воспитания обучающихся оказывает огромное влияние временное (от 2 до 6 месяцев) пребывание воспитанников приюта в школе со сниженной учебной мотивацией. Как правило, такие социально запущенные дети неуспешны в обучении. Эта проблема и поиск способов её решения заставляет включаться в опытно-экспериментальную работу по выявлению благоприятных условий формирования универсальных культуросообразных умений (познавательных, деятельностных, коммуникативных). Передо мной, как учителем русского языка и литературы, стала задача преодолеть неуспешность социально запущенных детей в направлении расширения предметных умений.
1. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Основными учебными достижениями моих учеников являются результаты итоговой аттестации за курс основной и полной средней школы. Как показывают результаты экзаменов, за последние три года уровень обученности (абсолютная успеваемость) составляет постоянно 100%, а качественная успеваемость – от 54% до 100%. Это показано в таблицах.
Результаты экзаменов.
|
2003г. 11А класс
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
Русский язык и литература (сочинение) |
Русский язык – 100% Литература – 100% |
Русский язык – 75% Литература – 72% |
|
Русский язык (ЕГЭ) |
100% |
71% |
|
Литература (устно) |
100% |
100% |
В этом выпуске (2003г.) 5 обучающихся закончили школу с медалями:
· 3 золотые медали (Никитина Екатерина, Кротова Наталья, Сергеева Елена)
· 2 серебряные медали (Бардашова Алена, Сливинская Галина),
что тоже можно считать большим достижением в работе учителя.
|
2004г. 9Б класс |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
Русский язык (изложение) |
100% |
54% |
|
Литература (устно) |
100% |
100% |
|
2005г. 9А класс |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
Русский язык (изложение) |
100% |
58% |
|
Русский язык (устно) |
100% |
100% |
|
Литература (устно) |
100% |
100% |
Результаты комплексного мониторингового исследования по линии ТОИПКРО позволяют сделать вывод о состоянии качества знаний и умений обучающихся по преподаваемым предметам. Тестирование проводилось в 2005 и 2006 году. Из приведенных ниже таблиц видно, что уровень обученности постоянно составляет 100%, качественная успеваемость от 62 до 100%.
|
2005г. |
Уровень обученности
|
Качественная успеваемость |
|
Русский язык 5А класс |
100% |
62% |
|
Литература 9А класс |
100% |
!00 % |
|
2006г. |
Уровень обученности
|
Качественная успеваемость |
|
Русский язык 6А класс |
100% |
100% |
|
Русский язык 8Б класс |
100% |
95% |
|
Русский язык 10А класс |
100% |
84,6% |
В течение последних трех лет постоянно работаю в двух классах – 11А и 9Б, два с половиной года в 7А классе. Становится возможным проследить учебные достижения этих обучающихся в освоении учебных предметов русский язык и литература на основе годовых и полугодовых отметок.
Освоение учебного предмета русский язык в рамках государственного образовательного стандарта.
|
2003-2004г. 8А кл. |
2004-2005г. 9А кл. |
2005-2006г. 10А кл. |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
100% |
47% |
100% |
62% |
100% |
83% |
|
2003-2004г. 6Б кл. |
2004-2005г. 7Б кл. |
2005-2006г. 8Б кл. |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
100% |
46% |
100% |
62% |
100% |
75% |
|
2003-2004г. |
2004-2005г. 5А кл. |
2005-2006г. 6А кл. |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
|
|
88% |
37% |
100% |
40% |
Освоение учебного предмета литература в рамках государственного образовательного стандарта.
|
2003-2004г. 8А кл. |
2004-2005г. 9А кл |
2005-2006г. 10А кл. . |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
100% |
60% |
100% |
69% |
100% |
75% |
|
2003-2004г. 6Б кл. |
2004-2005г. 7Б кл. |
2005-2006г. 8Б кл. |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
100% |
79% |
100% |
91,6% |
100% |
93% |
|
2003-2004г. |
2004-2005г. 5А кл. |
2005-2006г. 6А кл. |
|||
|
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
Уровень обученности |
Качественная успеваемость |
|
|
|
92% |
58% |
100% |
64% |
Из приведенных показателей можно проследить позитивную динамику уровня обученности и качества знаний обучающихся за последние три года. Более высокое качество знаний обучающихся по литературе в сравнении с русским языком объясняется спецификой предмета, уровнем сложности, тем, что в рамках предмета литература обучающиеся больше занимаются проектно-исследовательской деятельностью, и, в какой-то мере, увлеченностью учителя предметом литература.
|
|
2003-2004 уч. год |
2004-2005 уч. год |
2005-2006 уч. год |
|
Контингент обучающихся |
8А,6Б |
9А, 7Б, 5А |
10А, 8Б, 6А |
|
Абсолютная успеваемость, % русск. яз./литер. |
100% / 100% |
96% / 97% |
100% / 100% |
|
Качественная успеваемость, % русск. яз./литер. |
46,5% / 69,5% |
54% / 73% |
66% / 77% |
Главным достижением считаю положительную динамику успехов детей из детского дома и центра социальной реабилитации несовершеннолетних
|
Класс |
5А кл. 2004-2005г. |
6А кл. 2005-2006г. |
7А кл. I полугодие 2006-2007г. |
|
Количество детей детского дома и приюта |
8-31% |
8-32% |
8-33% |
|
Абсолютная успеваемость русск. яз./лит. |
88% / 92% |
100% / 100% |
100% /100% |
|
Качественная успеваемость рус. яз./лит. |
27% / 45% |
34% / 52% |
37% /60% |
|
Класс |
7Б кл. 2004-2005г. |
8Б кл. 2005-2006г. |
9Б кл. I полугодие 2006-2007г. |
|
Количество детей детского дома и приюта |
7-26% |
7-28% |
7-30% |
|
Абсолютная успеваемость русск. яз./лит. |
92% / 98% |
100% / 100% |
100% /100% |
|
Качественная успеваемость рус. яз./лит. |
37% / 58% |
45% / 62% |
50% / 75% |
Ежегодно обучающиеся моих классов принимают участие в предметных олимпиадах.
Количество участников академических (предметных) олимпиад/из них призеров
|
|
2004-2005 уч. год |
2005-2006 уч. год |
2006-2007 уч. год |
|
школьной |
Всего 8/из них призеров 6 |
Всего 9/из них призеров 6 |
Всего 10/из них призеров 6 |
|
муниципальной |
Всего 4/из них призеров 0 |
Всего 4/из них призеров 1 |
Всего 4/из них призеров 2 |
|
региональной |
- |
- |
1 |
За последние два года мои ученики заняли три призовых места в районных олимпиадах.
