Тема «Воспитание как педагогический процесс»
Сегодня мы начинаем изучать 3 раздел программы, который называется «Процесс воспитания».
Первая тема этого раздела «Воспитание как педагогический процесс».
Запишете к себе в тетрадь тему и план нашего занятия
1. Сущность и принципы воспитания.
2. Значение и логика целеполагания воспитания.
Перед тем как нам перейти к нашей теме, давайте вспомним:
1. Какие процессы рассматривает педагогика?(Обучение, развитие, воспитание)
2. А какие процессы мы уже рассмотрели на занятиях? (Обучение и развитие)
3. Как вы думайте воспитательный процесс это исторический процесс или нет? Почему?
4. Кто занимался вопросом воспитания? (Демокрит- составил руководства по воспитанию детей; Сократ, Платон, Аристотель- важнейшие идеи и положения,связанные с воспитанием человека; Джон Локк – в своём основном труде «Мысли о воспитании» он изучает взгляды на воспитание джентльмена; Песталоцци – предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся; Дистервег – занимался исследованием движущих сил воспитания, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, Пирогов– выступали с резкой критикой сословной школы, призывали к коренному преобразованию дела народного воспитания; Ушинский – учение о целях, принципах и сущности воспитания; Торндайк – прославился созданием действенных воспитательных технологий; Вентцель – был автором журнала «Свободное воспитание»; Крупская – организация внеклассной воспитательной работы;Макаренко – выдвинул и проверил методики трудового воспитания, формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье; Сухомлинский – сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодёжи).
5. Давайте перейдём к таблице в начале наших тетрадей «Возникновение и развитие педагогической науки» и узнаем, кто занимался этим вопросом, и какие труды были созданы.
Воспитание рассматривается как общественное явление и как педагогический процесс.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность и отношения межу людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду.
Определённый уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства.
Воспитание в педагогике употребляется в широком и узком значении.
В широком педагогическом значении воспитание – это целеустремлённое, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.
В узком педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Как и обучение, воспитание так же выполняется в целостном процессе. Мы уже с вами знаем, что процесс от латинского слова означает «движение вперед», «изменение». Давайте вспомним, что же обозначает понятие «процесс обучения», и каковы его основные компоненты?
( Процесс обучения - педагогическиобоснованная,последовательная,непрерывнаясменаактовобучения,входекоторой решаютсязадачиразвитияивоспитанияличности. Структура учебного процесса – Цель, потребностно – мотивационный, содержательный, операционно – деятельностный, эмоционально – волевой, контрольно – регулировочный, оценочно результативный компоненты).
А теперь давайте введем новое понятие. Итак, воспитательный процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату, изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности воспитанника, к саморазвитию.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:
1. процесс воспитания – процесс многофакторный
К группе объективных факторов относятся:
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
2. сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении,
3. сложность воспитательного процесса обусловлена тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью,
4. одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность
5. воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов( индивидуальными различиями воспитанников),
6. процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику, от воспитанника - к воспитателю).
7. процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостного формирования личности.
Отсюда мы можем установить основные компоненты воспитательного процесса:
1. Целевой компонент (цели, задачи и
социализация личности).
2. Содержательный компонент (соответствие потребностям
личности; стандарт образования).
3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей
на уроках и во внеурочное время).
4. Аналитико-результативный (анализ результатов
педагогической деятельности).
Задание: записать в тетради в виде схемы «Основные компоненты воспитательного процесса».
Скажите, как называются основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей? (Принципы).
Как вы думаете, что отражают принципы воспитания? (Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания).
Давайте запишем в тетради принципы воспитательного процесса:
•принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
•принцип адекватности системе социальных отношений;
•принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
•принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
•принцип педагогического оптимизма;
•принцип демократизации в воспитании.
Закономерности воспитательного процесса:
•взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
•единство действий участников педагогического процесса;
•зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
•взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
•гармонизация личных и общественных интересов;
•обусловленность содержания педагогического процесса.
А теперь давайте вспомним, что означает понятие « цель»?
Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.
Цель - формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В педагогической литературе встречаются различные определения понятия цели:
1. Цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
2. Цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
3. Цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
4. Цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае речь идет о целеполагании.
Дадим определение понятию «целеполагание» в педагогике как науке о воспитании.
Целеполагание - процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности;
В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию.
В дореволюционных российских учебниках педагогики цель воспитания формулировалась по-разному. В одних случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек", в других — "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).
Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран и, приобрела интернациональное значение.
1. Высшая ступень – государственные цели, общественный заказ.Цели-ценности, отражающие представление общества о человеке и гражданине страны. Разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.
ЗАДАНИЕ: найти законодательные акты и нормативные документы, содержащие вопросы воспитания.
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Закон Российской Федерации « Об образовании».
3. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
4. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
5. Национальная доктрина образование в Российской федерации.
6. Федеральная программа развития образования.
2. Следующая ступень – цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах.
3. Более низкая ступень –цели воспитания людей определенного возраста.
Задание: найти в ФГОС НОО цель современного воспитания
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
Воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Профессор Надежда Егоровна Щуркова в своей концепции «Формирование образа жизни, достойной Человека» следующим образом определяет цель современно воспитания: цель современного воспитания — "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".
Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение, предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности.
Сущность, значение цели и целеполагания
При анализе сущности педагогических целей различные исследователи придерживаются единой позиции в том, что педагогические цели представляют собой ожидаемые и возможные результаты педагогической деятельности, которые заключаются в изменениях в воспитанниках.
Педагогическая мысль приходит к отрицанию идеи произвольного формирования личности в соответствии с заданным эталоном, это отрицание исходит из идеи становления человека.
О.Е. Лебедев выделяет следующие методологические требования к определению целей образования:
1. цели образования должны отражать реальные возможности системы образования в развитии личности;
2. они не могут выступать как конкретизация социальных функций системы образования;
3. эти цели не могут являться конкретизацией идеала личности, ибо потенциал системы образования всегда будет недостаточен для формирования идеальной личности;
4. социальные функции системы образования и идеал личности могут выступать как критерии отбора целей образования;
5. необходимо различать цели воспитания, цели образования, цели обучения, цели развития системы образования.
Под целями воспитания следует понимать прогнозируемые, реально достижимые результаты педагогической деятельности по становлению и развитию базисного типа личности.
Базисный тип личности
– это тот тип, который является наиболее приемлемым для данного
общества. То есть, это свойства характера, которые дают возможность их
носителями приспосабливаться самым выгодным образом к условиям жизни в
настоящее время.
Особенности процесса целеполагания
Педагогическая цель предполагает
соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования
личности и соответствующие изменения в этом процессе.
В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают:
1) педагогический запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;
2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо;
3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого» (И.А. Колесникова).
В.В. Сериков выделяет в процессе целеполагания два этапа: возникновение и конкретизацию. Логику целеполагания нельзя сводить к идеологическому компоненту, она имеет свои, собственно педагогические закономерности, а основой для определения содержательной стороны образования служат, как правило, глубокие исследования образовательных запросов различных слоев общества и социальные прогнозы.
С.А. Расчетина среди особенностей целеполагания в рамках субъект - субъектных отношений выделяет осознание и оценку:
1. предмета совместной деятельности с позиции другого человека;
2. внутреннего мира другого человека как равноправного субъекта полагания и реализации цели;
своего собственного внутреннего мира, своих действий по постановке и реализации цели с позиции другого человека.
Однако можно услышать о воспитании, как о характеристике
человека: «Это человек хорошо воспитан». Таким образом, мы видим, что речь идет
о воспитании как о результате воспитания. Процесс воспитания создает
результат воспитания.
Что же такое воспитание как результат воспитания?
Результат воспитание – 1) состояние развития личности, ее качественное своеобразие; 2) характер взаимодействия человека с обществом, адаптации его в обществе; 3) качество организации деятельности воспитанников, обеспечивающей возможности проявления их личностных свойств и обогащение личного опыта.(Титов Евгений Викторович)
Задание:
1. Как вы считаете, в каком документе прописан результат воспитания детей начальной школы? (ФГОС НОО)
2. Найдите в ФГОС НОО результат воспитания детей начальной школы.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
1)Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России:
2)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3)Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе и т.д.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте определён «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Обобщение:
Сегодня на занятии мы с Вами приступили к изучению нового раздела - «Процесс воспитания» и уже подробно познакомились и разобрались с первой темой данного раздела - «Воспитание как педагогический процесс». А именно нами сегодня было рассмотрено два вопроса: 1) Сущность и принципы воспитания и 2) Значение и логика целеполагания воспитания. Мы рассмотрели воспитание с двух сторон – как общественное явление и как педагогический процесс.Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность и отношения межу людьми.Воспитание в педагогике употребляется в широком и узком значении.В широком педагогическом значении воспитание – это целеустремлённое, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений.В узком педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание выполняется в целостном процессе.Воспитательный процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей и основные компоненты:
1. Целевой компонент (цели, задачи и
социализация личности).
2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности;
стандарт образования).
3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей
на уроках и во внеурочное время).
4. Аналитико-результативный (анализ результатов
педагогической деятельности).
Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе. В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают: 1) педагогический запрос общества 2) ребенок, субъект детства 3) педагог как носитель человеческой сущности. Процесс воспитания создает результат воспитания. Результат воспитание – 1) состояние развития личности, ее качественное своеобразие.
Вывод:
Сейчас Вам будут предложены предложения, ваша задача – продолжит их:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.