ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫНЫҢ ӘКІМДІГІ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢРУДНЫЙ ПОЛИТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
РУДНЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Поурочный план
Урок №1 ( первый из двух часов)
1.Тема урока: Основные понятия о государстве и пути его возникновения.
2.Наименование дисциплины: Основы права
3.Подготовил: Ширшова С.Б.
4.Дата проведения_________________________________________________________
5.Общие сведения
5. 1. Курс, группа: Д – 18-УиА
5.2. Тип урока: изучение нового материала
5.3 Цели урока
Учебная:
· Углубить знания о государстве, как об особой организации политической власти и о его сущности; рассмотреть различные исторические факты возникновения государства через его основные теории происхождения, установить основные функции государства.
Развивающая:
· Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, умение находить, критически оценивать, систематизировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи,
· Развивать коммуникативные навыки, умения применять полученные знания, работать с различными источниками.
.
Воспитательная:
· Формирование понимания значимости государства для человека и общества, осознания необходимости существования в обществе идейно-политического плюрализма и воспитание уважения и гордости к государству Казахстан.
5.3.1 Перечень умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия
Должен иметь практический опыт:
· определения собственной позиции по отношению к социальному назначению государства;
· соотнесение своих действий и поступков окружающих на происходящие политические изменения в обществе и государстве.
уметь:
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения о роли государства в жизни общества, индивидуума;
· владеть основными понятия по данной теме;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, аудиовизуальный ряд);
· формулировать на основе приобретенных обществоведческо-правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным вопросам.
знать:
· основные черты государства как политического института общества и теории возникновения государств;
· общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.
6. Оснащение занятия
- техническое оснащение, материалы: проектор
- УМО: раздаточный материал, презентация, картинки, клей, фломастеры, листы формата А-3
7. Межпредметные связи история, обществознание, география.
Этапы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
Организационный момент (слайд 1) |
Традиционное приветствие обучающихся. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. |
Приветствуют учителя |
||||||||||||||||
Подготовка к восприятию (слайд 2,3) |
-Прочитав высказывания Никколо Макиавелли, итальянского мыслителя, политического деятеля, философа, писателя и Аристотеля, древнегреческого философа, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского, определите о чем пойдет речь на нашем уроке? Главные
основы …… – хорошие законы и
…Всякое ……. – продукт естественного возникновения, оно является завершением их… Аристотель
Действительно, сегодня речь пойдет о государстве. Запишите тему урока – Основные понятия о государстве и пути его возникновения. |
Читают, отвечают на вопрос
-записывают тему урока и дату |
||||||||||||||||
Изучение нового материала |
1. Мозговой штурм. Человек - существо биосоциальное. Представить его вне общества сложно, но общество - это сложная система, влияние которой на человека разнообразно. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, учат контролировать и направлять свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Интересно: o Как вы думаете: «в современном обществе человек для государства или государство для человека»? -Провокационный вопрос, однако пытаемся порассуждать. (ПОДСКАЗКА: статья 12,15 Конституции РК (в этом году –юбилей, 25 лет) Примерный ответ: На данный вопрос однозначно ответить нельзя, потому что государство и человек (гражданин) – это одно целое, они тесно взаимосвязаны между собой и по отдельности функционировать не могут. Государство защищает права и свободы каждого человека, а человек соблюдает законы своего государства. Этим обеспечивается общественный порядок и правовой статус государства. Самая высшая ценность – это жизнь человека. Никто не имеет право ее отнять или создать невыносимые условия для жизни. Поэтому государство, в первую очередь, защищает права и свободы человека (Конституция РК, раздел 2 «Человек и гражданин»). Вот две из них: Статья 12 1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. 2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Статья 15 1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Работа в группах. -Чтобы понять сущность понятия «государство» надо обратиться к истокам. Вопрос о происхождении государства в течении многих столетий был предметом долгих дискуссий. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Рассмотрим несколько из них. Для более эффективного познания предлагаю разделиться на группы. (Деление на группы - по принципу «собери картинку»: картинки подобраны по смысловому значению теории происхождения государства, Приложение №1, презентация отдельная) Заполните таблицу.