2006г. Дакаева Дарья, 8 класс – III место по русскому языку среди 9-х классов
2007г. Дакаева Дарья, 9 класс – I место по русскому языку, участница областной олимпиады по русскому языку
Сарычева Аксинья, 9 класс – II место по литературе
Двое моих учениц – Прохоренко Юлия и Просина Елена - награждены премией Главы Асиновского района (2002г., 2006г.)
Количество участников неакадемических олимпиад
|
|
2002-2003 уч. год |
2003-2004 уч. год |
2004-2005 уч. год |
|
Лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок» |
Всего 22/из них призеров в школьной 7 Муниципальной 4 Региональной 1 (I место) Федеральной 1 (III место) |
Всего 23/из них призеров в школьной 8 Муниципальной 4 Региональной 2 (5, 7 место) |
Всего 24 /из них призеров в школьной 9 Муниципальной 4 Региональной |
|
Создание проектов по предмету |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 2/0 |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 3/1 |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 5/2 |
|
Исследовательские работы по предмету |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 3/1 |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 4/2 |
Количество работ/из них детей детского дома и приюта 6/3 |
Можно отметить рост подготовленных и представленных на различных уровнях работ обучающихся. Важно, что увеличивается не только количество работ, но и значительно улучшается качество.
2007г. в районной научно-практической конференции «Мир вокруг нас» двое моих учеников заняли призовые места:
Журавецкий Илья, 9 класс – I место (исследовательская работа «И стольких судеб крестный путь…»). Эта работа была представлена на областной конференции «Молодая Россия читает» (27.02.07г.) в рамках широкомасштабной культурно-просветительской акции ТОДЮБ на территории Томской области «Читающее общество – духовная Россия».
Подобина Юлия, 11 класс – III место (исследовательская работа по литературе «Н.В.Гоголь в творческом сознании М.А. Булгакова»)


Динамика учебных достижений обучающихся показывает, что методическая направленность на пробуждение творческой активности обучающихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи приносит результаты. Главным в моей в работе остается по-прежнему развитие способностей, творческой самостоятельности каждого ученика, что проявляется в направленности преподавания на речевое развитие обучающихся, во взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Забочусь о том, чтобы всю ученическую работу построить целенаправленно. Организация целенаправленной работы способствует усилению практической стороны обучения. Создание проблемных ситуаций помогает поддерживать стойкий интерес обучающихся к предмету. Эту же функцию выполняют разработанные мною программы спецкурсов и факультативов.
Результаты диагностики отношения к учебным предметам
|
№
|
Классы |
Предмет Учебного плана |
Учебные года |
||||||||
|
2004-2005 г. г. |
2005-2006 г. г. |
2006-2007г.г. |
|||||||||
|
Критерии |
Критерии |
Критерии |
|||||||||
|
Нравится |
Равнодушен
|
Не нравится
|
Нравится |
Равнодушен
|
Не нравится
|
Нравится |
Равнодушен
|
Не нравится
|
|||
|
1. |
9Б класс |
Русский язык |
15 |
12 |
0 |
17 |
10 |
0 |
19 |
8 |
0 |
|
Литература |
16 |
11 |
0 |
19 |
8 |
0 |
20 |
7 |
0 |
||
|
2. |
11А класс |
Русский язык |
12 |
12 |
0 |
14 |
10 |
0 |
16 |
8 |
0 |
|
Литература |
15 |
9 |
0 |
17 |
7 |
0 |
19 |
5 |
0 |
||
Результаты диагностики мотивации учебной деятельности, познавательной активности и тревожности обучающихся 9Б класса.
|
Класс |
9Б |
9Б |
Динамика |
||||||
|
Полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
|
||||||
|
Учебная мотивация |
Избегание неудач |
Мотивация достижений |
Избегание неудач |
Мотивация достижений |
|
||||
|
15 |
12 |
10 |
17 |
+18,5% |
|||||
|
Уровень тревожности |
Высо- кий |
Сред ний |
Низкий |
Высо кий |
Сред ний |
Низкий |
|
||
|
7 |
11 |
9 |
5 |
13 |
9 |
+7,4% |
|||
Результаты диагностики мотивации учебной деятельности, познавательной активности и тревожности обучающихся 11А класса.
|
Класс |
11А |
11А |
Динамика |
||||||
|
Полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
|
||||||
|
Учебная мотивация |
Избегание неудач |
Мотивация достижений |
Избегание неудач |
Мотивация достижений |
|
||||
|
14 |
10 |
8 |
16 |
+25% |
|||||
|
Уровень тревожности |
Высо- кий |
Сред ний |
Низкий |
Высо кий |
Сред ний |
Низкий |
|
||
|
6 |
9 |
9 |
4 |
12 |
8 |
+12,5% |
|||
Результаты обработки психодиагностических данных по 9Б и 11А классам позволяют сделать следующие выводы:
1. Мотивация изучения обчающимися русского языка и литературы имеет устойчивую тенденцию к переходу от внешних побудительных мотивов учения, обусловленных факторами одобрения со стороны значимых взрослых или получения положительной оценки, к осознанным внутренним, обуславливаемым стремлением к получению новых знаний, приобретения умений и навыков, которые пригодятся в будущем.
2. Ведущими стимулами повышения успеваемости и качества знаний постепенно становятся не материальные, а моральные и эмоциональное одобрение и подкрепление. Большее значение для обучающихся приобретает мнение товарищей и внутришкольный рейтинг успешности обучения классного коллектива, а не сам факт личной успешности или неуспешности.
3. Несмотря на общероссийскую тенденцию к снижению интереса школьников к письму, родному языку и чтению программной литературы, в классах наблюдается устойчивый рост положительного эмоционального отношения к изучению русского языка и литературы, снижается количество обучающихся, которые относятся к изучению данных предметов равнодушно или проявляют эмоциональное неприятие этих учебных дисциплин.
2. Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.
Большое значение в формировании увлеченности, самостоятельного поиска имеет связь между учебной и внеклассной работой. Именно внеклассная работа по предмету является важнейшей мотивацией успешного освоения учебной программы. Обучение русскому языку и литературе в современном образовательном пространстве не может быть ограничено только традиционными уроками, учебным временем, предусмотренным в федеральном компоненте Базисного учебного плана, – сейчас это понимают все. Охватить на уроке весь интересный и полезный для детей материал практически невозможно, поэтому в школе все чаще использую дополнительные курсы. Это обусловлено как особенностями базовых курсов Русский язык и Литература в школе, так и недостаточным количеством учебных часов для углубления и расширения стандартного содержания образования на уроках. Мною разработаны и апробированы элективные курсы «Основы общей риторики», «Русская словесность», «Дон-Жуанский список Пушкина», «Поэтические течения начала XX века».
