"Основания, их классификация и свойства" (8 класс)
Оценка 4.6

"Основания, их классификация и свойства" (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
13.05.2019
"Основания, их классификация и свойства" (8 класс)
Тема урока: основания, их классификация и свойства. Вид урока: лабораторная работа, беседа, лекция Урок разработан для обучающихся 8 классов согласно ФГОС. Может быть дополнен презентацией. Приложение 1 игра "крестики-нолики" с использованием формул оксидов. Приложение 2 карточка "Составьте формулы по названию и выпишите тривиальные названия".
разработка урока Талова Н.С..doc

Разработка урока по химии

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»    Класс: 8                    Тип урока: комбинированный          Дата: 22.04.2019                        Вид урока: лабораторная работа, беседа, лекция

Цели урока:

Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.

Метапредметные: развивать интеллектуальные способности обучающихся:

анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.

Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.

На столах обучающихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин    


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет готовности к уроку. Проверяет с обучающимися наличие оборудования

Приветствуют учителя, сообщают о готовности к уроку, о наличии оборудования.

 

Мотивационный

Подготовка обучающихся к восприятию нового  материала. Учитель предлагает обратить внимание на ряд формул, написанных на доске и выписать в тетрадь те их них, которые относятся к оксидам :

СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, 2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2.

Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам.

Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Познавательные Умение определять класс соединения, давать название веществу

Целеполагание

 

Учитель выделил на доске правильные ответы и задаёт вопрос:

- Как вы думаете почему эти вещества оказались не выписанными? Что объединяет эти вещества?

- Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные? И почему?

- Что стоит на первом месте в формулах?

- Что стоит на втором месте?

- Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а веществагидроксидами или основаниями.

- Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?

Обучающиеся анализируют формулы и отвечают:
- Новый класс веществ.
- Их объединяет наличие ОН-группы.

 

- Эти вещества являются сложными по составу. Так как состоят из нескольких химических элементов.

- Атом металла.

- Группа ОН.

 

- Основания.

Познавательные Умение анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.

-Назовите тему сегодняшнего урока?

- Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений?

Учитель вместе с обучающимися  составляет план и записывает его на доске.

- Основания.

Обучающиеся записывают тему урока и план в тетради.

План

1. Определение.

2. Классификация оснований.

3. Применение

Регулятивные Умение ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы

 «Открытие нового знания»

 

 

 

 

 - Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул?

Учитель предлагает обучающимся расставить степени окисления в формулах оснований.

- Чему равен заряд  гидроксогруппы?

- Чем будет определяться количество гидроксогрупп?

Учитель предлагает выполнить первый пункт плана и сформулировать определение нового класса соединений 

- Одна, две или три.

- Минус 1.

-Степенью окисления металла.

Обучающиеся фронтально формулируют определение:

- Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Обучающиеся записывают определение и общую формулу в тетрадь.

Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их

Познавательные Умение анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Первичная проверка усвоения нового материала

Учитель записывает два столбика веществ.

- Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3  б) Ca(OH)2  или CaO? Ответ поясните.

Учитель выдаёт карточки заданий (приложение 1): Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы гидроксидов.

 К полученную ряду добавьте формулы гидроксидов, которые представлены на обороте карточки.

 

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях.

 

 

 

 

 

Обучающиеся выписывают в тетрадь нужную комбинацию.

 

Обучающиеся выписывают формулы гидроксидов.

Познавательные Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 «Открытие нового знания»

 

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание в парах.

- Давайте дадим названия новым веществам.

Выписывает формулы на доску

 LiOH, Fe(ОН)2,  Fe(ОН)3 

Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138.

Обучающиеся составляют алгоритм:

 гидроксид + название металла в родительном падеже  (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,

Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).

Коммуникативные Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

Познавательные Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

 Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает выполнить задание на карточке приложение 2.

Составьте формулы по названиям. Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа.

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

 «Открытие нового знания»

- Что получилось? Проверим на слайде.

- Можно их разделить на три колонки? Разделите, пожалуйста.

