Основные системы развивающего обучения
Оценка 4.9

Основные системы развивающего обучения

Оценка 4.9
doc
04.04.2020
Основные системы развивающего обучения
Основные системы развивающего обучения.doc

Основные системы развивающего обучения в современной педагогической науке и практике

 

          В настоящее время, в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности. Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий. Технологии творческого развития отдают приоритет сфере эстетических и нравственных качеств личности. Технология Г.К. Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности, а И.С Якиманской - на действенно-практическую сферу личности. Широкое  распространение получила педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В.Крулехт. 

          Нами же подробно рассмотрены, как основные системы развивающего обучения, система обучения Л.В. Занкова и система Эльконина-Давыдова. Так как именно эти системы получили официальное признание Министерством образования России в 1996г.  Остальные же развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Органической частью системы развивающего обучения выступает система диагностики теоретического мышления и развития основных его структурных компонентов. Методы диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, планирование, рефлексия, системности мышления, достаточно хорошо отработаны и стали составной частью самой системы развивающего обучения.

В чем заключается специфика системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова и чем она отличается от других теорий развивающего обучения?

В.В. Давыдов давал следующую характеристику сути развивающего обучения в этой системе. Его отличает организация усвоения знаний в форме учебной деятельности, которая своим содержанием, методами, формами работы непосредственно и прямо направлена на развитие необходимого уровня психологических новообразований у детей соответствующего возраста. Учебная деятельность формируется в течение всей школьной жизни, но особенно интенсивно – в начальных классах. Задачей развивающего обучения является формирование у младших школьников следующих новообразований: развитие их как субъектов учебной деятельности, формирование способности к произвольному управлению поведением, анализу и планированию. Содержанием развивающего обучения, начиная с начальных классов, выступают теоретические знания, овладение которыми происходит посредством учебной деятельности. Способ изложения теоретических знаний в единстве с мыслительными операциями (абстрагированием, обобщением и т.д.) строится в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. «Мысль школьников при таком усвоении целенаправленно движется от общего к частному (учащиеся первоначально ищут и фиксируют исходную общую “клеточку” изучаемого материала, а затем, опираясь на нее, выводят многообразные частные особенности данного предмета)… Такое усвоение направлено на выяснение школьниками условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий». Школьники решают учебные задачи путем выполнения определенных действий с помощью мыслительных операций и средств. У них формируется отношение к собственным действиям – рефлексия. Благодаря рефлексии, осознаются основания мыслительных действий и тем самым, между ними устанавливается внутренняя связь. Рефлексивное сознание рассматривается в качестве необходимого условия воспитания человека как свободной творческой личности. Личность является одним из основных философско-психологических понятий теории развивающего обучения. Теоретическое содержание учебной деятельности в идеале предполагает, что образование включает введение учащихся не только в область научных знаний, но и в другие сферы общественного сознания – искусство, нравственность и мораль, религию, которые также включают теоретическое мышление. Не учёт в учебной практике этих форм работы человеческого духа в процессе обучения отрицательно сказывается на качестве образования, особенно на развитии и воспитании личности. Вопросам развития личности посвящен самостоятельный раздел в монографии «Теория развивающего обучения». Образование должно быть развивающим не только в отношении познания, мышления и сознания человека-учащегося. Его главной целью В.В. Давыдов считал развитие личности. Реализация этой цели не может быть отделена от его ведущей деятельности – учебной, ибо «учебно-воспитательный процесс един, – писал В.В. Давыдов. – Если вы кого-то воспитываете, то, значит, вы чему-то его обучаете. Если вы обучаете, то значит, вы в чем-то его и воспитываете». В полноценной учебной деятельности школьник овладевает основами разумно-теоретического, рефлектирующего сознания и мышления, приобретает способность к общению в коллективе. Все эти приобретения создают необходимые основания и условия для становления и развития личности. Развитие личности детей В.В. Давыдов связывал с развитием воображения, с углублением эстетического цикла образования (курсы литературы, изобразительного искусства, музыки, ритмики).

Система развивающего обучения, основы которой создавались В.В. Давыдовым, не является застывшей дидактической системой. Ее дальнейшая разработка обусловлена необходимостью решения социальных проблем, в первую очередь проектирования развивающего образования, его модернизации в целом.

В 1996 году получила статус государственной образовательной системы как вариант педагогики развития система Л.В. Занкова.

