Основные характеристики самоопределения. Психология
Оценка 4.7

Основные характеристики самоопределения. Психология

Оценка 4.7
docx
17.02.2020
Основные характеристики самоопределения. Психология
Шуцкая Л.С..docx

Основные характеристики самоопределения

 

Профессия

 

Определение

Виды

Основная характеристика

Голланд Дж.

На основе установления основных компонентов направленности – интересов и ценностных ориентации – Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Реалистический (практический) тип

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Социальный тип

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Артистический тип

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Конвенциальный (стандартный) тип

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Предприимчивый тип

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Интеллектуальный исследовательский) тип

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

Климов Е.А.

(по разным основаниям)

Первый ярус классификации. Типы профессий.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных

систем можно выделить следующие

типы профессий.

человек -­ живая природа (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорга­низмами и условиями их существования. Примеры: мастер­плодоовощевод, aгpoном, зоотехник, ветеринар, микробиолоr;

человек ­- техника и неживая природа (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры слесарь­-сборщик, техник-­ механик, инженер­ механик, электрослесарь, инженер­электрик, техник-­технолог общественного питания;

человек -­ человек (Ч).

Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные систе­мы, сообщества, rpуппы населения, люди разного возраста. При­

меры: ­ продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-­орrанизатор производства, врач, учитель;

человек ­- знаковая система (3).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы ­ вот пред­метные миры, которые занимают представителей профессий это­го типа. Примеры: ­ оператор фотонаборноrо автомата, проrрам­мист, чертежник-­картоrраф, математик, редактор издательства,

языковед;

человек ­ художественный образ (Х).

­ Явления, факты художе­cтвeннoгo отображения действительности ­ вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: ­ художник ­декора­тор, художник-­реставратор, настройщик музыкальных инструмен­тов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматиче­cкoгo театра.

Второй ярус классификации. Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи)

гностические профессии (Г)

в типе «Человек-­ природа»: контролер­-приемщик фруктов, дегyстатор чая. В типе «Человек-техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер­-диаг­ност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек- человек»: судебно-­медицинский эксперт, врачебно­трудовой эксперт, co­циолоr. В типе «Человек-знаковая система»: корректор типогра­фии, бухгалтер-­ревизор. В типе «Человек -художественный об­раз»: искусствовед, театровед;

преобразующие профессии (П).

Примеры в типе «Человек-при­рода»: мастер­плодоовощевод, мастер-­животновод, аппаратчик по

выращиванию дрожжей, aгpoнoм по защите растений, зооинже­нер. В типе «Человек-техника»: слесарь-­ремонтник, токарь, опе­ратор npoкaтнoго стана. В типе «Человек-человек»: учитель, пе­дагог-­тренер, мастер производственного обучения, инженер­педагог, психолог­rrрактик, экскурсовод. В типе «Человек- знак»: чертежник­картограф, машинистка­-стеноrрафистка, бухгалтер. В типе «Человек -художественный образ»: цвeтовoд-дeкopaтоp,

художник-­оформитель;

изыскательные профессии (И).

Примеры в типе «Человек ­ при­рода»: летчик-­наблюдатель рыбного хозяйства, летчик­-наблюда­тель лесного хозяйства, биолог-­исследователь. В типе «Человек-техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер­

конструктор. В типе «Человек-человек»: воспитатель, организа­тор производства, организатор торговли, aгент по снабжению. В типе «Человек-знак»: проrраммист, математик. В типе «Человек-художественный образ»: художник по проектирова­нию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации. Отделы профессий

­По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого

класса могyт (но не всегда) выделяться следующие отделы:

профессии ручного труда (Р).

Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-­бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-­лаборант... Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картогpаф, художник-­живописец. Примеры в классе изыскательных профессий ­ ручные cpeд­ства здесь могyт быть, по­-видимому, только вспомогательными, как, например, «карандаш-­бумага» в руках конструктора;

профессии машинно-ручного труда (М).

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемеще­ния предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля;

профессии, связанные с применением автоматизированных и aв­томатических систем (А),

­ Оператор инкубационных цехов, опе­ратор станков с программным управлением, оператор магнитной записи;

профессии, связанные с преобладанием функциональных средств

труда (Ф).

Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

 

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить

на следующие гpуппы.

работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнaтным» (Б):

лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую nогоду (О):

aгpoнoм, монтажник стальных и железобе­тонных конструкций, инспектор службы безопасности дорожно­го движения;

работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под зем­лей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) (Н):

антеннщик­-мачтовик, водолаз, машинист гopнoгo комбайна, по­жарный;

работа в условиях повышенной моральной ответственности за

жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные

ценности (М):

воспитатель детского сада, учитель, следователь.

