Разработка урока по химии
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства» Класс: 8 Тип урока: комбинированный Дата: 22.04.2019 Вид урока: лабораторная работа, беседа, лекция
Цели урока:
Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.
Метапредметные: развивать интеллектуальные способности обучающихся:
анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.
На столах обучающихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД
|
|
Организационный |
Приветствует обучающихся, проверяет готовности к уроку. Проверяет с обучающимися наличие оборудования |
Приветствуют учителя, сообщают о готовности к уроку, о наличии оборудования. |
|
|
Мотивационный |
Подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Учитель предлагает обратить внимание на ряд формул, написанных на доске и выписать в тетрадь те их них, которые относятся к оксидам : СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2. |
Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам. |
Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. Познавательные Умение определять класс соединения, давать название веществу |
|
Целеполагание
|
Учитель выделил на доске правильные ответы и задаёт вопрос: - Как вы думаете почему эти вещества оказались не выписанными? Что объединяет эти вещества? - Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные? И почему? - Что стоит на первом месте в формулах? - Что стоит на втором месте? - Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями. - Какой класс веществ мы будем изучать сегодня? |
Обучающиеся
анализируют формулы и отвечают:
- Эти вещества являются сложными по составу. Так как состоят из нескольких химических элементов. - Атом металла. - Группа ОН.
- Основания. |
Познавательные Умение анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
|
-Назовите тему сегодняшнего урока? - Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Учитель вместе с обучающимися составляет план и записывает его на доске. |
- Основания. Обучающиеся записывают тему урока и план в тетради. План 1. Определение. 2. Классификация оснований. 3. Применение |
Регулятивные Умение ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы |
||
«Открытие нового знания»
|
- Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул? Учитель предлагает обучающимся расставить степени окисления в формулах оснований. - Чему равен заряд гидроксогруппы? - Чем будет определяться количество гидроксогрупп? Учитель предлагает выполнить первый пункт плана и сформулировать определение нового класса соединений |
- Одна, две или три. - Минус 1. -Степенью окисления металла. Обучающиеся фронтально формулируют определение: - Основания –
сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких
гидроксогрупп. |
Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их Познавательные Умение анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
|
Первичная проверка усвоения нового материала |
Учитель записывает два столбика веществ. - Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ поясните. Учитель выдаёт карточки заданий (приложение 1): Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы гидроксидов. – К полученную ряду добавьте формулы гидроксидов, которые представлены на обороте карточки.
|
Обучающиеся выполняют задание в тетрадях.
Обучающиеся выписывают в тетрадь нужную комбинацию.
Обучающиеся выписывают формулы гидроксидов. |
Познавательные Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. |
|
«Открытие нового знания»
|
Учитель предлагает обучающимся выполнить задание в парах. - Давайте дадим названия новым веществам. Выписывает формулы на доску LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3 Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138. |
Обучающиеся составляют алгоритм: гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития, Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III). |
Коммуникативные Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре Познавательные Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
|
Первичная проверка усвоения нового материала. |
Учитель предлагает выполнить задание на карточке приложение 2. - Составьте формулы по названиям. Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа. |
Обучающиеся выполняют задание в тетрадях.
|
Познавательные Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
|
«Открытие нового знания» |
- Что получилось? Проверим на слайде. - Можно их разделить на три колонки? Разделите, пожалуйста. - Ребята, а что мы с вами только что сделали? - Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. Обратите внимание на слайд.
- Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент. |
Обучающиеся проверяют.
- Можно разделить по количеству гидроксигрупп.
- Провели классификацию. |
Регулятивные. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. |
|
Проверка правил техники Безопасности
|
– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. |
Обучающиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой |
Личностные. Формирование умений безопасного обращения с веществами |
|
10. Этап «Открытие нового знания» |
- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете? - Следовательно, на какие еще группы делятся основания? - Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. Учитель демонстрирует плакат «Таблица растворимости». |
Обучающиеся проводят опыт
- (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет.
- Растворимые и нерастворимые в воде. Классификация по растворимости: растворимые и нерастворимые |
Познавательные. Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей |
|
Первичная проверка усвоения нового материала. |
Учитель предлагает записать в тетрадь примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. |
Обучающиеся выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют. |
Познавательные Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать |
|
Этап «Открытие нового знания» |
- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов. Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора? - Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде. - Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II). Сделайте вывод. - По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция. - Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ? - Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными. |
Обучающие выполняют опыт.
- Раствор стал малиновым.
Обучающиеся проводят опыт и записывают результаты в тетрадь. - Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.
- Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям.
- Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа. Ученики проводят лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117. |
Познавательные. Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей |
|
13. Подведение итогов. Рефлексия. |
– Что
нового вы узнали сегодня о гидроксидах? Я понял,
что … |
Обучающиеся отвечают на вопросы. |
Регулятивные. Самостоятельно анализирует результаты, сравнивать их с поставленной целью. Выстраивать план для дальнейшей работы |
|
14. Домашние задание. |
Домашнее задание §20стр 115-118 Выучить
изученные понятия, прочитать текст параграфа. Выполнить на выбор задание 2,4,5
на странице 119. |
Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Личностные. Умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Габриэлян О.С. Химия. 8-9 классы. Методическое пособие. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.
2. Габриэлян О.С. Химия. 8 класс. учебник/О.С. Габриэлян. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 287с.
3. Кузьменко Н.Е, Еремин В.В., Попков В.А. начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2-х т. – М.:, Экзамен, 2016. – 846 с.
Приложение 1.
Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.
HCl |
SO2 |
NaOH |
O2 |
Al(OН)3 |
Li2S |
Fe(OН)2 |
H2CO3 |
NaBr |
Добавьте к полученному ряду формулы гидроксидов
SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4.
Приложение 2
Составьте формулы по названию и выпишите тривиальные названия.
Название |
Формула |
Тривиальное название |
гидроксид калия |
|
|
гидроксид бария |
|
|
гидроксид натрия |
|
|
гидроксид меди(II) |
|
|
гидроксид алюминия |
|
|
гидроксид хрома(III) |
|
|
Гидроксид кальция |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.