Основной целевой ориентацией в системе обучения по Л.В. Занкову

является общее развитие личности, которое понимается как новообразования в психике ребенка, возникающие в результате внутренних глубинных интеграционных процессов. Учебные программы и учебники, организация учебно-воспитательного процесса по системе Л.В. Занкова строятся на основе таких дидактических принципов, как системность и целостность содержания образования; обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний в содержании образования; изучение материала быстрым темпом. В учебных программах школы системы развивающего обучения особое внимание обращается на формирование у учащихся способов умственных действий (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, классификация, рефлексия), выявление отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Анализ учебников позволяет заключить, что они удовлетворяют требования развивающего обучения. В них есть задания, позволяющие формировать умения и навыки планирования умственной деятельности. Содержание в задании носят творческий характер, способствуют формированию умения принимать нестандартные решения. Обучение по системе Занкова ориентировано на достижение оптимальных результатов в общем развитии ученика. Учебные задачи ставятся и решаются на высоком уровне трудности. Активизация познавательной деятельности учащихся обеспечивается творческими заданиями, выполнение которых обусловлено самостоятельной работой. Большое значение в развитии речи, памяти, творческого воображения, логического мышления, количественного счета, эмоционального состояния и настроения имеют считалки.

Учителя-занковцы в каждодневной практике реализуют дидактический принцип развивающего обучения ведущей роли теоретических знаний. На его основе интегрированы связи ранее усвоенного и нового витка знаний в ракурсе сопоставления (противопоставления), синтезирования, обобщения. Ликвидирован разрыв между когнитивными и эмоциональными факторами в процессе познания. Каждый шаг возвращения к пройденному осуществляется на более высокой ступени продвижения в общем развитии ученика. Это обеспечивает мобильность, интеграцию знаний, более высокий уровень осознания в связке ранее пройденного и нового учебного материала, что гарантирует успешность учения каждого.

Коллектив занковцев – исследователей и практиков год от года продвигался к пониманию того, как надо построить обучение, чтобы оно способствовало развитию каждого. В настоящее время можно назвать следующие направления, охватывающие все компоненты обучения:

 · наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого;

 · интегрированный характер содержания курсов:

а) из разных областей знания;

б) разного уровня обобщения (метапредметного, межпредметного и предметного);

 в) теоретической и практической направленности;

г) интеллектуальной и эмоциональной направленности;

 · позитивная атмосфера взаимодействия: учитель-ученик-родитель;

 · организация самостоятельной познавательной деятельности при сочетании:

а) разных способов познавательной деятельности;

б) разных типов проблемных заданий;

 в) разной меры индивидуальной помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

 · возможность выбора учеником:

а) задания;

б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная);

в) источников получения знаний;

 · сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня.

Многолетний опыт реализации системы развивающего обучения Л.В.Занкова в практике доказывает, что спокойное и уверенное самочувствие ребенка в школе является основным условием его продуктивной деятельности и одним из показателей здоровьесберегающего характера обучения. По- прежнему остаются актуальными слова Леонида Владимировича о том, что главным в организации процесса обучения является «состояние души на уроке учителя и ученика».

Таким образом, рассмотренные выше технологии наиболее полно отражают идеи и принципы развивающего обучения. В ряд современных программ «модернизированного» традиционного обучения (Н.Я. Виленкин, Н.Б. Истомина, Л.И. Петерсон) также включены некоторые элементы системы Эльконина – Давыдова.


Основные системы развивающего обучения в современной педагогической науке и практике

Основные системы развивающего обучения в современной педагогической науке и практике

Учебная деятельность формируется в течение всей школьной жизни, но особенно интенсивно – в начальных классах

Учебная деятельность формируется в течение всей школьной жизни, но особенно интенсивно – в начальных классах

Вопросам развития личности посвящен самостоятельный раздел в монографии «Теория развивающего обучения»

Вопросам развития личности посвящен самостоятельный раздел в монографии «Теория развивающего обучения»

В учебных программах школы системы развивающего обучения особое внимание обращается на формирование у учащихся способов умственных действий (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, классификация, рефлексия), выявление отличительных…

В учебных программах школы системы развивающего обучения особое внимание обращается на формирование у учащихся способов умственных действий (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, классификация, рефлексия), выявление отличительных…

В настоящее время можно назвать следующие направления, охватывающие все компоненты обучения: · наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого; · интегрированный…

В настоящее время можно назвать следующие направления, охватывающие все компоненты обучения: · наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого; · интегрированный…

Таким образом, рассмотренные выше технологии наиболее полно отражают идеи и принципы развивающего обучения

Таким образом, рассмотренные выше технологии наиболее полно отражают идеи и принципы развивающего обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020