ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ

В условиях современного инклюзивного образования особую роль занимает стратегия психологического сопровождения семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя в совокупности психолого-педагогическую литературу и исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго, В.В. Ткачевой, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др., по некоторым признакам можно заключить, что изыскания в основном носят рекомендательный̆характер [10, 8]. Согласно определению И.И. Мамайчук, психологическое сопровождение подразумевает деятельность психолога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий [5, 84-98]. В самом общем значении сопровождение совместное прохождение общего отрезка пути в качестве спутника или провожатого [8, 3]. При всей неоднозначности, исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, как замечает В.В. Ткачева, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в недоступную «зону развития» [10, 19]. Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается с понятием сохранения позитивного здоровья и динамической оценки адаптированности ребенка с ОВЗ [6, 150]. Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и семьи к самопомощи. Осуществляя психологическое сопровождение, специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». По некоторым признакам можно заключить, что сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа [8, 3]. В отличие от других точек зрения, М.П. Гусакова указывает, что цели и задачи психологического консультирования и сопровождения семьи с «особым» ребенком, могут очерчиваться областями бытия, условно названными: «уйти от» (болезни, конфликтов, неудач, проблем взаимодействия с социумом, трудностей в отношении с самим собой и «особым» ребенком);«прийти к» (внутренней гармонии, взаимопониманию с другими людьми, внешнему благополучию, счастью, успеху и т.д.) и «выйти за» (пределы, устоявшихся взглядов на жизнь, традиционного понимания своего места в мире и семье, стереотипов восприятия своего ребенка, и т.д.). В этом случае сопровождающими предпринимается попытка обращения к жизни как целостной истории человека. Для семьи, имеющей ребенка с ОВЗ данные цели наиболее актуальны, т.к. позволяют добраться до сути основных жизненных уроков. Осознание контекста: «Жизнь как Учитель», согласно автору, качественно меняет ракурс взгляда родителей на событие, помогает осознанно найти новые смыслы в общении с ребенком с ОВЗ. Все это расширяет видение проблемы, которая начинает рассматриваться родителями через призму Жизненного пути, что создает своего рода «иммунитет» к действительно тяжелым переживаниям в семейной системе [2, 71]. Исходя из этого, следует отметить, что в качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь ребенка с ОВЗ или семьи [9, 84]. Н.А. Крушная выделяет два направления психолого-педагогического сопровождения: 1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникающих у ребенка ОВЗ в его семье; 2) перспективное, направленное на профилактику отклонений в обучении и развитии детей с ОВЗ, внутрисемейных и социальных отношений. Обоснованным выглядит цикличность процесса психолого- педагогического сопровождения, предусматривающего последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического [6, 151]. Согласно приведенным В.В. Ткачевой данным, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, рассматривается как реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Примечательно, что автор воспринимает внутрисемейную атмосферу как коррекционную среду, способствующую гармоничным отношениям. На наш взгляд, здесь уместно вспомнить идеи выдающегося профессионала в области психологии здоровья В.А. Ананьева. Разработанная доктором психологических наук универсальная профилактическая модель «Цветок потенциалов», объединяет в себе различные аспекты целостного здоровья человека: интеллектуальный, личностный эмоциональный, физический, социальный, креативный и духовный. Следует заметить, что появление в семье больного ребенка является пролонгированным психотравмирующим фактором, провоцирующим личностные поведенческие деформации родителей. Отметим также, что родители детей с ОВЗ оказываются беспомощными и по меткому выражению Г.В. Ткаченко, находятся во «внутреннем» (психологическом) и «внешним» (социальном) тупике [11, 8]. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной комплексной психологической помощи. Осуществляя психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ, необходимо решить следующие задачи: - определить степень соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития; - выявить внутрисемейные факторы как способствующие, так и препятствующие гармоничному развитию ребенка с ОВЗ в семье; - установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения; - признать неадекватные модели воспитания и деструктивные формы общения в семье; - наметить пути гармонизации внутрисемейного климата; - сформулировать направления социализации детей с особыми возможностями здоровья и их семей [10, 10]. Рудольф Дрейкурс заметил, что плохо ведущие себя дети с ОВЗ – это дети, потерявшие уверенность в своих силах. Ощущение собственной неадекватности, ущербности может толкнуть ребенка на компенсацию или сверхкомпенсацию испытываемого при этом чувства неполноценности [1, 25]. Изучив причины развивающихся страданий, Б.