ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Курсовая работа
Оценка 4.8

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Курсовая работа

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
27.01.2023
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА      СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ  Курсовая работа
Курсовая Холкузиевой (1).docx

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный институт культуры»

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА      СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

 профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»

 

Исполнитель: Холкузиева П.В.,

                                                    студентка гр. ППКДП – 201 ЗФО

_______________________

Научный руководитель:

Привалова Г.Ф., канд. пед. наук, доцент

_______________________

Зав. кафедрой:

Лазарева Л. И.,

канд. пед. наук, доцент

________________________

 

2021

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…….…...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ …………………………………………....5

1.1.   Досуг студенческой молодежи: понятие, функции и задачи………….………………………………………………………..……...5

1.2.        Основные принципы построения карнавала как способы организации досуга студенческой молодежи …………………………..….9

Глава 2.   ПРОГРАММЫ КАРНАВАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ КАК СРЕДСТВО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ…….….….14

2.1. Значение карнавалов в организации досуга студенческой молодежи……………………………………………………………………..14

2.2. Анализ организации и проведения карнавала литературных героев в г. Кемерово как формы досуга студенческой молодежи ………..17

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...……22

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………...…..….…25

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования выражена тем, что сегодня в сфере студенческого досуга произошли значительные перемены, например, появляются все больше информационных технологий, Интернет, способствующие отчуждению и одиночеству молодых людей. ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Бесспорно, компьютер даже заменяет друзей, родителей.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития студенческой молодежи, среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно. Анализ теории и практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в противоречие с требованиями жизни и запросами студента. Все это приводит к значительным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию.

Становится все более очевидным, что современные виды студенческой молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов, более соответствующими сложившимся условиям. В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь – чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также приходится констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс потребления массовой культуры, насаждающей культ индивидуализма, насилия, развлечений, и не дающей надежной опоры и стимулов для овладения позитивными достижениями мировой культуры.

Цель исследования: изучение основных форм организации досуга      студенческой молодежи.

Объект исследования: формы организации досуга студенческой молодежи.

Предмет исследования: досуг студенческой молодежи.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы организации досуга студенческой молодежи.

2. Рассмотреть    понятие, функции и задачи проведения досуга студенческой молодежи.

3. Представить основные принципы построения карнавала как способы организации досуга студенческой молодежи.

4. Рассмотреть программу карнавала литературных героев как средство досуга студенческой молодежи.

5. Представить анализ организации и проведения карнавала литературных героев в г. Кемерово.

База исследования: Кузбасский педагогический колледж

Структура работы: курсовая работа состоит из 2 глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

1.1 Досуг студенческой молодежи: понятие, функции и задачи

 

Психолого-педагогические особенности студенческой молодежи изучали в своих трудах такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Л.С. Грановская, В.Т. Лисовский, В.С. Мухина и др.  По их мнению, в данном возрастном периоде идет интенсивное формирование учебно-профессиональной деятельности.

Как отмечает в своей работе В.С. Мухина, «Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления» [18].

В этот период развивается сознание и самосознание студента, достигают своего расцвета интеллектуальные и физические силы. Студенты активно заняты поиском и усовершенствованием новых идей, а также поиском смысла жизни. Идет процесс заметного укрепления таких качеств личности, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, умение владеть собой. Однако у студентов все еще преобладает неумение предвидеть результат своих действий, что говорит о неполной состоятельности личности. В этом возрасте у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Это возраст выбора не только спутника жизни, но и последующее создание семьи.

В юности человек «стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека» [18].

В процессе взросления и социализации досуг играет не последнюю роль.

До сих пор не существует общепринятого определения в понятии «досуг». Дословно в переводе с латинского языка досуг означает «быть свободным». В древнеславянском языке «досуг» означает возможность что-то совершить.

Как утверждает Е.В Андриенко под досугом современного человека подразумевают «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений» [1. Стоит отметить, что понятие досуг и свободное время не тождественны.

В своей работе А.И Григорьев понимает досуг как «часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности» [8].

