Основные показания при отнесении учеников к основной, подготовительной и специальной медицинской группе для занятий физической культурой

  • doc
  • 06.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные показания при отнесении учеников к группе для занятий физической культурой.doc

Основные показания при отнесении учеников к основной, подготовительной и специальной медицинской группе для занятий физической культурой.

К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:

·       без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;

·       с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности – например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

·     занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;

·     подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов);

·     занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.

К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:

·       с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;

·       с нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;

·       входящие в группу риска по возникновению патологии;

·       с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет – например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

·     занятия по учебным программам физического воспитания при  условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;

·     итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра. Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной, но может быть освобождена от сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.

Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б».

К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся:

·       с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

·       занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

·       занятия физической культурой проводятся вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы.

Группа освобождается от сдачи контрольных нормативов. Дети из специальной группы «А» после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой.

К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:

·       имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения).

Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:

·       освобождение от уроков физкультуры в ОУ;

·       занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

Эта группа формируется по диагнозам, и физические упражнения подбираются в комплексы, которые направлены на лечение основного заболевания.

При комплектовании специальной медицинской группы школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии ученика, должны также знать уровень его физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны в заболеваниях, которые есть у ученика (см. приказ Министерства образования РФ № 13-51-263/13 от 31.10.2003 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Комплектование специальных медицинских групп к новому учебному году должно осуществляться до 1 июня по данным медико-педагогического обследования, проведенного в апреле – мае текущего года. По фамильные списки детей с диагнозами и указанием медицинской группы, завизированные врачом образовательного учреждения, передаются администрации и учителям физкультуры. Таким образом, у директоров ОУ имеется время до 1 сентября оформить приказ об организации занятий для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

Решение вопроса о переводе учеников из специальной группы в подготовительную, из подготовительной в основную и обратно врач и педагог принимают совместно после повторного обследования и анализа данных врачебно-педагогических наблюдений и результатов функциональных проб, проведенных в течение учебного года.

При определении медицинской группы большое значение придается результатам исследования функциональных возможностей организма, прежде всего функции сердечно-сосудистой системы. Ее состояние оценивается с помощью простых проб с дозированной физической нагрузкой.

 

2.  Дайте характеристику физических и психических особенностей детей интровертов, центровертов и экстравертов.

 

Важная роль в процессе эффективной организации физического воспитания отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому ученику, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая максимально индивидуализировать процесс физического воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям физической культурой.

Дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:

·       морфологическим;

·       вегетативным;

·       биохимическим;

·       моторным;

·       психофизическим.

С этих позиций портрет ребенка интроверта выглядит так:

·       внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;

·       речь замедленная, мало модулированная;

·       движения угловатые, неуклюжие;

·       телосложение астеническое, со сниженным развитием мышечного и жирового компонента, все костные полости удлинены;

·       эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе;

·       ведущая потребность – познание окружающего мира, это – маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все волнующие их вопросы;

·       вегетативная организация характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.

Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:

·       внешние признаки: крупные глаза, жесткие волосы; телосложение атлетическое, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей;

·       голос громкий;

·       движения энергичные;

·       эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные;

·       чувства и эмоции преобладают над логикой;

·       ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, легко выбирается роль антигероя;

·       вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.

Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:

·       макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом, костные полости круглые;

·       движения плавные, хорошо развитая и крупная и мелкая моторика;

·       эмоциональные реакции стабильные, адекватные;

·       центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.

Обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции, чтобы успешно сопровождать ребенка в процессе его физического воспитания.

Так, для интровертов учитель физической культуры должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества, можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях. Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.

Психолог школы в индивидуальной или мало групповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.

В группе детей-экстравертов учитель физической культуры выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У таких детей надо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности и сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель задает им высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Выбирает групповые формы физкультурных занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.

Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, логичности, коллективизма.

Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей-центровертов.

Таким образом, тип психосоматической конституции определяет успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.

Реализация технологии психофизической тренировки в образовательном учреждении требует использования дополнительных медико-психолого-педагогических критериев эффективности занятий. Поэтому учитель физической культуры совместно с медицинским работником проводит:

·       анкетирование детей с целью определения их исходного вегетативного тонуса и выявления признаков вегетативной дистонии;

·       пробы с дозированной физической нагрузкой с целью определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

·       оценку осанки и состояния свода стопы;

·       функциональные пробы для оценки силы мышц туловища и подвижности позвоночника;

·       динамическую оценку физического развития и физической подготовленности.

Использование этих критериев позволяет зафиксировать даже незначительные позитивные изменения в состоянии детей.

Психолог школы осуществляет оценку эмоционального состояния учеников в динамике цикла занятий; помогает учителю физкультуры подобрать наиболее действенные формулы самовнушения при релаксации.

Важно, что все полученные данные анализируются совместно с обучающимися. Это помогает детям самим контролировать позитивные изменения, происходящие в организме, и осознанно, вместе с учителем, выстраивать программу психофизического самосовершенствования.