Предмет и задачи педагогики.
Оценка 4.9

Предмет и задачи педагогики.

Оценка 4.9
Разработки курсов +1
docx
воспитание
07.02.2021
Предмет и задачи педагогики.
Предмет и задачи педагогики.
урок 6.docx

Тема 1. Предмет и задачи педагогики.

Цель: познакомить студентов с  педагогикой как наукой, показать предмет и задачи педагогики, разъяснить основные педагогические понятия, дать представление о связи педагогики с другими науками и системе педагогических наук. Развивать умение  работать с литературой. Воспитывать интерес к будущей профессии.

Тип урока: лекция

Оборудование: И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко «Педагогика», «Педагогика» / Под ред. Ю.К. Бабанского, учебная и методическая литература по предмету, портреты педагогов.

 

Ход урока.

 

I.                   Организационный момент. Знакомство с группой, разъяснение требований к предмету, показ литературы по предмету, объяснение критерий оценок и ведения тетрадей. Сообщение темы и цели урока.

План.

1.     Значимость профессии педагога.

2.     История  педагогики.

3.     Предмет педагогики.

4.     Задачи педагогики.

5.     Основные педагогические понятия (категории).

6.     Связь педагогики с другими науками.

7.     Система педагогических наук.

 

II.               Сообщение новой темы.

 

1.     Значимость профессии педагога.

 

1. Развитие общественного воспитания входит в программу социальной политики государства.

2. Социально-экономические причины (возрастание притока женщин на рынке труда, помощь сиротам).

3. Первые годы жизни человека имеют особое значение для становления его личности в последующие годы.

4. Педагог влияет на формирование человека как духовной ценности общества  - основное   назначение педагога в обществе

5. Педагог тем самым влияет на развитие производственных сил общества.

6. Приспособление человека к жизни в обществе.

7. Формирование гуманной личности (терроризм, национализм).

8. Современный педагог обучает, воспитывает, оздоравливает, готовит к профессиональной деятельности.

Таким образом, в современном мире растет значимость профессии педагога.

 

2.     История  педагогики.

 

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Возникла она очень давно с возникновением человеческого общества вместе с потребностью воспитывать и обучать детей. В течение большого отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных  специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим.

Работа студентов с учебником. Составить таблицу

 

Общественно-экономическая формация

Цель воспитания

Чему учили

Первобытнообщинный строй;

 

 

Древняя Греция и Рим;

 

 

 

Средние века

 

Эпоха Возрождения

Выжить и приспособиться к окружающей среде.

 

Управлять и воевать.

 

Подчиняться и работать.

 

Религиозное воспитание

 

Развитие производства

Собирательство, охота,

рыбная ловля, обычаи, традиции.

 

Военное искусство, управление рабами.

Ремесла.

 

 

Богословие, грамота. Ремесла.

 

Науки, культура, искусство (Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень).

 

Как наука педагогика была выделена из системы философских знаний в начале 17 века. В своей трактате (1623) «О достоинстве и увеличении наук» Фрэнсис Бэкон сделал попытку классифицировать науки и выделил педагогику как «руководство чтением» («знание – сила» - его выражение).

Кто еще внес вклад в науку педагогику?

(сообщения студентов по учебнику И.А. Дмитриева «Педагогика»)

1.     Я.А. Коменский (с.6) – основные вопросы теории и организации учебной работы («Великая дидактика», «Материнская школа», «Пансофия», «Всемирный совет об исправлении человеческих дел» и др.)

2.     Джон Локк (с.7) – внимание психологическим основам воспитания, нравственному формированию личности («чистая доска» - tabula rasa), отрицал врожденные качества у детей.

3.     Жан-Жак Руссо (с.7) свободное воспитание, педоцентризм, против жестокости.

4.     Г. Песталоцци (с.7) сочетал теорию с практикой в своих приютах, гуманное воспитание, соединение обучения с трудом, воспитание в коллективе («Лингард и Гертруда»).

5.     Иоганн Гербарт (с.8) – педагогические основы воспитания, надзор за поведением, наказания.

6.     Адольф Дистервег (с. 8) – идея об активизации умственной деятельности учащихся, самостоятельной работе, подготовке учителей.

7.     В России 1030 г.в Новгороде открытие школ, обучение грамоте для всех сословий. Епифаний Славинецкий в труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье.

8.     М.В. Ломоносов создал учебники «риторика», «Российская грмматика».

9.     Н.И. Новиков издавал первый журнал «детское чтение для сердца и разума» впервые объявил педагогику наукой.

10. К.Д. Ушинский основатель научной педагогики и школы в России, его работы «Человек как предмет воспитания», « О пользе педагогической литературы», учебники «Родное слово», «Детский мир» рассказы для детей «Четыре желания».

11. Л.Н. Толстой в Ясной поляне организовал школу для детей крестьян, формировал самостоятельность, создал учебник «Азбука».