Традиционно принимаем участие в лингвистической игре-конкурсе «Русский медвежонок», районных литературных конкурсах «Волшебное перо», «Молодая капель». 50% обучающихся стабильно и регулярно участвуют во внеурочной деятельности.
|
Вид деятельности |
Годы |
Количество участников |
|||
|
Исследовательская и проектная деятельность |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
8 12 17 |
|||
|
Литературный театр |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
9 15 21 |
|||
|
Работа над электронным учебником |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
2 4 6 |
|||
|
Работа над ученическим сайтом |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
1 4 7 |
|||
|
Игра «Умники и умницы»
|
2003-2004 2004-2005 2005-2006
|
18 32 47 |
|||
|
Литературный дискуссионный клуб |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
10 12 18 |
|||
|
Работа элективных курсов |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
24 24 47 |
|||
|
Районный конкурс чтецов |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
7 9 11 |
|||
|
Районные поэтические конкурсы «Молодая капель», «Волшебное перо» |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
2 3 4 |
|||
|
КВНы |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
12 24 36 |
|||
|
Декада русского языка и литературы |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 |
28 34 48 |
Представленная таблица показывает, что внеурочная деятельность реализуется в работе инновационных образовательных программ «Литература и театр», коллективных проектов, элективных курсов. Положительным результатом работы можно считать победы учеников на различных конкурсах:
В 2003 году группа юношей 11 класса стала победителями районного конкурса чтецов «Причулымская весна» с театрализованной композицией по произведениям В. В. Маяковского.
2005 год – Моисеев Станислав, ученик 9 класса, - победитель районного литературного конкурса «Волшебное перо».

2006 год - Журавецкий Илья, 8 класс, - победитель
районного конкурса сочинений «Наша школьная страна», посвященного 100-летию
Асиновского образования.


Одним из моих любимых приемов работы с художественными произведениями и на уроках и во внеклассной работе является инсценирование. Имею большой опыт внеклассной работы по предмету. В течение всех лет работы в школе ежегодно ставила ученические спектакли, литературные вечера, инсценировки. Среди литературных вечеров лучшими были Гоголевский вечер, Чеховский вечер, «Любовью дорожить умейте», литературный салон «Вечер современной поэзии», спектакль «Я к вам приду» по произведениям В. Маяковского, Пушкинский вечер, «В канун Рождества». Сам процесс репетиций, которые проходят во внеурочное время, дает очень много для творческого развития, для углубления литературных знаний. Ученики всегда с большим желанием готовят литературные вечера. В школе есть свои театральные традиции, лучшие актеры. Такая работа интересна мне, поэтому несколько лет работала по теме самообразования «Развитие творческих способностей обучающихся». Считаю, что одна из главных задач учителя-словесника - выявление творческих способностей у каждого школьника. И нигде так полно и ярко не проявляются творческие способности детей как в школьном театре. Это и дополнительные гуманитарные знания, и культура чувств, и способ проявить себя.
При подготовке и проведении вечера в работу включается большое количество обучающихся. Я глубоко убеждена, что литературные вечера – одна из наиболее действенных форм внеклассных занятий в школе, судя по тому горячему энтузиазму, с которым относятся к вечерам мои ученики. Поэтические вечера не только обогащают учеников новыми знаниями, но и воспитывают любовь к родной литературе, приобщают к прекрасному, учат добру и милосердию. И особенно это актуально в нашем микрорайоне, отдаленном от центра города. Мы ставим спектакли для детей из детского дома, приюта, дома престарелых, который тоже находится в нашем микрорайоне. Привлечение окружающего социума – одна из главных задач наших проектов. Особенно в условиях малого города, где нет своего театра.
В целях решения проблемы улучшения социальной и культурной жизни микрорайона мною совместно с педагогом – психологом школы Моисеевым П.Ю. в 2006-2007 учебном году разработана программа совместной работы с Советом Асиновского городского поселения: «Школа – центр социально-политической, культурной, образовательной и воспитательной жизни микрорайона». В настоящий момент решается вопрос о придании данной программе статуса районного эксперимента, а школе - базовой экспериментальной площадки УО Администрации Асиновского района.
Литературные вечера производят необыкновенно сильное впечатление на всех присутствующих. О своих впечатлениях от театральных постановок, литературных вечеров ученики пишут в своих сочинениях, рассказывают на страницах районной прессы:
«Большое впечатление произвело чтение стихов Маяковского. Исполнители смогли понять, прочувствовать и рассказать всем о боли, ненависти, любви такого большого человека, как Маяковский».
«Возможно, увлечение театром с годами пройдет, но
память о дружбе, друзьях останется – ничего не проходит даром».
Увлечение школьным театром для многих выпускников находит продолжение и в дальнейшей жизни. Кожемякина Мария закончила театральное училище г.Новосибирска, Рома Федоров занимается в городском народном театре. В 2004г. исполнил роль Ланцелота в пьесе Е.Шварца «Дракон», в этом году в постановках народного театра участвуют девятиклассники.
![]() |
![]() |
||
Еще одно мое увлечение – поэзия. Поэтому лучшие мои уроки – о любимых поэтах. Мне кажется, что на таких уроках мои чувства передаются старшеклассникам, и они не просто получают знания, но и перенимают мое отношение к поэту. Многие из моих учеников пробуют сами писать стихи. Ежегодно участвуем в районных конкурсах «Волшебное перо», «Молодая капель».
Одно из юных дарований – моя ученица Прохоренко Юлия.
Первое ее стихотворение было написано к школьному празднику. Затем Юля стала
постоянной участницей поэтических районных конкурсов, лауреатом премии Главы
Асиновского района. Талант девочки растет из года в год: появляются новые образы,
оттачивается мастерство. Ее стихотворения, а также стихотворения Дакаевой Дарьи
и Чернышовой Марии публикуются на страницах районной газеты, входят в сборник
работ участников конкурса.
Индивидуальный подход важен для любого ученика – для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта. Основная моя задача заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться. К сожалению, систематически заниматься развитием индивидуальных творческих способностей у каждого школьника на уроках не представляется возможным. Поэтому решаю данную проблему в процессе организации внеучебной деятельности по предмету.
3. Результаты деятельности в качестве классного руководителя.
Классным руководителем пятого класса стала сразу же после окончания ТГПИ в 1987 году и поступления на работу в школу. За 19 лет работы в одной школе являлась классным руководителем трех классов. Каждый класс сопровождала с 5 по 11 класс (по 7, 6 лет работы с каждым составом). Сейчас работаю с детьми 11 класса, которых взяла в 5 классе 2000г.
Через классное руководство стараюсь сформировать в детях главные ценности:
· формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества, человеческих взаимоотношений;
· совершенствование психологических процессов самонаблюдения, саморегуляции чувств, эмоций, овладение навыками самоанализа как основы для работы по самовоспитанию;
· формирование нравственной и гражданской позиций ребят; приобщение к духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности; формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок;
· формирование экологического мышления;
· формирование коллектива;
· развитие структуры самоуправления в классе;
· проведение работы по профориентации и самореализации ребят;
· интеллектуализация познавательных процессов: развитие мышления, творческой активности обучающихся.