Досуг является также и культурным пространством, которое раскрывает огромные возможности, с целью развития и формирования культуры личности.

Досуг - «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». [17]

И.А Бутенко считает, что досуг «представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении».[6]

Досуг – это «деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга» [23]

Для студенческой молодежи досуг является важной составляющей их жизнедеятельности. Досуг предстает как первостепенная ценность, с помощью которой реализуются социокультурные потребности молодых людей. В силу возрастных особенностей при выборе досуга молодежь более склонна к игровой деятельности, которая захватывает их целиком, отвечает требованиям в поиске новых ощущений и эмоций. Студенты предпочитают такие виды досуга, как посещение различных мероприятий в музеях, театрах, клубах (в том числе и ночных) и т.д., посещение секций, библиотек, туристические походы и др. Немаловажную роль играет и пассивный отдых. Несмотря на многообразие форм и видов досуга, активную занятость какой-либо деятельностью, например, в спортивной секции,  большинство студентов предпочитают проводить его также в кругу друзей. Как описывает поведение молодежи В.Т. Лисовский: «… для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения! Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [15].

Г.Е Зборовский называет следующие функции досуга:

 -  рекреативная  - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

   - развивающая  - вовлечение личности в процессе непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций» [12].

К задачам досуговой деятельности студенческой молодежи можно отнести следующие:

•        формирование и развитие личности;

•        вовлечение студентов в разнообразие форм досуговой деятельности;

•        создание условий для самовыражения, самоутверждения личности;

•        стимулирование творческой инициативы;

•        создание условий для удовлетворения потребностей личности;

•        формирование ценностного ориентира;

•        формирование самостоятельного процесса воспитания личности;

Распоряжение свободным временем молодежью является своеобразной «лакмусовой бумажкой» при проверке ее культуры и круга интересов.

Проблема современного досуга студенческой молодежи, это выбор студентами видов досуговой деятельности по собственному желанию при отсутствии необходимой организационной помощи ведет к тому, что студенты выбирают те виды досуговой деятельности (например, азартные игры), которые не в полной мере способствуют их развитию, а чаще, наоборот, ведут в деградации личности.

 

     1.2.        Основные принципы построения карнавала как способы организации досуга студенческой молодежи

 

Организация активной совместной деятельности студентов в их свободное время предполагает предоставление качественных услуг в сфере досуга, соответствие форм социально-культурной деятельности запросам потребителей.

Для удовлетворения данных потребностей необходимо придерживаться принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти [13].

По нашему мнению, основные принципы социально-культурной деятельности тесно перекликаются с принципами построения форм социально-культурной деятельности и отражаются в их тесном взаимодействии.

Социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы, и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиальные закономерности, характерные для различных видов общественной социально-культурной практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества [24].

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды, который нацелен на учет такого важного фактора, как понятие "педагогическая закономерность". В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельностию.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Отметим другие, немаловажные принципы:

•        принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации;

•        принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности;

•        принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел;

•        принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

•        принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

•        принцип общественно-государственного со управления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере [6];

 В названных принципах отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. Для оценки хода реализации социально-культурных программ используется ряд критериев. Среди них:

•        учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры;

•        придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности;

•        получение предполагаемого социального эффекта;

•        развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития;

•        объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров;

Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что при построении форм необходимо придерживаться принципов социально-культурной деятельности. Нужно учитывать многообразие национальностей, культур, опираться на морально – этические нормы, акцентировать внимание на возможных элементах педагогики.

