Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии
Оценка 4.7

Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии

Оценка 4.7
docx
19.09.2023
Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии
Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии.docx

Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии

Исследованиями в области коммуникативных способностей занимались отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, A.Г. Ковалев,
В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, Н. И. Карасева, Н.А. Воробьева.

Анализ научной литературы показал, что не все ученые выделяют понятие «коммуникативные способности». Так, есть ряд исследований, которые используют другие определения, например, коммуникативная компетентность, коммуникативный потенциал. Одними из первых исследователей в области изучения коммуникативных способностей были Н.С. Васильев и А.А. Кидрон. Так, Г.С. Васильев в своих работах дает следующее определение – это та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление [1].

В свою очередь, А.А. Кидрон дает немного иное определение коммуникативным способностям - это общая способность, связанная с многообразными подструктурами личности и проявляющаяся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели.

Иными словами человек, который обладает коммуникативными способностями, способен разрешать конфликты, может изменить поведение другого человека, лишь поговорив с ним, убедить его в чем – либо. Кроме того, человек с таким видом способностей может понимать других людей, определять их чувства. По мнению А.А. Кидрона, существует несколько уровней проявления коммуникативной способности: навыки, умения, общая направленность поведения и стиль общения. Навыки общения свидетельствуют о том, что человек способен использовать разные средства общения. Умение общаться это некая уже самостоятельная задача, которая включает в себя выше сказанное про навыки общения.

С точки зрения А.А. Кидрона, умение общаться подразумевает под собой несколько уровней. Так, первым является возможность понимать людей, предсказывать их поведение. Также сюда включено и самопознание. Вторым, как бы классом, является познавательно-экспрессивное умение. Оно подразумевает способность слушать и  слышать человека, понимать эмоции, избирать роль в соответствии с ситуацией. Третий класс - экспрессивное умение, то есть способности, которые связаны с речью, это возможность убедить человека в чем – либо словами, а также возможность выразить себя невербально.  Четвертый класс включает в себя способность идти на риск, умение рефлексивно управлять. Умение рефлексивно управлять подразумевает под собой самоконтроль, самообладание, самодисциплину. Последний, пятый, класс - владение правилами поведения, приемами техники общения и манипуляции, конструктивное использование эго-защитных механизмов, умение использовать внеситуативные условия и средства [9].

Согласно Е.П. Гусевой, коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности освоения или выполнения коммуникативной деятельности.

М.К. Кабардов дополнил данное определение, включив туда еще и психофизиологические особенности. Так, он считает, что таковыми особенностями могут служить общительность человека, его активность, его направленность на других или же на себя, а также темп деятельности [6].

О направленности на других указывала и В.Н. Куницына. Так, она считает, что в основе коммуникативных способностей находятся задатки, которые, в свою очередь, представляют собой свойство темперамента – экстравертированность [10].

Л.А. Петровская дает следующее определение коммуникативных способностей – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия. В данную систему входят способности к ориентации в различных жизненных ситуациях, способности избирать те приемы и средства общения, которые подходят для данной ситуации.

Также стоит отметить, что имеются различные позиции по поводу определения структуры коммуникативных способностей. Так, Н.В. Кузьмина совместно с Г.С. Васильевым, на основе различных исследований выделили, в свою очередь, подструктуры коммуникативных способностей:

1. Умение понимать и принимать других,

2. Умение подать себя так, чтобы другие тебя поняли, умение выражать себя через различные средства,

3. Умение влиять на людей.

Были и иные исследователи, которые выделяли собственную структуру коммуникативных способностей. Так, среди них Н.И. Карасева. По ее мнению, структура выглядит следующим образом:

1.                 Способность регулировать  взаимоотношения в группе.

2.                 Целедостижение.

3.                 Индивидуальные и психологические характеристики, которые нужны для восприятия и оценки других людей.

4.                 Различные приемы общения.

5.                 Некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности [8].

Отказывается от определения «коммуникативные способности» Н.М. Мельникова. Она предлагает такое понятие, как коммуникативная компетентность. Однако, стоит отметить, что данное понятие тесно связано с определением коммуникативных способностей у других авторов, а представленная, рассматриваемом нами автором, структура дает лучше понять саму проблему «коммуникативных способностей». Итак, автор предлагает следующие блоки:

1. «Личностный блок». К данному блоку относятся потребность в общении, ориентация на общение, я-концепция, самооценка.

2. «Социально-перцептивный блок» - механизмы межличностного восприятия и характеристики когнитивной и эмоциональной сферы.

3. «Операционально-технический блок» включает в себя разные коммуникативные умения [2].

Итак, проблема изучения коммуникативных навыков, является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множество точек зрения относительно понимания её сущности. Также различаются и структура коммуникативных способностей у различных авторов. То есть принятого общего определения на данный момент, как и структуры нет. Мы под коммуникативными способностями понимаем индивидуальные психологические и психофизиологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

 


 

Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии

С точки зрения А.А. Кидрона, умение общаться подразумевает под собой несколько уровней

С точки зрения А.А. Кидрона, умение общаться подразумевает под собой несколько уровней

Также стоит отметить, что имеются различные позиции по поводу определения структуры коммуникативных способностей

Также стоит отметить, что имеются различные позиции по поводу определения структуры коммуникативных способностей

Социально-перцептивный блок» - механизмы межличностного восприятия и характеристики когнитивной и эмоциональной сферы

Социально-перцептивный блок» - механизмы межличностного восприятия и характеристики когнитивной и эмоциональной сферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2023