Социальный
статус класса среднего уровня: 6 человек из класса воспитываются в неполных
семьях, двое учеников являются воспитанниками детского дома. Материальные и
жилищно-бытовые условия у большинства ребят хорошие. Социально-психологические
условия в семьях не вызывают тревоги. В классе нет ребят, проживающих в семьях
социальной группы риска. Правонарушений у обучающихся класса нет, чему
способствовало во многом то, что два года
были профильным отрядом ЮИД. Два года являлись победителями: районного
смотра-конкурса агитбригад по правилам дорожного движения; районного конкурса
«Лучший классный час по правилам дорожного движения»; районного конкурса
уголков по безопасности дорожного движения; районных соревнований
велосипедистов «Безопасное колесо»; районных соревнований юных регулировщиков.
![]() |
Класс обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, большая часть ребят и родителей мотивировано на учебу, В течение всех лет работы уделялось большое внимание разделу «учеба», включая в себя координацию усилий по вовлечению слабых ребят в процесс обучения, создание ситуации успеха, развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика. Работа по данному направлению продолжается.
Успешно принимают обучающиеся класса участие в районных предметных олимпиадах.
|
|
2004-2005 учебный год 9 класс |
2005-2006 учебный год 10 класс |
2006-2007 учебный год 11 класс |
|
Количество призеров районных предметных олимпиад из класса |
6 |
8 |
9 |
|
Количество участников областных предметных олимпиад из класса |
2 |
4 |
2 |
Михайленко Вячеслав активно занимается лыжным спортом, имеет спортивные достижения на региональном и федеральном уровнях
· чемпион Томской области 2005г. в марафоне
· серебряный призер первенства области 2006г. в спринте
· член сборной команды юношей Томской области
· участник чемпионата России 2006г. Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в г. Новосибирске, где показал лучший результат в коньковом ходе на 15 км. в команде томских лыжников, его результат 44 мин.22 сек.
· участник российского турнира на приз олимпийской чемпионки Любови Егоровой. На дистанции 10 км. коньковым ходом занял 6 место (с результатом 27 мин.58 сек.), классическим ходом занял 7 место (с результатом 31 мин.50 сек.)
Слава стал участником проекта для одаренных детей «Надежда Причулымья», организованного ЗАО Сибирская Аграрная Группа и редакцией районной газеты «Образ жизни. Регион». Информация о нем занесена во всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», 2006г.
В 2006г. пятеро обучающихся класса приняли участие во II районной научной конференции школьников «Мир вокруг нас». Моисеев Станислав стал победителем в секции психологии, а Гагарин Дмитрий и Палагин Антон заняли II место в секции физики. В 2007 г. - Подобина Юлия – III место (исследовательская работа по литературе «Н.В.Гоголь в творческом сознании М.А. Булгакова»)
Всем классом приняли участие в региональной экологической конференции школьников «Чистая вода для всех» , где стали победителями. Организована персональная выставка графических работ ученицы класса Скорик Анастасии «Мой внутренний мир». Школьная команда КВН «ШОК» стала чемпионом сезона 2005-2006 года среди команд учебных заведений г. Асино. Большую часть команды составляют обучающиеся 11А класса.
В классе ведется работа по формированию ученического
самоуправления. Самоуправление в классе
действует в рамках школьного ученического парламента (детское ученическая
организация «Эдельвейс»). В классе ежегодно проходят выборы президента класса,
министров образования, культуры, дисциплины и порядка, печати, труда, спорта,
социальных вопросов для представительства в школьном парламенте. Парламент –
это возможность самим обучающимся планировать, организовывать свою
деятельность, подводить итоги. Всегда активно участвуем в жизни школы:
различных мероприятиях, конкурсах и т. д. В
прошлом учебном году хорошо работал актив класса. Итогом работы стала победа в
школьном конкурсе «Лучший класс года».
Уменьшилась
группа пассивных ребят. Все чаще у ребят возникает желание участвовать в делах
класса и школы, занимая не пассивную, а активную позицию. Становились
победителями традиционных школьных мероприятий: смотр песни и строя,
туристический слет, смотр классных уголков.
![]() |
![]() |
||
В классе осуществляется взаимосвязь с родительской общественностью. Родители принимают участие в жизни класса и школы, оказывают помощь. Посещают уроки, готовят совместно с детьми и классным руководителем классные часы, праздники, беседы, экскурсии, походы на природу, привлекаются для работы в Попечительском совете. Регулярно проводятся родительские собрания (1 раз в четверть), посвященные отдельным проблемам воспитания: «Как помочь школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и другие, индивидуальная работа с родителями.
Отзыв о работе классного руководителя Моисеевой И. П., мамы обучающегося класса Моисеева Станислава:
«Марина Анатольевна Журавецкая является не только прекрасным педагогом, профессионально знающим свой предмет, но и отличным организатором детского коллектива. Как классный руководитель Марина Анатольевна обладает педагогическим чутьем и профессиональной зоркостью. Отличается умением слушать и понимать ребенка, знает особенности и способности каждого ученика, что помогает раскрытию творческого потенциала класса, умеет поддержать и оказать помощь в трудную минуту. Как личность Марина Анатольевна всегда является примером для своих воспитанников: это человек с высоким уровнем культуры, широким кругозором, чувством юмора и находчивостью. Ее внешний облик также воспитывает у детей вкус и безупречность. Марина Анатольевна способна к непосредственному влиянию на своих воспитанников, Умеет «заразить» своей идеей, педагогической находкой, эмоционально-выразительно доносит информацию, что не может не заинтересовать ребенка и коллектив в целом. Проявляет в межличностном общении педагогический такт и высокую культуру речи. Обладает чувством собственной значимости и уверенности в себе, что положительно сказывается на детях, развитии у них здоровой самооценки. Марина Анатольевна взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, организуя воспитательную работу таким образом, что родители становятся активными участниками жизни классного коллектива».
Основной задачей воспитательной работы является привитие ребятам навыков самоорганизации. Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Исходя из этого, деятельность классного руководителя строилась так, чтобы сочетались разнообразные формы воспитательной работы. Каждый ребенок имел возможность опробовать свои силы, найти себя.
Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. У ребят появились первые попытки анализа своей деятельности. Ребята пытаются проявить самостоятельность при планировании и анализе деятельности. Они учатся дружить, жить интересами коллектива, находить свою нишу в классном сообществе, вырабатывать активную позицию. В классе становится престижно хорошо учиться, уметь творчески подходить к делам.