Грамотное построение форм социально-культурной деятельности невозможно без учета их видового многообразия, специфики каждого вида. Если подробнее рассмотреть классификацию форм социально-культурной деятельности Жаркова, можно выделить основные элементы построения данных форм, которые соотносятся с принципами [5]:

Методика массовых форм   включает:

•        четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

•        анализ вида, типа и жанра массовой формы;

•        создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

•        определение содержания, соответствующего цели программы;

•        органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно - ориентационный, коммуникативный процесс;

•        выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой проводится мероприятие, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей;

Методика подготовки групповых форм характеризуется:

•        особой непринужденность атмосферы общения друг с другом;

•           изучением закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их деятельности в рамках учреждения культуры;

•        планирование и прогнозирование деятельности участников, развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности;

•        удовлетворение потребности в общении;

•        привитием навыков самоуправления, формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программ;

индивидуальные формы предполагают:

•        дифференцированный подход к каждой личности;

•        сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов;

•        обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности;

•        создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями;

Итак, чтобы поддерживать интерес у потенциальных потребителей культурных услуг, сохранить уже имеющуюся аудиторию, учреждение культуры должно использовать для организации активной совместной деятельности населения такие формы социально-культурной деятельности, которые бы были понятны и интересны любому, включали в себя современные технологии, а при их построении учитывались бы все характеристики аудитории. Для этого необходимо знать теорию социально-культурной деятельности, в частности ее принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОГРАММЫ КАРНАВАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ КАК СРЕДСТВО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

2.1 Значение карнавалов в организации досуга студенческой молодежи.

 

Карнава́л (из фр. саrnаval от итал. саrnevalе от лат. сarrus navalis «повозка-корабль»; в народной этимологии от позднелат. саrnе «мясо» + vale «прощай»)[1][2] — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Средствами художественного отображения метаморфозы социальных ролей на карнавале, служит пародийная форма карнавального одеяния. Карнавал - действо присущее народной, массовой "смеховой", а также "неофициальной" культурам средних веков и Возрождения, а так же для более поздних форм, базирующихся на сложившихся традициях, или воспроизводящих их. Эффект карнавального действа основан на методе перестановки членов знаковых противопоставлений. Указанный прием стал универсален и применим для массовой культуры, вплоть до его конкретных заимствований. В базе, театрализованного зрелища заложена игра. Стоит упомянуть то, что в отличие от театрализованного зрелища в карнавальной игре принимают участие конкретно зрители. "...В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая - без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики - другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на наилучших началах". (М. М. Бахтин, 1990 г., с.98).

Надо сказать, что для каждого из людей карнавал - это игра в невозможное. Необходимо подчеркнуть то, что игра же - это "особого типа модель реальности" (Н.Гладких, 1995 г., с.75-76).

Обратившись к изучению проектов карнавалов, можно убедиться, что в их концепции отражается актуальная направленность современной культуры - стремление к глобализации символических связей, «многоязычию» исторических, национальных, авторских и прочих элементов, «всемирному» диалогу. В этом, с одной стороны, проявляется мультикультурный характер современности, с другой - закономерные свойства самого карнавального движения. Коммуникативный универсализм - важнейшая черта и одно из главных преимуществ литературного карнавала перед традиционными формами социально-культурной деятельности [28]. Поэтому, рассматривая проведение литературных карнавалов с точки зрения коммуникации, можно сказать, что оно имеет большое значение для развития социально-культурной деятельности города Кемерово – города, где проживают представители разных этносов.

Кемерово является административным центром Кузбасса, за которым прочно закрепилось название «индустриальное сердце Сибири». При этом развитие образовательного и культурного уровня жителей Кузбасса, как и многих других сибирских территорий, осложняется удаленностью регионов от образовательных, информационных и культурных центров национального и мирового уровня, диспропорцией в их социально-экономической инфраструктуре, меньшей обеспеченностью, в отличие от европейской части страны, учреждениями культуры и социальной сферы [10]. В связи с этим возникает потребность в развитии социально-культурной деятельности, применении таких ее форм, при которых будет возможна организация активного культурного досуга населения, привитие культурных ценностей, развитие отдельных видов творчества, самореализацией.

