Основные научные школы и современные направления экономической теории
Оценка 5

Основные научные школы и современные направления экономической теории

Оценка 5
docx
17.11.2021
Основные научные школы и современные направления экономической теории
Л2-001887.docx

Основные научные школы и современные направления экономической теории

Наука экономическая теория как система теоретических идей и взглядов возникла с зарождением и утверждением капитализма. В условиях формирования крупного машинного производства сложились основные школы экономической теории. В настоящее время происходит дальнейшее развитие экономической мысли, создаются современные школы и направления экономической науки.

Фаза возникновения экономических воззрений людей относится к доиндустриальному периоду истории, основанному на ручном производстве и ручных орудиях труда, охватывает древние циви- лизации и средневековье. Экономические идеи людей переплета- лись с религиозными и политико-правовыми воззрениями.

Мощным толчком к развитию экономической мысли явилось образование мирового рынка, формирование международных тор- говых отношений между странами.


Ведущим экономическим учением того времени был мерканти- лизм. Он господствовал в экономической мысли в период первона- чального накопления капитала, развивающегося капитализма XV–XVII вв., существовал и в XVIII в.

Представителями меркантилизма во Франции были Пьер Буа- гильбер, Антуан Монкретьен, в Англии – Уильям Стаффорд и др. Меркантилисты источником богатства нации считали внешнюю торговлю и деньги – золото и серебро. Они считали, что необходи- мо продавать товары за границей дороже, а ввозить товары из-за границы в страну дешевле, и деньги, в основном золото, будут уве- личивать национальное богатство.

Вторая фаза развития экономической теории – возникновение экономической науки (середина XVIII – середина XIX в.). С воз- никновением крупной промышленности концепции меркантилизма уступили место воззрениям классической школы экономической теории.

Классическая экономическая теория существовала в XVII первой   трети XIX вв. Она представлена экономистами Англии и Франции. Классическая школа впервые исследовала законы ка- питалистического производства и являлась научной экономической теорией.

Во Франции классическую экономическую теорию представля- ли физиократы («физис» природа и «кратос» власть) во главе с Франсуа   Кенэ (1694–1774 гг.). Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. Ф. Кенэ ввел термин «воспроизводство», сделал попытку создать схему воспроизводства и обращения сово- купного общественного капитала. Однако физиократы считали производством только земледелие и не понимали роли зарождаю- щейся промышленности.

В Англии классическую школу представляли экономисты: Уильям Петти (1623–1687 гг.), англичанин;

Адам Смит (1723–1790 гг.), шотландец; Давид Рикардо (1772–1823 гг.), англичанин.

В трудах этих выдающихся мыслителей впервые исследовались капиталистическое производство и его законы, распределение продукта и доходов в обществе. Работы представителей классической эконо- мической теории положили начало созданию экономической науки.


Уильям Петти заложил основы трудовой теории стоимости, он показал, что стоимость создается трудом. Карл Маркс назвал его от- цом политической экономии. Адам Смит сделал шаг вперед в разви- тии трудовой теории стоимости и показал, что труд является мерой стоимости. Давид Рикардо рассматривал прибыль как часть стоимо- сти товара, которая имеет своим источником неоплаченный труд рабочих. Он писал: «Прибыль капиталиста есть вычет из заработной платы рабочего».

В произведениях ученых классической школы Давида Рикардо, Томаса Роберта Мальтуса и Джона Стюарта Милля были опреде- лены основные понятия экономической науки – стоимость, цена, капитал, продукт, рента, прибыль, а экономическая теория впервые представлена как особая отрасль знаний.

На базе учения Адама Смита и Давида Рикардо возникла эконо- мическая теория Карла Маркса (1818–1883 гг.).

Основные положения марксистской экономической теории состоят в следующем:

1.   Карл Маркс и Фридрих Энгельс открыли основной закон, ко- торый определяет развитие человеческой истории. Он состоит в том, что развитие материального производства является основой жизни человеческого общества, играет решающую роль в переходе от одной общественно-экономической формации к другой.

2.   Карл Маркс и Фридрих Энгельс открыли экономические за- коны развития общества, осуществили глубокий научный анализ капиталистического производства и создали учение о прибавочной стоимости.

3.   Карл Маркс и Фридрих Энгельс по-новому определили пред- мет политической экономии, создали политическую экономию ра- бочего класса, или пролетарскую политическую экономию.

Третья фаза развития экономической теории – открытие и раз- работка основополагающих теоретических принципов современной экономической теории (1870–1930 гг.)