Работа по созданию благоприятного климата.
|
Формы работы |
Мероприятия |
Цели и задачи |
Результаты |
|
Индивидуальная
|
Мониторинг особенностей в развитии и формировании ЦСС и СЖО в старших классах школы. Мониторинг субъективной оценки качества жизни. Мониторинг особенностей индивидуально-психологического развития личности, характера и специфики межличностных отношений в детских группах и коллективах. Диагностика особенностей формирования полоролевых и гендерных стереотипов и установок. |
Диагностика особенностей формирования индивидуальных особенностей личности
Диагностика микроклимата в классе
Психодиагностика |
Смысложизненные ориентации стали более осмысленными и приобрели общественную значимость. Наблюдается устойчивая положительная динамика морально-психологического климата и межличностных отношений в классе. |
|
Групповая
|
Проведение тренингов, направленных на формирование коммуникативной компетентности, личностного роста, становление и развитие адаптивных механизмов личности. |
Коррекционно- развивающая работа |
Повысилась личная значимость участия в классных и общешкольных мероприятиях |
|
Коллективная
|
Участие в программах социальной адаптации детей-сирот, детей из неблагополучных и мало- обеспеченных семей. Участие в общешкольных, районных и городских мероприятиях. |
Формирование толерантности
Расширение коммуникативного пространства личности |
Пять обучающихся являются членами центра гражданского образования «Наше время», двое – члены районного штаба «Молодой гвардии». Класс принимает активное участие в общешкольных и районных мероприятиях |
После обработки предварительных результатов пилотажного психодиагностического исследования специфики межличностных и межгрупповых отношений, а также анкетирования субъективной удовлетворенности морально-психологическим климатом в коллективе 11А класса, на основании полученных данных, возможно сформулировать следующие выводы:
1. Субъективная удовлетворенность морально-психологическим климатом в классе имеет устойчивую положительную динамику, существенно повысилась положительная оценка коммуникативной ситуации и характера отношений, подавляющее большинство респондентов с большим желанием принимают участие в классных мероприятиях и готовы отстаивать честь класса на общешкольном уровне.
2. В ходе диагностики коллектив 11А класса показал стабильную гомогенность по основным показателям межличностных отношений. Не смотря на отсутствие явного лидера, в классе нет категории отвергаемых, существует положительная установка на общение с одноклассниками как среди девушек, так и среди юношей.
3. Системная реализация проводимых мероприятий оказывает положительное воздействие на создание благоприятного климата в классном коллективе.
С 2004-2005 учебного года стали экспериментальным классом, так как школа приняла участие в областной программе эксперимента по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки. В режиме эксперимента осуществляли предпрофильную подготовку в 9 классе и вышли на естественнонаучный профиль в 10 классе. Как классный руководитель профильного класса являюсь школьным координатором эксперимента, вела в своем классе новый предмет регионального компонента «Основы проектирования».
Свою деятельность в качестве классного руководителя рассматриваю как возможность соединить обучение и воспитание, познавательные и воспитательные процессы. Моя педагогическая цель - воспитывать жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни людей.
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
На уроках реализую принцип проблемного обучения, единства обучения и воспитания. Осуществляю методическую направленность на пробуждение творческой активности обучающихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. Главное в работе – развитие способностей, творческой самостоятельности каждого ученика, что проявляется в направленности преподавания на речевое развитие обучающихся, во взаимосвязи уроков русского языка и литературы. За годы работы выработала умение четко организовывать урок. Организация урока способствует высокой плотности урока, так как учащиеся привыкли к требованиям учителя, знают на каждом этапе урока, что от них требуется. На каждом уроке русского языка и литературы провожу работу по формированию умений и навыков учебного труда, учу планировать, контролировать свою деятельность, сопоставлять, группировать материал, выделять главное, доказывать, делать выводы.
Работа на уроке направлена на постоянный поиск, узнавание нового. Если многое в содержании образовательной программы, к сожалению, нам не подвластно, т. к. мы зажаты тисками базисного плана, то вот в методах и технологиях у нас есть значительный простор для творчества.
Наиболее востребованными в школе стали информационно-коммуникационные технологии. Учебно-образовательный процесс без использования компьютерных технологий сейчас просто немыслим. Для того чтобы освоить новые технологии, прошла подготовку в области проектирования и применения информационных систем, имею удостоверение по программе «Основы офисных технологий для образовательных учреждений».
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные технологии способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды. Данная технология создает сильнейшую мотивацию для организации познавательной деятельности в группах и индивидуально.
Постоянно обновляю и модернизирую информационная базу, с которой работаю сама и обучающиеся. В наличии имею методические материалы для педагога и учебно-познавательные материалы для школьников, которые содержат не только познавательную информацию, справочный материал, но и средства для проверки знаний обучающихся: всевозможные тесты и проверочные работы.
Активно использую на уроках имеющиеся в школе видеопроекторы для сопровождения лекционного материала и с удовольствием провожу в компьютерном классе уроки. На уроках использую такие электронные учебники, как «1С. Репетитор», различные энциклопедии. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· психологически настроить на атмосферу экзамена;
· сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий.
Практически все электронные учебники содержат теоретическую часть в звуковом и письменном форматах, исторические сведения, конспекты, тестовые задания, видеоматериалы, гиперссылки, анимации. Обучающиеся работают с различными тренажерами (правописание и т.д.). За урок обучающийся самостоятельно может решить большое количество заданий и увидеть результат своей умственной деятельности на экране.
Так, например, электронное учебное пособие «1С: Репетитор» использую на уроках обобщения и повторения тем и разделов программы по русскому языку для контроля и диагностики знаний. Этот электронный учебник содержит тесты по орфографии и пунктуации по всем разделам программы для всех классов. Такие уроки провожу в оборудованном компьютерном классе 1 раз в месяц, каждый ученик в течение урока 20 минут работает самостоятельно с тестами на компьютере.
Часто провожу уроки с использованием программно-методического комплекса «Русский язык 5-9 класс. Семейный наставник». Эта программа установлена на всех компьютерах в классе. С ее помощью организую диагностическое и коррекционное тестирование, провожу визуальный контроль за усвоением учебного материала, выдаю ученикам индивидуальные рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Основу этого комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Обучение по этому комплексу осуществляю на протяжении всего учебного года (3-5 сеансов по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю).
Электронное учебное пособие «Русский язык. Полный мультимедийный курс с 1 по 9 класс» позволяет подготовить и распечатать материал для ведения уроков, автоматизировать контроль усвоения материала обучающимися, дополняет изучение русского языка интересным и занимательным материалом.
Также к наиболее эффективным формам представления материала на уроке следует отнести мультимедийные презентации. Данная система позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использую презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Мною создано достаточно большое количество презентаций к урокам, а в перспективе – создание поурочного компьютерного сопровождения.
Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, архив научно-познавательных работ обучающихся, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам представлять свои работы на конкурсы, быстро получать информацию о происходящих событиях в стране.
В качестве наиболее перспективной формы организации практико-ориентированной учебы вижу проектно-исследовательскую деятельность школьников.