1 группа Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены". Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от БОГА, и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. С падением Рима (476 г.) завершился период Древнего мира и начинается история Средних веков. Уже к IX-X вв. Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств, фактически независимых от центральной власти. Каждое сословие в них имело четко определенный объем прав. Особое место занимала католическая церковь, организованная по принципу строгой иерархии и возглавляемая Римским папой. У церкви были свои суды, вооруженные силы, ряд норм, установленных церковью, имел общегосударственное юридическое значение (каноническое право). Получила данная теория своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви. 2 группа Наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются философ Аристотель, английский мыслитель Фильмер, русский социолог Михайловский. Сторонники патриархальной теории происхождения государства обосновывают тот факт, что люди – это существа коллективные, которые стремятся к общению, что приводит к появлению семьи. В дальнейшем её развитие и увеличение в результате объединения людей и роста количества семей приводит в итоге к возникновению государства. Таким образом, согласно патриархальной теории, государство – это результат разрастания семьи. Следовательно, власть государя есть как бы продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Так как власть патриарха изначально признается как божественное явления, то подданным следует беспрекословно подчиняться государю. При этом сопротивление подобной власти считается недопустимым. Согласно положениям патриархальной теории происхождения государства только отеческая забота монарха может создать необходимые для человека условия и обстоятельства жизни. Как отец в семье, так и руководитель в государстве не выбирается и не смещается подданными, поскольку они являются его детьми. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье. Ярким примером могут служить государства, где власть передается по наследству. Китай, Россия, Римская империя, Казахстан. Помимо этого, патриархальная теория происхождения государства формирует ореол святости, уважения государственности и власти, родства всех в своей стране. 3 группа Влияние религии на науку значительно ослабевает и появляется множество новых идей, воззрений, трудов, свидетельствующих о переменах в области политической мысли. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У современников же эта теория приобрела научное обоснование в трудах таких мыслителей как Гроций, Спиноза, Радищев, Руссо. Они определяют государство как "совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы". «Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, в их совпадении между собой». Впервые в теории образования государства упоминается личностная воля человека, а не чье-либо вмешательство или стечение обстоятельств. В результате договорной теории у государей и общества формируется система прав и обязанностей и соответственно – ответственность, которая наступает в случае их невыполнения. В рамках данной системы прав и обязанностей государство может принимать законы, собирать налоги, задерживать и наказывать преступников и т.п., но в то же время оно обязано защищать свою территорию, права и собственность граждан и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но они имеют право на защиту своих прав, свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – разорвать договор с ними даже путем их свержения. Но данная теория не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. 4 группа Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположники Л.Гумплович, К.Каутский, Е. Дюринг. Так Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Племя победителей присваивает себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подать. Ф. Энгельс жестко критиковал данную теорию, так как утверждал, – что возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Особенно важным аспектом этой теории является понятие «власть», в более ранних теориях этому концепту давались абстрактные определения, но в теории насилия виден весь потенциал власти, заключающийся не в способе управления, а в способе господства. Так же в данной концепции изучаются зачатки важных политико-социальных институтов (рабства, частной собственности). 5 группа Классовая теория или Марксисткая теория. Фундаментом материалистической теории, основоположниками которой являются К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс, служит утверждение об экономических факторах возникновения государства. К ним относится прежде всего частная собственность, следствием появления и развития которой становится межклассовый раскол, когда каждый класс общества имеет свои интересы, противоречащие интересам других классов. Государство по Марксу выступает в роли органа господства и угнетения какого-то одного класса над остальными. Ленин определял государство как механизм, необходимый для поддержания господства в обществе самого экономически влиятельного класса посредством особых средств управления и подчинения. Марксистская теория, в том числе и концепция происхождения и сущности государства, в советский период нашей истории имела официальный характер и считалась единственно верной. К настоящему времени она утратила этот статус, но остается в ряду социальных теорий, имеющих научный характер и заслуживающих внимания. 6 группа К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам. Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной. Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство. Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания. По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию. Итогом работы является выступление двух спикеров от каждой группы: 1-ый фиксирует основные сведения в таблице. 2-ой готовит выступление по теории. Все остальные обучающиеся фиксируют сведения по двум любым теориям возникновения государства. Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития. o А какой теории придерживаетесь вы? Обоснуйте. o По какому принципу были подобраны картинки для ваших групп? Организация, получившая развитие в догосударственный период, получила название первобытного общества. Первичной социальной организацией была родовая община. Все имущество находилось в общественной собственности, велось совместное хозяйство. Отсутствовало социальное неравенство, разделение труда было лишь по половозрастному признаку. НО, уже и тогда в первобытнообщинном обществе существовала власть. 3. Продолжите синонимический ряд к слову власть. 5 любых запишите себе в тетрадь. «Власть – это …» (сила, господство, самодержавие, владычество, подчинение, воля, мощность, могущество…) o Что же такое власть? Вы правы, власть - возможность одних людей подчинять своей воле других. Она существенно отличалась от нынешней государственной власти по определенным признакам. Проведем сравнительный анализ власти в первобытном обществе и современном(государственном). (СЛАЙД – Сравнительная таблица)
Власть — мощь, сила, влияние, богатство, нормы, права. Власть можно утрачивать, передавать, получать, делить. Власть сравнивают с деньгами, величина которой может меняться. Как вы думаете, какой вывод сделал Конфуций (“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) — древний китайский мыслитель). Притча. Однажды Конфуций
проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой.
