Тема 1. Предмет и задачи педагогики.
Цель: познакомить студентов с педагогикой как наукой, показать предмет и задачи педагогики, разъяснить основные педагогические понятия, дать представление о связи педагогики с другими науками и системе педагогических наук. Развивать умение работать с литературой. Воспитывать интерес к будущей профессии.
Тип урока: лекция
Оборудование: И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко «Педагогика», «Педагогика» / Под ред. Ю.К. Бабанского, учебная и методическая литература по предмету, портреты педагогов.
Ход урока.
I. Организационный момент. Знакомство с группой, разъяснение требований к предмету, показ литературы по предмету, объяснение критерий оценок и ведения тетрадей. Сообщение темы и цели урока.
План.
1. Значимость профессии педагога.
2. История педагогики.
3. Предмет педагогики.
4. Задачи педагогики.
5. Основные педагогические понятия (категории).
6. Связь педагогики с другими науками.
7. Система педагогических наук.
II. Сообщение новой темы.
1. Значимость профессии педагога.
1. Развитие общественного воспитания входит в программу социальной политики государства.
2. Социально-экономические причины (возрастание притока женщин на рынке труда, помощь сиротам).
3. Первые годы жизни человека имеют особое значение для становления его личности в последующие годы.
4. Педагог влияет на формирование человека как духовной ценности общества - основное назначение педагога в обществе
5. Педагог тем самым влияет на развитие производственных сил общества.
6. Приспособление человека к жизни в обществе.
7. Формирование гуманной личности (терроризм, национализм).
8. Современный педагог обучает, воспитывает, оздоравливает, готовит к профессиональной деятельности.
Таким образом, в современном мире растет значимость профессии педагога.
2. История педагогики.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Возникла она очень давно с возникновением человеческого общества вместе с потребностью воспитывать и обучать детей. В течение большого отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим.
Работа студентов с учебником. Составить таблицу
Общественно-экономическая формация |
Цель воспитания |
Чему учили |
Первобытнообщинный строй;
Древняя Греция и Рим;
Средние века
Эпоха Возрождения |
Выжить и приспособиться к окружающей среде.
Управлять и воевать.
Подчиняться и работать.
Религиозное воспитание
Развитие производства |
Собирательство, охота, рыбная ловля, обычаи, традиции.
Военное искусство, управление рабами. Ремесла.
Богословие, грамота. Ремесла.
Науки, культура, искусство (Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень). |
Как наука педагогика была выделена из системы философских знаний в начале 17 века. В своей трактате (1623) «О достоинстве и увеличении наук» Фрэнсис Бэкон сделал попытку классифицировать науки и выделил педагогику как «руководство чтением» («знание – сила» - его выражение).
Кто еще внес вклад в науку педагогику?
(сообщения студентов по учебнику И.А. Дмитриева «Педагогика»)
1. Я.А. Коменский (с.6) – основные вопросы теории и организации учебной работы («Великая дидактика», «Материнская школа», «Пансофия», «Всемирный совет об исправлении человеческих дел» и др.)
2. Джон Локк (с.7) – внимание психологическим основам воспитания, нравственному формированию личности («чистая доска» - tabula rasa), отрицал врожденные качества у детей.
3. Жан-Жак Руссо (с.7) свободное воспитание, педоцентризм, против жестокости.
4. Г. Песталоцци (с.7) сочетал теорию с практикой в своих приютах, гуманное воспитание, соединение обучения с трудом, воспитание в коллективе («Лингард и Гертруда»).
5. Иоганн Гербарт (с.8) – педагогические основы воспитания, надзор за поведением, наказания.
6. Адольф Дистервег (с. 8) – идея об активизации умственной деятельности учащихся, самостоятельной работе, подготовке учителей.
7. В России 1030 г.в Новгороде открытие школ, обучение грамоте для всех сословий. Епифаний Славинецкий в труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье.
8. М.В. Ломоносов создал учебники «риторика», «Российская грмматика».
9. Н.И. Новиков издавал первый журнал «детское чтение для сердца и разума» впервые объявил педагогику наукой.