Как показала практика работы, проект – это эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Учебным результатом выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
При проектном методе организации обучения принципиально меняю свою роль учителя. Стараюсь не учить детей, а помогать учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициативы. При помощи проектов мною решаются различные образовательные ситуации:
· прикладной характер (созданы собственные учебные пособия)
· исследовательский компонент (школьники учатся ставить проблему, определять ее практическое значение, составлять рефераты)
· художественные проекты учат работать с культурными текстами разных лет, описывать и сравнивать культурные явления, критически анализировать работу СМИ, театра, кино. Ребята участвуют в организации творческих конкурсов и выставок. Учатся ставить спектакли, снимать на видео собственные короткометражки, подготавливать и издавать литературные сборники и альманахи.
· лингвистические проекты (издательская, редакционная и корректорская работа в рамках школьной газеты, краеведческая, музейная работа также осуществляется в форме проекта.)
Наши проекты включают разнообразные образовательные акции и мероприятия в форме «круглых столов», дебатов или конференции, а также все направления социальной работы в местном сообществе. В 2005г. Унковская Анастасия заняла I место в районном конкурсе «Быть здоровым – это здорово!».
С 2005-2006 учебного года преподаю в числе новых предметов регионального компонента БУПа курс «Основы проектирования» в 10 классе. В апреле 2006 г. в школе прошел областной семинар «Современные образовательные технологии в предпрофильной подготовке и профильном обучении». Был дан открытый интегрированный урок основ проектирования и предметов естественнонаучного цикла.
Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и внеурочной воспитательной работы. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта.
Проектный метод позволяет учителю литературы вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решить специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. Результат – не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.
Характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств, памятуя о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.
Исследовательская деятельность понимаю не только как деятельность в конкретно – организационных рамках работы над заданной проблемой и написанием исследовательской работы, а шире. Я придерживаюсь мнения, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Как проект представляю сценарии школьных спектаклей, вечеров и праздников. Стараюсь задать такие формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым формируется внутренняя мотивация подходить к любой проблеме с исследовательской, творческой позиции. Внутренняя мотивация, интерес к проблеме исследования – основа успеха реализации исследовательской деятельности обучающихся.
При выборе индивидуальных проектов исхожу из того, что тема исследования должна быть интересна автору, быть актуальной и «проектной», тянуть на проект. Цель исследовательского проекта – развитие творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности, что играет огромную роль в формировании личности обучающихся. После изучения специальной литературы планируем этапы выполнения проекта и структурируем сам проект, т.е. его вербальную часть. Выполнение проекта состоит в написании и оформлении самой работы. Проекты заслушиваем на уроках, выступаем на научно-исследовательских конференциях школьного и муниципального уровня. Назову некоторые из работ: «Поэтическая пушкиниана в русской литературе», «Выразительные возможности русской фразеологии», «Эволюция лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой». В 2007г. Подобина Юлия (11 класс)стала призером III районной научно-практической конференции «Мир вокруг нас» (исследовательская работа по литературе «Н.В.Гоголь в творческом сознании М.А. Булгакова»)
К исследовательской деятельности по литературе приводит такая форма постижения своеобразия художественных произведений как эйдос-конспект. На своих уроках и во внеурочной деятельности внедряю инновационную технологию «Развитие эйдической памяти и мышления». Технология направлена на развитие эйдической памяти и мышления. В процессе обучения с применением данной технологии учениками создаются проекты, где предметом исследования стала интерпретационная работа на уроках литературы и словесности.
![]()

Этот вид работы таит в себе удивительные возможности постижения тайн произведений. Эйдос-конспект соединяет опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрацию к произведению (образ). Эйдос-конспект интересен тем, что помогает увидеть образ, созданный художником, (даже деталь), позволяет проверить уровень восприятия произведения, креативности. Попытка воплотить образное представление читателя на бумаге развивает творческие способности обучающегося.
На начальном этапе работы учимся и пытаемся создавать эйдос-конспекты вместе на уроках литературы, для того чтобы научить видеть, «почувствовать» текст. Эйдос-конспект является своего рода помощником при чтении. Он может быть составлен по одному произведению, а может сравнивать два и более текстов одного и разных авторов. На следующем этапе обучающиеся создают свои проекты эйдос-конспектов самостоятельно. Это может быть индивидуальный проект, а также коллективный и групповой. ЭК требует от его создателя самостоятельной работы в выборе тем, образов, приводит к исследовательской деятельности.
Темы предлагаются учителем или выбираются обучающимися самостоятельно. Эйдос-конспекты могут быть заданы после лекции с целью поверки или после изучения творчества писателя как исследовательская работа по какой-то теме, тогда ЭК будет составной частью реферата, его «изюминкой».
Большие возможности для развития самой исследовательской деятельности, технологий ее проведения, а также и создания эйдос-конспектов имеются в использовании компьютерных технологий.
На муниципальном уровне мною проведены открытые уроки и мастер-классы с использованием эйдос-конспектов: «Что есть красота?» (октябрь 2003г.), «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева» (апрель 2004г.), «Любовная лирика А. С. Пушкина» (февраль 2005г.). На региональном и федеральном уровне работа по данным технологиям бала представлена
· на областном конкурсе «Учитель года-2004»,
· выступлении на областном семинаре «Современные образовательные технологии в профильном обучении и предпрофильной подготовке» 6 апреля 2006г. в МОУ – СОШ № 5 г. Асино;
· публикациях «Опыт проектно-исследовательской работы школьников по литературе» ОГУ РЦРО март 2005г., «Использование современных образовательных технологий в профильном обучении и предпрофильной подготовке МОУ – СОШ № 5 г. Асино» ОГУ РЦРО апрель 2006г.;
· открытый урок по предмету основы проектирования на областном семинаре апрель 2006г.
· выступление и публикация на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» март 2005г., март 2006г.
· публикации «Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы», ТОИПКРО, 2006г.
· выступление на втором Региональном фестивале педагогических идей и инновационных разработок 22.08.2006г. Авторская программа элективного курса «Дон-Жуанский список Пушкина» (с использованием проектно-исследовательских и информационно-коммуникационных технологий)
Проектные технологии заметно повышают интерес школьников как к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом. Поэтому все больше моих обучающихся включаются в проектную деятельность. С помощью психологической службы школы проводился мониторинг результативности инновационной технологии «Развитие эйдической памяти и мышления». Рассматривались показатели абсолютной и качественной успеваемости. В качестве экспериментальной группы выступает 9Б класс. Контрольная группа – 9А класс. Результаты мониторинга отражены в таблице.
|
Класс |
9А |
9Б |
Динамика |
|
Четверть |
1 |
4 |
|
|
Абсолютная успеваемость |
87 |
100 |
+23 |
|
Качественная успеваемость |
65 |
93 |
+28 |
Таблица показывает явную динамику показателей в 9Б классе при относительной стабильности этих показателей в 9А классе. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что тщательная работа со словом дает мощный толчок к развитию мышления и позитивно влияет на успеваемость обучающихся.
