Тема: Понятие о методах обучения, классификация
Цели урока:
1. Обосновать понятие методов обучения как многомерного дидактического явления;
2. Раскрыть сущность и содержание методов обучения;
3. Охарактеризовать факторы, определяющие выбор методов обучения.
Тип урока: практический
Форма организации урока: групповая
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, презентация на тему «Методы обучения», аудио-, видеозаписи, стикеры, плакаты, цветные маркеры, раздаточные материалы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Позитивный настрой.
II. Сообщение темы и целей урока.
Деление на группы
Разработать критерии оценивания урока
III. Проверка пройденного материала.
Задание 1.
} Разделиться на по парам
} По команде «Старт» – сидящие напротив начинают рассказывать о содержании образования в РК в течение 2 минут.
} По команде «Стоп» - все пары останавливаются
} По команде «Движение» - все из двух рядов пересаживаются на следующий стул
} Процесс повторяется - за 1 минуту рассказывают о педагогических подходах обучения в начальной школе
Задание 2. Игра «Да-нет»
IV. Практическая работа
1. Работа в парах.
- Что вы знаете о методах обучения?
-Что хотите узнать о методах обучения?
(подготовить свое определение метода обучения)
2. Работа в группах «Классификация методов обучения»
Познакомиться с классификацией методов обучения отдельных дидактов. Составить постер, раскрывая понятие методов обучения с точки зрения данного автора.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский):
· словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
· наглядные (показ, демонстрация и пр.);
· практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина:
· объяснительно-иллюстративный метод,
· репродуктивный метод,
· метод проблемного изложения,
· частично-поисковый, или эвристический метод,
· исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
· методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
· методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
· методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения
· монологический,
· показательный,
· диалогический,
· эвристический,
· исследовательский,
· алгоритмический
· программированный.
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.
3. Минилекция «Современные методы обучения. Активные методы»
Активынй преподаватель
Активный ученик
Пирамида обучения
Уши |
Глаза |
Голос |
Ощущения |
X |
|||
X |
|||
X |
X |
||
X |
X |
||
X |
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Я слышу, но Я забываю!
Я вижу, и Я запоминаю
Я делаю, и затем Я понимаю!
4. Работа в группах «Активные методы обучения»
Составить классификацию активных методов обучения для детей начальной школы.
V. Оценивание
- взаимооценка
- групповая оценка
VI. Рефлексия
1. «5 – 5 – 1»
Подвести итог сегодняшнего урока в 5 предложениях.
Сократить до 5 слов.
Сейчас до 1 слова.
2. «Две звезды, одно пожелание»
Алгоритм работы:
- дать определение метода обучения данных авторов
- раскрыть классификацию методов обучения данных авторов
- определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский):
· словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
· наглядные (показ, демонстрация и пр.);
· практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
Алгоритм работы:
- дать определение метода обучения данных авторов
- раскрыть классификацию методов обучения данных авторов
- определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина:
· объяснительно-иллюстративный метод,
· репродуктивный метод,
· метод проблемного изложения,
· частично-поисковый, или эвристический метод,
· исследовательский метод.
Алгоритм работы:
- дать определение метода обучения данных авторов
- раскрыть классификацию методов обучения данных авторов
- определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
· методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
· методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
· методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Алгоритм работы:
- дать определение метода обучения данных авторов
- раскрыть классификацию методов обучения данных авторов
- определить, как учитель начальных классов будет использовать эти методы
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения
· монологический,
· показательный,
· диалогический,
· эвристический,
· исследовательский,
· алгоритмический
· программированный.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.