10. К.Д. Ушинский основатель научной педагогики и школы в России, его работы «Человек как предмет воспитания», « О пользе педагогической литературы», учебники «Родное слово», «Детский мир» рассказы для детей «Четыре желания».
11. Л.Н. Толстой в Ясной поляне организовал школу для детей крестьян, формировал самостоятельность, создал учебник «Азбука».
12. П.Ф. Лесгафт работал в области физического воспитания.
13. П.Ф. Каптерев создал учебник по педагогике.
С 18 века начинается профессиональная подготовка учителей, открываются педагогические институты, преподается педагогика.
3. Предмет педагогики.
Педагогическая деятельность – это деятельность по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Она имеет определенную структуру и компоненты (схема)
Мотив – цель – предмет – способы осуществления (пед.техника) - результат
Мотив – побуждение к деятельности. Вначале мотивы неосознанные, но за годы обучения происходит перестройка мотивов. Без смыслообразующего мотива деятельности профессия не приобретает личностный смысл, эмоционально положительную окрашенность, не вызывает стремления к самосовершенствованию.
Цель – определяется обществом, носит обобщенный характер. Способствовать формированию всесторонне развитой личности. Но воспитатели ее конкретизируют (здоровье, эстетика, подготовка к школе и т.д.)
Предмет – в любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). Предмет – уникальный материал - ребенок (хрупкость, ранимость, несформированность детского организма). Последствия педагогических ошибок ребенок может ощущать долгие годы, иногда всю жизнь.
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Способы осуществления – умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников, позволяет добиться лучших результатов воспитания.
Результат – проявляется в будущем. Невозможно определить меру воспитательных воздействий конкретного лица. Воспитание ребенка – коллективное дело.
4. Задачи педагогики.
Педагогика как любая наука имеет 2 аспекта: то, что уже изучено и то, что еще предстоит изучить.
В связи с этим в педагогике ставятся 2 задачи: неизменные и временного периода.
1.Разработка теоретических проблем воспитания, обучения, образования с учетом возраста, построение педагогического процесса, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, внедрение результатов исследований в практику, прогнозирование образования.
2.Создание новых учебников, пособий, разработка тестов, изменение предметно-материального пространства, изучение возможностей дополнительного образования (репетиторство, гувернерство, выезд за рубеж и т.д).
5. Основные педагогические понятия (категории)
Работа учащихся с учебником /под ред. Ю.К. Бабанского «Педгогика». Выписать определения «воспитание» (широком и узком смысле), «образование», «обучение», «развитие», «формирование» (с. 9-10), уметь объяснить их.
1. Воспитание – подготовка детей к будущей жизни.
2. Воспитание отождествляется с социализацией.
3. Воспитание – специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
4. Воспитание может пониматься в широком смысле – развитие личности в целом и в узком смысле – формирование определенных психических качеств.
5. Воспитание возникло с зарождением человеческого общества.
6. Воспитание – вечная и общая категория, т.к. порождена потребностью сохранять жизнь детей, обеспечить их развитие и установить преемственность поколений.
7. Содержание воспитания носит исторический характер.
8. Воспитание носит классовый характер.
9. Воспитание преломляется через личность воспитуемого.
10. Воспитание – воздействие на человека извне.
11. Воспитание – может быть и самовоспитанием.
6. Связь педагогики с другими науками
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Педагогика, как и остальные науки, развивалась в тесной связи с другими науками, особенно человековедческими.
Задание: прочитать (с. 17 в учебнике И.Д. Дмитриева «Педагогика»), выделить науки, с которыми связана педагогика, уметь объяснить связи и начертить на доске схему.
Философия
Этика
Эстетика
Социология
Экономика ПЕДАГОГИКА
Психология
Возрастная анатомия
Физиология
Медицина (лечебная педагогика0
Естественные науки: математика, информатика, экология
7. Система педагогических наук.
III. Закрепление новых знаний.
1. Значимость профессии педагога.
2. История педагогики.
3. Предмет педагогики.
4. Задачи педагогики.
5. Основные педагогические понятия (категории).
6. Связь педагогики с другими науками.
7. Система педагогических наук.
IV. Подведение итога урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко «Педагогика» с.3-18, «Педагогика» / Под ред. Ю.К. Бабанского с. 7-10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.