З. Драпкин предложил действенные механизмы профилактики и терапии развивающихся депривационных и постдепривационных расстройств. В психотерапевтической практике сопровождения семей с детьми с ОВЗ, автор и его последователи активно используют созданный метод психотерапии: «Витамин материнской любви» [3, 47]. При психологическом сопровождении следует учитывать, что в семье с ребенком с отклонениями в развитии, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Непринятие дефекта своего ребенка, чаще всего, приводит к продолжительной социальной дезадаптации родителя, к внутриличностному конфликту всей семьи в целом [7, 4]. Учитывая выше сказанное, есть все основания полагать, что ранняя помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть направлена, прежде всего, на: - нормализацию психоэмоционального состояния родителей; - помощь в поиске внутренних ресурсов для принятия новой жизненной ситуации – появление «особого» ребенка; - включение родителей в коррекционный процесс; - обучение родителей навыкам выполнения коррекционных упражнений с ребенком. На сегодняшний день, О.Б. Дудко разработан алгоритм психолого- педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, включающий в себя четыре этапа: - I этап – пропедевтический (установление эмоционального контакта); - II этап – диагностический (выявление социально-психологического статуса семьи ребенка с ОВЗ); - III этап – компенсирующий (осуществление адекватного, эффективного психологопедагогического сопровождения семьи); - IV этап – контрольный (осуществление дифференцированного подхода к определению условий обучения в следующем звене образовательного процесса [4]. В соответствии с вышеперечисленными этапами можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье: информирование и индивидуальное консультирование. Мы рассматриваем психологическое консультирование как помощь родителям: в налаживании конструктивных отношений со своим «особым» ребенком, как процесс информирования о нормативно-правовых аспектах будущего семейной системы. Немало важным условием психологического сопровождения является устранение «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка с ОВЗ. Обсуждение проблемы психологического сопровождения семьи позволяет выделить адекватную трехстороннюю модель консультирования, предусматривающую: - семейное консультирование; - индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери; - групповую работу. С точки зрения В.В. Ткачевой алгоритм психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, может быть представлен в виде следующих этапов: - исследование семьи: изучение особенностей функционирования семейной системы, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка; - установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество; - оценка путей оказания психолого-педагогической помощи; - выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики; - работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск собственных ресурсов; - анализ эффективности достигнутых результатов [10, 1]. Из сказанного становится очевидным, что перечисленные этапы психологического сопровождения семьи, будут способствовать развитию родительской компетенции, гармонизации внутрисемейных взаимоотношений, оптимальному функционированию семьи, эффективной коммуникации и реалистичному отношению к особенностям ребенка с ОВЗ. Несомненно, создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией согласованного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности и актуальные ресурсы. Список использованной литературы: 1. Бернис, Б. Гарольд В. Макаби Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2004.– 416 с. – С. 25. 2. Гусакова М.П. Психологическое консультирование. Теория и практика / М.П. Гусакова. – М.: Эксмо, 2010. – С. 71. 3. Драпкин Б.З. Семейная психотерапия / Б.З. Драпкин. – М.: ДеЛипринт, 2005. – 260 с. – С. 4-5; 47-49. 4. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетенции учителядефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР. – Автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 2009. 5. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате / Ю.А. Королева // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: монография / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84-98. 6. Кормушина Н.Г. Использование Арт-терапии как технологии оптимизации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Г. Кормушина //Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – С.150-156. 7. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В.Ткачева. – М.: Просвещение, 2008