Из достаточно большого разнообразия современных образовательных технологий я выделила для себя и использую в своей работе такие технологии и методы, которые учитывают, во-первых, разноуровневое развитие учеников (технология развивающего метода), во-вторых личность, индивидуальность каждого ученика (личностно ориентированное обучение).
Технология развивающего метода выстраивается на основе всех известных технологий развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, технологии поэтапного усвоения умственных действий П. Я. Гальперина, технологии модульного обучения, уровневой дифференциации, полного усвоения знаний и других, но отбирает из них то, что способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся через включение их в процесс социального взаимодействия. Идея социального взаимодействия, которая лежит в основе применяемой технологии, позволяет мне объединить на уроках процессы обучения, воспитания и развития. Эта технология помогает мне профессионально решать задачи, она включает обучающихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого я разрабатываю критерии оценки процесса познавательной деятельности обучающихся на уроке и ее результатов, планирую не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика. Это относится ко всем этапам урока и особенно важно при низкой мотивации к учебной деятельности.
Ученик сам оценивает себя по пятибалльной системе и выставляет отметку в рабочую карту. Рабочая карта для каждого урока составляется в зависимости от видов работ, используемых на конкретном уроке. Так, например, на уроке изучения и первичного закрепления новых знаний рабочая карта может иметь следующую форму
|
Ф.И. ученика |
Проверка домашнего задания 7 мин. (с/о или в/о) |
Изучение нового материала 10 мин. (с/о) |
Закрепление 10 мин. (с/о или о/г) |
Самостоя- тельная работа 10 мин. (с/о или в/о) |
Итоговая отметка (с/о) |
Ведение рабочих карт урока дисциплинирует обучающихся, задает перспективу урока, дает возможность ученику отслеживать свою деятельность на уроке и оценивать ее. Практика работы показала, что лишь на начальном этапе ребята завышают свои отметки, затем они становятся даже строже, чем учитель
Обычно на таких уроках использую прием самостоятельного поиска решения каждым учеником, а затем парные, групповые формы работы и эталонный образец, по которому проверяется собственное или совместное решение. По моим наблюдениям, в таком режиме снимается страх ученика перед уроком, он может работать в собственном темпе, чувствуя поддержку учителя и одноклассников.
Важная особенность этого метода – невозможность работать по шаблону, творческий подход к каждому уроку. Творческая работа учителя порождает и творчество детей.
Мои наблюдения показали, что на уроках, выстроенных в технологии развивающего метода, обучающиеся работают активнее, уровень обученности становится выше и качественнее, появляется удовлетворенность у учителя и учеников от своей работы.
Системообразующим среди целей-результатов образования является личностный компонент. В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого школьника, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В своей работе использую личностно ориентированные ситуации. Их суть чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке. Это приобретает форму:
Ø выражения отношения к изучаемому;
Ø актуализации эстетических переживаний;
Ø осознания собственных переживаний.
Постоянно ввожу обучающихся в состояние диалога, с тем чтобы: провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области; выявить проблемы, интересующие субъектов диалога; рассмотреть проблемы в контексте значимых для обучающихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
На уроках литературы создание личностно ориентированной ситуации связано прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей; с учетом особенностей внутреннего мира ученика. Литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя).
В 11 классе на заключительном уроке по изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» основной задачей являлось создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей. Это учебное занятие представляло собой урок личностно ориентированной направленности. Форма урока – урок-размышление – способствовала достижению вышеизложенных целей.
По мере чтения романа ребята имели возможность задать любые вопросы, а затем было предложено выбрать из множества вопросов три наиболее, с их точки зрения, важных для их субъективного опыта. Форма обсуждения вопросов – групповая. Личностно ориентированная ситуация была создана в виде проблемных вопросов. Обучающиеся разбились на группы по принципу: «На какой вопрос мне хотелось бы ответить». Работа в группе требует умения не возвышаться, прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывание так, чтобы слушателям все было понятно. «Вклад» каждого члена группы учитывается на «Листке успехов».
В основе организации деятельности лежали диалоговые и полилоговые методы, сотрудничество, сотворчество всех субъектов урока. Заканчивался урок подведением итогов с формированием самостоятельных выводов. Эта работа была организована в форме пресс-центра.
Задания на дом – разноуровневые:
1. сочинение-эссе по темам, обсуждавшимся во время урока (на отметку «3» - «4»);
2. сопоставление философских взглядов разных писателей «Что вкладывали в понятие «покой» Пушкин, Лермонтов, Блок, Булгаков?» (на отметку «4» - «5»);
3. сопоставление литературного произведения с произведениями изобразительного искусства «Выскажите свое мнение об иллюстрациях к роману и, если возможно, создайте свои» («5»).
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Иллюстрации Раисы Рюховой.
Свою работу планирую также с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса, что достигается с помощью здоровьесберегающих технологий. Чтобы урок соответствовал условиям здоровьесберегающей педагогики, был валеологически обоснованным, стараюсь соблюдать следующие требования: рациональная плотность урока (60-80%); число (4-7), продолжительность (не более 10 мин.) и чередование различных видов учебной деятельности; наличие эмоциональных разрядок (2-3); чередование позы; физкультминутки; место и длительность применения ТСО; психологический климат. Соблюдение этих критериев благотворно воздействует на состояние физического и психического здоровья.
Использование современных образовательных технологий, опора на лучший отечественный опыт помогает мне добиваться оптимально возможных результатов в учебно-воспитательном процессе. Но все даже самые интересные принципы обучения и образовательные технологии могут быть реализованы только в ситуации общения, совместной творческой деятельности учителя и ученика.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
В целях распространения и обобщения своего педагогического опыта в 2004-2005 учебном году вела на муниципальном уровне занятия в творческой лаборатории по теме «Духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся на уроках литературы». Все занятия были оценены коллегами как проведенные на хорошем профессиональном уровне с использованием современных образовательных технологий, имеющие очень выраженный воспитательный эффект, эстетичные.
Участие, победа в районном конкурсе, II место в областном этапе конкурса «Учительгода-2004» помогло мне обрести веру в свои собственные возможности и в то же время придало большую ответственность. Я чувствую и понимаю, что не могу стоять на одном месте, должна идти вперед и развиваться, активно представлять свой опыт.
|
Уровень представления |
Форма представления опыта работы |
Тема |
Дата проведения |
|
Муниципаль
|
1.Творческая лаборатория (открытый урок)
2.Мастер-класс
3.Творческая лаборатория (открытый урок)
4.Участие в районном конкурсе «Учитель года-2004» 5.Мастер-класс
6.Мастер-класс на районном семинаре учителей русского языка и литературы 7. Выступление на районной конференции
|
«Что есть красота?» Восприятие, истолкование, оценка лирического произведения с использованием эйдос-конспекта Урок-поиск «Передаю!» «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева». Эйдос-конспект как форма работы с художественным произведением. Победитель
Семинар по подготовке участников к районному конкурсу «Учитель года» «Любовная лирика А С. Пушкина»
«Методика подготовки школьников к экзаменационному реферату» |
октябрь 2003г.