 

 

 

 

Самоопределение

 

Определение

Основные характеристики

Виды

Основные характеристики

Н.С. Пряжников

сущность профессионального самоопределения как  поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей  - «самотрансценденцию».  Найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота». Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

 

-         в конкретных трудовых действиях и операциях

Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.

-         на конкретном трудовом посту

Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.

-         в рамках специальности;

Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.

-         в профессии;

Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.

 

-         жизненное самоопределение

Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.

-личностное самоопределение

 Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.

-         самоопределение в культуре

Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

А.К. Маркова

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения –личностное, социальное, профессиональное и др.

Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы – кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования.

жизненное самоопределение

это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

личностное самоопределение

это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

социальное самоопределение

это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

профессиональное самоопределение

это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма

индивидуальное самоопределение

это определение себя относительно сферы развития индивидуальности Я как осознанная индивидуальность; основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности

семейное самоопределение

это определение себя относительно норм семейной жизни, способность строить семью, вписаться в контекст семьи

М.Р. Гинсбург

жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение.

Психологическое настоящеесуществует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой сомопознание - т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)"

1) гармоничное

благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется

2) стагнирующее

(благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим

3) беспечное

благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить "само собой"

 4) бесперспективное

благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как "вынужденное"

5) негативное

неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности

6) защитное

неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; "бегство в будущее"

7) фантазийное

неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; "бегство в грезы о будущем"

8) прагматичное

успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; "адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей

9) гедонистическое

успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями

10) зависимое

успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей

11) бездуховное

успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, "эмоциональная уплощенность"

12) пассивное

нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем

13) невротичное

нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы

14) бездейственное

нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний

15) отсроченное

нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы профессионального развития

 

Название этапа

Основная характеристика

Климов Е.А.

Оптант (или фаза оптанта, оптации).

Период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Очень точных хронологических границ здесь, как и в отношении дрyгих фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности, как мы не раз отмечали, задаются не только телесностью, но и мнoгoacпектными условиями культуры. Если в роли оптанта оказывается профессионал (скажем, час­тично утративший работоспособность или оказавшийся без рабо­ты и вынужденный переменить профессию, то календарный воз­раст здесь может быть любым).

Адепт (или фаза адепта).

Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (сюда отнесем и учащихся профтехучилищ, и студентов техникумов, вузов, а так же слушателей, курсантов, учеников мастера-­наставника и др.).

Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).

Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится, в свою очередь, различать тех, кто находится на пер­вом, втором и т.д. годах обучения. Здесь происходят очень суще­ственные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и дрyгих сторон индивидуальности.

И есть здесь свои специфические «кризисы развития», и потреб­ность в психологической поддержке становления профессионала

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специа­листа к работе).

Молодой специалист, для тoгo чтобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для нeгo нормы, должен найти в себе возможности саморегyляции. Эти

нормы регyлируют и поведение, и образ жизни, и манеры, и внеш­ний облик профессионала, не говоря уже о собственно технологи­ческих тонкостях дела. И новичок должен суметь вписаться в контекст этих норм. Адаптации, привыкания требует также вхождение во многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов преподавателей, но, как справедливо говорит пословица, «Дружком дорожку не изведаешь».

Интернал (или фаза интернала).

Это уже опытный, поднаторевший в своем деле работник, который и устойчиво любит свое

дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и yc­пешно справляться с основными профессиональными Функция­ми на данном трудовом посту. Это признают и товарищи по рабо­те, по профессии. Он здесь уже «свой», «наш» ­ как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в caмосознании, так и в сознании дрyгих).

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и

далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее

характеристикам).

Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-­то специальными

качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориенти­ровкой в профессиональной области, или тем и дрyгим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль дея­тельности, eгo результаты стабильно хороши, и он имеет основaния считать себя в чем-­то незаменимым (во всяком случае ­ невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые фор­мальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

Авторитет (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства,

суммируется также с последующей).

Это мастер cвoeгo дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за eгo пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм aттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, чин, звание, ученую степень и пр.). О eгo успехах могли уже сообщать на собрани­ях, в прессе; возможно, он уже имеет наrpады, знаки отличия.

С мнением eгo уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у негo сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический, календарный возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-­произ­водственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя по­мощниками.

