Основные модели обучения
Оценка 5

Основные модели обучения

Оценка 5
docx
21.03.2024
Основные модели обучения
Статья _Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС_.docx

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС

 Образование – это индустрия, направленная в будущее

С.П. Капица

 В настоящее время перед преподавателем стоит важная задача: научить студентов учиться. Студент - равноправный участник обучения, он в равной мере с преподавателем отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы студент мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль. Ему предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы.

 Сегодня необходимо всестороннее массовое внедрение современных педагогических технологий во все сферы образования. В ФГОС нового поколения четко обозначены требования к результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по дисциплинам и профессиональным модулям, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых обучаются студенты.

 Цель работы: развитие профессиональных компетенций в области использования образовательных технологий

Задачи:

 - ознакомление с современными образовательными технологиями;

 - овладение приемами различных технологий;

 - подготовка к методически грамотному применению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

 Предполагаемые результаты

знать: - современные образовательные технологии;

- классификации современных образовательных технологий.

 уметь: - методически грамотно структурировать урок с использованием современных образовательных технологий.

 владеть: - современными образовательными технологиями;

 - приемами различных технологий.

 

«Технология» techne - искусство, мастерство logos - наука, закон

Технология - наука о мастерстве. Педагогическая технология - учение о

педагогическом искусстве, мастерстве.

Технология (педагогическая) - это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе преподавателя на учебном занятии, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать.

Но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было бы что делать.

Я.Коменский

 Однако в понимании и употреблении «Педагогическая технология» существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок

функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Современные образовательные технологии, что это такое? Наиболее близко по значению:

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Л и х а ч ёв) .

Различают основные 4 позиции научного понимания и употребления термина

«педагогическая технология»:

1. Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Данную точку зрения отстаивают В.Бухвалов, В.Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р де Киффер, М. Майер.

2. Педагогические технологии как способ, т.е. это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. Данную точку зрения представляют В.П. Беспалько, М.А. Чоханов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скинер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.

3. Педагогические технологии как научное направление. Рассматривают

педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на

данные социальных, управленческих и естественных наук.

Представители этой позиции: П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер.

4. Педагогические технологии как многомерное понятие.

Эта позиция представляет собой многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические технологии как многомерный процесс.

Это мнение В.И. Боголюбова, М.В. Кларина, В.В. Давыдова, Г.К. Селевко, Е.В.

Коротаевой, В.Э. Штейнберга, Д.Финна, К. Силбера, П. Митчелла, Р. Томаса.

На одной из них хочу остановиться: Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС в СПО Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе,

запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным

результатам /Г.К. Селевко/

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов - их

деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности

обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому ПМ, дисциплине Использование современных педагогических технологий на занятиях способствует:

·        формированию у студентов:

·        теоретических знаний;

·        практических умений;

·        ценностных ориентаций;

 развивает:

·        познавательную активность;

·        положительные эмоции;

·        память и мышление;

·        самостоятельность;

 ориентирует отвечать на вопросы:

кто? что? как? зачем?

К современным образовательным технологиям относят:

 Технологию дистанционного обучения;

 Развивающее обучение;

 Проблемное обучение;

 Систему инновационной оценки «портфолио»;

 Разноуровневое обучение;

 Здоровьесберегающие технологии;

 Коллективную систему обучения;

 Информационно-коммуникативные технологии;

 Технологию решения изобретательских задач;

 Обучение в сотрудничестве;

 Технологию использования в обучении игровых методов;

 Технологию модульного и блочно-модульного обучения;

 Технологию «Дебаты»;

 Технологию развития критического мышления;

 Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.

Следовательно, ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической

деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) он выделяет четыре соподчиненных класса образовательных технологий, адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций.

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально – педагогический уровень). Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. (Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе и т.д.)

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают

деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. (Например, преподавание учебного предмета, технология компенсирующего обучения).

3. Мезотехнологии, или модульно – локальные технологии, представляют собой технологию осуществления отдельных частей (модулей) учебно–воспитательного процесса или направленные на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач.(Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения,

повторения или контроля знаний).

4. Микротехнологии нацелены на решение узких оперативных задач и относятся к  индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно – личностный уровень).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляться в практике процессом.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ технологии

 Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

 Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

 Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важныхпрофессиональных затруднений в образовательном пространстве и п оиск путей их решения.

 Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к

выполнению той или иной образовательной деятельности.

 Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность обучаемого проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

 Рефлексивная

 Особенностью этой технологии является осознание обучаемого деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал обучаемый при этом.

Практика реализации.

 В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии,

предполагающие раскрыть субъективный опыт обучащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:

- создать атмосферу заинтересованности каждого студента в своей работе;

- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе;

- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность;

- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.

 Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

 Технология сотрудничества: (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

 При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимнообратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов , сопоставление этапов работы, дополнение или составление записи в тетради .

 Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа педагога с обучающимися и группой. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными студентами, группами

Этим достигается формирование общеучебных УУД по предмету и личное

совершенствование каждого обучащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы.

 

Заключение

ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого обучающегося, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности современных образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС  которых представлена в ОУ, помогает педагогу успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.

 

Список литературы :

1. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.

2. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.

3. Каунов А.М. «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.

4. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.

5. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.


 

Современные педагогические технологии как средство реализации

Современные педагогические технологии как средство реализации

Технология (педагогическая) - это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе преподавателя на учебном занятии, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи

Технология (педагогическая) - это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе преподавателя на учебном занятии, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи

В.Бухвалов, В.Паламарчук, Б.Т

В.Бухвалов, В.Паламарчук, Б.Т

К современным образовательным технологиям относят: 

К современным образовательным технологиям относят: 

Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний)

Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний)

Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024