февраль 2004г. апрель 2004г.
декабрь 2003
ноябрь 2004г. 2005г.
февраль 2005г.
август 2004г. |
|
Региональный
Федеральный |
1.Участие в областном этапе конкурса «Учитель года» 2. Выступление на областном семинаре
3.Открытый урок по предмету основы проектирования на областном семинаре 4. Выступление на втором Региональном фестивале педагогических идей и инновационных разработок
1. Выступление на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» 2. Выступление на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» 3. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка: теория и практика», проводимой
|
Лауреат (II место)
«Использование современных образовательных технологий в профильном обучении и предпрофильной подготовке МОУ – СОШ № 5 г. Асино» Учебно-исследовательские проекты
Авторская программа элективного курса «Дон-Жуанский список Пушкина» (с использованием проектно-исследовательских и информационно-коммуникационных технологий) «Опыт проектно-исследовательской работы школьников по литературе».
«Проектная деятельность как условие реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки»
«Школа – центр социально-политической, культурной, образовательной и воспитательной жизни микрорайона». |
апрель 2004г.
апрель 2006г.
апрель 2006г.
22.08.2006г.
2005г. март
2006г. март
Томский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова и Томский региональный общественный фонд «Центр развития личности» г. Томск 23-24 марта 2007 года |
Наличие публикаций
|
Уровень |
Тема |
Издательство, год |
|
Региональный |
1. «Модель гуманитаризации образования в общеобразовательном учреждении» 2. «Опыт проектно-исследовательской работы школьников по литературе» 3. «Использование современных образовательных технологий в профильном обучении и предпрофильной подготовке МОУ – СОШ № 5 г. Асино» 4. «Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы» |
ОГУ РЦРО, 2004г.
ОГУ РЦРО, 2005г.
ОГУ РЦРО, 2006г.
ТОИПКРО, 2006г.
|
|
Федеральный |
1. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» «Опыт проектно-исследовательской работы школьников по литературе» 2. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» «Проектная деятельность как условие реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки» 3. Публикация в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка: теория и практика»: «Школа – центр социально-политической, культурной, образовательной и воспитательной жизни микрорайона». |
ФГУ «Томский ЦНТИ», 2005г.
ФГУ «Томский ЦНТИ», 2006г.
Томский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова и Томский региональный общественный фонд «Центр развития личности» г. Томск 23-24 марта 2007 года |
Публикации об учителе:
|
Год |
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
Федеральный уровень |
|
2005 |
|
В книге «Учитель.. Перед именем твоим» |
|
|
2006
|
|
|
Общероссийская ежегодная энциклопедия «Лучшие люди России» Информационный блок в рубрике «Учитель» «Издательство СПЕЦ-АДРЕС» 2006г. |
6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Участие в профессиональных конкурсах позволяет мне активизировать свой творческий потенциал, расширить диапазон профессионального общения с целью знакомства с передовым педагогическим опытом.
|
Уровень |
Конкурс |
Дата проведения |
Результат |
|
Муниципальный |
1.«Учитель года»
2.Районный конкурс программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению
|
2004г.
|
Победитель
I место |
|
Региональный |
«Учитель года»
Конкурс Томской области в сфере образования и науки |
2004г.
2004г. |
Лауреат II место Лауреат |
|
Федеральный |
1.Представлена методическая разработка на международной выставке-ярмарке УЧСИБ-2005 «Золотая медаль» 2. Участие в конкурсе инновационных разработок г. Москва |
Март 2005
2006г. |
Диплом участника
участие |
![]() |
|||
![]() |
|||

7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Важнейшим условием успешной работы считаю систематическое повышение своего профессионального уровня. Для того чтобы решать многообразные проблемы образовательного процесса, повышение профессионального уровня должно быть непрерывным и систематическим. С этой целью постоянно занимаюсь самообразованием, участвую в работе школьных и районных методических объединений, творческих семинаров и семинаров-практикумов муниципального и регионального уровня, конкурсах профессионального мастерства, прохожу курсы повышения квалификации.
· Курсы повышения квалификации с 06.10.2003г. по 21.11.2003г. по программе «Офисные технологии» при МУК г. Асино в объеме 72 ч. Свидетельство №47.
· Обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет» по программе «Основы офисных технологий для образовательных учреждений» с 29.11.2004г. по 13.12.2004г. в объеме 86ч. Удостоверение регистрационный номер 4-311.
· Участие в областном семинаре по подготовке к конкурсу «Учитель года-2004» 36ч. Сертификат ТОИПКРО.
· Участие в семинаре «Системное развитие СОШ в условиях профилизации» 28-30 сентября 2004г. Сертификат ОГУ РЦРО.
· Участие в семинаре «Выставочная культура в образовании» 10 часов 8-9.02.2005г. Сертификат ОГУ РЦРО.
· Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» 2-3 марта 2006г. Сертификат.
· Курсы повышения квалификации «Система профессиональной подготовки учителя-словесника» (72 часа), ТОИПКРО,2006г., удостоверение № 2119
· Участие в семинаре «Разработка учебного курса: основы проектирования» (30 часов), ТГУ, НОЦ «Институт инноваций в образовании», № сертификата АРИО – 512, октябрь 2006г.
Награждена Почетной грамотой Министерства Образования и науки Российской Федерации (2005 год).
Отзыв Г. Д. Чаусовой, методиста УО Администрации Асиновского района: «Я хорошо запомнила первый открытый урок Марины Анатольевны. В ней, молодой и очень привлекательной учительнице, было столько света, энергии, скрытого огня, а самое главное – уверенности в том, о чем она говорит и чему учит. Я не ошиблась в своем прогнозе. Марина Анатольевна доказала, что всей душой любит литературу и язык, что она великая и искусная выдумщица по части литературных гостиных, поэтических вечеров, театральных зарисовок. Но самое главное в ней – она моментально чувствует «ветер перемен» в сфере образования и воспитания. Новые методики в обучении русскому языку и литературе первая в районе апробирует она. И все у нее получается. Есть в ней неоспоримое качество настоящего бойца. Есть еще одна привлекательная черта у Марины Анатольевны как личности – она человек слова и умеет быть надежным товарищем и другом. Верю, что впереди у нее еще не одна покоренная высота. Таким, как она, это под силу».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.