Основные показания при отнесении учеников к основной, подготовительной и специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:
· без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;
· с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности – например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
· занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;
· подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов);
· занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.
К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:
· с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;
· с нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;
· входящие в группу риска по возникновению патологии;
· с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет – например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
· занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;
· итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра. Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной, но может быть освобождена от сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.
Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б».
К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся:
· с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
· занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
· занятия физической культурой проводятся вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы.
Группа освобождается от сдачи контрольных нормативов. Дети из специальной группы «А» после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.
Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой.
К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:
· имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения).
Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:
· освобождение от уроков физкультуры в ОУ;
· занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.
Эта группа формируется по диагнозам, и физические упражнения подбираются в комплексы, которые направлены на лечение основного заболевания.
При комплектовании специальной медицинской группы школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии ученика, должны также знать уровень его физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны в заболеваниях, которые есть у ученика (см. приказ Министерства образования РФ № 13-51-263/13 от 31.10.2003 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
Комплектование специальных медицинских групп к новому учебному году должно осуществляться до 1 июня по данным медико-педагогического обследования, проведенного в апреле – мае текущего года. По фамильные списки детей с диагнозами и указанием медицинской группы, завизированные врачом образовательного учреждения, передаются администрации и учителям физкультуры. Таким образом, у директоров ОУ имеется время до 1 сентября оформить приказ об организации занятий для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.
Решение вопроса о переводе учеников из специальной группы в подготовительную, из подготовительной в основную и обратно врач и педагог принимают совместно после повторного обследования и анализа данных врачебно-педагогических наблюдений и результатов функциональных проб, проведенных в течение учебного года.
При определении медицинской группы большое значение придается результатам исследования функциональных возможностей организма, прежде всего функции сердечно-сосудистой системы. Ее состояние оценивается с помощью простых проб с дозированной физической нагрузкой.
2. Дайте характеристику физических и психических особенностей детей интровертов, центровертов и экстравертов.
Важная роль в процессе эффективной организации физического воспитания отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому ученику, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая максимально индивидуализировать процесс физического воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям физической культурой.
Дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:
· морфологическим;
· вегетативным;
· биохимическим;
· моторным;
· психофизическим.
С этих позиций портрет ребенка интроверта выглядит так:
· внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
· речь замедленная, мало модулированная;
· движения угловатые, неуклюжие;
· телосложение астеническое, со сниженным развитием мышечного и жирового компонента, все костные полости удлинены;
· эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе;
· ведущая потребность – познание окружающего мира, это – маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все волнующие их вопросы;
· вегетативная организация характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.
Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:
· внешние признаки: крупные глаза, жесткие волосы; телосложение атлетическое, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей;
· голос громкий;
· движения энергичные;
· эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные;
· чувства и эмоции преобладают над логикой;
· ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, легко выбирается роль антигероя;
· вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.
Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:
· макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом, костные полости круглые;
· движения плавные, хорошо развитая и крупная и мелкая моторика;
· эмоциональные реакции стабильные, адекватные;
· центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.
Обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции, чтобы успешно сопровождать ребенка в процессе его физического воспитания.
Так, для интровертов учитель физической культуры должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества, можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях. Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.
Психолог школы в индивидуальной или мало групповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.
В группе детей-экстравертов учитель физической культуры выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У таких детей надо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности и сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель задает им высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Выбирает групповые формы физкультурных занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.
Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, логичности, коллективизма.
Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей-центровертов.
Таким образом, тип психосоматической конституции определяет успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.
Реализация технологии психофизической тренировки в образовательном учреждении требует использования дополнительных медико-психолого-педагогических критериев эффективности занятий. Поэтому учитель физической культуры совместно с медицинским работником проводит:
· анкетирование детей с целью определения их исходного вегетативного тонуса и выявления признаков вегетативной дистонии;
· пробы с дозированной физической нагрузкой с целью определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
· оценку осанки и состояния свода стопы;
· функциональные пробы для оценки силы мышц туловища и подвижности позвоночника;
· динамическую оценку физического развития и физической подготовленности.
Использование этих критериев позволяет зафиксировать даже незначительные позитивные изменения в состоянии детей.
Психолог школы осуществляет оценку эмоционального состояния учеников в динамике цикла занятий; помогает учителю физкультуры подобрать наиболее действенные формулы самовнушения при релаксации.
Важно, что все полученные данные анализируются совместно с обучающимися. Это помогает детям самим контролировать позитивные изменения, происходящие в организме, и осознанно, вместе с учителем, выстраивать программу психофизического самосовершенствования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.