Литературный карнавал города Кемерово, как форма социально-культурной деятельности вполне соответствуют данным требованиям. Приведем некоторые примеры:

1.     «Карнавал цветов»

Данный карнавал прошел 26 августа 2019 года по центральным улицам и площади Советов города Кемерово. Колонна совершила шествие по улице Весенней, проспекту Советскому и главной площади города. Карнавал прошёл в Кемерово второй раз. В этом году в нём приняли участие 30 команд – это около 130 человек. Это значительно больше, чем в прошлый раз, отметили организаторы. В 2016 году в фестивале поучаствовали всего 10 команд.

2.                 Карнавал уличных театров

В областной столице открылся четвёртый по счёту Фестиваль уличных театров "Театральная площадь", и, в связи с этим культурным событием, 10 июня 2015 года в городе состоялось Карнавальное шествие. Как сообщили организаторы, "самое время перестать делать серьёзный вид и отложить дела вселенской значимости в сторону". Для участия в этом массовом мероприятии нужно было надеть разноцветные костюмы, изящные шляпы и прочие атрибуты, взять в руки старые чемоданы и воздушные шары.

3.                 Уличный карнавал

16 июня 2015 года ровно в 23.00 на площади перед театром для детей и молодежи развернется уличный карнавал: fire-шоу, иллюзион, люди на ходулях, хастл и lidht-шоу. Карнавал, fire-шоу, хастл, мастер-классы по актерскому мастерству и сценическому фехтованию, благотворительный аукцион, премьера спектакля и многое другое ожидает всех участников арт-проекта «Ночь в театре: От заката до рассвета».

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что карнавал в городе Кемерово являются отправной точкой для развития и поддержки талантов, различных видов творчества, а также способствуют диалогу различных культур, налаживанию коммуникативных отношений, как у зрителей, так и у участников.

2.2      Анализ организации и проведения карнавала литературных героев в г. Кемерово как формы досуга студенческой молодежи

 

Карнавал литературных героев был организован и проведен                  г. Кемерово 19 марта 2019 года. Вначале был произведен подбор литературных произведений – участниками стали студенты Кузбасского Педагогического колледжа. Затем следовало согласование некоторых моментов проведения карнавала со студентами, реклама в социальных сетях, поиск спонсоров. Во время ожидания карнавала, для зрителей проводились конкурсы и лотерея, где разыгрывались призы от спонсоров. О карнавала был снят репортаж, который вышел на местном телеканале.

Для того чтобы диагностировать уровень организации литературного фестиваля, нами было проведено социологическое исследование позволяющее выявить уровень удовлетворенности зрителей проведенным карнавалом. Респондентами, в количестве 50 человек, стали в основном молодые люди от 15 до 30 лет, что говорит о молодежной направленности карнавала, в большинстве это респонденты  женского пола.

Рисунок 1 - Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Укажите, пожалуйста, Ваш возраст»

 

Рисунок 2 - Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Укажите, пожалуйста, Ваш пол»

 

Респондентам  было предложено ответить на 5 вопросов анкеты, выбрав один из предложенных вариантов ответа, учитывая, что 5 баллов – удовлетворен полностью, 0 баллов – не удовлетворен. Результаты занесены в таблицу 1 и представлены на рисунках 1-12.

Таблица 1 –Ответы респондентов на вопросы анкеты

Вопрос

Варианты ответа

Удельный вес, %

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

1. Оцените уровень Вашей удовлетворенности получением информации о карнавале литературных героев

 

 

 

 

 

3

 

 

43

 

 

4

 

 

 

 

 

6

 

 

86

 

 

8

Итого:

50

100

 

2. Оцените уровень комфортности Вашего пребывания на карнавале литературных героев

 

 

 

 

18

 

18

 

14

 

 

 

 

36

 

36

 

28

Итого:

50

100

 

3.Оцените уровень Вашей удовлетворенности доступностью и понятностью информации преподносимой организатором карнавала во время его прохождения

 

 

 

 

 

4

 

41

 

5

 

 

 

 

8

 

82

 

10

Итого:

50

100

 

4.Оцените уровень Вашей удовлетворенности удобством времени проведения карнавала

 

 

 

 

 

1

 

19

 

30

 

 

 

 

2

 

38

 

60

Итого:

50

100

 

5.Оцените материально-техническое обеспечение карнавала (наличие необходимой аппаратуры, музыкальных инструментов, элементов оформления и т.д.)

