Тема. Основные педагогические понятия
Задачи:1.Познакомить с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи педагогики.
2.Воспитывать интерес к предмету, к профессии
3.Развивать творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.
Вид занятия: урок
Тип урока: изучение нового материала
Наглядность и оборудование: раздаточный материал
Методы и приёмы: самостоятельная работа, анализ, синтез, конспектирование.
План урока
I.Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
1) Экспресс-диктант по пройденной теме.
2) Функции педагогики
III.Изучение нового материала
-Основные педагогические понятия принято называть также педагогическими категориями.
К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, так же развитие и формирование.
-Как вы понимаете, что такое воспитание? ( все пишут на маленьких листочках свои предположения)
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
-Как происходит воспитание в обществе?
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы.
-Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание.
-Какие?
-Семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.
В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
-Какой же из общественных институтов более ответственен за воспитание?
-Как вы думаете правильно ли винить только школу в неудачах в воспитании? А другие социальные системы не влияют?
-Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
-Следующая основная категория педагогики – обучение.
-Давайте подумаем, что такое обучение? (пишут на листочках варианты)
-Может ли быть обучение без цели? Какая цель у обучения? Кто участвует в обучении?
Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
-Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
-Что такое знания?
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
-Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
-Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.
Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.
-Что такое образование?
-Образование – результат обучения.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.
-В формировании невозможно обойтись без воспитания. Воспитание – один из важнейших факторов формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
-Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.
-Что такое развитие? (пишут на листочках)
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
-Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
-Как вы думаете, может ли человек сам себя воспитывать? Каким образом?
Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.
Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
-Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.
IV. Подведение итогов.
V. Этап информации о домашнем задании. (Выучить категории педагогики. Готовиться к тесту)
0ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗА 24 ЧАСА
4,454,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.