"Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом."

  • docx
  • 22.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аксюкова О.А..docx

Основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом.

 

 Составитель: Аксюкова Ольга Александровна учитель физической культуры Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя»

 

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в, течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными  занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях   (до 6,0 - 7,0 ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечение позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что, ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки. В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия, спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во  фронтальной плоскости и сколиозах 1 степени противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1ст, занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический  и  оздоровительный  эффект.  А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических, особенностей  и состояния  детского  организма приводят к патологическим отклонениям в опорно - двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

 а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;   

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна,

бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и  живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда дни смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5-2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -И лет выполняют это упражнение                           15 -20 раз а в возрасте 12-16 лет - 25 -30 раз.

 Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы, необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек и повторить упражнение                     3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И.п„ используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10; - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Обычно, если нет других, заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст. (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме  того, им, показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры, в   школе   занятия   коррегирующей   гимнастикой   под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст. дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.        

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все  виды  спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все видыспорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.         Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение позвоночника (в среднем от 1 до 5 лет).

           Лечебная физкультура при расстройствах осанки представляет собой вид энергичной мышечной работы с большим количеством силовых упражнений. Лечебная физкультура органически включает активную коррегирующую гимнастику, которая состоит из вытяжения, мобилизации и редрессации позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида лечебная физкультура необходима при расстройствах осанки, возникающих на почве ослабленное нервно-мышечной системы и неблагоприятного воздействия внешней среды.

Учитывая значительную рабочую нагрузку на весь организм, противопоказанием к применению специальной коррекции позвоночника являются туберкулезные и врожденные деформации его, а также явления недостаточности со стороны, органов кровообращения, дыхания, выделения, к работе которых .корригирующая гимнастика предъявляет большие запросы. В этих случаях показана лечебная физкультура общегигиенического типа с развитием викарных приспособлений.

         К числу основных принципов методики лечебной физкультуры при коррекции расстройств осанки относятся следующие:

1.Систематичность и регулярность применения лечебной физкультуры.

2.Применение   лечебной   физкультуры,   в   которую   должны  входить общеукрепляющие упражнения, игры, ежедневные прогулки, плавание, лыжи (сообразуясь с возрастов и показаниями) и ежедневная активная коррегирующая гимнастика:                                                                                                                                       а) с разгрузкой позвоночника,

б) с вытяжением позвоночника,

в) с мобилизацией и редрессацией (коррекцией) участка наибольшей деформации позвоночника,

г) с правильной установкой таза и плечевого пояса, воспитание рефлекса правильной осанки с периодическим подкреплением его, воздействие путем сочетания лечебной, профилактической и воспитательной работы на высшую нервную деятельность ребенка с учетом ее возрастных и типологических особенностей.

5. Индивидуализация лечебно-профилактических мероприятий на основании выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-соматического статуса.     

6. Общее, оздоровление и укрепление организма путем комплексного лечения(лечебная    физкультура,    воздушные    и  солнечные  ванны,    массаж, медикаментозные назначения).

 7.Организация  благоприятной внешней среды (правильный режим дня, рациональное питание, одежда, мебель, гигиенические условия труда и отдыха).

8. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

      Все эти мероприятия одинаково важны и ни одним из них, нельзя пренебрегать, увлекаясь только локальной гимнастикой. Необходимо очень серьезно и внимательно относиться к общеукрепляющим и оздоравливающим мероприятиям: гимнастике, спорту, прогулкам, туризму, правильному режиму, а также к воспитанию навыков правильной осанки и к развитию положительных психических и физических качеств. Именно комплекс всех этих мероприятий закрепляет достижения локальной коррекции, придает ей устойчивость.

 При коррекции  расстройств осанки возникают две основные  задачи:

исправление деформации;

закрепление достигнутых результатов коррекции.