 

 

 

 

27

 

22

 

21

 

 

 

 

54

 

44

 

2

Итого:

50

100

 

 

 

Таблица 1 –Ответы респондентов на вопросы анкеты

 

 

Рисунок 3 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень Вашей удовлетворенности получением информации о карнавале литературных героев»»

Большинство респондентов удовлетворены получением информации о карнавале. Это говорит о полноте и своевременности информации, о качественной работе организаторов в группах в социальных сетях, по размещению рекламы.

Рисунок 2 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень комфортности Вашего пребывания на литературных героев.

Равное количество респондентов оценили комфортность как среднюю и удовлетворительную.

Рисунок 3 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень Вашей удовлетворенности  доступностью и понятностью информации преподносимой организатором карнавала во время его прохождения »

Для большинства респондентов информация, преподносимая организатором карнавала во время его прохождения, была доступна и понятна, а, следовательно, участников были осведомлены о времени перерыва, проведении лотереи и конкурсов.

Рисунок 4 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените Вашу удовлетворенность культурой обслуживания»

54% респондентов были удовлетворены культурой обслуживания, что говорит о высоком уровне подготовки .

Рисунок 12 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень Вашей удовлетворенности проведением карнавала»

58% респондентов довольно высоко оценили уровень удовлетворенности проведением карнавала, возможно оценка не является максимальной потому, что участников смутило долгое проведение карнавала.

Итак, можно сделать следующий вывод: участники карнавала литературных героев в целом удовлетворены его проведением. На это указывают такие аспекты, как   полнота и своевременность информации, полученная участниками из рекламы в социальных сетях и от спонсоров; доступная и понятная информация, преподносимая организатором карнавала во время его прохождения; удобное время проведения; удачный подбор литературных произведений. Но зрителями был отмечены и «минусы» в проведении карнавала: проблемы со временем, а также спорную оценку получил такой критерий, как комфортность пребывания на карнавале. Еще можно заметить, что аудитория карнавалая – молодежь, поэтому стоит подумать о привлечении и других возможных возрастных категорий.

Использование при подготовке и проведении карнавала принципов построения форм социально-культурной деятельности, помогло достичь положительного результата.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К числу важнейших компонентов социально-культурной деятельности относятся формы деятельности учреждений, элементов функционирования учреждения культуры. От выбранных форм напрямую зависит привлечение посетителей и формирование аудитории любой организации в сфере культуры. Немаловажным становится и использование современных технологий и инновационных идей, внедрение новых видов деятельности. Также необходимо учитывать основные принципы построения форм социально-культурной деятельности для их наиболее продуктивного использования.

В системе форм социально-культурной деятельности карнавал как многоплановая, разноуровневая, полифункциональная социально-культурная акция занимает достойное место. А карнавал, посвященный литературным персонажам, предоставляет собой огромный спектр возможностей, способных заинтересовать, привлечь и удовлетворить потребности разных категорий населения. А также литературный карнавал обладает большим социально-культурно значением, имеет в своем содержании спектр различных мероприятий, является масштабной информационной площадкой и перспективным направлением для потенциальных партнеров и спонсоров [12].  

Используя такие методы исследования, как анализ литературных источников и анкетирование, мы постарались проанализировать опыт и пути решения основных проблем организации временных литературных карнавалов как формы социально-культурной деятельности в организациях культуры.

Для этого в первой главе курсовой работы нами были изучены теоретические основы организации досуга студенческой молодежи.

 Приведено определение «социально-культурная деятельность» и «форма социально-культурной деятельности», где «социально-культурная деятельность» - это взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий мир, а «форма социально-культурной деятельности» - запланированная информационно-просветительская, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта. Подробно рассмотрены видовое многообразие данных форм: массовые, групповые и индивидуальные; традиционные и инновационные; эпизодически и стабильные; а также находящиеся в тесной взаимосвязи с формами социально-культурной деятельности средства и методы.