Данная фаза   характеризуется   появлением   новых   воззрений в экономической теории – «маржинальной революции», «положе- ния экономического равновесия», «неоклассической теории», «ин- ституционализма», «кейнсианства».

Сущность учения маржиналистов состоит в том, что за основу экономических исследований принимаются психологические


потребности человека в получении максимальной полезности от потребления товаров и законы насыщения этих потребностей.

Принцип равновесия характеризует автоматическое установление устойчивого состояния экономики. Цена товара на рынке устанавлива- ется, когда полезности, получаемые производителями и потребителями товара, становятся равными, наступает экономическое равновесие.

На основе принципов маржинализма и экономического равнове- сия была создана неоклассическая теория. Глава кембриджской школы экономической теории Альфред Маршалл переработал тео- рию трудовой стоимости и теорию предельной полезности в еди- ную теорию установления рыночной цены товара в результате взаимодействия спроса и предложения.

Третья фаза развития экономической теории характеризуется возникновением в конце XIX – начале XX вв. американского ин- ституционализма. Представители институционализма считали, что экономические отношения тесно связаны со всеми общественными отношениями и предлагали использовать правовые, политические, социальные, психологические факторы для воздействия на хозяй- ственную жизнь.

Особое место в экономической теории занимает английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.).

В 1936 г. Дж. М. Кейнсом была опубликована работа «Общая теория занятости, процента и денег», которая содержала новые подходы к экономическому анализу и знаменовала возникновение нового направления в экономической теории кейнсианства.

Дж. М. Кейнс главным фактором роста объема национального продукта считал инвестиции капитала в экономику. В то же время он не верил в механизм автоматического рыночного регулирования и считал, что в капиталистической экономике неизбежны спады производства, безработица и инфляция. Суть теории Дж. М. Кейнса состоит в обосновании необходимости воздействия государства на экономику и разработке методов государственного регулирования.

Четвертая фаза развития экономической теории современное уг- лубление и развитие экономических исследований национальной и мировой рыночной системы. Основными направлениями экономи- ческой мысли являются неоклассическое, неокейнсианское, неоклас- сический синтез, неолиберализм, социально-институциональное.


Неокейнсианское направление базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости вмешательства государства в экономику. Госу- дарство должно проводить политику регулирования цен и доходов, денежно-кредитную, бюджетно-налоговую и внешнеэкономиче- скую политику для обеспечения роста объемов производства, снижения безработицы, инфляции и повышения уровня благосос- тояния населения. Представителями неокейнсианского направле- ния являются Н. Калдор, Э Эйхнер, Дж. Дэвис и др.

Неоклассическое направление основано на принципе невмеша- тельства государства в экономику, свободы частного предпринима- тельства и рыночного механизма. Представителями неоклассического направления являются А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.

Ядром неоклассического направления выступает монетарист- ское течение экономической мысли. Автором теории монетаризма в середине 50-х гг. ХХ в. является профессор Чикагского универси- тета М. Фридмен. Он рассматривает денежную массу, находящую- ся в обращении, как основной фактор, который обеспечивает стабильное развитие экономики и устойчивый рост валового национального продукта.

Теория неоклассического синтеза, созданная в 50–80-е гг. ХХ в., основывается на необходимости сочетания государственного регу- лирования и свободы частного предпринимательства в экономике. Представителями направления неоклассического синтеза являются лауреаты Нобелевской премии Д. Хакс, П. Самуэльсон.

Во второй половине ХХ в. в развитых странах получили распро- странение теории «государства благоденствия», индустриального общества, постиндустриального общества, информационного обще- ства, которые рассматривают последствия индустриального разви- тия общества.

Неолиберализм – направление экономической теории и практи- ки управления хозяйственной деятельностью, основанное на прин- ципе саморегулирования экономики.


 

Основные научные школы и современные направления экономической теории

Основные научные школы и современные направления экономической теории

Ведущим экономическим учением того времени был мерканти- лизм

Ведущим экономическим учением того времени был мерканти- лизм

Уильям Петти заложил основы трудовой теории стоимости, он показал, что стоимость создается трудом

Уильям Петти заложил основы трудовой теории стоимости, он показал, что стоимость создается трудом

Принцип равновесия характеризует автоматическое установление устойчивого состояния экономики

Принцип равновесия характеризует автоматическое установление устойчивого состояния экономики

Неокейнсианское направление базируется на идеях

Неокейнсианское направление базируется на идеях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.