12. П.Ф. Лесгафт работал в области физического воспитания.

13. П.Ф. Каптерев создал учебник по педагогике.

С 18 века начинается профессиональная подготовка учителей, открываются педагогические институты, преподается педагогика.

 

3.     Предмет педагогики.

 

Педагогическая деятельность – это деятельность по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Она имеет определенную структуру и компоненты (схема)

 

Мотив – цель – предмет – способы осуществления (пед.техника) - результат

 

Мотив – побуждение к деятельности. Вначале мотивы неосознанные, но  за годы обучения происходит перестройка мотивов. Без смыслообразующего мотива деятельности профессия не приобретает личностный смысл, эмоционально положительную окрашенность, не вызывает стремления к самосовершенствованию.

Цель – определяется обществом, носит обобщенный характер. Способствовать формированию всесторонне развитой личности. Но воспитатели ее конкретизируют (здоровье, эстетика, подготовка к школе и т.д.)

Предмет – в любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). Предмет – уникальный материал - ребенок  (хрупкость, ранимость, несформированность детского организма). Последствия педагогических ошибок ребенок может ощущать долгие годы, иногда всю жизнь.

Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Способы осуществления – умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников, позволяет добиться лучших результатов воспитания.

Результат – проявляется в будущем. Невозможно определить меру воспитательных воздействий конкретного лица. Воспитание ребенка – коллективное дело.

 

4.     Задачи педагогики.

 

Педагогика как любая наука имеет 2 аспекта: то, что уже изучено и то, что еще предстоит изучить.

В связи с этим в педагогике  ставятся 2 задачи: неизменные и временного периода.

1.Разработка теоретических проблем воспитания, обучения, образования с учетом возраста, построение педагогического процесса, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, внедрение результатов исследований в практику, прогнозирование образования.

2.Создание новых учебников, пособий, разработка тестов, изменение предметно-материального пространства, изучение возможностей дополнительного образования (репетиторство, гувернерство, выезд за рубеж и т.д).

 

5.     Основные педагогические понятия (категории)

 

Работа учащихся с учебником /под ред. Ю.К. Бабанского «Педгогика». Выписать  определения «воспитание» (широком и узком смысле), «образование», «обучение», «развитие», «формирование» (с. 9-10), уметь объяснить их.

1.     Воспитание – подготовка детей к будущей жизни.

2.     Воспитание отождествляется с социализацией.

3.     Воспитание – специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

4.     Воспитание может пониматься в широком смысле – развитие личности в целом и в узком смысле – формирование определенных психических качеств.

5.     Воспитание возникло с зарождением человеческого общества.

6.     Воспитание – вечная и общая категория, т.к. порождена потребностью сохранять жизнь детей, обеспечить их развитие и установить преемственность поколений.

7.     Содержание воспитания носит исторический характер.

8.     Воспитание носит классовый характер.

9.     Воспитание преломляется через личность воспитуемого.

10. Воспитание – воздействие на человека извне.

11. Воспитание – может быть и самовоспитанием.

 

6.     Связь педагогики с другими науками

 

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Педагогика, как и остальные науки, развивалась в тесной связи с другими науками, особенно человековедческими.

Задание: прочитать (с. 17 в учебнике И.Д. Дмитриева «Педагогика»), выделить науки, с которыми связана педагогика, уметь объяснить связи и начертить на доске схему.

Философия

Этика

Эстетика

Социология

Экономика                                                                                                            ПЕДАГОГИКА

Психология

Возрастная анатомия

Физиология

Медицина (лечебная педагогика0

Естественные науки: математика, информатика, экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Система педагогических наук.

III.             Закрепление новых знаний.

1.     Значимость профессии педагога.

2.     История  педагогики.

3.     Предмет педагогики.

4.     Задачи педагогики.

5.     Основные педагогические понятия (категории).

6.     Связь педагогики с другими науками.

7.     Система педагогических наук.

IV.            Подведение итога урока. Выставление оценок.

V.               Домашнее задание. И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко «Педагогика» с.3-18, «Педагогика» / Под ред. Ю.К. Бабанского с. 7-10.


 

Тема 1. Предмет и задачи педагогики

Тема 1. Предмет и задачи педагогики

История педагогики. Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества

История педагогики. Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества

Г. Песталоцци (с.7) сочетал теорию с практикой в своих приютах, гуманное воспитание, соединение обучения с трудом, воспитание в коллективе («Лингард и

Г. Песталоцци (с.7) сочетал теорию с практикой в своих приютах, гуманное воспитание, соединение обучения с трудом, воспитание в коллективе («Лингард и

Последствия педагогических ошибок ребенок может ощущать долгие годы, иногда всю жизнь

Последствия педагогических ошибок ребенок может ощущать долгие годы, иногда всю жизнь

Содержание воспитания носит исторический характер

Содержание воспитания носит исторический характер

Система педагогических наук.

Система педагогических наук.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021