Дана характеристика основным принципам построения формы социально-культурной деятельности, перекликающаяся с, например, такими принципами построения форм социально-культурной деятельности, как принцип педагогизации, принцип личностного подхода, принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов, принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества.

Во второй главе курсовой работы нами было выявлено значение литературных карнавалов в развитии социально-культурной деятельности г. Кемерово на примерах следующих литературных карнавалов: «Карнавал цветов», Карнавал уличных театров, Уличный карнавал.

Нами было проведено социологическое исследование, позволяющее выявить уровень удовлетворенности зрителей литературном карнавале. Респондентами, в количестве 50 человек, стали в основном молодые люди от 15 до 30 лет, что говорит о молодежной направленности карнавала, в большинстве это респонденты женского пола. Было выявлено, что респонденты в целом удовлетворены проведением данного карнавала, на это указывают такие аспекты, как полнота и своевременность информации как о карнавале, так и во время его проведения, которое оказалось весьма удобным; доступная; удачный подбор литературных произведений. Для устранения негативных моментов в организации карнавала, например таких, как проблемы со временем проведения, комфортностью пребывания на фестивале, нами были разработаны следующие рекомендации, которые можно использовать применительно и к другим музыкальным фестивалям:

1. Ориентироваться при организации и проведении литературного карнавала на принципы построения форм социально-культурной деятельности;

2. Четко планировать все основные моменты организации и проведения литературного карнавала;

3. Уделять внимание поиску спонсоров для карнавала и подбору литературных произведний, которые были бы интересны аудитории;

4. Привлекать для работы над организацией и проведением специалистов-профессионалов: звукорежиссера, фотографов, видеооператора и так далее;

5. Исходя из того, что в основном аудитория карнавала - молодежная, необходимо уделить внимание и другим возрастным категориям, путем изучения их потребностей в проведении литературного карнавала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исправить,  как в образце, т.е. добавить Текст: электронный или Текст: непосредственный.  Добавить л-ру до 30

1.                 Ахалина, О. В. Роль театрально-музыкального фестиваля в досуге людей третьего возраста [Электронный ресурс] / О.В. Алахина, Г.И. Белошапка // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. - № 30. – С. 1-5. – Статья доступна в научной библиотеке КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralno-muzykalnogo-festivalya-v-dosuge-lyudey-tretiego-vozrasta.- Текст: электронный.

2.                 Бахтин, М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» Москва : Ху-дож. лит., 2015.- Текст: непосредственный.

3.                  Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / И.В. Воробьева. - – электрон.дан. - ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с. - Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/363584/

4.                 Сазонова, Е. В.  Режиссура карнавала в театрализованном празднике. Барнаул, Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2014г.

5.                  Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев.- Москва: Наука, 2015.

6.                 Генкин, Д. М. Массовые праздники. / Д.М. Генкин - М., 1975. – Текст : непосредственный.

7.                 Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменец. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 246 с. – Текст : непосредственный.

8.                 Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX вв.): учеб. Пособие/ В. М. Рябков; Челяб. Гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – 706 с. – URL: https://poisk-ru.ru/s11904t7.html (дата обращения: 06.01.2021). - Режим доступа: Поиск online. – Текст : электронный.

9.                 Чечётин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: Редакторы Л. А. Белова, С. М. Савов - 1980. – URL: https://studopedia.su/19_119438_prazdnestva.html (дата обращения: 06.01.2021). - Режим доступа: Студопедия online. – Текст: электронный.

10.            Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Социально-интеграционный и реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 2. – С. 1-6. – Статья доступна в научной библиотеке КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-integratsionnyy-i-reabilitatsionnyy-potentsial-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Бабенко, О. В. К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX –начала XX вв. / О. В. Бабенко // Молодой ученый. – 2015. Текст: непосредственный.

2.                  Бессонова, Ю. А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности : учебное пособие / Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко. - Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 160 с. – Текст : непосредственный.

