Основные педагогические понятия
Оценка 4.7

Основные педагогические понятия

Оценка 4.7
docx
07.02.2021
Основные педагогические понятия
Основные педагогические понятия
УРОК 4.docx

Тема. Основные педагогические понятия

 

Задачи:1.Познакомить с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи педагогики.

2.Воспитывать интерес к предмету, к профессии

3.Развивать творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.

 

Вид занятия: урок

Тип урока: изучение нового материала

Наглядность и оборудование: раздаточный материал

Методы и приёмы: самостоятельная работа, анализ, синтез, конспектирование.

 

 

План урока

 

I.Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

1)      Экспресс-диктант по пройденной теме.

2)      Функции педагогики

III.Изучение нового материала

 

              -Основные педагогические понятия принято называть также педагогическими катего­риями.

К основным педагогическим категориям относятся: вос­питание, обучение, образование, так же развитие и формирование.

 

-Как вы понимаете, что такое воспитание? ( все пишут на маленьких листочках свои предположения)

Воспитание – целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности.

-Как происходит воспитание в обществе?

В широком социальном смысле воспитание – это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы.

-Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание.

 

-Какие?

-Семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

-Какой же из общественных институтов более ответственен за воспитание?

-Как вы думаете правильно ли винить только школу в неудачах в воспитании? А другие социальные системы не влияют?

-Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание.

В широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

-Следующая основная категория педагогики – обучение. 

-Давайте подумаем, что такое обучение? (пишут на листочках варианты)

-Может ли быть обучение без цели? Какая цель у обучения? Кто участвует в обучении?

Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями.

 

-Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усво­ения. 

 

-Что такое знания?

 

Знания – это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки.

-Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. 

Умения – готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. 

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

-Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.

Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.

 

-Что такое образование?

-Образование – результат обучения.

Образование – это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый.

Формирование – процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т.д.

-В формировании невозможно обойтись без воспитания. Воспита­ние – один из важнейших факторов фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

-Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

-Что такое развитие? (пишут на листочках)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека.

-Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему.

-Как вы думаете, может ли человек сам себя воспитывать? Каким образом?

Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

-Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

IV. Подведение итогов.

V. Этап информации о домашнем задании. (Выучить категории педагогики. Готовиться к тесту)

 

 

 

0ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗА 24 ЧАСА     

4,454,


 

Тема. Основные педагогические понятия

Тема. Основные педагогические понятия

Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание

Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание

В формировании невозможно обойтись без воспитания

В формировании невозможно обойтись без воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021