"Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом."
Оценка 4.6

"Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом."

Оценка 4.6
docx
22.03.2023
"Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом."
Аксюкова О.А..docx

Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом.

 

 Составитель: Аксюкова Ольга Александровна учитель физической культуры Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя»

 

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в, течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными  занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях   (до 6,0 - 7,0 ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечение позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что, ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки. В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия, спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во  фронтальной плоскости и сколиозах 1 степени противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1ст, занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический  и  оздоровительный  эффект.  А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических, особенностей  и состояния  детского  организма приводят к патологическим отклонениям в опорно - двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

 а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;   

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна,

бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и  живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда дни смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5-2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -И лет выполняют это упражнение                           15 -20 раз а в возрасте 12-16 лет - 25 -30 раз.

 Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы, необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек и повторить упражнение                     3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И.п„ используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10; - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Обычно, если нет других, заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст. (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме  того, им, показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры, в   школе   занятия   коррегирующей   гимнастикой   под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст. дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.        

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все  виды  спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все видыспорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.         Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение позвоночника (в среднем от 1 до 5 лет).

           Лечебная физкультура при расстройствах осанки представляет собой вид энергичной мышечной работы с большим количеством силовых упражнений. Лечебная физкультура органически включает активную коррегирующую гимнастику, которая состоит из вытяжения, мобилизации и редрессации позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида лечебная физкультура необходима при расстройствах осанки, возникающих на почве ослабленное нервно-мышечной системы и неблагоприятного воздействия внешней среды.

Учитывая значительную рабочую нагрузку на весь организм, противопоказанием к применению специальной коррекции позвоночника являются туберкулезные и врожденные деформации его, а также явления недостаточности со стороны, органов кровообращения, дыхания, выделения, к работе которых .корригирующая гимнастика предъявляет большие запросы. В этих случаях показана лечебная физкультура общегигиенического типа с развитием викарных приспособлений.

         К числу основных принципов методики лечебной физкультуры при коррекции расстройств осанки относятся следующие:

1.Систематичность и регулярность применения лечебной физкультуры.

2.Применение   лечебной   физкультуры,   в   которую   должны  входить общеукрепляющие упражнения, игры, ежедневные прогулки, плавание, лыжи (сообразуясь с возрастов и показаниями) и ежедневная активная коррегирующая гимнастика:                                                                                                                                       а) с разгрузкой позвоночника,

б) с вытяжением позвоночника,

в) с мобилизацией и редрессацией (коррекцией) участка наибольшей деформации позвоночника,

г) с правильной установкой таза и плечевого пояса, воспитание рефлекса правильной осанки с периодическим подкреплением его, воздействие путем сочетания лечебной, профилактической и воспитательной работы на высшую нервную деятельность ребенка с учетом ее возрастных и типологических особенностей.

5. Индивидуализация лечебно-профилактических мероприятий на основании выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-соматического статуса.     

6. Общее, оздоровление и укрепление организма путем комплексного лечения(лечебная    физкультура,    воздушные    и  солнечные  ванны,    массаж, медикаментозные назначения).

 7.Организация  благоприятной внешней среды (правильный режим дня, рациональное питание, одежда, мебель, гигиенические условия труда и отдыха).

8. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

      Все эти мероприятия одинаково важны и ни одним из них, нельзя пренебрегать, увлекаясь только локальной гимнастикой. Необходимо очень серьезно и внимательно относиться к общеукрепляющим и оздоравливающим мероприятиям: гимнастике, спорту, прогулкам, туризму, правильному режиму, а также к воспитанию навыков правильной осанки и к развитию положительных психических и физических качеств. Именно комплекс всех этих мероприятий закрепляет достижения локальной коррекции, придает ей устойчивость.

 При коррекции  расстройств осанки возникают две основные  задачи:

исправление деформации;

закрепление достигнутых результатов коррекции.

Первая задача (исправление деформации) чисто лечебного характера решается путем восстановления и сохранения нормальной гибкости и подвижности позвоночника как в наиболее пострадавших его участках, так и во всем позвоночнике в целом (мобилизация позвоночника), а также путем создания гармоничного и устойчивого мышечного тонуса, поддерживающего позвоночник в правильном положении. Это достигается специально подобранными физическими упражнениями.