3.                 Богдановская, В. И. Досуговая деятельность в социальной работе : учебное пособие / В. И. Богдановская ; Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова. – Абакан : ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2019. – 72 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567404 (дата обращения: 20.11.2020). - Режим доступа: Университетская библиотека online. – Текст : электронный.

4.                 Бокова, В. М. Праздники. Царские дни. Семейные события. / Повседневная жизнь Москвы в XIX веке - 1980. – URL: https://history.wikireading.ru/77904 (дата обращения: 06.01.2021). - Режим доступа: Вики чтение online. – Текст : электронный.

5.                 Братановский, С. Н. Государственное управление социально-культурной сферой в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавров / С. Н. Братановский, М. С. Братановская. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 104 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462557 (дата обращения: 22.11.2020). - Режим доступа: Университетская библиотека online. – Текст : электронный.

6.                 Будина, О.Р. Город и народные традиции русских / Будина О.Р. –  М. : Наука, 1989. – Текст : непосредственный.

9.     Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – С. 44 – 56.

10. Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 25.09.08 / М.А. Ворона. – Саратов, 2008. – С. 12.

7.                 Генкин, Д. М. Массовые праздники. / Д.М. Генкин - М., 1975. – Текст : непосредственный.

11. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис…канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 27.02.09 / Н.Г. Гончарова. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. С. 16 – 17.

12. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. — М: Профиздат, 1980-С 5-27. 7.

13. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. — М., 1996.№ 7.-С.10-Каплан М. Основные модели досуга. М. 2008.

8.                 Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменец. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 246 с. – Текст : непосредственный.

14.            Корженевский, П. И. Московские праздники / П.И. Корженевский // ОР РГБ. Ф. 436. К 11. № 10. – Текст : непосредственный.

15.            Куликова, К. Ф. Рассказы о первых русских комедиантах. – Л.: Детская литература, / К.Ф. Куликова, 1966. – 215 с. – Текст : непосредственный.

16. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб: 1996.

17.            Луначарский, А. В. О народных празднествах. — В сб.: Золотые россыпи России. / А.В. Луначарский - М., 1966. – Текст : непосредственный.

18.            Луначарский, А. В. О театре и драматургии. / А.В. Луначарский - М., 1958. – Текст : непосредственный.

19.            Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. – М. : Наука, 1988. – Текст : непосредственный.

20.            Миненко, Н.А. Досуг и развлечения уральских горожан в XVIII - начале XX в. / Н.А. Миненко // Уральский город XVIII - начала XX в.: история повседневности. Екатеринбург, 2001. С. 2-26. – Текст : непосредственный.

21.            Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. / А.Ф. Некрылова – Л.: Искусство, 1988. – 215 с. – Текст : непосредственный.

22.            Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX вв.): учеб. Пособие/ В. М. Рябков; Челяб. Гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – 706 с. – URL: https://poisk-ru.ru/s11904t7.html (дата обращения: 06.01.2021). - Режим доступа: Поиск online. – Текст : электронный.

23. Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М: Просвещение, 1988. – С. 39.

24. Суртаев В.Я. – Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности – СПб:2010 г.

25. Табачковский В.Г. «Формирование мировоззренческой культуры молодежи»,- М.: Академия, 2004 г.

26. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.

27.            Чечётин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: Редакторы Л. А. Белова, С. М. Савов - 1980. – URL: https://studopedia.su/19_119438_prazdnestva.html (дата обращения: 06.01.2021). - Режим доступа: Студопедия online. – Текст: электронный.