Наставник (или фаза наставничества, наставника в широком

значении слова ­ как человека, у котopoгo и коллеги готовы поучиться, перенять опыт).

Авторитетный мастер cвoeгo дела в любой профессии обраста­ет единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (неза­висимо от того, имеют ли они официальный статус учеников).

И это одно из обстоятельств, которые делают eгo жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на возраст, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успе­хов, а также с посильным включением в их дела, может быть

полной смысла.

Маркова А.К.

Допрофессионализм.

Человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время.

Профессионализм.

Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.

Суперпрофессионализм (высший профессионализм).

Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).

Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.

Послепрофессионализм.

Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Зеер Э.Ф.

Стадия оптации

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. В 14–16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

Профессиональное образование и подготовка

На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

Профессиональная адаптация

Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

■ конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

■ деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

Первичная профессионализация

Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 – 5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

Вторичная профессионализация и мастерство

Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления – стадию мастерства.


Методики исследования самоопределения. Игры на развитие самоопределения.

Методики исследования самоопределения

Название методики

Автор методики

Основная характеристика

тест Амтхауэра

Амтхауэр

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

ДДО Е.А.Климова

Е.А.Климов

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климовапредназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

тест Векслера

Векслер

Тест Векслера  является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах).  Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы. В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

·   тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

·   тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

·   тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

Игры на развитие самоопределения

Название игры

Цель

Краткая характеристика

«Спящий город»

повышение у школьников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом социально-экономических условий в стране.

 

Участникам дается общая инструкция: «В некотором городе злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого нужно предложить жителям простые и понятные программы улучшения жизни. Группа должна разработать такие программы по следующим направлениям:

■ порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты);

■ совершенствование городского управления;

■ оживление экономики, повышение благосостояния и занятости населения (экономические проблемы);

■ счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты);

■ здоровье жителей, профилактика заболеваний (медицинское обслуживание.

При подведении итога участники сами должны определить, насколько предложенные каждой группой программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать их не противоречащими друг другу.

Если программы удовлетворяют этим требованиям, то можно предположить, что жители города оживятся и, возможно, проснутся окончательно.

Главный итог этой игры – формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее

«Кто есть кто?»

дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге

Процедура проведения упражнения следующая:

1. Ведущий на основе опроса участников определяет, какие профессии для них наиболее интересны и выписывает их на классной доске, называя впоследствии профессии из этого перечня.

2. Ведущий называет профессию, каждый участник в течение нескольких секунд смотрит на других и определяет, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все участники одновременно показывают рукой на выбранного ученика, наиболее подходящего, по их мнению, для названной профессии.

3. Ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого участника, и таким образом определяет, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

 


Литература

 

1.      Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М. : Высш. школа, 2005. - 159 с.

2.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336с.

3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на - Дону: Издательство «Феникс», - 1996. – 512с.

4.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 1996. -  453с.

5.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256с.

6.      Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - М.:МПСИ; Воронеж : НПО МОДЕК, 2002. - 400 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Основные характеристики самоопределения

Основные характеристики самоопределения

Предприимчивый типЛюди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли

Предприимчивый типЛюди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли

Примеры: ­ художник ­декора­тор, художник-­реставратор, настройщик музыкальных инструмен­тов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматиче­cкoгo театра

Примеры: ­ художник ­декора­тор, художник-­реставратор, настройщик музыкальных инструмен­тов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматиче­cкoгo театра

Предприимчивый типЛюди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли

Предприимчивый типЛюди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли

Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций

Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций

Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях

Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях

Я как осознанная индивидуальность; основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности семейное самоопределениеэто определение себя относительно норм семейной жизни, способность строить семью, вписаться в контекст…

Я как осознанная индивидуальность; основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности семейное самоопределениеэто определение себя относительно норм семейной жизни, способность строить семью, вписаться в контекст…

"адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей 9) гедонистическое успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями 10)…

"адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей 9) гедонистическое успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями 10)…

Этапы профессионального развития

Этапы профессионального развития

Это мастер cвoeгo дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за eгo пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране)

Это мастер cвoeгo дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за eгo пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране)

В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом

В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом

Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности

Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности

Первичная профессионализация

Первичная профессионализация

Методики исследования самоопределения

Методики исследования самоопределения

Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий

Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий

Кто есть кто?» дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге

Кто есть кто?» дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге

Литература 1. Зеер,

Литература 1. Зеер,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020