Склонившись в знак почтения на колесницу, Конфуций слушал её рыдания, а затем
послал к женщине своего ученика, и тот спросил её: o Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? (Студенты обмениваются мнениями). После обмена мнениями студентов можно познакомить с выводом Конфуция: “Запомни это, ученик, жестокая власть свирепее тигра”.
Слово «государство» наверняка слышали и знают все, но в чем заключается сущность этого юридического понятия и каковы его основные признаки, знают далеко не все. Дать определение государства, которое отражало бы все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами. Например, Аристотель утверждал, что государство – это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Представители классовой теории основывались на том, что государство – это всегда диктатура господствующего класса. Государство – это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Попытаемся отличить государство от других общественных объединений, выделив его существенные ПРИЗНАКИ. Данный вид работы вы выполняете самостоятельно, используя дополнительный материал из интернета. Либо использовать можно тот материал, который подготовлен мной. Для сокращения времени необходимо работу выполнить в парах. Всего 7 признаков, поэтому логично разделить пополам и завершающий: кто вперед. 4. Заполните кластер «Признаки государства» с пояснением каждого признака. (СЛАЙД – признаки государства)
Примерный ответ (названия могут другими) Основными признаками государства являются: 1. Публичная (политическая)власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения. 2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства. (Казахстан – государство, занимающее 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии); 3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью. 4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами. Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер. Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении. Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения. В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный. Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти. Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований. Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права. 5. Государственная казна. Государство формирует собственный запас финансовых средств –взимает налоги, таможенные пошлины; владеет предприятиями, выпускает государственные ценные бумаги и т д. Полученные доходы перераспределяются на содержание госаппарата, социально-экономические, культурные цели. Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций. Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг 6. Нормотворчество(законотворчество) Государство издает общеобязательные для всего населения правила поведения (нормы права). Общеобязательные правила поведения регулируются законодательными документами. 7.Собственная символика(государственные символы) Наличие собственной символики — символического обозначения государства. Выделяется такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.
ПРОВЕРКА: САМОПРОВЕРКА через слайд.
- Изучив исторические факторы возникновения государства, его основные признаки, перейдем к формированию понятия. 5. Сформулируйте определение «ГОСУДАРСТВО», вставляя недостающие слова и словосочетания. (СЛАЙД – определение) 1в. «Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, обладающая аппаратом принуждения(управления) для обеспечения исполнения государственной политики.»
ПРОВЕРКА: опрос обучающихся фронтально и затем по слайду.
-Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах, которые связаны с основными направлениями его деятельности. Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на - внутренние и внешние. 6. Составление ментальных карт «Функции государства». (Приложение №2, картинки прилагаются, клей, фломастеры, листы формата А-3) Внутренние функции нацелены на решение задач общества. а) Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование, оно достигается главным образом в силу экономических и духовных факторов. Этим предопределяются и основные внутренние функции государства. Таких функций две: - Управленческо-обеспечительная – создание условий, стабильных и устойчивых норм, правил игры в деятельности людей, их объединений, общественных образований, а также принятие мер для реализации этих норм, правил по поддержанию надлежащей, нормальной жизни и развития общества; - Охранительная функция – пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния. Существование силы власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на: Экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме), Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества), Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан), Культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ), Экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы). Органы, исполняющие внутренние функции: ü органы правопорядка (полиция, суд); ü органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства); ü учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры). б) Внешние функции – проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: -взаимовыгодное международное сотрудничество; -обеспечение обороны государства от нападений извне; - защита граждан, выехавших за пределы государства; -поддержание мирового порядка; -решение глобальных проблем. Функция международного сотрудничества осуществляется по двум основным направлениям: а) внешнеполитическая деятельность; б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной сферах, области охраны природы. Функция обороны. Цель ее - защитить государство от агрессивных действий иных государств. Оборона государства обеспечивается решением следующих задач: введением всеобщей воинской обязанности; воспитанием граждан в духе патриотизма и готовности к защите страны от агрессии извне; созданием сети военных учебных заведений для подготовки командного кадрового состава вооруженных сил; развитием военной промышленности для создания вооружения и т. д. Функция поддержки мирового правопорядка. Предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. В этой сфере государствам трудно бороться "в одиночку", а требуется межгосударственное объединение усилий. Функция сотрудничества государств в решении глобальных проблем современности. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом. К числу таких глобальных проблем относятся: всеобщая заинтересованность государств в предотвращении крупных экологических катастроф, в охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства; утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами; сохранение и защита благоприятного глобального климата и др. Органы, исполняющие внешние функции: ü Министерство иностранных дел РК; ü Вооружённые силы РК; ü органы межгосударственных отношений. Функции государства осуществляются в определённых правовых формах, под которыми понимают однородную по своим внешним признакам (по характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанную в основном с изданием юридических актов. Правовыми формами реализации функций государства являются: 1. правотворческая деятельность, содержание которой – разработка и принятие нормативных актов, внесение изменений в действующее законодательство или отмена юридических норм; 2. правоприменительная деятельность – деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения норм права. Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами. o Какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и почему? (АКЦЕНТ на ответ: необходимо подчеркнуть важность каждой функции государства, но при этом отметить, что обеспечение правовой функции позволяет нормально функционировать всем институтам политической системы, а также гарантировать основные права и свободы граждан.)
С учетом вышеизученного, можно сформулировать еще одно определение понятия «ГОСУДАРСТВО» с учетом его функций: «Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны». На следующем уроке обязательно расширим круг понятий, связанного с понятием «государство». |
Поэтапное выполнение заданий:
-рассуждения ребят на вопрос
Работа в группах
- делятся на 6 групп и выполняют задания в группах, каждая группа заполняет сведения согласно таблицы
- слушают выступление спикеров и фиксируют сведения в таблицу любых трёх теорий дополнительно - устные пояснения студентов
- записывают 5 синонимов в тетрадь, фиксируют определение понятия «власть»
- читают и анализируют таблицу
-чтение притчи
- устные пояснения студентов
-слушают информацию от учителя, записывают в тетрадь
Работа в парах
- заполняют кластер, используя дополнительный материал (интернет-ресурсы), внизу кластера фиксируют кратко каждый признак
-читают, вставляют по смыслу недостающие слова, записывают определение понятия «государство» в тетрадь
- на основании информации составляют ментальную карту: 1,3 группы «Внутренние функции гос-ва» 2,4 группы «Внешние функции государства»
- устные пояснения студентов
- составляют определение из предложенных словосочетаний.
|
||||||||||||||||
Закрепление материала |
Учитель раздает тест по теме урока (Приложение №3) ПРОВЕРКА: взаимопроверка по ответам на слайде. |
Отвечают на тест |
||||||||||||||||
Рефлексия |
Теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «Главное назначение государства – это …..» (главный его смысл - создавать условия для достойной жизни каждого человека и гражданина) или «Идеальное государство – это ….» (это государство, которое решает самые важные задачи общества по принципу справедливости и гуманности, где не допускается чрезмерный рост политической власти, и власть и блага по настоящему принадлежат народу.) |
Продолжают фразу |
||||||||||||||||
Подведение итогов |
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, выражение Аристотеля «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.» |
Слушают |
||||||||||||||||
Домашнее задание |
Найти пояснения о других теориях возникновения государства и записать их в тетрадь по аналогичной таблице в классной работе.(для творческих: сделать презентацию) Выучить понятия по данной теме. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.