Вторая задача (закрепление результатов коррекции)' носит выраженный воспитательно-педагогический и оздоровительно-гигиенический характер. В основном это воспитательно-педагогический процесс, требующий от врача и методиста по лечебной физкультуре много терпения, настойчивости и понимания организма. Без повседневной воспитательной работы невозможно исправить расстройство осанки или избежать рецидива даже после вполне успешного курса коррекции.

Закрепление результатов коррекции состоит в воспитании ряда навыков:

а) правильной осанки,

б) правильной рабочей позы,

в) правильного режима дня, и в воспитании положительных физических и психических качеств (сила, выносливость, ловкость, владение своим телом, настойчивость, смелость и т.п.).       

Для этого применяется систематическое обучение правильной осанке и рабочей позе, внушение, напоминание, а также ряд гимнастических и спортивных упражнений и игр. Для успешного лечения большое значение имеет сознательное отношение к занятиям, Важно не только осознавать, необходимость лечения, но и понимать действие упражнений, осознавать, что неправильно исполненное упражнение не принесет необходимой пользы и лечебного эффекта. Поэтому врачебно-педагогический персонал кабинета лечебной физкультуры, объясняя способ исполнения упражнения, попутно объясняет и основное воздействие этого упражнения на организм, его пользу. Зная цель назначаемых упражнений, их исполняют тщательно и точно, что является залогом успешности лечения, а в дальнейшем - прочного закрепления результатов лечения.  Правильная осанка при отсутствии патологических изменений в костно-мышечной и нервной системе - условный двигательный рефлекс, в основе образования которого лежит механизм замыкания временной связи между различными возбужденными участками в коре головного мозга или в коре и других отделах центральной нервной системы В основе замыкания лежит процесс проторения путей. В описанном случае имеются неправильные временные связи и проторенные двигательные пути в коре головного мозга, которые   при   переделке   осанки,   при   воспитании   нового,   правильного двигательного навыка необходимо затормозить и установить новые, правильные временные связи в коре головного мозга с проторением новых двигательных путей.   Это   достигается   правильным   представлением   о   движении   и многократным повторением этого правильного движения,

При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми, зрительными областями, осуществляющие сложнейшие отношения с той средой, в которой происходит занятие спортом или гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесид, тела в покое и в движении, проприочувствительности мыщц и, сухожилий шел, туловища, конечностей,  а также кинестетической и зрительной афферентных систем; объединенных корой головного мозга.  Исходя из этих положений, средствами воспитания правильной осанки на уроках лечебной физкультуры являются следующие мероприятия:

1. Работа у зеркала (зрительная афферентная система).

2. Упражнения у вертикальной плоскости (тактильная и кинестетическая афферентная системы).

 3. Удерживание на голове различных предметов (проприочувствительность мышц и сухожилий хрящей).

 4. Передвижение по бревну, рейке, балансирование, (вестибулярный

аппарат, мозжечок, кинестетическая чувствительность,

проприочувствительность мыщц шеи, туловища, конечностей).

5. Воспроизведение правильной осанки «по памяти» (суставно-мышечное чувство).

6. Воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению (вторая сигнальная система).  

Весь процесс воспитания осанки должен протекать при сознательно-волевом отношении ко всему, что встречается в занятиях; только тогда процесс, овладения навыком правильной осанки будет идти естественным путем.

Процесс образования навыка правильной осанки как двигательного стереотипа протекает в, общих чертах в следующем порядке:

1) изучение осанки по элементам, 

2) овладевание осанкой;

3) устранение излишнего мышечного напряжения, скованности,

4) автоматизация правильней осанки при сохранении контроля сознания, т.е, образование «двигательного стереотипа»,       

5) появление "чувства осанки", т.е. умение восстановить правильную

осанку в любых условиях. 

 

 


 

Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом

Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все видыспорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все видыспорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта

Именно комплекс всех этих мероприятий закрепляет достижения локальной коррекции, придает ей устойчивость

Именно комплекс всех этих мероприятий закрепляет достижения локальной коррекции, придает ей устойчивость

При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесид, тела в покое и в движении, проприочувствительности мыщц и, сухожилий шел, туловища, конечностей,…

При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесид, тела в покое и в движении, проприочувствительности мыщц и, сухожилий шел, туловища, конечностей,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023