28. Шаповалова Н.Г. ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности, 2006 г.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство культуры Российской

Министерство культуры Российской

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования выражена тем, что сегодня в сфере студенческого досуга произошли значительные перемены, например, появляются все больше информационных технологий,

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования выражена тем, что сегодня в сфере студенческого досуга произошли значительные перемены, например, появляются все больше информационных технологий,

Цель исследования : изучение основных форм организации досуга студенческой молодежи

Цель исследования : изучение основных форм организации досуга студенческой молодежи

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В процессе взросления и социализации досуг играет не последнюю роль

В процессе взросления и социализации досуг играет не последнюю роль

Досуг – это «деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек

Досуг – это «деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек

К задачам досуговой деятельности студенческой молодежи можно отнести следующие: • формирование и развитие личности; • в овлечение студентов в разнообразие форм досуговой деятельност и; •…

К задачам досуговой деятельности студенческой молодежи можно отнести следующие: • формирование и развитие личности; • в овлечение студентов в разнообразие форм досуговой деятельност и; •…

Для удовлетворения данных потребностей необходимо придерживаться принципов социально-культурной деятельности

Для удовлетворения данных потребностей необходимо придерживаться принципов социально-культурной деятельности

По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека

По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека

Для оценки хода реализации социально-культурных программ используется ряд критериев

Для оценки хода реализации социально-культурных программ используется ряд критериев

Методика подготовки групповых форм характеризуется: • особой непринужденность атмосферы общения друг с другом; • изучением закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их…

Методика подготовки групповых форм характеризуется: • особой непринужденность атмосферы общения друг с другом; • изучением закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их…

Итак, чтобы поддерживать интерес у потенциальных потребителей культурных услуг, сохранить уже имеющуюся аудиторию, учреждение культуры должно использовать для организации активной совместной деятельности населения такие формы…

Итак, чтобы поддерживать интерес у потенциальных потребителей культурных услуг, сохранить уже имеющуюся аудиторию, учреждение культуры должно использовать для организации активной совместной деятельности населения такие формы…

ГЛАВА 2. ПРОГРАММЫ КАРНАВАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ

ГЛАВА 2. ПРОГРАММЫ КАРНАВАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ

Надо сказать, что для каждого из людей карнавал - это игра в невозможное

Надо сказать, что для каждого из людей карнавал - это игра в невозможное

Литературный карнавал города Кемерово, как форма социально-культурной деятельности вполне соответствуют данным требованиям

Литературный карнавал города Кемерово, как форма социально-культурной деятельности вполне соответствуют данным требованиям

Анализ организации и проведения карнавала литературных героев в г

Анализ организации и проведения карнавала литературных героев в г

Рисунок 2 - Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Укажите, пожалуйста,

Рисунок 2 - Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Укажите, пожалуйста,

Оцените уровень Вашей удовлетворенности удобством времени проведения карнавала 1 19 30 2 38 60

Оцените уровень Вашей удовлетворенности удобством времени проведения карнавала 1 19 30 2 38 60

Рисунок 2 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень комфортности

Рисунок 2 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень комфортности

Рисунок 12 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень

Рисунок 12 – Структура результатов ответов респондентов на вопрос «Оцените уровень

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К числу важнейших компонентов социально-культурной деятельности относятся формы деятельности учреждений, элементов функционирования учреждения культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К числу важнейших компонентов социально-культурной деятельности относятся формы деятельности учреждений, элементов функционирования учреждения культуры

Подробно рассмотрены видовое многообразие данных форм: массовые, групповые и индивидуальные; традиционные и инновационные; эпизодически и стабильные; а также находящиеся в тесной взаимосвязи с формами социально-культурной…

Подробно рассмотрены видовое многообразие данных форм: массовые, групповые и индивидуальные; традиционные и инновационные; эпизодически и стабильные; а также находящиеся в тесной взаимосвязи с формами социально-культурной…

Для устранения негативных моментов в организации карнавала, например таких, как проблемы со временем проведения, комфортностью пребывания на фестивале, нами были разработаны следующие рекомендации, которые можно…

Для устранения негативных моментов в организации карнавала, например таких, как проблемы со временем проведения, комфортностью пребывания на фестивале, нами были разработаны следующие рекомендации, которые можно…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Исправить, как в образце, т

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Исправить, как в образце, т

Гос. акад. Культуры и искусств

Гос. акад. Культуры и искусств

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд

Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе: дис…канд

Миненко, Н.А. Досуг и развлечения уральских горожан в

Миненко, Н.А. Досуг и развлечения уральских горожан в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023