Первая задача (исправление деформации) чисто лечебного характера решается путем восстановления и сохранения нормальной гибкости и подвижности позвоночника как в наиболее пострадавших его участках, так и во всем позвоночнике в целом (мобилизация позвоночника), а также путем создания гармоничного и устойчивого мышечного тонуса, поддерживающего позвоночник в правильном положении. Это достигается специально подобранными физическими упражнениями.

Вторая задача (закрепление результатов коррекции)' носит выраженный воспитательно-педагогический и оздоровительно-гигиенический характер. В основном это воспитательно-педагогический процесс, требующий от врача и методиста по лечебной физкультуре много терпения, настойчивости и понимания организма. Без повседневной воспитательной работы невозможно исправить расстройство осанки или избежать рецидива даже после вполне успешного курса коррекции.

Закрепление результатов коррекции состоит в воспитании ряда навыков:

а) правильной осанки,

б) правильной рабочей позы,

в) правильного режима дня, и в воспитании положительных физических и психических качеств (сила, выносливость, ловкость, владение своим телом, настойчивость, смелость и т.п.).       

Для этого применяется систематическое обучение правильной осанке и рабочей позе, внушение, напоминание, а также ряд гимнастических и спортивных упражнений и игр. Для успешного лечения большое значение имеет сознательное отношение к занятиям, Важно не только осознавать, необходимость лечения, но и понимать действие упражнений, осознавать, что неправильно исполненное упражнение не принесет необходимой пользы и лечебного эффекта. Поэтому врачебно-педагогический персонал кабинета лечебной физкультуры, объясняя способ исполнения упражнения, попутно объясняет и основное воздействие этого упражнения на организм, его пользу. Зная цель назначаемых упражнений, их исполняют тщательно и точно, что является залогом успешности лечения, а в дальнейшем - прочного закрепления результатов лечения.  Правильная осанка при отсутствии патологических изменений в костно-мышечной и нервной системе - условный двигательный рефлекс, в основе образования которого лежит механизм замыкания временной связи между различными возбужденными участками в коре головного мозга или в коре и других отделах центральной нервной системы В основе замыкания лежит процесс проторения путей. В описанном случае имеются неправильные временные связи и проторенные двигательные пути в коре головного мозга, которые   при   переделке   осанки,   при   воспитании   нового,   правильного двигательного навыка необходимо затормозить и установить новые, правильные временные связи в коре головного мозга с проторением новых двигательных путей.   Это   достигается   правильным   представлением   о   движении   и многократным повторением этого правильного движения,

При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми, зрительными областями, осуществляющие сложнейшие отношения с той средой, в которой происходит занятие спортом или гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесид, тела в покое и в движении, проприочувствительности мыщц и, сухожилий шел, туловища, конечностей,  а также кинестетической и зрительной афферентных систем; объединенных корой головного мозга.  Исходя из этих положений, средствами воспитания правильной осанки на уроках лечебной физкультуры являются следующие мероприятия:

1. Работа у зеркала (зрительная афферентная система).

2. Упражнения у вертикальной плоскости (тактильная и кинестетическая афферентная системы).

 3. Удерживание на голове различных предметов (проприочувствительность мышц и сухожилий хрящей).

 4. Передвижение по бревну, рейке, балансирование, (вестибулярный

аппарат, мозжечок, кинестетическая чувствительность,

проприочувствительность мыщц шеи, туловища, конечностей).

5. Воспроизведение правильной осанки «по памяти» (суставно-мышечное чувство).

6. Воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению (вторая сигнальная система).  

Весь процесс воспитания осанки должен протекать при сознательно-волевом отношении ко всему, что встречается в занятиях; только тогда процесс, овладения навыком правильной осанки будет идти естественным путем.

Процесс образования навыка правильной осанки как двигательного стереотипа протекает в, общих чертах в следующем порядке:

1) изучение осанки по элементам, 

2) овладевание осанкой;

3) устранение излишнего мышечного напряжения, скованности,

4) автоматизация правильней осанки при сохранении контроля сознания, т.е, образование «двигательного стереотипа»,       

5) появление "чувства осанки", т.е. умение восстановить правильную

осанку в любых условиях.