- Ребята, а что мы с вами только что сделали?

- Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. Обратите внимание на слайд.

Классификация по составу:
х = 1 однокислотные основания;
х = 2 двухкислотные основания;
х = 3 трехкислотные основания.

- Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.

Обучающиеся проверяют.

 

- Можно разделить по количеству гидроксигрупп.

 

- Провели классификацию.

Регулятивные. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Проверка правил техники

Безопасности

 

В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду.

Обучающиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой

Личностные. Формирование умений безопасного обращения с веществами

10. Этап «Открытие нового знания»

- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?

- Следовательно, на какие еще группы делятся основания?

- Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости.

Учитель демонстрирует плакат «Таблица растворимости».

Обучающиеся проводят опыт

 

- (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет.

 

 

- Растворимые и нерастворимые в воде. Классификация по растворимости: растворимые и                  нерастворимые

Познавательные. Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей

Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает записать в тетрадь примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.

Обучающиеся выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют.

Познавательные Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать

Этап «Открытие нового знания»

- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов.

Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.

Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?

- Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде

- Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).

Сделайте вывод.

- По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция.

- Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ?

- Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.

 

 

 

 

Обучающие выполняют опыт.

 

 

 

- Раствор стал малиновым.

 

 

Обучающиеся проводят опыт и записывают результаты в тетрадь.

- Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.

 

 

- Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям.

 

- Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.  Ученики проводят лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117.

Познавательные. Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей

13. Подведение итогов. Рефлексия. 

Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Закончите предложение:

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные. Самостоятельно анализирует результаты, сравнивать их с поставленной целью. Выстраивать план для дальнейшей работы

14. Домашние задание.

Домашнее задание §20стр 115-118 

Выучить изученные понятия, прочитать текст параграфа. Выполнить на выбор задание 2,4,5 на странице 119.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Личностные. Умение осознавать потребность и готовность к самообразованию,

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Габриэлян О.С. Химия. 8-9 классы. Методическое пособие. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.

2.     Габриэлян О.С. Химия. 8 класс. учебник/О.С. Габриэлян. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 287с.

3.     Кузьменко Н.Е, Еремин В.В., Попков В.А. начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2-х т. – М.:, Экзамен, 2016. – 846 с.

 


Приложение 1.

Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.

HCl

SO2

NaOH

O2

Al(OН)3

Li2S

Fe(OН)2

H2CO3

NaBr

 Добавьте к полученному ряду формулы гидроксидов

SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4.

Приложение 2

Составьте формулы по названию и выпишите тривиальные названия.

Название

Формула

Тривиальное название

гидроксид калия

 

 

гидроксид бария

 

 

гидроксид натрия

 

 

гидроксид меди(II)

 

 

гидроксид алюминия

 

 

гидроксид хрома(III)

 

 

Гидроксид кальция

 

 

 


Разработка урока по химии Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»

Разработка урока по химии Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД

Как вы думаете почему эти вещества оказались не выписанными?

Как вы думаете почему эти вещества оказались не выписанными?

Что мы хотим узнать о данном классе соединений ?

Что мы хотим узнать о данном классе соединений ?

Одна, две или три. - Минус 1

Одна, две или три. - Минус 1

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях

Обучающиеся выполняют задание в тетрадях

Классификация п о составу: х = 1 однокислотные основания; х = 2 двухкислотные основания; х = 3 трехкислотные основания

Классификация п о составу: х = 1 однокислотные основания; х = 2 двухкислотные основания; х = 3 трехкислотные основания

Этап «Открытие нового знания» -

Этап «Открытие нового знания» -

Будем пользоваться таблицей растворимости

Будем пользоваться таблицей растворимости

Как изменилась окраска раствора ? -

Как изменилась окраска раствора ? -

Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными

Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными

Домашние задание. Домашнее задание §20стр 115-118

Домашние задание. Домашнее задание §20стр 115-118

Приложение 1. Поиграйте в «крестики – нолики»

Приложение 1. Поиграйте в «крестики – нолики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019